Обратно

Фомина В.
Россия Пушкина. XXI век. Записки о VI Фестивале мировоззренческого кино

Был такой психологический тест: не задумываясь, назвать фрукт, птицу и поэта. Если человек сразу не называл Пушкина, — это рассматривалось как психологическая проблема. Действительно, на какой культурный уровень ни поднимись, с какой жизненной позиции ни взирай на мир, и куда ни брось взгляд, в поле зрения обязательно попадет Александр Сергеевич Пушкин.
Порой самым неожиданным образом.

— Когда-то на кинофестивале стран Африки и Латинской Америки эфиопский режиссер привез фильм о «великом эфиопском поэте» Пушкине, — рассказывает ведущая Фестиваля мировоззренческого кино Елена Ермакова. — Наш фестиваль всегда основывается на важнейших темах и событиях в жизни России: армия — формирование русского характера, космос — тоже наше пространство, и Пушкин для России — это явление безусловное и основополагающее. Дело не в нашем личном отношении к его поэзии, мировоззрение современного человека так или иначе формируется под влиянием Пушкина.
Что касается личного отношения к поэту, то мировоззренческий фестиваль продемонстрировал целый спектр трактовок и толкований его образа и событий биографии.
В «Бакенбардах» Юрия Мамина предстает бренд, раскрученный по всем правилам пиара с массовкой, достойной Боба Фосса. Все детали пушкинского облика: трость, фрак, перчатки, лирические строки — растиражированы, но лирики — не более чем в рекламе «Кока-колы». Что касается использования юношеского фанатизма — напор и талант авторов впечатляет. Пушкинское же слово здесь, похоже, просто «к слову пришлось».
У Александра Куприна поэт Пушкин — друг (почти прототип) рыбака Толи — жизнелюб, с детской радостью и любопытством превращающий жизненные курьезы в чудные мгновения. Герой Виктора Листова — «безумец бедный», одержимый манией преследования: неотступным звуком шагов государя–командора. В «Одной любви души моей» Наталья Бондарчук представила аж трех Пушкиных: первый (Юрий Тарасов) бегает и дурачится в 1820 г. в Киеве, второй (Сергей Безруков) истекает кровью на Черной Речке в 1836 г., свидание с третьим (Игорь Днестрянский) то и дело вспоминает в Сибири Мария Волконская. В мультфильме Андрея Хржановского Пушкин, любимец публики, оригинал и острослов, попросту говоря, влип, женившись на Наталии — любительнице поплясать на балах в Аничковом дворце.
Кстати, при всей непохожести представленных фильмов и Пушкиных в них красавице Гончаровой досталось буквально от всех участников. «Безумцу бедному» не до женщины, ибо он одинок перед неотступным кошмаром: любовь Натали к балам — это источник дополнительной травли и унижений, а дуэль с Дантесом — последняя капля, не более чем досадное недоразумение, призванное поставить точку в проигранном поединке с государем. Хржановскому отношения Александра Сергеевича с супругой представляются в виде шквала счетов, полного отсутствия средств для их уплаты, панических попыток поэта заработать во что бы то ни стало и последующего отчаянья. Наталья Бондарчук свое отношение к тезке выражает единожды и без обиняков: «Вдова поэта Наталия Гончарова посетила могилу Пушкина лишь через два года после его смерти».

В фильме «Одна любовь души моей» разворачивается история иной любви поэта Пушкина. Наталья Волконская, живя на поселении с лишенным дворянства супругом-декабристом, бережно хранит кольцо, подаренное много лет назад влюбленным Пушкиным.

На фестиваль представлен первый фильм 30-серийного игрового сериала. Съемки в Сибири, на Украине, в Центральной России... За 3 года сняты и смонтированы на DVCAM первые 2 серии проекта. Оператор и монтажер — Владимир Ронгайнен, художник-постановщик — Татьяна Филатова. Продюсер, сценарист, режиссер и исполнительница главной женской роли — Наталья Бондарчук. В фильме снимаются также ее дети Мария и Игорь Бурляевы, вместе с актерским составом, достойным «аллеи звезд» «Мосфильма»: Станислав Любшин, Сергей Никоненко, Александр Михайлов, Борис Хмельницкий, которые в ролях ссыльных декабристов собираются за одним столом почтить память друга, поэта Пушкина, и вместе с ним ушедшей юности, «любви, надежды, тихой славы» ( и всего старого — доброго, чего лишилось в последние годы отечественное кино).
Зрительские отзывы, как повелось на этом фестивале, полярны: от «Это фильм, который в наше время просто необходим» до «Это вообще не фильм, потому что нет режиссуры — единого пластического решения. А актеры, даже звезды, предоставленные самим себе, совершенно беспомощны». Однако сторонники картины оказались в большинстве, о чем свидетельствует Гран-при фестиваля «Приз зрительских симпатий», из года в год вручаемый по результатам анкетирования зрителей. «Одна любовь» Натальи Бондарчук победила в конкуренции с изысканными режиссерскими работами. Возможно, все дело в драматургии, которая, как учат на первом курсе ВГИКа, есть способ удерживания зрительского внимания.

