Обратно

Ермакова Е.Ю., Устинов В.А.
Международная конференция «Электронный кинематограф.
Производство и распространение»

28 ноября 2002 г. в России, точнее, в Москве, в прекрасном концертном зале гостиницы «Космос» произошло знаменательное событие — открылась блестяще организованная однодневная Международная конференция, посвященная современному состоянию и перспективам развития и внедрения цифровых методов кинематографа.
Во вступительном слове председатель Оргкомитета конференции, генеральный директор фирмы «ЭРА» Г.С. Гадиян сообщил о большом интересе общества к данной теме, судя по большому числу (более 800 человек!) изъявивших желание присутствовать на докладах наших специалистов и лишний раз убедиться в том, что качество электронного кино не уступает качеству традиционного кинематографа, а порой и превосходит его.

Конференцию ведет Г.С. Гадиян

Г.С. Гадиян кратко охарактеризовал современное состояние и перспективы развития цифрового кинематографа в России. Определив электронный (цифровой) кинематограф как технологически завершенный цифровой процесс производства, распространения и показа кинофильмов, он сказал, что перевод всей технической базы кинематографа на цифровое оборудование не только экономически выгоден, но и обеспечивает новые возможности, недоступные ранее в традиционном кино. Становится возможным одновременное проведение мировой премьеры с использованием цифровых спутниковых и волоконнооптических каналов распространения. Основное преимущество цифровых технологий — неизменность качества изображения при копировании, хранении, воспроизведении и передаче. Кроме этого, цифровые технологии обеспечивают более гибкий подход в работе с информацией.
Помимо кинофильмов, электронные кинотеатры могут предоставить широкий экран зрителям для просмотра в реальном времени важных культурных, политических и спортивных мероприятий. Россия, не имеющая сегодня налаженной сети кинопроката, — очень перспективная страна для внедрения всей технологической цепочки электронного кинематографа: цифрового HD-производства, цифрового HD-вещания (распространения) и цифрового HD-показа.
В соответствии с программой конференции с докладами выступили ведущие ученые и специалисты фирм JVC, Sony, QuVis, Snell&Wilcox, представители компани UMP — производителя кинопродукции и оператора спутниковой связи, средств массовой информации (ТКТ, Widescreen). Необходимо отметить, что были прочитаны все (без исключения!) доклады, заявленные в программе, и благодаря четко организованному ведению конференции председателем, сбоев графика не наблюдалось; каждый мог присутствовать на демонстрации кадров HD-киновидеофильмов (показы проходили в основном и специальном залах), а также пообщаться со специалистами, обменяться мнениями, и, наконец, выступить со своим видением проблем и путях их решения. Практически каждому докладчику задавалось по 5–6 вопросов, свидетельствовавших об интересе аудитории к тем или иным аспектам теоретического или практического характера.
Была предоставлена возможность оценить качество изображения, выведенного на экран с различных источников: с дискового HD-рекордера QuBit фирмы QuVis, с видеомагнитофона HDCam, с HD-видеомагнитофона HM-DH30000U формата D-VHS фирмы JVC, с DVD-плейера — и сравнить качество киновидеоматериала, снятого на различные типы носителей. С помощью цифрового проектора DLA-QX-1 впервые в России на широком экране было продемонстрировано качество QXGA (2048х1536). И надо сказать: это впечатляет!
В отлично изданном и исчерпывающем на сегодняшний день каталоге-обзоре «Электронный кинематограф. Производство и распространение», выпущенном фирмой «ЭРА», который получил каждый участник конференции, представлены типовые варианты электронных кинотеатров, с площадью зала от 30 до 300 кв. м, с количеством зрителей от 10 до 350 человек и более, стоимостью от 8 тыс. до 89,5 тыс. долл. Несомненно, использование технических новинок, вошедших в каталог, на практике позволит убедиться в том, что изображение на экране формата 16:9, многоканальный объемный звук и комфортные условия просмотра создадут у зрителей ощущение реального участия в событиях, происходящих на экране.

М.И. Кривошеев

В прочитанном проф. М.И. Кривошеевым докладе на тему «Новый подход к международной стандартизации цифрового кинематографа» (М.И. Кривошеев, НИИР; В.А. Хлебородов, «ТКТ») было подчеркнуто: «Многолетняя история развития телевизионного вещания во всем мире свидетельствует о том, что Рекомендации и стандарты Международного союза электросвязи (МСЭ) гарантируют качество и совместимость новых аудиовизуальных систем. Стандартизацией «Цифрового кинематографа» (D-cinema) в МСЭ занимается 6-я Исследовательская комиссия, а именно Целевая группа 6/9, руководимая старшим вице-президентом компании CBS (США) Дж. Флаерти, предложенным на этот пост Северо-Американской Вещательной Ассоциацией (NABA)».
Согласно определению группы, «Цифровой кинематограф — это новая служба, которая на основе перспективных технологий телевидения призвана воссоздать эффект театральной кинопроекции посредством доставки программ по каналам связи для коллективного просмотра на больших экранах в залах, подобных кинозалам».

