В оглавление номера

Аудиовидеообозрение

В этом выпуске: Робототехника Телнологии для архивов,студий и телерадиоцентров Экономика и производство

РОБОТОТЕХНИКА

Телевизионные камеры стандартного разрешения на матрицах ПЗС с числом элементов по строке около 500 имеют разрешающую способность примерно 380 твл. Это значение, получающееся умножением числа элементов матрицы ПЗС на 0,75, превосходит разрешающую способность большинства квадраторов и стандартных видеомагнитофонов, чем обусловлена популярность применения камер стандартного разрешения при построении простых ТВ-систем.
Несмотря на одно и то же значение разрешающей способности, камеры разных фирм значительно отличаются по реальной возможности различения мелких деталей. Это объясняется тем, что другой важнейший параметр, связанный с разрешающей способностью, не одинаков в разных моделях камер. Это глубина модуляции сигнала при наблюдении миры с числом штрихов, соответствующим разрешению 380 твл. В идеальной камере этот параметр должен быть равен 100% – тогда различимость мелких деталей адекватна различимости крупных. Реально в ТВ-камерах лучших фирм этот параметр достигает 70%, а в наименее качественных камерах – менее 10%: изображение в этом случае нерезкое, мелкие детали трудноразличимы, хотя формально разрешение камеры 380 твл.
Противоположный случай – когда в ТВ-камерах применён несимметричный корректор четкости с избыточной коррекцией, как правило, настроенной на максимум миры 150–200 линий. Глубина модуляции здесь может достигать 100%. При этом на штриховой мире в 380 линий глубина модуляции снижается до 10–20%. В итоге такие камеры создают «иллюзию четкости»: изображение пестрит резкими углами, контурами линий, а действительно мелкие детали различаются с большим трудом.
В телекамерах стандартного разрешения фирмы «ЭВС» применён симметричный корректор четкости, настроенный на максимум разрешающей способности 400 твл, обеспечивая глубину модуляции не менее 50%. Несмотря на возможность наблюдения камерами «ЭВС» изображений с мирами 400 и даже 500 твл, в паспортах указывается значение 380 линий в соответствии с коэффициентом 0,75 для дискретных систем наблюдения изображений.

Саунд-поэзия: истоки и проблематика (Калининградский филиал Государственного центра современного искусства). Возникновение прообраза современной саунд-поэзии (или звуковой, сонорной поэзии – это равноправные понятия) принято связывать с условным разделением, произошедшим на рубеже XIX–XX вв. так называемой «регулярной» литературы на визуальную и фонетическую составляющие. Если произведения визуальной поэзии, где наряду с изображением в качестве единого композиционного элемента выступают тексты, надписи и слова, маркировали своим появлением граничные области литературы и изобразительного искусства, то творчество сонорных поэтов, целенаправленно использующих различные вербо-музыкальные элементы, наглядно обнаружило точки соприкосновения литературы и музыки. И хотя сама генеральная идея произведений визуального и фонетического рода, заключающаяся в стирании междисциплинарных границ, строго говоря, не является открытием ХХ столетия (историки искусства и теоретики экспериментальной поэзии часто приводят в пример эпоху барокко и получившие в это время распространение «фигурные» стихи и партитуры), но виртуозное балансирование на грани слова и изображения (визуальная поэзия), слов и музыки (саунд-поэзия), слова и жеста (акционная поэзия), одним словом, историки интермедиальных стремлений в предельно акцентированной форме получают особое развитие в период активизации деятельности авангардистских направлений первых десятилетий ХХ века – футуризма, конструктивизма, дадаизма.
Обращение к идейным установкам этих революционных течений фокусирует внимание сегодняшнего исследователя на бунтарских тенденциях, восстающих против «террористической природы» языка, против азбучно ориентированного и алфавитно управляемого мозга, провоцирующих радикальные жесты, направленные в своём пределе на разрушение как языковых границ, так и самого языка. Одновременно с подобными центробежными явлениями здесь можно отыскать и центростремительные, объединительного характера, которые, в достижении динамического равновесия между языком и музыкой, изображением и звуком, словом и образом, бесспорно, обогатили возможности индивидуального поэтического языка. Один из примеров – оптофонетика в плакатных стихах Хаусманна, где буквы, эмансипировавшись от живого языка, своим видом уже создают фонетическую ценность.
Даже в отличающихся поэтических стратегиях отчетливо обозначились доминантные линии «авангардного» экспериментирования с текстом, одну из которых можно определить как стремление к звуковому считыванию нового языка. Другая составляющая, отказываясь от моделирования нового языка, сосредотачивается на процессуальности самой идеи порождения произведения – конструировании (по выражению Гваттари – «машины производства текста»). Именно в практиках футуристов и дадаистов закладывается идеология машинного производства внимания –идеология, которая впоследствии через «автоматическое письмо» сюрреалистов и техно-практики ряда авторов международного литературного авангарда сыграет свою роль в формировании современных идей techno-body литературы и искусства.

