В оглавление номера

Звук

Кушнир С.В.
Стереозвук в телевидении
(сокращенный вариант)

14 ноября 2003 г. в Москве состоялось знаменательное событие: Первый канал общенационального Российского телевидения начал экспериментальное стереофоническое звуковое сопровождение своих передач по системе NICAM.
Дорога стереозвука на телевидение была долгой и тернистой, и заслуживает подробного описания. Еще в начале 60-х гг. при разработке советской системы стереофонического радиовещания под руководством проф. Л.М. Кононовича в нее была сразу заложена возможность легкого сопряжения с телевизионным сигналом.
К этому времени в США уже была разработана и стандартизирована система стереофонического радиовещания в УКВ (FM – в англоязычных странах)-диапазоне с пилот-тоном. Система с пилот-тоном (СПТ) широко применяется и сегодня в FM-диапазоне во многих странах мира, в том числе и России, в так называемом «верхнем» УКВ-диапазоне (88–108 МГц). Она совместима с монофоническими радиоприемниками, так как в ней передается сигнал суммы левого и правого каналов (L+R) с помощью частотной модуляции несущей частоты, а сигнал стереоинформации (L-R) передается амплитудной модуляцией поднесущей частоты 38 кГц. Поднесущая частота полностью подавляется в балансном модуляторе, а для ее восстановления в приемнике передатчиком дополнительно передается так называемый пилот-тон (немодулированный сигнал) частотой 19 кГц. Спектр комплексного стереосигнала представлен на рис. 1.

Рис.1. Спектр комплексного стереосигнала с пилот-тоном (не в масштабе)

Рис. 2. Спектр комплексного стереосигнала с полярной модуляцией (не в масштабе)

В Советском Союзе была разработана и освоена система стереофонического радиовещания СПМ (система с полярной модуляцией), которая используется и в настоящее время в так называемом «нижнем» УКВ-диапазоне (64–76 МГц). Система СПМ похожа на американскую СПТ, но имеет и существенные отличия от нее. Поднесущая, на которой передается стереоинформация, подавляется не полностью, пилот-сигнал не передается. А для легкого сопряжения с телевизионным сигналом Л.М. Кононович предложил выбрать значение поднесущей 31,25 кГц, то есть равное второй гармонике частоты строк телесигнала (как известно, в стандартах SECAM и PAL частота строк равна 15,625 кГц). Спектр комплексного стереосигнала представлен на рис. 2.
Это могло позволить еще в начале 60-х гг. внедрить в советском телевидении систему стереозвука, которую можно назвать гибридной системой (ГС). В такой системе стереоинформация (L-R) передавалась на поднесущей 31,25 кГц, полностью подавлявшейся в балансном модуляторе; пилот-тон был не нужен, так как поднесущую легко можно восстановить в телевизоре с помощью удвоителя частоты строк. Спектр комплексного стереосигнала представлен на рис. 3.

Рис. 3.Спектр комплексного стереосигнала гибридной системы (не в масштабе)

