Фомина В.
Россия
Пушкина. XXI век. Записки о VI
Фестивале мировоззренческого кино
Был
такой психологический тест: не
задумываясь, назвать фрукт,
птицу и поэта. Если человек
сразу не называл Пушкина, — это
рассматривалось как
психологическая проблема.
Действительно, на какой
культурный уровень ни
поднимись, с какой жизненной
позиции ни взирай на мир, и куда
ни брось взгляд, в поле зрения
обязательно попадет Александр
Сергеевич Пушкин. Порой самым неожиданным образом. — Когда-то
на кинофестивале стран Африки
и Латинской Америки эфиопский
режиссер привез фильм о
«великом эфиопском поэте»
Пушкине, — рассказывает
ведущая Фестиваля
мировоззренческого кино Елена
Ермакова. — Наш фестиваль
всегда основывается на
важнейших темах и событиях в
жизни России: армия —
формирование русского
характера, космос — тоже наше
пространство, и Пушкин для
России — это явление
безусловное и
основополагающее. Дело не в
нашем личном отношении к его
поэзии, мировоззрение
современного человека так или
иначе формируется под влиянием
Пушкина. |
В фильме «Одна любовь души моей» разворачивается история иной любви поэта Пушкина. Наталья Волконская, живя на поселении с лишенным дворянства супругом-декабристом, бережно хранит кольцо, подаренное много лет назад влюбленным Пушкиным.
На фестиваль представлен первый
фильм 30-серийного игрового сериала.
Съемки в Сибири, на Украине, в
Центральной России... За 3 года сняты
и смонтированы на DVCAM первые 2 серии
проекта. Оператор и монтажер —
Владимир Ронгайнен,
художник-постановщик — Татьяна
Филатова. Продюсер, сценарист,
режиссер и исполнительница главной
женской роли — Наталья Бондарчук. В
фильме снимаются также ее дети
Мария и Игорь Бурляевы, вместе с
актерским составом, достойным
«аллеи звезд» «Мосфильма»:
Станислав Любшин, Сергей Никоненко,
Александр Михайлов, Борис
Хмельницкий, которые в ролях
ссыльных декабристов собираются за
одним столом почтить память друга,
поэта Пушкина, и вместе с ним
ушедшей юности, «любви, надежды,
тихой славы» ( и всего старого —
доброго, чего лишилось в последние
годы отечественное кино).
Зрительские отзывы, как повелось на
этом фестивале, полярны: от «Это
фильм, который в наше время просто
необходим» до «Это вообще не фильм,
потому что нет режиссуры — единого
пластического решения. А актеры,
даже звезды, предоставленные самим
себе, совершенно беспомощны».
Однако сторонники картины
оказались в большинстве, о чем
свидетельствует Гран-при фестиваля
«Приз зрительских симпатий», из
года в год вручаемый по результатам
анкетирования зрителей. «Одна
любовь» Натальи Бондарчук
победила в конкуренции с
изысканными режиссерскими
работами. Возможно, все дело в
драматургии, которая, как учат на
первом курсе ВГИКа, есть способ
удерживания зрительского внимания.
Н.С. Бондарчук
— Наталья Сергеевна, решение
вернуться к любимой героине было
случайным или запланированным?
— На Пушкина существовало
определенное табу, — рассказывает
Наталья Бондарчук. — В 1913 г. был
снят игровой фильм «Поэт и царь»,
где Пушкин показан как большой друг
государя, а в фильме 1936 г. Пушкин был
враг царю и друг декабристам. С тех
пор о нем не было снято ни одной
игровой картины. Вообще о дворянах
не принято было снимать. Книги о
царе были запрещены, о дворянах
тоже. Мы не представляли себе, как
жили эти люди, как относились друг к
другу. Владимир Мотыль сделал
прорыв в этом отношении. Помню, мы
достали тогда книги, и тогда я
многое впервые узнала.
— Если этот сериал по теме и
жанру заполняет пустующую нишу, его
прокат может сулить Эльдорадо. Как
к проекту отнеслись наши
телепродюсеры?
— Я вела переговоры и веду
практически по всем каналам. Мне
говорят: «Серьезная работа, но нам
она не нужна». Я предложила РТР
показать две первые серии.
Тодоровский-младший
заинтересовался. Но некий человек
по имени Павел Корчагин, не видя
фильма, сказал: «Пушкины нам не
нужны. Мы со своим Достоевским не
знаем что делать». Они, надо
сказать, нашли, что делать с
Достоевским, и «Идиот» по рейтингу
превзошел все криминальные
сериалы. У меня есть надежда, что в
будущем мы пересилим натиск картин
из США. Нужно обратиться к самым
высоким властям и подумать, как
создать госзаказ на сериалы ЖЗЛ.
Телевидение на сегодня не готово
брать такие сериалы.