Цель Цифрового кинематографа (ЦКМ) — сравниться или даже превзойти результирующие качественные показатели 35-мм кинопоказа. Работа целевых групп базируется на трех основных Рекомендациях МСЭ: BT.709 «Значение параметров для стандартов ТВЧ для производства и международного обмена программами», BR.1220 «Требования к формированию, записи и представлению программ ТВЧ, предназначенных для использования в электронном кинематографе» и ВТ.1201 «Изображения сверхвысокой четкости».
Рекомендация BT.709-3 («ТКТ» № 9, 1999) предусматривает применение ряда стандартов. Для ЦКМ рекомендован стандарт 1080/24/1:1. Этот основополагающий документ единодушно поддержали крупнейшие телекомпании мира, ведущие фирмы в области Интернета и развлекательной индустрии, изготовители оборудования.
В области кинопроката влияние нового международного стандарта киновидеопроизводства может оказаться поистине революционным. Кинопрокатные организации мира, использующие кинопленку, будут получать по волоконнооптическим и спутниковым каналам связи «цифровые» фильмы и на месте изготавливать «целлулоидные» копии высочайшего технического качества.
Другая перспективная возможность, которая уже начала осуществляться, — организация видеопроката в мировом масштабе с показом ТВЧ-изображений на больших проекционных экранах. Однако создание ТВЧ-фильмов (примером может служить фильм «Звездные войны. Эпизод II», реж. Дж. Лукас) — это только первый этап развития ЦКМ. Для более четкой координации исследований в мировом масштабе разработан перечень основных вопросов изучения, объединенных в Вопросе 15/6:
– какие цели стоят перед цифровым кинематографом в достижении субъективного и объективного качества изображения и звука?
– какие методы подходят для субъективной и объективной оценок качества изображения и звука в цифровом кинематографе?
– может ли только одна система цифрового видеопроизводства обеспечить достижение целевого субъективного качества при съемке и компоновке программ цифрового кинематографа?
– какие практические методы цифрового производства и компоновки программ можно рекомендовать для достижения целевых качественных показателей цифрового кинематографа даже при создании программ, требующих особо сложной обработки?
– какие форматы цифровой записи и практические методы можно рекомендовать для достижения целевых качественных показателей цифрового кинематографа?
– какие методы можно рекомендовать для перезаписи (перевода) видеофонограмм цифрового кинематографа на 35-мм кинопленку с оптимальным качеством, предназначенных для международного обмена программами и для видеопроката?
– какую информацию о программах цифрового кинематографа должны содержать метаданные, распространяемые в трактах цифрового видеопроизводства и распределения, и в каком формате?
– какие методы следует рекомендовать для сокращения цифрового потока и шифрования программ цифрового кинематографа?
– какие методы можно рекомендовать по адаптации программ цифрового кинематографа для доставки по наземным и спутниковым каналам связи?
На собраниях Рабочих и Целевых групп ИК6 и общем собрании ИК6 в сентябре 2002 г. широко обсуждались предложения по изменению Вопроса 15/6 и мандата Целевой группы 6/9, что связано с новым подходом к этой проблеме, основанном, в том числе на возможностях многоцелевого использования цифровых ТВ-систем и больших экранов, не только для задач кинематографии, но и для передачи театральных постановок, спортивных, культурных и других событий в театрах, залах и различных местах установки экранов.
Проф. В.Г. Комар (НИКФИ) в докладе «Сравнение систем электронного цифрового и пленочного кинематографа и перспективы их развития» остановился на проблемах, связанных с сосуществованием электронного кинематографа с традиционным. Он подчеркнул, что сравнение качества изображения различных систем электронного и пленочного кинематографа показывает, что электронные цифровые системы, основанные на стандарте телевидения высокой четкости (ТВЧ), по отдельным показателям превосходят, а по другим — уступают системам, основанным на применении кинопленки шириной 35 мм. В целом по качеству изображения системы близки друг к другу и практически равноценны, поэтому одни режиссеры, эксперты и зрители предпочитают электронный кинематограф в стандарте ТВЧ, другие — 35-мм кинопленочный. Лучшие смешанные (промежуточные) системы кинематографа, содержащие последовательные электронные и кинопленочные звенья, по качеству изображения соответствуют указанным стандартам ТВЧ и 35-мм кинопленочных систем.

 