Можно легко увидеть, что предложенная Л.М. Кононовичем система была гибридной между американской СПТ и советской СПМ, объединяла их преимущества и не имела их недостатков. Действительно, от системы с пилот-тоном она взяла высокое качество детектирования поднесущей частоты (ведь сигнал восстановленной поднесущей с выхода удвоителя частоты можно усилить до любой необходимой величины), но в то же время не требовала передачи пилот-тона, отнимающей около 5% полезной девиации частоты стереопередатчика звука. От советской системы с полярной модуляцией гибридная система взяла более узкую полосу занимаемых частот стереосигнала, а значит, меньший уровень шумов в стереоканалах на выходе системы.
Можно отметить, что качество звука в телевизорах было бы существенно выше при увеличении девиации частоты несущей звука с ±50 кГц до ±75 кГц по образцу FM-радиовещания. При этом совместимость по звуку с огромным парком телевизоров была бы сохранена, так как многократно проверено, что бытовые
УКВ-ЧМ-радиоприемники успешно принимают передачи FM-радиостанций при использовании приставки – частотного конвертера.
Опытные передачи стереозвука в телевидении по этой гибридной системе в Советском Союзе были проведены в середине 70-х гг. в Ленинграде. Для этого были изготовлены стереомодуляторы передатчиков звука на телецентрах и небольшие партии стереодекодеров для их установки в серийные телевизоры. Экспериментальные передачи показали успешную передачу стереозвука, но его качество было ниже, чем в обычном стереофоническом радиовещании.
В дальнейшем опыты по сопровождению телевизионного изображения стереозвуком проводились во многих странах, в том числе и в СССР. Это были эпизодические экспериментальные передачи, о которых сообщалось заранее в СМИ. Как правило, передавались концертные выступления симфонических оркестров и оперных певцов. Стереозвук передавался параллельно с телевизионной передачей через одну из ЧМ-радиостанций, что, конечно, было крайне неудобно для телезрителей, ведь им приходилось включать одновременно телевизор и стереофонический радиоприемник. Тем не менее, эти передачи вызывали положительные отклики в прессе.
На страницах различных изданий, том числе и «Техники кино и телевидения», в те годы долгое время шли жаркие творческие споры о необходимости внедрения стереозвука в ТВ. Противники стереозвука отмечали малые размеры телевизионного экрана тех лет (не более полуметра) по отношению к широкой звуковой стереобазе между акустическими системами (2–3 м), а также невозможность соответствия звуковой картины визуальному изображению при частом переключении передающих телекамер.
Действительно, ширина телевизионного экрана значительно меньше ширины звуковой стереобазы, которая равна расстоянию между акустическими системами, а часто и превышает ее, если используются различные звуковые процессоры. Это вызывает несовпадение зрительного и слухового образов.
В 90-е гг. в моду входят системы домашнего кинотеатра – набор из телевизора с экраном большого размера, желательно широкоформатным (с соотношением сторон 16:9), источника видеосигнала со стерео- или многоканальным звуком, многоканального усилителя звука с процессором обработки звуковых сигналов и комплекта акустических систем. Число акустических систем год от года все увеличивается и сегодня доходит до восьми (семь небольших акустических систем, окружающих зрителя, и один сабвуфер, воспроизводящий звуки самых низких частот). В качестве источника видеосигнала может выступать проигрыватель дисков DVD или Video-CD, спутниковый ресивер, Hi-Fi-видеомагнитофон, компьютер, воспроизводящий фильмы в формате MPEG-4 – в общем, набор источников сигнала может быть довольно широким. У зарубежных телезрителей в этот набор уже давно входит и стереофонический телевизор.
К концу 90-х гг. в России назрели предпосылки для внедрения стереозвука в телевещание. Большая часть населения, особенно в Москве и крупных городах, технически была к этому готова, владея аппаратурой системы A2 или комбинированной A2/NICAM.
Рассмотрим эти системы подробнее. Система A2, которая также называется часто «Zweiton», «Zweistereo» или «German stereo», была разработана в Германии в 80-х гг. прошлого века. Она является аналоговой системой передачи стереозвука и совместима с обычным телевидением, так как суммарный канал (L+R) передается на стандартной частотно-модулированной поднесущей звука (отстоящей от несущей изображения на 5,5 МГц для систем B/G). Дополнительно передается пилот-сигнал и поднесущая с частотой 5,742 МГц, частотно модулированная сигналом 2R, то есть удвоенным по величине сигналом правого стереоканала. Монофонические телевизоры вторую поднесущую не принимают и воспроизводят монозвук. В стереофоническом телевизоре производится вычитание сигналов L+R и 2R в нужной пропорции. Коэффициент 2 введен для выравнивания уровня шумов в стереоканалах, так как из-за особенностей работы частотных детекторов уровень шума в правом канале системы A2 примерно вдвое выше, чем в левом. Пилот-тон позволяет установить, какая идет передача: стереозвук, двуязычная (два моноканала на разных языках) или обычная монопрограмма. Качественные параметры системы A2 были неплохими для своего времени: диапазон передаваемых звуковых частот 40–15000 Гц и уровень шума -50 дБ. После появления компакт-дисков эти параметры перестали удовлетворять любителей высококачественного звука, им стало с чем сравнивать.
Вторая система NICAM (Near Instantaneous Companded Audio Multiplex, ее полное название NICAM 728) разрабатывалась инженерами английской телерадиокомпании BBC с 1980 г. и была впервые использована в телевещании в 1986 г. Это полностью цифровая система. Она похожа на систему компакт-диска, но имеет худшие, по сравнению с ней, параметры: частота дискретизации 32 кГц, квантование по уровню – 10 бит, то есть 1024 отсчета, (у компакт-диска 41,1 кГц и 16 бит). Полоса звуковых частот системы NICAM составляет 30–16000 Гц. Вместе со служебными сигналами скорость цифрового потока составляет 728 кбит/с. Этот поток модулирует поднесущую 5,85 МГц методом относительной фазовой манипуляции (ОФМ). Параллельно, для совместимости с монотелевизорами, передается обычная частотно-модулированная поднесущая звука 5,5 МГц.
Благодаря более высокому качеству звука по сравнению с A2, для стереовещания на Первом телевизионном канале в Москве была выбрана именно система NICAM
Но телевизионный стандарт цветного телевидения SECAM, принятый в России, не предусматривает стереозвук и существенно отличается от стандарта PAL, для которого система NICAM и разрабатывалась. Телевизионный сигнал PAL содержит только одну поднесущую цвета (с частотой около 4,43 МГц), изменяющуюся по амплитуде и фазе, и поднесущую монозвука 5,5 МГц. В сигнале SECAM имеется поднесущая монозвука 6,5 МГц и 2 частотно модулированных поднесущих цвета, передающиеся попеременно от строки к строке и скачкообразно изменяющие свою фазу на 180° по определенному закону. Теоретически рассчитать, как поведет себя сигнал SECAM при добавлении к нему поднесущей цифрового звука NICAM, не представляется возможным из-за того, что частотные биения между поднесущими зависят от телевизионного изображения, которое может быть самым разнообразным. Необходима была экспериментальная проверка совместимости двух стандартов. Эта работа была успешно проведена коллективом инженеров Первого канала Останкинского телецентра. Был заказан и установлен новый уникальный телевизионный передатчик, и с 14 ноября 2003 г. на нем проводится экспериментальное стереофоническое сопровождение некоторых телепрограмм Первого канала для Москвы и Московской области в формате NICAM. Из-за новизны проекта специальное разрешение на использование этой технологии выдал лично министр связи и информатизации России Л. Рейман.
В мире существуют и другие системы стереофонического сопровождения телевизионных передач: в США – BTSC-MTS, в Японии – NTSC-M; в спутниковом телевидении это аналоговая система Wegener-Panda, аналогово-цифровая система MUSE, семейство аналогово-цифровых систем MAC (A-MAC, D-MAC, D2-MAC и другие). Но интерес сегодня представляют спутниковые системы цифрового телевизионного вещания системы DVB-S и наземного цифрового телевизионного вещания DVB-T, которые стремительно внедряются телекомпаниями, так как позволяют не только увеличить качество изображения, передавать многоканальный звук, но и увеличить число каналов, передаваемых одним наземным передатчиком или спутниковым транспондером.
К 2010 г. Россия планирует перейти на цифровое телевизионное вещание, которое, по определению, подразумевает стерео- или даже многоканальный звук. Но перспективы этого перехода пока туманны, у населения нет денег не только на дорогие полностью цифровые телевизоры (стоимостью около 1000 евро), но даже на цифровые приставки стоимостью около 200 евро. К тому же, большая часть населения готова смотреть навязчивую телерекламу, лишь бы не платить абонементную плату, которую в настоящее время взимают студии цифрового вещания (это спутниковое НТВ+ и наземное «ТелеМедиум» в Петербурге). Поэтому повсеместное внедрение стереозвука NICAM – это быстрый и уже проверенный практикой путь перехода российского ТВ-вещания на стереозвук.