(По материалам конференции
«EVA 2003 Москва»)

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АРХИВОВ, СТУДИЙ И ТЕЛЕРАДИОЦЕНТРОВ

Автоматизированная комплексная информационная система КАИСА («Альт-Софт», Информационные и коммуникационные технологии) Прикладная система «КАИСА-Архив», работающая в составе программно-информационного комплекса Центрального Государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга является примером использования клиент-серверного комплекса КАИСА, поддерживающего универсальную модель базы данных, предназначенную для ведения многоуровневой структуры информационных объектов культурно-исторического наследия и отношений между ними. Модель реализует иерархические отношения и отношения типа «многие-ко-многим» между информационными объектами различных функциональных типов.
Информационно-логическая структура баз данных под управлением КАИСА гибко настраиваема на предметную область и обеспечивает ведение изменяемых структурированных описаний информационных объектов. Таким образом, КАИСА обеспечивает создание гибкой, настраиваемой архитектуры баз данных, позволяющей легко создавать новые информационные объекты культурного наследия с заданными атрибутами и свойствами с поддержкой соответствующего нормативно-справочного аппарата.
Реализация комплекса проведена с использованием языка PL/SQL в качестве основного языка разработки серверной логики и Java в качестве языка для обработки данных, представленных в виде XML.

(По материалам конференции
«EVA 2003 Москва»)

Для телевизоров с высоким разрешением экрана корпорация Intel разработала технологию LCOS (Liquid Crystal on Silicon), которая позволит снизить цены на телевизоры с большим экраном до уровня ниже 2 тыс. долл. Выступая в Лас-Вегасе на Международной выставке бытовой электроники (аналогичная выставка могла быть и в Москве, но её сгубили на корню бездарные устроители) президент, главный директор по операциям корпорации Intel Пол Отеллини продемонстрировал эту технологию, носящую кодовое название Cayley. Суть технологии в создании небольших по размеру микросхем, называемых микродисплеями, из которых составляется изображение, выводимое на экраны телевизоров с обратной оптической проекцией. Слой жидких кристаллов помещается между стеклянной пластиной и зеркальной полупроводниковой поверхностью с высокими отражающими свойствами, в которую вынесена вся схема управления пикселами. Из таких слоёв и состоят микродисплеи. В данном случае, современные процессы производства полупроводников, разработанные корпорацией, используются для создания высококачественной отражающей поверхности, обеспечивающей высокую яркость изображения.
Корпорация Intel разработала уникальный процесс производства микродисплеев LCOS, благодаря которому они будут совершенствоваться в соответствии с законом Мура, гласящему что количество транзисторов в микросхемах удваивается каждые два года, благодаря чему увеличивается количество функций, повышается производительность и снижается стоимость каждого транзистора. Корпорация планирует выпуск микродисплеев на базе Cayley во второй половине этого года. А некоторые ОЕМ-компании и производители компонентов HDTV уже занимаются разработкой продукции на базе прототипов этих микродисплеев.