В.Г. Комар и Э.Л. Виноградова

Разрешение лучших негативных 35-мм кинопленок, выраженное в пикселах, из условия резкости изображения немного уступает разрешению ПЗС-матрицы видеокамер стандарта ТВЧ (1920х1080). Разрешение позитивных 35-мм кинопленок, выраженное в пикселах, из условия резкости изображения превосходит разрешение модуляторов света видеопроекторов. Однако указанные системы в целом (от съемки до проекции), как и лучшие смешанные системы, имеют близкие значения разрешения, подсчитанные из условий резкости изображения.
Цветовой охват лучших цифровых систем кинематографа превосходит цветовой охват кинопленочных систем. Однако это превосходство не имеет существенного практического значения, так как цветовой охват кинопленок позволяет хорошо воспроизвести цвет предметов, характерных для кинематографа.
Количество передаваемых полутонов, цветовых оттенков изображения в кинопленочных системах значительно больше, чем в цифровых. Однако при 12-бит квантовании трех основных слагающих яркости (красного, зеленого и синего), которые используются в лучших цифровых системах, указанное превосходство не имеет существенного практического значения из-за ограниченных характеристик зрительного анализатора человека. Более простое и быстрое корректирование цвета в цифровых системах является их большим преимуществом, а контраст изображения, экспонометрическая широта в сравниваемых системах практически одинаковы.
Помехи изображения в виде зернистости, царапин, пятен, возникающих по мере эксплуатации кинопленочных систем, являются их недостатком. Возможность неограниченного, вечного хранения кинокартин в цифровой форме путем последовательного копирования копий кинокартин является большим преимуществом цифровых процессов.
Устойчивость изображения на экране в современных электронных системах значительно лучше, чем в применяемых 35-мм кинопленочных. Качество передачи звука в электронных системах может выполняться на таком же высоком уровне, как в кинопленочных системах.
Сравнение экономических показателей электронных и кинопленочных систем кинематографа показывает, что цифровые электронные системы, основанные на стандарте ТВЧ, по отдельным экономическим показателям превосходят, а по другим — уступают системам 35-мм пленочного кинематографа. Текущие денежные расходы при производстве кинокартин цифровых, как для кинотеатрального, так и для телевизионного показа, существенно меньше, чем при производстве кинопленочных кинокартин. Однако для производства электронных кинокартин требуются существенные затраты на приобретение или аренду нового оборудования.
Производство и доставка в кинотеатры электронных копий кинокартин в виде кассет с магнитной лентой или видеодисков значительно дешевле, чем копий кинокартин на кинопленке.
Оснащение кинотеатров современной электронной аппаратурой и ее обслуживание, требующее квалифицированного персонала, — дело, несомненно, более дорогое, чем в случае кинопленочной аппаратуры, что явится серьезной причиной медленного перехода от кинопленочных систем к электронным. Поэтому можно ожидать на практике активного использования смешанных систем.
Передача сигналов кинокартин через космические спутники может быть экономически оправдана при практической реализации в огромных масштабах. Можно ожидать в более отдаленной перспективе текущего десятилетия создание цифровой системы электронного кинематографа с более высоким разрешением ПЗС-матриц и модуляторов света, например, 4К по горизонтали.
Во многих странах ведутся исследовательские работы по созданию электронных систем кинематографа с трехмерным изображением. В кооперации с Московским Государственным Университетом и несколькими российскими фирмами, а также с Корейским институтом науки и техники и Тhe Hannam University (Южная Корея) проводит исследования в этой области и НИКФИ.
Электронные системы с трехмерным многоракурсным изображением без применения очков или других наглазных приспособлений, при свободном положении зрителей, можно ожидать, будут созданы и реализованы в текущем десятилетии.

Практической реализации электронного кино был посвящен доклад генерального директора кинокомпании UMP Р.Р. Атамалибекова: «Poccийский опыт: от пленочного кинематографа к цифровому». В нем сообщалось о том, что кинокомпания UMP является одной из ведущих и динамично развивающихся компаний в России в сфере предоставления услуг и производства кино-, теле- и видеопродукции. Использование современных технических достижений и создание собственных производственных технологий (ноу-хау) на их базе — основа ее успешной деятельности.

На основании опыта, приобретенного компанией за время ее работы, были раскрыты преимущества цифрового кинематографа:
большая надежность съемочной техники в различных климатических условиях;
ускорение процесса съемок и монтажа материала;
высокое качество изображения при использовании света меньшей мощности;
меньший объем цветокоррекции в постпроизводстве;
возможность записи на одну кассету до 50 мин (вместо традиционных 10 мин при кинопроизводстве);
четырехканальная запись звуковых сигналов системы Dolby-E;
возможность международного обмена материалами на универсальном носителе;
100-% качество эталонной копии при многократном кинопоказе;
гарантия сохранности исходных материалов и копий в течение 100 лет;

Р.Р. Атамалибеков

более низкая себестоимость производства;
полная защита от пиратства.
Среди проектов, созданныx при участии кинокомпании в формате HD 24р и завершенных в производстве: «Неудача Пуаро», «Антикиллер», «Башмачник», «Обнаженная натура», «О’КЕЙ», «Даже не думай», «Вход через окно», «Сердцебиение», «Мечтать не вредно», «Прощание славянки», «Приключения мага», «Ораторский прием» и другие.
Выставки кино- и видеооборудования, кинофестивали, количество созданных за последний год фильмов в новом цифровом формате убеждают, что будущее — за цифровым кинематографом. Р. Атамалимбеков выразил уверенность в том, что переход на цифровые технологии кинопоказа — вопрос ближайшего будущего. В связи с этим компания разрабатывает перспективные планы, базирующиеся на следующих направлениях:
• модернизация кинотеатров через переход к цифровым кинопроекторам;
• создание сетей кинотеатров с эффективными менеджментом и прокатом;
• снижение себестоимости кинопроката;
• превращение кинотеатра в центр досуга для всей семьи;
• совершенствование политики кинопроката.
Докладчик продемонстрировал несколько образцов HD-кадров в сравнении с проекционным изображением с кинопленки.