Полный текст - в № 3 журнала "ТКТ" за 2004 г.


Уразова С.Л.
Радио: устремление вперед
(сокращенный вариант)

VII Международный конгресс НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания»

В отличие от телевидения о тенденциях развития и текущих проблемах радио у нас говорится мало. За исключением разве что ежегодных Конгрессов НАТ, где данной теме отводится должное внимание. Есть, правда, еще Интернет-проект «Радиопортал» (www.radioportal.ru), в рамках которого делается попытка развернуть широкомасштабную дискуссию о насущных проблемах в сфере радиовещания – от экономических и профессиональных до концептуально-стратегических. Он создан в середине 2001 г. Фондом независимого радиовещания при поддержке фонда Евразия.
Цель «Радиопортала» – формирование единого информационного поля в этой сфере, обмен опытом между профи, предоставление им быстрого доступа к информационным ресурсам. Но для широкого обсуждения, выработки приоритетов и оптимального стратегического курса в данной корпоративной нише этого явно недостаточно. И возникает ощущение, что радиовещание, несмотря на всю его значимость и доступность для российского населения, будто бы отодвинуто до лучших времен и зачастую напоминает недоросля в семье, где надежды на лучшее связаны с более успешными братьями – телевидением и Интернетом. Если в радиовещании и наблюдается некоторая динамика, то происходит это исключительно за счет усилий его приверженцев, решивших несмотря ни на что продвигать свой бизнес.

