В оглавление номера

Мультимедиа

Антонов А.В.
Несколько советов желающим заняться компьютерным видеомонтажом и записью DVD-дисков
(сокращенный вариант)

Если у Вас аналоговая видеокамера, то прежде всего нужно установить плату захвата видеоизображения для переноса «картинки» с ленты на жесткий диск компьютера. Для цифровых камер такая плата не нужна, там информацию можно переписывать сразу непосредственно на диск. Но и сам диск желательно иметь соответствующий. Во-первых, его емкость должна быть не менее 80 Гбайт. Во-вторых, это, по возможности, должен быть отдельный диск, (например, второй, если на первом установлена ОС и основные прикладные программы). Этот специальный диск рекомендуется регулярно дефрагментировать и даже заново форматировать, что должно обеспечить максимальную скорость при записи и считывании данных.
Если Вы предполагаете заниматься видеомонтажом серьезно или профессионально, то стоит подумать об организации массива параллельно работающих дисков (RAID). На каждый из этих дисков одновременно пишутся разные фрагменты информации, в результате чего резко возрастает суммарная скорость записи. Кроме того, на каждом диске содержится необходимая избыточная информация, с помощью которой данные могут быть восстановлены при сбое. Дополнительные затраты в этом случае вполне компенсируются скоростью и надежностью. Не стоит только пользоваться программными имитациями RAID, предлагаемыми всеми новыми операционными системами, а приобрести настоящий аппаратный дисковый массив.
Оперативной памяти в компьютере должно быть как можно больше: в этом случае те функции монтажных программ, для которых требуется работа в реальном времени, будут работать наиболее качественно и устойчиво. Хорошо иметь память 1 Гбайт, хотя и 256 Мбайт для многих любительских целей вполне достаточно.

Установив необходимое ПО, не забывайте регулярно его обновлять. Особенно это относится к драйверам аппаратуры. Наиболее удобный способ – считывание обновлений через Интернет с сайта компании-производителя. Также нужно регулярно запускать различные системные тесты с целью своевременного обнаружения проблем и их устранения наиболее подходящим способом, вплоть до замены отдельных устройств и полной переустановки операционной системы.
Установите на Вашем компьютере режим кэширования записи. Он позволит обеспечить более равномерный поток данных от устройства захвата изображения (например, по интерфейсу FireWire) на диск. В системах Windows это обычно можно сделать в Диспетчере устройств, открыв окно свойств соответствующего диска (рис. 1). К сожалению, как ни странно, не все модели дисков допускают кэширование.
Следует максимально сократить количество автоматически запускающихся и работающих в фоновом режиме программ.

Рис. 1. Установка режима кэширования записи на диск

Рис. 2. Минимизация списка задач, выполняющихся в фоновом режиме

Обычно их бывает достаточно много, и далеко не все они насущно необходимы, но все занимают память и так или иначе расходуют системные ресурсы, в результате чего снижается производительность системы. Яркий пример – различные антивирусные мониторы. Конечно, это очень полезные программы, но если Ваш компьютер не подключен постоянно к Интернету или к локальной сети, и если на нем не пытаются устанавливать и запускать программы сомнительного происхождения, то в непрерывной работе антивирусов особой необходимости нет, и при занятии видеомонтажом их вполне можно отключить. Так же следует отключить и другие «лишние» программы, оставив лишь те, без которых система не может устойчиво работать (рис. 2).
Работая в Windows XP, обязательно обновите все драйверы системных устройств до версий, совместимых с этой системой. Прежде всего это относится к драйверам системной платы, видеокарты, монитора и жестких дисков. Затем присвойте приложениям, работающим с видеоданными, максимальный