Н.С. Бондарчук

— Наталья Сергеевна, решение вернуться к любимой героине было случайным или запланированным?
— На Пушкина существовало определенное табу, — рассказывает Наталья Бондарчук. — В 1913 г. был снят игровой фильм «Поэт и царь», где Пушкин показан как большой друг государя, а в фильме 1936 г. Пушкин был враг царю и друг декабристам. С тех пор о нем не было снято ни одной игровой картины. Вообще о дворянах не принято было снимать. Книги о царе были запрещены, о дворянах тоже. Мы не представляли себе, как жили эти люди, как относились друг к другу. Владимир Мотыль сделал прорыв в этом отношении. Помню, мы достали тогда книги, и тогда я многое впервые узнала.
— Если этот сериал по теме и жанру заполняет пустующую нишу, его прокат может сулить Эльдорадо. Как к проекту отнеслись наши телепродюсеры?
— Я вела переговоры и веду практически по всем каналам. Мне говорят: «Серьезная работа, но нам она не нужна». Я предложила РТР показать две первые серии. Тодоровский-младший заинтересовался. Но некий человек по имени Павел Корчагин, не видя фильма, сказал: «Пушкины нам не нужны. Мы со своим Достоевским не знаем что делать». Они, надо сказать, нашли, что делать с Достоевским, и «Идиот» по рейтингу превзошел все криминальные сериалы. У меня есть надежда, что в будущем мы пересилим натиск картин из США. Нужно обратиться к самым высоким властям и подумать, как создать госзаказ на сериалы ЖЗЛ. Телевидение на сегодня не готово брать такие сериалы.

Л.В. Голубцова и А.О. Куприн

— Сериал «Улица разбитых фонарей», ставший лидером рейтинга, тоже никто не хотел брать. Его доделывали практически без денег... На какие деньги Вы снимете?
— У нас почти не было денег и приходилось с трудом выходить из положения. Актеры снимались в основном на деньги губернаторов, которые откликались и помогали. Особенно хочется отметить Сергея Безрукова, который, как услышал что фильм о Пушкине, сразу же дал согласие сниматься практически бесплатно. Он самоотверженно работал на картине, озвучивая также двух других Пушкиных.
У меня такое представление, что одному актеру, даже самому замечательному, играть столь масштабную и такую яркую фигуру, да еще в разных возрастных периодах, трудно. В жизни Пушкин был настолько разнообразен, что даже современники вспоминали об одних и тех же обстоятельствах его жизни совершенно по-разному. И три актера — это попытка передать различные ипостаси поэта.

Александр Пушкин –
Юрий Тарасов

Александр Пушкин –
Сергей Безруков

Александр Пушкин –
Игорь Днестрянский

В фильме «Сентиментальный романс-2000» Валерия Босенко — ни одного Пушкина: благородный голос Олега Погудина, стихи Михаила Лермонтова, атмосфера пушкинской эпохи. Хронометраж — 5 мин, фильм смонтирован из кинохроники и кадров архивного кино. Ни одной съемки, никакой ретуши; сотни часов отбора хроники, 2 часа мотажа на прямой склейке; 2 спецэффекта (один микшер и один наплыв); бюджет фильма, равный зарплате видеоинженера... Результат — приз Комитета общественных связей города Москвы.

— Чем Вас привлекает работа с хроникой?
— Кинохроника глубока и многогранна. В ней есть безыскусный срез, слом времени. Иногда настолько жизненна, что перехватывает дыхание. В кинохронике безыскусно запечатлевается реальная действительность, что соответствует любой концепции, любому преломлению на экране. А монтаж — уже дело техники: вычленить именно тот срез, который нужен. Ведь в каждом фильме ставятся свои определенные задачи.
— Как Вы состыковываете разные изображения, разные стилистики?
— По наитию, в монтаже. Очень важной для меня оказалась помощь монтажеров Ивана Твардовского и Андрея Демидова, их культура, советы. На спецэффекты у нас нет денег, да и желания нет их использовать, кроме очень коротких микшеров. Каждый фильм — это пятиминутный сюжет на песню. На монтаж пятиминутного фильма-песни уходит около двух часов, когда материал заранее отобран и записан с «припуском».
— Ваш «Сентиментальный романс-2000» — целый песенник?
— Мы решили к столетию первого фильма в жанре песни «Стенька Разин» (1908 г.) сделать «венок сонетов» — 14 фильмов разного содержания, но все в исполнении Погудина.

В отличие от фильма-песни Валерия Босенко, где рассматривается целый век без Пушкина, в фильме «Рыбак Толя» Александра Куприна Пушкин присутствует и в виде цитаты, и в виде памятника, и в образе своего поклонника рыбака Толи, которого режиссер назвал «современным Пушкиным». «Рыбак Толя» — фильм плоть от плоти телевизионный. Это «ВИД»-овский сюжет, снятый на следующий день после пушкинского юбилея в Михайловском.
Толя вспоминает «чудное мгновенье» в своей жизни — явление прекрасной незнакомки, с которой он провел ночь в поезде. Один съемочный день на Betacam, 4 часа мотажа на прямой склейке.
Интересно, считает ли Александр свой сюжет о рыбаке Толе документальным фильмом о Пушкине?
— Скорее, это все-таки интервью «на фоне Пушкина». Здесь долгий монолог человека на статичном плане. Хотя интервью может быть фильмом, это все-таки сюжет программы «Взгляд», он может существовать или в рамках альманаха «Рассказы о разных людях», в контексте фестиваля или пушкинского праздника. Показ этого сюжета на фестивале — своеобразный эксперимент. Может ли он существовать вне контекста? Оказывается, может.
— Так «Рыбак Толя» — это шутка по поводу пышных пушкинских торжеств?
— Зная, что в Михайловское на 200-летие Пушкина от телекомпаний приедут съемочные группы, главный редактор телекомпании «ВИД» Сергей Кушнерев попросил нас снять что-то необычное, связанное с усталостью после праздника.
— Как обаятельны для тех кто понимает все наши глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина?
— На фоне Пушкина Толя рассказал историю. Это якобы история из жизни Пушкина, но опосредованная сегодняшним днем.

Полный текст - в № 1 жкрнала "ТКТ" за 2004 год

Обратно

Hosted by uCoz