Крепление видеокамер на малогабаритных транспортных средствах – тема разработок фирмы Doggicam Systems – см. рисунки.

(По материалам журнала
American Cinematographer).

ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО

Автоматизация деятельности кинотеатров входит в функции системы TillyPad, представленной в «Экспоцентре» на выставке, посвященной организации досуга. В целом, система предназначена для решения задач персонального обслуживания посетителей, внутрифирменного управленческого учета движения денежных средств и материальных ресурсов. Также она применяется для определения достоверных объёмов продуктов и услуг, дохода, распределения, перераспределения и использования ресурсов.
В области обслуживания посетителей система позволяет внедрить индивидуальный подход к обслуживанию каждого из них. Это системы скидок, маркетинговых акций, специальных мероприятий для групп и семей. Схемы персонального обслуживания постоянных посетителей – специальные скидки, льготы, привилегии, кредиты, зачеты, авансы и т. д. «Клубные» технологии обслуживания – членство, абонементы, взносы и пр.
В области отчетности система позволяет формировать обязательные документы, связанные с технологическими процессами; составлять разнообразные аналитические документы, отчеты, справки, формы и пр.; экспортировать и импортировать данные в информационные системы.
В числе характеристик системы – мультивалютность: поддержка любых видов валюты, учет средств в валютах сделок с возможностью конвертации и учета курсов.

Видео и графика в дистанционном обучении.

I.
В Москве, при поддержке столичных властей, вот уже в течение года идёт реализация крупнейшего проекта дистанционного обучения территориально распределённой группы детей школьного возраста (на момент подготовки данного материала эта группа насчитывала около 750 детей). Благодаря этому проекту Россия, можно сказать, уже вошла в число стран-лидеров в области дистанционного образования. Опыт, накопленный в течение этого года, без сомнения, ляжет в основу практики неуклонно расширяющегося дистанционного образования во всей стране, потому что, как можно было увидеть в ходе реализации проекта, досконально отработанных методик, руководств и другой основополагающей документации просто не существовало. А все статьи о дистанционном образовании, виденные нами в различных журналах, делились на две категории: на вредные и на бесполезные.
Ценность проекта «i-Школа» буквально для всех учебных заведений Российской Федерации заключается в том, что в его ходе отрабатывается обучение по наиболее актуальным областям науки, техники и искусства. Автор этих строк говорит об этом совершенно ответственно, поскольку в течение минувшего года был непосредственным участником данного проекта, видел и ощущал на себе все трудности его становления, знает множество подробностей и деталей – поэтому читатели «ТКТ» получат достоверную информацию о технологических и организационных особенностях проекта дистанционного интерактивного обучения, как говорят, из первых рук.
Роль видео и графики в современном образовании сегодня всем очевидна и учитывается при выборе оборудования для образовательных целей. И всё же, когда стало известно о выборе компьютеров компании Apple (точнее, ноутбуков i-Book – см. рис.), пусть и знаменитых своими достоинствами в области работы именно с видео и графикой, многих это поначалу шокировало. Сказался стереотип массовой привычки к Windows/PC и то, что большинство выпускаемых в России компьютерных компакт-дисков ориентировано именно на эту платформу: игровые и бизнес-приложения, обучающие программы. Правда, к этому времени, несмотря на огромное уважение к корпорации Intel (как говорится, если крокодил съел твоего врага, это еще не значит, что он твой друг), у нас в редакции накопился немалый негативный опыт встреч как с софтом, так и с железом, работающими под Windows и не умеющими использовать весь гигантский потенциал процессоров Pentium (о процессорах AMD у нас уже несколько лет вообще нет никакой позитивной информации из первоисточника). Самое же негативное впечатление произвели фирмы, пытающиеся собирать в России компьютеры, а также торгующие ими.