Общее направление доклада генерального директора московского представительства фирмы Sony Business Europe В.В. Милехина «Фирма Sony и цифровой кинематограф на рубеже веков» можно охарактеризовать так: «Фирма Sony дает покупателям полную свободу выбора: покупайте оборудование, позволяющее получить то изображение, которое нужно вам. Sony не отрицает своей технологией традиционный кинопроцесс».

Благодаря этой фирме концепция «Цифровой кинематограф» увидела свет в 1995 году. Ее основной идеей стало продвижение цифровой технологии в область традиционного кино, использование видеоленты вместо кинопленки. Первоначально альтернатива кинопленке Супер 16 мм была представлена в виде разработанного фирмой цифрового формата видеозаписи Digital Betacam. Появление оборудования CineAlta стандарта HD 24p открыло новые, еще более широкие творческие возможности для кинематографистов, обеспечив высочайшее качество изображения и совместимость с другими форматами высокой четкости.
Главные достоинства цифрового кинематографа по сравнению с традиционной технологией — высокое качество изображения при очевидной экономии времени и финансовых средств на техническое оснащение, производство и постпроизводство.

В.В. Милехин

Результаты недавних исследований британской телекомпании Би-Би-Си совместно с Sony показывают, что съемка с помощью камкордера CineAlta HDW-F900 и последующей компоновкой на HDCam обходятся в целом на 78% дешевле, чем съемка на 35-мм пленку и постпроизводство на Digital Betacam. Однако цифры впечатляют еще больше, если сравнивать затраты на съемку с использованием камкордера HDW-750P с последующей компоновкой на Digital Betacam. Это на целых 181% (!) меньше по сравнению с технологией 35 мм.
При работе с цифровым изображением появляется гораздо больше возможностей по его обработке: коррекции цвета, спецэффектам и т.д. Сегодня даже в традиционной технологии кинопроизводства многие фильмы переводятся в цифровой формат для дополнительной работы с изображением, использования видеоэффектов, которые в прежней, аналоговой, технологии применить вообще было невозможно. А затем изображение возвращается либо обратно на кинопленку, либо на цифровую видеокассету.
Sony впервые представила свою ТВЧ-продукцию под торговой маркой CineAlta в 2000 г. на выставке NAB. Sony реализует направление HD в серии устройств формата HDCam. Это камкордер и видеомагнитофон торговой марки CineAlta (24P) — HDW-F900 и HDW-F500, а также камкордер 25P HDW-750P и серия видеомагнитофонов HDW-2000.
Для Sony чрезвычайно важно то обстоятельство, что в короткий промежуток времени на территории России возникло несколько пользователей оборудования HDCam. На сегодняшний день это кинокомпания United Multimedia Projects и фирма «BS Графика» в Москве, а также Телерадиокомпания «Югра» в Ханты-Мансийске Тюменской области. На ноябрь 2002 г. в России работают уже более 10 съемочных комплектов CineAlta.
Активно ведутся переговоры по новым проектам, в том числе в Казахстане и Украине. Фирма Sony гордится тем, что в 2002 году ТВЧ-продукция оказалась представлена несколькими завершенными проектами и в России, и в Голливуде, например, фильмом «Звездные войны. Эпизод II». Задача Sony состоит в том, чтобы создавать индустрию развлечений в интересах широких кругов потребителей. Одним из важных направлений в этой связи является цифровой кинематограф. Доклад был прекрасно проиллюстрирован.

Операторы (слева направо): Ю. Клишев, Е. Давыдов, Л. Абрамов, В. Извеков

«Индустрия кино переживает неизбежный период трансформации под давлением технологических изменений», — так начала свой доклад «Цифровой кинематограф между двух огней, или Как оптимизировать процессы производства и доставки кинопродукции в новых технологических условиях» г-жа Е.Г. Петухова, региональный директор фирмы Snell & Wilcox Ltd.
Фирма Snell & Wilcox в числе первых начала производить устройства повышающего и понижающего преобразования и микшеры для ТВЧ, а в настоящее время предлагает ряд устройств для производства и доставки цифровых киноматериалов. Особого внимания заслуживает суперсистема PICASSO для производства цифровых фильмов. Две такие системы были проданы компании ILM (Industrial Light and Magic), входящей в группу Lucas Films, для производства в Голливуде новой серии фильма «Звездные войны. Эпизод II».
Для создания файлов высокого разрешения создан аппаратно-программный комплекс INGEST. Он обладает способностью превращать любые видео- и аудиосигналы в файлы формата MXF и файлы MPEG-2 высокого разрешения, получающие все необходимые метаданные, как коммерческие, так и технические, включая тайм-код. Далее они могут быть переданы в составе спутникового сигнала, по IP-сети или использованы для создания мастер-копии для DVD.
Фирма принимает активное участие в работе ряда международных органов по стандартизации новых технических требований, имеющих отношение к цифровому кино.