Л.В. Голубцова и А.О. Куприн
— Сериал «Улица разбитых
фонарей», ставший лидером рейтинга,
тоже никто не хотел брать. Его
доделывали практически без денег...
На какие деньги Вы снимете?
— У нас почти не было денег и
приходилось с трудом выходить из
положения. Актеры снимались в
основном на деньги губернаторов,
которые откликались и помогали.
Особенно хочется отметить Сергея
Безрукова, который, как услышал что
фильм о Пушкине, сразу же дал
согласие сниматься практически
бесплатно. Он самоотверженно
работал на картине, озвучивая также
двух других Пушкиных.
У меня такое представление, что
одному актеру, даже самому
замечательному, играть столь
масштабную и такую яркую фигуру, да
еще в разных возрастных периодах,
трудно. В жизни Пушкин был
настолько разнообразен, что даже
современники вспоминали об одних и
тех же обстоятельствах его жизни
совершенно по-разному. И три актера
— это попытка передать различные
ипостаси поэта.
Александр
Пушкин – |
Александр
Пушкин – |
Александр
Пушкин – |
В фильме «Сентиментальный романс-2000» Валерия Босенко — ни одного Пушкина: благородный голос Олега Погудина, стихи Михаила Лермонтова, атмосфера пушкинской эпохи. Хронометраж — 5 мин, фильм смонтирован из кинохроники и кадров архивного кино. Ни одной съемки, никакой ретуши; сотни часов отбора хроники, 2 часа мотажа на прямой склейке; 2 спецэффекта (один микшер и один наплыв); бюджет фильма, равный зарплате видеоинженера... Результат — приз Комитета общественных связей города Москвы.
— Чем Вас привлекает работа с
хроникой?
— Кинохроника глубока и
многогранна. В ней есть безыскусный
срез, слом времени. Иногда
настолько жизненна, что
перехватывает дыхание. В
кинохронике безыскусно
запечатлевается реальная
действительность, что
соответствует любой концепции,
любому преломлению на экране. А
монтаж — уже дело техники:
вычленить именно тот срез, который
нужен. Ведь в каждом фильме
ставятся свои определенные задачи.
— Как Вы состыковываете разные
изображения, разные стилистики?
— По наитию, в монтаже. Очень важной
для меня оказалась помощь
монтажеров Ивана Твардовского и
Андрея Демидова, их культура,
советы. На спецэффекты у нас нет
денег, да и желания нет их
использовать, кроме очень коротких
микшеров. Каждый фильм — это
пятиминутный сюжет на песню. На
монтаж пятиминутного фильма-песни
уходит около двух часов, когда
материал заранее отобран и записан
с «припуском».
— Ваш «Сентиментальный
романс-2000» — целый песенник?
— Мы решили к столетию первого
фильма в жанре песни «Стенька
Разин» (1908 г.) сделать «венок
сонетов» — 14 фильмов разного
содержания, но все в исполнении
Погудина.
В отличие от фильма-песни Валерия
Босенко, где рассматривается целый
век без Пушкина, в фильме «Рыбак
Толя» Александра Куприна
Пушкин присутствует и в виде
цитаты, и в виде памятника, и в
образе своего поклонника рыбака
Толи, которого режиссер назвал
«современным Пушкиным». «Рыбак
Толя» — фильм плоть от плоти
телевизионный. Это «ВИД»-овский
сюжет, снятый на следующий день
после пушкинского юбилея в
Михайловском.
Толя вспоминает «чудное мгновенье»
в своей жизни — явление прекрасной
незнакомки, с которой он провел
ночь в поезде. Один съемочный день
на Betacam, 4 часа мотажа на прямой
склейке.
Интересно, считает ли Александр
свой сюжет о рыбаке Толе
документальным фильмом о Пушкине?
— Скорее, это все-таки интервью «на
фоне Пушкина». Здесь долгий монолог
человека на статичном плане. Хотя
интервью может быть фильмом, это
все-таки сюжет программы «Взгляд»,
он может существовать или в рамках
альманаха «Рассказы о разных
людях», в контексте фестиваля или
пушкинского праздника. Показ этого
сюжета на фестивале — своеобразный
эксперимент. Может ли он
существовать вне контекста?
Оказывается, может.
— Так «Рыбак Толя» — это шутка по
поводу пышных пушкинских торжеств?
— Зная, что в Михайловское на
200-летие Пушкина от телекомпаний
приедут съемочные группы, главный
редактор телекомпании «ВИД» Сергей
Кушнерев попросил нас снять что-то
необычное, связанное с усталостью
после праздника.
— Как обаятельны для тех кто
понимает все наши глупости и мелкие
злодейства на фоне Пушкина?
— На фоне Пушкина Толя рассказал
историю. Это якобы история из жизни
Пушкина, но опосредованная
сегодняшним днем.
Полный текст - в № 1 жкрнала "ТКТ" за 2004 год