Дело даже не в том, что компьютер известной «нашей» фирмы, которая носится над российским компьютерным рынком как нечистая сила, в редакции «ТКТ» не доработал и до конца гарантийного срока, да при этом еще возникла проблемы с гарантийным ремонтом. Хотя у нас в редакции, выполни они свои гарантийные обязательства, могли бы ознакомиться с №5 «ТКТ» за 2003 г., где на стр. 61–62 рассказано, как тщательно тестирует та же корпорация Intel свои компьютеры и поучиться у неё, Да, «американская сборка» (вот он, козырь ноутбуков Apple) требует больших капиталовложений – а зачем инвестировать в качество своей продукции некоторым «нашим» сборщикам, которые лучше проспонсируют на эти деньги очередной балаган. «Наши» компьютерщики больше любят прочесть не правду в «ТКТ», а финансово зависимые от них компьютерные журналы, где одни только комплименты. Вот именно этот идеологический феодализм и привел к значительной деградации российского компьютерного рынка.
Эта деградация особенно проявилась тогда, когда мы обратились к ряду «наших» компьютерных фирм с предложением (совершенно бесплатно для них) о совместном исследовании на тему: как компьютеры на новейших процессорах Pentium работают с программами для обработки видео – тем более, на презентациях процессора Pentium4 именно это демонстрируется американскими представителями Intel как показатель растущей производительности (что есть сущая правда). Однако, местные «партнёры» Intel (которые своим упорным нежеланием думать головой изо всех сил роняют в России авторитет этой на самом деле величайшей компьютерной корпорации), когда мы пытались с ними это обсудить, выражением своего лица показывали, что это для них непосильная умственная задача. Да и зачем напрягать мозги, когда достаточно выиграть «тендер» у кунаков из очередного ведомства, продав им своё железо, и безбедная жизнь гарантирована. Да, «нашим» компьютерщикам дали полную свободу, но в данном случае свобода оказалась костью, которую бросают народу, чтобы он обломал об неё зубы и не смог кусаться.
Вот на таком фоне в России сложилась ситуация, когда у компьютеров, работающих под Windows, серьёзно уменьшились шансы стать основой для создания высоконадёжной распределённой системы дистанционного образования, поддерживающей особо критичные (то есть, видео и графические) приложения. Естественно, что автоматически вырос интерес к компьютерам Apple.