приоритет в доступе к процессору и памяти (Windows XP позволяет сделать это). В результате эти программы станут работать быстрее, а вероятность сбоев уменьшится. Также отключите визуальные эффекты системы. Они не приносят ощутимой пользы, а память «поедают» основательно.
Владельцы «Макинтошей», решившие заняться видеомонтажом, находятся в несколько более выгодном положении. Архитектура компьютеров фирмы Apple изначально более подходит для такого рода задач. Достаточно упомянуть хотя бы устанавливаемые во многих последних моделях «дуальные процессоры», благодаря которым, в частности, заметно уменьшается время окончательной визуализации проекта. Операционная система OS X также весьма удобна и функциональна для обработки видеоинформации. Однако некоторые моменты полезно помнить и пользователям «Маков».
В частности, не следует ставить OS X как вторую систему вместе с уже существующей более ранней версией. Лучше поставьте её «с нуля» и постарайтесь найти и установить все драйверы устройств, рассчитанные специально на нее.
Отключите всю анимацию в пользовательском интерфейсе с помощью приложения «Системные параметры». И, наконец, если у Вас машина с дуальным процессором, то нужно установить прикладную программу (или программы), которая нормально с ним работает, то есть обеспечивает оптимальное распределение нагрузки и, как следствие – наивысшую производительность.
После того, как отснятый материал смонтирован, его нужно куда-то записать для последующей демонстрации. Можно, конечно, использовать для этого традиционную видеокассету формата VHS, но это сегодня как-то несовременно, не говоря уже о том, что качество изображения этого формата оставляет желать лучшего. Во многих отношениях эффективнее в качестве основного носителя выбрать диск DVD: и места более чем достаточно, и качество «на уровне», к тому же есть возможность добавить меню и всякие дополнительные материалы, не вошедшие в основной фильм. Тем более, что сегодня записывающий DVD-дисковод по цене приблизился к пишущему CD-дисководу примерно двухлетней давности и стал доступен многим. Сами болванки для записи тоже значительно подешевели и, кроме того, «война форматов», о которой много говорили ещё относительно недавно, фактически сошла на нет: большинство новых DVD-дисководов поддерживают все (или почти все) основные форматы и записываемые и перезаписываемые CD. В программах, позволяющих удобно и быстро сформировать и записать DVD-проект, также нет недостатка. Так что запись DVD становится делом вполне обыденным. Рассмотрим некоторые существенные моменты, связанные с этим процессом.
Несколько слов о форматах. С «обычными» CD всё было совсем просто: форматов имелось всего два – однократно записываемый CD-R и многократно перезаписываемый CD-RW. С DVD несколько сложнее. Вначале организация экспертов под названием «DVD-Форум» разработала форматы DVD-R (записываемый однократно), DVD-RW (записываемый многократно) и DVD-RAM (диск с произвольным доступом к данным). Затем другая организация – DVD+RW Альянс, в которой ведущую роль играли представители компаний Philips и Sony, предложила аналогичные по способу использования, но отличные по реализации форматы DVD+R и DVD+RW. Некоторое время эти группы форматов (условно говоря, «плюсы» и «минусы») ожесточенно конкурировали между собой, вводя потребителя в глубокую задумчивость, причем в качестве главного козыря обеими сторонами выдвигалась лучшая совместимость их разработок с «некомпьютерными» DVD-проигрывателями до тех пор, пока развитие не пошло, наконец, по пути взаимной совместимости. Большинство DVD-плейеров сегодня воспроизводят, по крайней мере, как DVD+R, так и DVD-R. Компании Sony и TDK выпускают дисководы, способные записывать информацию в форматах DVD-R(RW) и DVD+R(RW). В ближайшее время их примеру, очевидно, последуют и другие производители. Однако будет ли конкретный проект нормально проигрываться на том или ином плейере, зависит от целого ряда факторов: модели устройства записи, используемого ПО, типа носителя («болванки»). Короче говоря, если Вы хотите, чтобы Ваш диск могло посмотреть как можно больше людей на различных типах аппаратуры, так или иначе придется произвести некоторое количество экспериментов, охватывающих хотя бы наиболее типичные варианты.