Главный редактор и издатель журнала Widescreen Review г-н Г. Ребер (США) в докладе «Цифровая кинематография: производство и прокат программ D-VHS» сообщил, что в США начато внедрение систе-мы цифрового кинематографа (D-Theater) с использованием программного материала, предварительно записанного на магнитную ленту с помощью аппаратуры цифровой видеозаписи формата D-VHS фирмы JVC. Он разработан в 1996 г. Этот стандарт предусматривает применение цифровых кассет с форм-фактором, принятым для кассет VHS; более того, обеспечена обратная совместимость с видеофонограммами VHS. На одну кассету D-VHS, максимальная емкость которой составляет 50 Гбайт, на скорости 28,2 Мбит/с можно записать четырехчасовой программный материал, кодированный по стандарту MPEG-2.
В 2001 г. было объявлено о создании системы защиты прокатных видеокопий D-VHS (JVC), а в январе 2002 г. киностудии Artisan, Dreamworks, Fox и Universal объявили о программной поддержке стандарта. Уже сейчас в продаже имеются предварительно записанные программы стандарта D-VHS, причем они могут воспроизводиться только на видеомагнитофонах («плейерах» ) серии D-Theater. Лицензия на систему D-VHS имеет часть, касающуюся аппаратуры D-Theater.
Почему стандарт D-VHS получил поддержку? Прежде всего потому, что он обеспечивает запись и воспроизведение программ высокой четкости, а также позволяет создавать архивы видеофонограмм, предназначенных для длительного хранения. ТВЧ-копии кинофильмов уже можно купить (www.DVHSMovieGuide.com). Стандарт D-VHS, играющий существенную роль в переходе к цифровому ТВ (высокой четкости), устанавливает стандарты для будущих дисков HD-DVD. Его качественные показатели удовлетворяют требованиям современных и будущих пользователей ТВЧ. Наконец, этот цифровой стандарт позволяет пользоваться накопленными программами VHS.
Видеопроизводство по стандарту D-VHS имеет ряд преимуществ:
• легко транспортируемый дешевый носитель записи позволяет просматривать текущий съемочный материал и выполнять другие работы;
• «пустая» видеокассета стоит 15–25 долл.;
• стопроцентная защита содержимого благодаря системе D-Theater;
• показ цифровых кинофильмов с качеством, свойственным презентациям;
• как утверждается, качество изображения D-VHS сравнимо с качеством изображений, получаемых при воспроизведении видеофонограмм-оригиналов стандарта D-5.

Информационно насыщенные доклады были представлены специалистами фирмы JVC: г-ном У.П. Блеха (JVC ILA Technology Group, США) «Технология D-ILA для цифрового кинематографа» и г-ном Г.В. Эмрихом (JVC Professional, Германия) «Технология D-ILA и видеопроектор QX-1».
Г-н Блеха подчеркнул, что цифровой кинематограф, вводя в кинопромышленность новые способы производства и демонстрации кинофильмов, при этом сохраняет художественный замысел кинофильмов. Новая технология монтажа и кинопоказа повышает качество изображения и обеспечивает широкое распределение кинопроизведений без использования целлулоида.
Фирма JVC разработала новую технологию D-ILA, которая стала основой цифровых проекторов, создающих изображения «кинокачества» для постпроизводства и кинотеатров. Технология базируется на новшествах в разработках КМОП-микросхем и ЖК-приборов. Видеопроектор D-ILA на одном 33-мм модуляторе, обеспечивающем разрешение QXGA (2048x1536 элементов), способен формировать «настоящие» изображения ТВЧ с 1920х1080 отсчетами. Изделие JVC с 3,2 млн элементов не имеет себе равных на рынке высококачественных видеопроекторов (у конкурирующих изделий только 1,3 млн элементов).
В своем флагмане — видеопроекторе QX-1 — JVC реализовала высокое разрешение. QXGA-разрешение и контраст более 1000:1 делают это изделие представителем нового стандарта качества изображения в цифровом кинематографе. Большая яркость светового потока, достигающая 7000 лм, позволяет проецировать изображения на экраны в самых разнообразных местах.
JVC также выпускает целое семейство видеопроекторов D-ILA с разной разрешающей способностью и интенсивностью светового потока для широкого спектра применений. В частности, малогабаритные проекторы позволяют реализовать уникальные свойства технологии D-ILA на относительно небольших экранах в домашних кинотеатрах и аппаратных постпроизводства.
Воспроизводить все детали изображения высокой четкости видеопроектору D-ILA позволяет новейший прибор LCOS (Liquid Crystal on Silicon — жидкий кристалл на кремнии). Каждая матрица имеет коэффициент заполнения 0,93, поэтому раздражающая «решетка», заметная при использовании матриц с дискретными элементами других фирм, практически полностью устраняется. В отличие от микрозеркального модулятора, ЖК-модулятор «сглаживает» изображение, а также подавляет искусственную резкость, обусловленную краями микрозеркал. Поэтому изображения, создаваемые проектором D-ILA, «мягкие» и естественные, как киноизображения. Детали и другая информация, поступающие от исходного цифрового видеодатчика, воспроизводятся с высокой точностью. Если некоторые цифровые устройства отображения используют ИКМ и линейную характеристику, чтобы сформировать шкалу серого, то в проекторах D-ILA применяется «аналоговая градационная характеристика» S-формы. Это позволяет воспроизводить темные участки изображения, имеющие большое значение для киноизображений, с высоким отношением сигнал-шум и отсутствием ложных контуров.
Г-н Эмрих на конкретных примерах мастерски продемонстрировал принципы технологии D-ILA, получения информации и трехмерной анимации, совместив с показом конструкции видеопроектора и рассмотрением перспектив совершенствования оборудования, «живую» демонстрацию преимуществ технологии D-ILA, демонстрацией компьютерной анимации, возможностей применения устройства в цифровом кинематографе и системах CAD/CAM.
Естественно, иллюстрировались преимущества проекта QX-1, что нашло соответствующий теплый прием аудитории. Одновременно были показаны трудности оценки качества изображения в зависимости от материала источника.