Экономическая зависимость
Основания для такой преданности существуют: более 80% российского населения сохраняют свое пристрастие к радиопрограммам. Аудитория потребителей, иначе говоря, есть, и это несмотря на то, что современное общество, как справедливо полагают аналитики, живет в эру телевидения. При этом сектор радиорынка имеет тенденцию к росту. По данным Минпечати, в течение 2000–2001 гг. число радиопрограмм увеличивалось каждый год почти на 30%. Такой динамике можно только позавидовать. К середине 2002 г. было зарегистрировано более 2 тыс. различных радиопрограмм, выдано более 1,2 тыс. лицензий. Приток соискателей на конкурсах по вещанию Федеральной Конкурсной Комиссии (ФКК) в Минпечати, отдающих предпочтение радиобизнесу, тоже не иссякает. Напротив, он постоянно растет. Беда лишь в том, что доминирующий сегодня на радиорынке формат – музыкальный. Он-то и является «по существу экономической основой радиоиндустрии».4
Серьезная озабоченность в связи с почти тотальным истреблением информационного формата на рынке вещания высказывалась и в рамках профессионального сообщества. Этот факт отмечался, кстати, во время панельной дискуссии на Конгрессе НАТ2003 «Индустрия электронных СМИ: социальные задачи, экономические возможности и государственная политика», которую вел первый замминистра РФ по делам печати М.В. Сеславинский. В частности, М. Асламазян (АНО «Интерньюс»), член ФКК, отметила, что в России «информационное вещание фактически сокращается, на радио его практически не осталось, а до 95% соискателей на новые лицензии по вещанию (это относится и к телевидению) предлагают музыкальную концепцию».
То, что формат радиостанции жестко связан с лицензией, с утвержденной концепцией на вещание, обсуждается в профессиональном сообществе не один год.10 Участники радиосектора выступают за более гибкий подход к своему бизнесу, за возможность свободно менять радиоформат в зависимости от складывающейся ситуации на рынке в целом, от фактического положения конкретной радиостанции в рыночной ситуации. Однако и государство тоже не может бездумно плыть по течению, предлагаемому радиорынком, не учитывая культурологического вектора стратегии развития российского общества. Особенно если музыкально-развлекательное кредо представлено в радиоэфире столь тотально, что фактически подразумевает отсутствие выбора у потребителя. К тому же такая тенденция противоречит самой логике развития СМИ. Как считают зарубежные теоретики, «сверхприбыль, которая извлекается в процессе производства СМИ, имеет две стороны – экономическая сверхприбыль для дальнейшей деятельности на рынке и идеологическая прибыль в той сфере, где действуют СМИ».
Но при навязывании аудитории исключительно музыкально-развлекательного формата «идеологическая прибыль» становится равной нулю, если не со знаком «минус», поскольку в данном формате отсутствуют ценностные константы. Ставка в основном делается на шоу-бизнес, зачастую отечественный, стандарты и критерии качества которого явно далеки от совершенства. И происходит это, когда Россия в числе других стран движется к информационному обществу, которое может быть сформировано лишь за счет аккумулирования содержательного потенциала распространяемой информации, играющей сегодня доминирующую роль.
Как отмечают исследователи, «концепция информационного общества преобразуется в концепцию общества знаний (knowledge society, knowledgeable society, knowledge-based society)». Вряд ли российский социум сможет претендовать на общество знаний, если ему будет навязываться исключительно музыкально-развлекательная продукция. При активном формировании бессодержательной (если не сказать резче) среды обитания для масс, культивировании коллективного, бессознательного, у потребителя образуется устойчивая привычка к сомнительной продукции. В итоге потребность к более качественным произведениям и исполнению, а тем более к информации снижается.
Экономическая зависимость при открытии нового радиоресурса или продвижении уже существующего, безусловно, существует. Музыкально-развлекательный формат требует значительно меньших финансовых затрат, чем информационный. Не надо набирать профессиональных журналистов, выстраивать и поддерживать сложную систему информационных потоков. Чтобы начать получать дивиденды, нужно просто найти хорошего музыкального ведущего, ди-джея, в чьи обязанности входит взаимодействие с владельцами авторских прав, составление рейтингов, мониторинг новинок, работа с аранжировщиками, контроль за качеством звука, имеющего к тому же налаженные связи в шоу-бизнесе. Потому-то при прагматическом подходе к ситуации на рынке решение радиовещателей и проецируется в пользу облегченного формата. Но когда такой формат утвердился, даже, возможно, пользуется спросом, возникает обратная зависимость. Тоже экономическая, связанная с притоком рекламы на канал.