II.
Конечно, нельзя сказать, что мы в таком уж совершенном восторге и от ноутбука Apple: за время его нещадной эксплуатации в рамках проекта «i-Школа» и у него пришлось выявить некоторые недостатки. Однако, причиной всех этих недостатков явилось только то, что, поскольку проект носит благотворительный характер, школьникам были установлены ноутбуки достаточно древние по современным меркам и не укомплектованные всей поддерживаемой ноутбуком периферией (в частности, внешним накопителем на 3,5 дюйма). Но если настанет время, когда научно-техническая интеллигенция перестанет влачить нищенское существование, мы порекомендовали бы её представителям купить самый современный ноутбук компании Apple Computer и никакой другой. Потому что работать на этой умнейшей и надёжнейшей машине – одно из самых тонких наслаждений.
Проанализируем сказанное как раз с точки зрения дистанционного образования. Строго говоря, его составным элементом являются и компакт-диски учебно-справочного характера. До начала знакомства с i-Школой у нас был набор таких дисков. Так вот, ни по одному школьному предмету они не оказали ребёнку сколь-нибудь ощутимого содействия – в особенности, что касается решения практических заданий. На выставке-конференции «ЕVA 2003 Москва» мы подошли к стенду известнейшей фирмы-производителя таких дисков и спросили: «Почему?» «Ну-у, – сказал стендист, – ведь наша продукция предназначена больше для общего развития». Мораль: люди далеко не всегда понимают, что они делают. Аналогичный диалог состоялся на стенде создателей мультимедийной энциклопедии: «Какой смысл, – спросили мы, – было дублировать на ваших компакт-дисках «Советский Энциклопедический словарь»?» Ответ: «Смысл тот, что мы добавили картинки, звуки и видео». Помогло ли всё это мультимедиа хоть одному школьнику сдать экзамен – неизвестно. Мы же пришли к выводу: пользователи ноутбуков Apple, на которых не воспроизводятся все эти «ознакомительные» ресурсы, ничего не теряют – при наличии хорошего подключения к Интернет. но вот с этим «хорошим подключением» и есть главная проблема.
Кстати, что касается игровых компакт-дисков, заполонивших прилавки, то для родителей бесконечное счастье, что ребёнок не сможет крутить эту отраву на компьютерах Apple.
Конечно, в сфере предоставления населению качественных услуг связи мы наконец-то догнали Европу – правда, средневековую. Ну хорошо: не хотите научиться делать микропроцессоры так же, как Intel или Apple, ну так хоть за полтора почти века существования телефонной связи научитесь хотя бы соединять провода так, чтобы Интернета не прерывался каждые 5 мин. Юмор связистов здесь, видимо, в том, чтобы у пользователя Интернета как можно чаще появлялась надпись «Модем неожиданно положил трубку» – хотя этой детской неожиданности ждешь каждую секунду.
То есть, главное препятствие для внедрения дистанционного образования – это фантастически плохое качество связи, когда речь идёт о dial-up подключении. Например, когда ученик отправляет преподавателю большой видео- или графический файл, модем, как правило, за минуту до окончания передачи, «неожиданно кладёт трубку» и передачу приходится начинать снова, и снова, и снова. Такое впечатление, что за этим специально кто-то следит, поскольку счетчик-то тикает и при достаточно больших масштабах подобного интернет-образования счета могут доходить до размера одного эшелона долларов.
Педагогический эксперимент потребовал от нас поработать сначала через dial-up, а потом через ADSL – технологию, обеспечивающую довольно приличное качество связи. Пережить сначала такое горе, а потом такое счастье – врагу не пожелаешь. Поэтому связистам надо задуматься о повышении качества связи, пока на недовольстве населения не начали играть амбициозные политики, от которых уже начали исходить лозунги, которых не выдвигал даже Ленин на заре той власти, которую он придумал: о введении ренты на доходы отрасли связи. Подобные предложения – свидетельство того, что наше общество действительно переходит от сырьевого общества к информационному. Правда, пока, в основном, в Москве, куда, к сожалению, имеет возможность переселиться пока еще не всё население России. Поэтому проблему информатизации необходимо решать равномерно по всей стране.

III.
Для того, чтобы правильно оценить роль видео, графики, да и вообще технологий в дистанционном образовании, необходимо прежде всего понять саму функцию дистанционного образования. Сама природа дистанционного обучения такова, что, в принципе, если преподаватель, которому доверено это дело, не отличается добросовестностью, он может занять удобную для себя позицию: под предлогом «выявления гениев» пойти не по пути кропотливого вкладывания знаний в учеников, а лишь посылать им по электронной почте письма, каждое размером с мешок картошки, где содержится множество вопросов, на которые ученикам предлагается ответить самостоятельно. Эта ситуация была описана в к/ф «Семь стариков и одна девушка», где тренерша-вертихвостка не хотела заниматься с проблемной группой, а мечтала «зажигать звёзды» и ездить с ними по всему миру на Олимпиады. Время показало, что спортивные звёзды сбежали выступать в иностранные клубы – точно так же уедут в Америку и «звёзды», обучавшиеся под флагом эгоизма. Экономика же России будет держаться не на «звёздах», а на обычных, но высококвалифицированных специалистах, которых надо просто добросовестно обучать. Иными словами – на «крепких хозяйственниках», к числу которых принадлежит и сам мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Потому что настоящий педагог понимает: эволюция общества происходит не за счет того, что отдельные особи становятся в нём намного лучше, а за счет того, что в каждой популяции появляется больше просто хороших особей.
К счастью, большинство преподавателей i-Школы, с работой которых мы к этому времени успели познакомиться, не уподоблялись царю из сказки про Федота-стрельца и не посылали учеников, задававших вопросы по изучаемому материалу, искать «то, чаво не может быть», а терпеливо и подробно, в письмах и чатах, объясняли каждую мелочь. В этом смысле преподавание сродни кинематографу, где, чтобы стать кинорежиссёром, недостаточно научиться кричать «Мотор!». Сегодня, после того как бывшие профтехучилища стремились присвоить себе статус академий и университетов, где будущих магистров и бакалавров максимум чему учат – это предсказывать судьбу по количеству пальцев на левой руке, очень важны новые образовательные технологии, позволяющие дать детям реальные знания.
Главная особенность дистанционного образования, как мультимедийной интерактивной технологии, заключается в том, что у преподавателя появилась возможность найти оптимальный подход к каждому конкретному ученику. Вспомним у Гомера: сладкоголосые сирены не просто пели, а, поскольку были всеведущими, пели каждому конкретному мореплавателю именно то, что он хотел услышать – поэтому все так и стремились к ним, узнать эту информацию, пусть даже ценой собственной жизни.