«Оснащение электронного кинотеатра системой Dolby Digital» — тема доклада специалистов НИКФИВ.А. Гинзбурга и К.В. Неверовского. Было сообщено, что в основе системы звуковоспроизведения электронного кинотеатра лежит система, применяемая в обычном кинотеатре, оборудованном аппаратурой для воспроизведения цифровых фонограмм кинофильмов, записанных по системе Dolby Digital. Система имеет 6, а в случае Dolby Digital Surround EX — 7 каналов воспроизведения (L, C, R, LS, RS, BS (BLS, BRS), SW). Она должна обеспечивать необходимые уровни звукового давления и электроакустические частотные характеристики согласно стандарту ISO 2969.
«Выравнивание» электроакустических характеристик осуществляется, например, с помощью звукового процессора Dolby СР 650. Восемь аналоговых сигналов воспроизведения формируются с помощью адаптера DMA-8, который имеет всевозможные цифровые входы и осуществляет декодирование цифровых сигналов, кодированных по системам РСМ, АС-3 или DOLBY Е .
Конечно, потенциальные возможности электронного кинематографа в смысле обеспечения числа каналов воспроизведения намного выше, чем у записи на кинопленке. Однако их осуществление будет ограничиваться проблемой совместимости звукового сопровождения электронных фильмов и обычного кинематографа.

Начальник отдела развития телевидения ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) г-н С.Б. Пореш в докладе «Технические возможности для распространения телерадиопрограмм и кинопродукции в цифровом формате через спутники связи и вещания ФГУП “Космическая связь”» сообщил, что ГП КС является национальным оператором спутниковой связи, в хозяйственном ведении которого находится российская группировка спутников связи и вещания. 10 космических аппаратов, входящих в группировку, расположены на дуге геостационарной орбиты от 14Ч з.д. до 145Ч в.д. и обеспечивают глобальное
покрытие. ГП КС реализует Программу обновления российской спутниковой группировки. В период 2000–2002 гг. на орбиту успешно выведены 5 спутников связи и вещания, среди которых 3 современных аппарата серии «Экспресс-А». До 2005 г. спутниковая группировка ГП КС пополнится 5 новейшими спутниками серии «Экспресс-АМ», работы по созданию которых ведутся совместно с ведущими зарубежными производителями.
Спутники связи и вещания ГП КС предназначены для телерадиовещания, оказания услуг телефонии, передачи данных, доступа к сети Интернет, предоставления пакета мультисервисных услуг на территории Российской Федерации и большинства стран мира. Предприятие имеет многолетний опыт распространения общероссийских программ на приемную сеть, насчитывающую около 10 тыс. приемных станций. В настоящее время эта сеть переводится в цифровой формат, но уже сегодня в центре мультиплексирования на «Шаболовке» в Москве формируется цифровой пакет федеральных телерадиопрограмм и распространяется на Европейскую часть России.
Модернизация спутниковой группировки и использование новых цифровых технологий мультиплексирования и компрессии сигнала позволяют ГП КС участвовать в новых перспективных проектах в области телерадиовещания и распространения кинопродукции.
Один их таких проектов — «Народный экран», концепция которого одобрена Министерством Культуры РФ и Министерством РФ по связи и информатизации. Он должен сформировать наиболее массовый и рентабельный сегмент отечественного кинопроката. Решение этой задачи достигается за счет использования современных цифровых спутниковых технологий и доступной всем слоям населения цены на входные билеты (примерно 20–30 руб.). Кинопродукция в цифровом формате передается из центра распространения через спутник в кинотеатры на всей территории Российской Федерации (20–30 тыс.). В каждом кинозале сети (ориентировочное число мест — 200) устанавливается индивидуальная система приема спутникового сигнала, подключаемая к аппаратуре электронного цифрового кинопроектора.
В заключение г-н Пореш сообщил, что за последний год фирма Boeing Digital Cinema осуществила 100 тыс. сеансов передачи кинофильмов через спутники, к настоящему времени за одни сутки передается 100 фильмов и более.

Не менее интересной была заключительная часть конференции, на которой могли выступить все желающие, заявить о своей точке зрения на проблемы развития электронного кинематографа или покритиковать докладчиков. Справедливости ради отметим, что критики почти не было, за исключением высказанного сомнения в быстром развитии сети электронных кинотеатров в России, главным образом, по экономическим причинам (ориентировочная цена комплекта оборудования, с соответствующим оформлением одного кинозала приближается к 200 тыс. долл.).