Следует отметить, что пишущие DVD-дисководы, как «плюсовые, так и «минусовые», успешно записывают также и обычные CD, правда, возможно, со скоростью несколько меньшей, чем новейшие CD-рекордеры.
Большинство пишущих DVD-дисководов – внутренние, то есть встраиваемые в корпус компьютера. К системной плате они подключаются, как и обычные CD-дисководы, по интерфейсу IDE и иногда – по SCSI. Кроме того, есть ряд «внешних» моделей, использующих высокоскоростные интерфейсы FireWire и USB 2.0.
Теперь остановимся вкратце на программных пакетах, используемых для компоновки и записи DVD-диска. Обычно такие программы выполняют три функции: кодирование видеопотока, создание меню диска и запись на болванку. В результате кодирования формируются видеофайлы в формате, принятом для DVD – так называемом стандарте MPEG-2. Большинство пользователей в тонкости этого процесса не вдаются, для интересующихся же можно порекомендовать ProCoder фирмы Canopus или Cleaner фирмы Discreet, которые позволяют производить целый ряд настроек перед началом кодирования. Собственно, запись вообще элементарна и сводится обычно к нажатию одной кнопки. Наиболее интересный этап – это разработка и создание меню. Обычно оно состоит из фонового изображения, заголовки проекта и маленьких графических элементов, представляющих собой ссылки на отдельные эпизоды фильма или его варианты (дублированный или на языке оригинала, с субтитрами, и т.д.). Программы формирования DVD обычно предлагают для таких несложных меню набор готовых шаблонов. В других случаях, как например в пакете DVD Complete фирмы Dazzle, предлагается так называемый «визард», позволяющий пройти процесс конструирования меню шаг за шагом. Впрочем, ряд программ, таких как DVD Workshop фирмы Ulead или DVDIt! фирмы Sonic предлагают в этой области и нечто более интересное. Это могут быть, в частности, подменю, структура которых иной раз бывает достаточно сложной и разветвленной, или, например, анимация фона или графических элементов меню. Нередко дополнительно используется фоновая музыка или маленький видеоролик, обычно рекламного содержания, запускаемый перед меню.
Кроме того, возможны дополнительные функции, значительно расширяющие творческие возможности авторов проекта, в частности:
• наложение субтитров (функция трудоемкая, но в ряде случаев необходимая, если предполагается, что у данного проекта будет разноязычная аудитория);
• спецификация DVD предполагает использование несжатого звука с ИКМ, но он требует большого пространства на диске. Более эффективно применить сжатие, например, по широко известному алгоритму MPEG-1 уровня 3 (или, в просторечии, MP-3). Особенно часто такие диски выпускаются в Азии, а так как там же выпускается и большинство «бытовых» DVD-плейеров, то все они, соответственно, поддерживают и звук MP-3;
• для реализации записи звука в формате Dolby Surround в программе должны быть смикшированы 6 (5 + 1) звуковых каналов с последующим кодированием в формате AC-3. Звук в этом формате также широко поддерживается и занимает на диске меньше места, чем несжатая аудиодорожка;
• формат DVD позволяет записать несколько видеопотоков в одну дорожку, в результате чего нажатием одной кнопки на пульте можно переключиться на просмотр той же сцены, но снятой под другим углом или из другого места. Такого рода приемы нередко применяются при съемке концертов, спортивных матчей и разных памятных событий;
• альтернативные аудиодорожки, наиболее часто используемые для многоязыкового озвучивания фильмов, но иногда – для дикторских или авторских комментариев;
• поддержка вывода на цифровую ленту (режим DLT – Digital Linear Tape). Это может потребоваться, по крайней мере, в том случае, если создается проект, рассчитанный на широкое распространение, но занимающий более 4,7 Гбайт (ёмкость стандартного DVD-диска). Бывают двухслойные диски ёмкостью до 9 Гбайт, но пишущие дисководы пока с ними не работают. Двухслойные диски изготовляются методом фабричной штамповки, данные же для них удобно передавать на цифровой ленте.

Полный текст - в № 3 журнала "ТКТ" за 2004 год

В оглавление номера

Hosted by uCoz