(Продолжение следует)

Информационно-поисковая система ЭЛБИ (Московский государственный университет печати). Современные информационно-поисковые системы с элементами искусственного интеллекта (или «интеллектуальные информационные поисковые системы» – ИИПС) схематически обычно представляются в виде трёх компонент:
• поисковая система (определяет тип решаемых задач);
• база знаний (служит для привязки к предметной области);
• интеллектуальный интерфейс (для организации взаимодействия пользователя с системой).
Основные принципы создания интерфейса с базой знаний позволяют поддерживать основополагающие способности естественного интеллекта – к абстрагированию и свёртке знания. В данном контексте под абстрагированием понимается способность человека сводить сложные задачи к более простым путём отбрасывания деталей и выделения наиболее значимых отношений.
Свёртка знания – процесс поиска и установления осмысленных отношений и взаимосвязей между первоначально независимыми разрозненными единицами, приводящий к созданию новой когнитивной сущности, которая имеет собственное имя и множество свойств. Иными словами, свёртка знаний – это механизм, обеспечивающий экономичность мышления, возможность манипулирования понятием, имеющим внутреннюю структуру.
База знаний, содержащая концептуальные, понятийные знания, изложенные в терминах предметной области, формируется в несколько этапов. Первый этап – сбор информации и её накопление в базе данных.
Второй этап – структурирование знаний, извлечение из текста наиболее важных аспектов рассматриваемой проблемы. С этой целью производится сжатие (свёртка) текста посредством трёхстадийного процесса:
• определение основных доминирующих понятий;
• определение тем связанных частей текста;
• объединение их в структурированные объекты (фреймы).
Фреймы, в свою очередь, объединяются в кластеры, которые образуют более крупные блоки – графы. Граф текста служит средством представления содержания в виде семантической связи и позволяет разделить его на более или менее крупные смысловые структуры. В иерархическом дереве корневые узлы соответствуют наибольшей степени абстракции, а «листья» символизируют более частные понятия. При отборе понятий учитываются частотные признаки (коэффициенты активности), которые фиксируют каждое появление ассоциируемого понятия в анализируемом тексте. Чем выше коэффициент активности фрейма, слота или заполняющего его признака в базе знаний, тем большее значение имеет ассоциируемое понятие с точки зрения основной темы рассматриваемого текста. Таким образом, структуризация знаний представляет собой выделение смысловых компонентов текста и установления связей между ними.
Третий этап – накопление и систематизация знаний, объединение в классы и установление связей между ними. Основная проблема данного этапа – определение общих закономерностей поставленной задачи и разработка методик выявления пробелов и противоречий в базе знаний.
Структура ИИПС может быть представлена либо как указатель иерархических связей, обеспечивающих оперативный доступ ко всему объёму информации, но без визуального представления всего комплекса внутренних связей документов и носителей информации, либо в виде когнитивной карты, реализуемой методом многооконного представления информации, что даёт пользователю возможность соединять в процессе поиска все звенья логически связанной информации и прослеживать закономерности образования данной структуры связей. По существу, иерархический принцип – это группировка по вертикали, а альтернативный принцип – это горизонтальная группировка текстов.