Ю.О. Кинцис и В.В. Макарцев

Г-н Бугард (фирма JVC) заявил, что профессиональная версия оборудования стандарта D-VHS будет впервые представлена на выставке NAB2003.
Г-н Макарцев (главный редактор журнала «Техника кино и телевидения») сделал представляющие интерес замечания. Он отметил, что на международных выставках IBC2001 и NAB2002 демонстрировались кинофильмы только хорошего качества, которое может дать лишь электронный кинематограф. Показы привлекали массу зрителей. Он сообщил также, что перспектив на дальнейшее развитие цветного кинематографа на пленке нет, так как одной из наиболее труднорешаемых и дорогостоящих проблем является утилизация вредных веществ, применяемых для химико-фотографической обработки цветных кинофотоматериалов. С точки зрения экологии и охраны окружающей среды, а также благодаря очевидным финансовым выгодам при производстве электронный кинематограф имеет огромное будущее.

К.Э. Разлогов

К.Э. Разлогов, доктор искусствоведения, директор Российского института культурологии, был единственным на конференции, представившим точку зрения аналитиков киноискусства и культурных процессов в современном обществе. В его выступлении «Парадоксы взаимодействия новых художественных средств» была сделана попытка определить место и значение электронного кино в киноискусстве.
«Изобретатели кинематографа считали, что создали проходящий аттракцион или, в лучшем случае, средство очередного научного исследования. А оказалось, что это могучее средство развлечения превратилось в колоссальный пласт современной культуры. Когда телевидение стало социальным феноменом, первые его теоретики говорили о том, что главным отличаем телевидения от кинематографического творчества является одновременность

демонстрации событий, а основной его герой — диктор. Но как только изобрели электронные средства записи изображения, прямые репортажи, сохранив свое значение, заняли 3–5% экранного времени. Остальное — заранее записанные программы.
Но главный парадокс заключается в том, что само техническое качество на известном этапе становится препятствием для художественного совершенства. Классический пример: переход от немого к звуковому кино. Сократились возможности монтажа, экспрессивного использования звука, мимики и жестикуляции актеров.
Предыдущие выступления показали, что стремление к техническому совершенству является чуть ли не единственной силой, заставляющей придумывать все новые и новые приспособления, притом как усилия художников, подчас, направлены в обратном направлении.
Достаточно часто с помощью оцифровки имитируется старая черно-белая пленка или хроника, в которую вписываются вымышленные персонажи. Более того, имитируется пленка, уже пострадавшая от времени или много раз уже проходившая через проекционный аппарат. Известно, что среди фальсификаторов изобразительного искусства высшим классом считается не переписать картину великого мастера так, как он это бы сделал, но «состарить» картину.
И в кино самая совершенная техника порой используется для воспроизведения «кракелюр» времени. И это удел цифровой технологии, которая, казалось бы, призвана создавать качество записи, неподвластной времени!
Есть парадоксы другого рода. Один из наиболее характерных примеров — стереоизображение. Оно так и не вошло в достаточной мере в нашу жизнь, хотя не одно поколение и технических, и творческих работников пытались ввести стереокино в обиход. У нас в стране было построено около 40 кинотеатров, даже такие режиссеры как А. Хичкок («В случае убийства набирайте “М”») пробовали свои силы в стереокино. Тем не менее, стереоизображение не стало достоянием широкого использования. А вот стереозвук пресек возможность существования иным формам звукового воспроизведения и записи. Если сегодня в кинотеатре нет системы Dolby, в него никто не ходит, и если звук в фильме не записан по системе Dolby, его не возьмут в прокат и на фестивали. Даже на видео в домашних кинотеатрах система Dolby постепенно вытесняет все формы старого звука.
В общехудожественном плане можно сказать, что поколения кинематографистов, воспитанные на разных технологиях изображения, достаточно резко отличаются по использованию этого изображения. Известно, что в конце 50-х гг., когда телевидение в западных странах получило широкое распространение, кинематографисты воспитывались все же на просмотре кинофильмов. Мастера французской «новой волны» проживали свою творческую жизнь в залах французской синематеки. А вот голливудские корифеи, вышедшие на первый план в 60-ые годы, такие как С. Спилберг, Дж. Лукас, Ф. Коппола, уже были воспитаны телевидением. Для них не телевизор был малоэкранным кино, как для первых телетеоретиков, но кино стало телевизором с большим экраном. Для нашей страны это произошло гораздо позже. Для себя я сделал это открытие, когда в первый раз повел в кино мою старшую дочь, которой сейчас 30 лет. Она сказала: «Папа, посмотри, какой большой телевизор». Мне такое сравнение не могло прийти в голову. Поменялось мышление, психологический тип восприятия кинофильма. Использование телеэстетики в кино стало естественным, как и спецэффекты органично вошли в кинокадр.
Самая характерная трансформация, на примере которой видно, что происходит с цифровыми технологиями в области изображения связана с появлением компьютерной графики. Первые анимационные фильмы, созданные при помощи компьютеров, использовали компьютерную технику для показа непрерывных метаморфоз. Знаменитая картина «Голод» Петера Фолдеса (1974 г.) — беспрерывные изменения формы, в которых нельзя было уловить момент перехода одной в другую. Именно они казались спецификой компьютерной анимации. Прошло менее 10 лет, и компьютерную анимацию стали использовать для того, чтобы подражать кукольной мультипликации — «luxo Jr» (реж. Дж. Лассетер, Pixar, 1986 г.). С помощью компьютеров создавались игрушки, которые выглядели как куклы и воспринимались как куклы.
Сейчас мы перешли на следующий этап, когда с помощью компьютера создаются аналоги живых актеров. Они уже не только вписываются в реальную среду кадра, но могут сами создавать эту кинореальность. В реальность входят компьютерные топ-модели, которые отличаются от живых лишь тем, что не капризничают, не злятся, не нервничают, не страдают несварением желудка и могут находиться в нескольких местах одновременно.
Эти парадоксы приводят к появлению новых форм творчества, к которым относится и видео-арт, существующий уже много десятилетий, и net-art (художественное использование возможностей Интернета), и разного рода другие технологически обусловленные формы творчества, которые развиваются на периферии экранного искусства. Появляется модное течение «мейнстрима», к которому, кстати, относятся видеоклипы и реклама. В отличие от традиционных кино и телевидения, где звук воспринимается как нечто, сопровождающее изображение, в видеоклипах превалирует музыкальный номер. Клиповая эстетика начинает просачиваться в кинематограф».

Вопрос из зала. Е. Ермакова (ТКТ):
— Можно ли говорить о психологическом изменении восприятия кинематографа с приходом в него цифровых технологий? В нашу жизнь и в большей степени в жизнь наших детей, с экрана пришли драконы, гоблины, инопланетяне, гигантские пауки и прочие «чужие».
К.Р. За длительную истории кино и телевидения представление о том, что главное в той или иной форме творчества, менялось множество раз. Детям, читая сказки, ведь тоже приходится объяснять, что Баба-Яга — ненастоящая. На мой взгляд, изменения сегодня происходят не столько в художественной природе кино, сколько в общей культурной ситуации. Меняется представление о том, какую реальность, мнимую или настоящую, отражают изображение и звук. Если раньше фотография или съемки обладали некой имманентной достоверностью, то сегодня появилась возможность глобальной фальсификации реальности. А это уже изменяет ситуацию в культуре, а не только выявляет особенности художественного творчества и восприятия.
Кинооператор А. И. Антипенко:
— Я преподаю во ВГИКе и часто показываю студентам фильм «Мольба» режиссера Т. Абуладзе, где я был оператором-постановщиком. Я увидел, что если фильм демонстрируется через кинопроектор с пленки, его воспринимают совершенно не так, как в видеозаписи. Чем это можно объяснить?
К.Р. Сейчас, действительно, происходит конвергенция, то есть соединение телевидения, кино и видео, компьютеров на основе цифровой записи. Каннский фестиваль впервые в этом году демонстрировал в большом зале фильмы, снятые цифровым методом, как оригиналы. Среди них была картина А. Сокурова «Русский ковчег». Я Вас уверяю, если просмотр происходит в хорошем зале со специального цифрового проектора, 90% зрителей, а может быть, и больше, разницы не заметят. То отличие восприятия, о котором Вы говорите, определяется спецификой зала, обстановкой, качеством проекции и т.п.
Можно, конечно, говорить о разного рода эстетических тонкостях, о мерцании серебра на целлулоиде, для воспроизведения которых при помощи цифровой записи нужно филигранное мастерство и такое количество времени, что ни один продюсер на это не пойдет из-за явной нецелесообразности. Но цифровым технологиям это тоже под силу. Цифровая запись воспроизводит основное изображение и делает это так, что уже сегодня не только не уступает пленке, но во многом превосходит ее.

Заключение
Еще в 1954 г. П.В. Шмаков обосновал принципы действия цифрового кинематографа. Третье тысячелетие по праву считается началом эры электронного кинематографа. Конференция ознаменовала рождение электронного кино в России. В настоящее время в мире работает 127 коммерческих кинотеатров, использующих электронное оборудование приема и демонстрации кинофильмов (из них в США — 74, в Азии — 27, Европе — 20, Латинской Америке — 5, Австралии — 1).
По-видимому, единственно реальный путь восстановления былой «кинематографизации» населения России — это HD-кино. Относительно недорогое оборудование, окупающееся за несколько месяцев, высокое качество изображения, широкий спектр использования, в том числе для прямых репортажей (спортивных, культурных, событийных), простота обслуживания и надежность в работе — основные слагаемые успеха электронного кинематографа в России.
Рано или поздно экономические трудности будут преодолены и, как в былое время, залы будут заполнены благодарными зрителями за то чудо, которое являет нам электронный кинематограф.
Кинематограф за свое чуть более чем столетнее существование уже испытал два резких скачка: в 1930-х, когда появилось звуковое кино, и в 1950-х гг., с широким распространением цветного кино. Сейчас, на рубеже тысячелетий, мы являемся свидетелями третьего «пришествия» кинематографического совершенства — цифрового кино. Какими темпами оно будет развиваться? Воплотятся ли мечты, о которых мы услышали на данной конференции, в ближайшие годы? Поживем — увидим.

Обратно

Hosted by uCoz