(По материалам конференции
«EVA 2003 Москва»)

Методика определения историко-культурной ценности объекта (Главное управление охраны памятников г. Москвы) Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 в научный оборот в области охраны объектов культурного наследия введено понятие «предмет охраны». Этот термин был заложен в закон как «описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и подлежащих обязательному сохранению.
На практике это означает, что частью процедуры постановки объекта под государственную охрану является определение и анализ историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявление его предмета охраны и, затем, проведение государственной историко-культурной экспертизы по результатам анализа. Одобренные экспертизой позиции охраны объектов являются характеристикой объекта культурного наследия и включаются в реестр.
Каждое направление требует особой методики, которая учитывала бы специфику данного вида историко-культурной деятельности. Особое место здесь занимает история, где оценка объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, особенно сложна. Сложность состоит в определении и в сравнении значимости лиц и событий, с которыми связан объект, для истории поселения (населённого пункта, страны, народа, мира), в уточнении значимости самого объекта в жизни той или иной персоналии, а также – в анализе типологической сохранности объекта, то есть, выявлении аналогичных объектов и уточнении степени их сохранности. Сохранность объекта вычисляется с точки зрения единственности или распространённости подобных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия или объектов, уже состоящих под государственной охраной.
Для осуществления историко-культурной оценки объекта и определения «предмета охраны» объекта как памятника истории, необходимо учесть ряд позиций, характеризующих историко-культурный облик объекта. Для определения данных позиций необходимо, опираясь на различные источники, создать перечень исторических сведений (фактов, связанных с лицами и событиями), связанных с объектом.
Историко-культурная значимость объекта, связанного с персоналиями (лицами), зависит от:
• полученных коэффициентов значимости персоналии;
• коэффициента значения объекта в жизни данной персоналии;
• результатов определения типологической сохранности объекта.
Рассматривая историко-культурную ценность объекта с точки зрения связанных с ним событий, необходимо учесть значение этих событий в жизни поселения, а также роль объекта по отношению к данному событию и типологическую сохранность объекта, связанного с данным событием.
Далее, учитывая историко-культурную ценность объекта по отношению к персоналии или ценность объекта, связанного с историко-значимым событием, формируются историко-культурная оценка этого объекта и его предмет охраны. Процесс определения предмета охраны, то есть, подлинных элементов объекта и его особенностей, относящихся к установленному историко-значимому событию или персоналии, осуществляется путём соотношения имеющихся исторических данных (из архивных и библиографических источников) с современной ситуацией по объекту.

(По материалам конференции
«EVA 2003 Москва»)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Новые образцы дизайна и сервисов традиционно представили на выставке «Консумэкспо» в «Экспоцентре» в начале этого года фирмы из Гонконга.
Портативная фотостудия (рис. 1), укомплектованная светильниками с цветовой температурой 5000К (Tokina Company).
Полностью автономная система видеонаблюдения (рис. 2), оснащенная беспроводной связью, 6-ю высокоёмкими батареями и двумя солнечными панелями для их подзарядки (Micromark).
Портативный MPEG-4 плейер (рис. 3), воспроизводящий и записывающий до 40 ч цифровых видео- и телевизионных программ и до 5 тыс. ч цифровых звукозаписей на встроенный хард-диск (20, 30 или 40 ГБайт); USB-интерфейс и 3,5" ЖК-дисплей (Suga Electronics).
Видеофон (рис. 4). Сейчас растёт популярность мобильных телефонов со встроенными видеокамерами, и вот предложен настольный вариант приёма их сообщений, который можно совместить с часами и т. п. (Conquer Industry).
Кроме того, фирма Global Display познакомила со своим видеопроектором Executive Projector, а также с устройством EYE-Viewer, надеваемым на дужку очков и проецирующим изображение на одно из стёкол (рис. 5). А фирма Poron представила звуковой сигнализатор, извещающий водителя о приближении сзади автомобиля на дистанцию 4 м – и чем меньше становится эта дистанция, тем более пронзительно звучит сигнал.

Рост электронной промышленности в значительной степени характеризуется спросом с её стороны на золото, входящее в состав тех электронных компонентов, которые отвечают самым современным техническим требованиям. Статистика по потреблению и добыче золота, в силу специфики этой сферы, всегда запаздывает, поэтому только к концу 2003 г. «Бюллетень иностранной коммерческой информации» (№ 128–129) смог опубликовать данные на 2002 г. Отрадно отметить, что этой статистикой полностью подтверждён прогноз, сделанный в «ТКТ» № 1 за 2003 г. в связи с перспективами MEMS (микроэлектромеханических систем), о которых главный инженер компании Sony г-н Хадживара выразился в том смысле, что они вскоре составят основу роботов AIBO.
Итак, в 2002 г. мировой спрос на золото со стороны электронной промышленности, по сравнению с предыдущим годом, повысился на 3% – до 210 т (в «ТКТ» и говорилось, что подобные отрасли востребуют «сотни тонн золота»), причем этот показатель соответствует уровню 1996 г., когда начался бум на рынке информационных технологий, сменившийся, как известно, общим спадом мировой экономики. Этот спад привёл, в частности, к снижению в 2002 г., по сравнению с предыдущим годом, в связи с падением на них спроса, мирового производства ювелирных изделий на 11% – до 2689 т – что также прогнозировал «ТКТ», напомнив об известном тезисе В. И. Ленина. Причем мы сделали вывод, что перед лидерами электронной промышленности вообще стоит задача вывести драгметаллы из ювелирного и платёжного оборота в связи с растущей себестоимостью их добычи, А лидер у нас, как известно, США – в которых, по странному совпадению, производство золота сегодня является самым дорогостоящим в мире: средневзвешенные нетто-издержки производства золота там составляют 206 долл. на унцию при среднемировом значении 180.

Синергетика и теория организации как методология изучения документного пространства и его сегментов (Российская Государственная библиотека). В широком понимании синергетики её предметом полагают явления самоорганизации, то есть, процессы упорядочения, происходящие в системах любой природы. Документное пространство, как сложная система, обладает следующими характеристиками:

• является динамическим, находящимся в неравновесном состоянии;
• способно к стабилизации некоторых параметров;
• диссипативно, поскольку его существование поддерживается постоянным обменом со средой;
• подвержено бифуркациям, то есть, имеет определённые «управляющие параметры» с критическими (пороговыми) значениями;
• в нём происходят флуктуации как реализация одной из бифуркационных возможностей.
Таким образом, современное документное пространство (в том числе, Интернет) может быть определено как сложная открытая система в состоянии временного равновесия, так как её элементы не имеют четких структурных связей и постоянно пополняются новыми. Кроме того, документное пространство невозможно описать в виде совокупных характеристик его компонентов и отношений между ними.
Если законы синергетики полностью применимы к документному пространству в целом, то наши библиотеки, архивы, музеи и другие институциональные образования относятся к системам, находящимся в равновесии. По отношению к анализу взаимодействия основных социальных институтов документного пространства правомерно применение законов коэволюции, которые в нашем случае обеспечивают устойчивость документной среды и её институтов. Принципы коэволюции, предопределяющее совместное развитие в рамках взаимодействия, находят реализацию, например, в программах по формированию полидокументных электронных коллекций.
Поскольку библиотеки, архивы и музеи сами по себе относятся к системам направляемого развития, то к институциональному сегменту документного пространства применимы основы теории организации, ключевыми понятиями которой являются изменчивость, наследственность, отбор. Например, интерпретация понятия наследственности, которой определяется память системы, позволяет говорить об устойчивости институциональных форм хранения документов, поскольку они выявляются и в электронной среде.

(По материалам конференции
«EVA 2003 Москва»)

Ведущий AVR А.П.Барсуков

В оглавление номера

Hosted by uCoz