Современные технологии
Теме «Спутниковое многопрограммное цифровое радиовещание – задачи и перспективы» было посвящено выступление директора НИИ Радио Ю.Б. Зубарева. Этим докладом и открылась секция «Современные технологии радиовещания» на Конгрессе НАТ2003. Прежде всего докладчик отметил, что «в течение 64% времени суток радиовещание является для большинства получателей информации предпочтительным, а для 22% аудитории единственным источником информации». Только в вечерние и утренние часы – 15% времени суток – аудитория телезрителей преобладает над аудиторией радиослушателей. По словам Ю.Б. Зубарева, востребованность радиопродукта такой огромной аудиторией создает прецедент для привлечения рекламодателей и спонсоров в этот сектор, «позволяет быстро окупать системы вещания и получать высокую прибыль».
Многопрограммные системы радиовещания в мире уже функционируют. Компания WorldSpace (штаб-квартира находится в Вашингтоне, а радиовещательный центр в Нью-Джерси), намерена охватить своими программами 5 континентов с аудиторией около 4,6 млрд человек. Система WorldSpace состоит из трех спутников, имеющих срок службы 12 лет: AfriStar, AsiaStar и AmeriStar. Спутник ArfiStar был запущен в октябре 1998 г. для стран Африки, бассейна Средиземного моря и Ближнего Востока. AsiaStar запущен в марте 2000 г. для всей Азии и Дальнего Востока. В том же 2000 г. был запущен и спутник AmeriStarр, предназначенный для Южной и Центральной Америки. Кроме того, в 2002 г. компании WorldSpace и Alcatel Space подписали партнерское соглашение о запуске спутника для стран Европы. Все спутники WorldSpace, находящиеся на стационарных орбитах, имеют
3 пучка по 50 каналов в L-диапазоне (1,5 ГГц), каждый из которых покрывает 14 млн кв.км.
Фирма Sirius Satellite Radio запустила в конце 2000 г. 3 спутника с суточным периодом обращения, каждый из которых находится над территорией Соединенных Штатов Америки 16 ч, с высоким перигеем 20 тыс. км и апогеем 50 тыс. км. Спутники были разработаны компанией «Лорал», доставлены на орбиту носителями «Протон», стартовавшими с Байконура. Регулярные передачи начались в феврале 2002 г., наземные приемники работают в диапазоне 2,3 – 2,45 ГГц.
Система Sirius Satellite Radio рассчитана в основном на мобильный прием – водителей, слушающих в поездках любимые передачи. Фирма Sirius Satellite Radio создала в Нью-Йорке студию, которая круглосуточно транслирует 100 программ, 60 из которых музыкальные и не содержат рекламы, а 40 программ представляют собой спортивно-информационно-развлекательный формат, включающий и рекламные блоки. Поставщики радиопрограмм BBC, Bloomberg, RadioNetworks, ESPN Radio, SNBC, NPR Now. Абонентная плата за пакет программ составляет примерно 12 долл. в месяц.
Преимущество спутниковых систем цифрового радиовещания состоит в том, что возможна ретрансляция блоков программ, сформированных на наземных центрах вещания. Существует также возможность вхождения на бортовой блок с целью формирования программ для региональных радиовещателей, обслуживающих локальную территорию. Для местного информационного вещания возможен режим передачи с речевым тоном, с речевым качеством, что удешевляет региональное вещание, увеличивает численность программ. Как правило, при создании спутниковых систем вещания предусматривается наличие резервного спутникового ретранслятора, естественно, на случай выхода действующего из строя. При создании перспективных комбинированных систем цифрового радиовещания для приема в городских условиях следует учитывать целесообразность использования дополнительных наземных ретрансляторов, которые особенно необходимы в условиях городской многоэтажной застройки.
Как подчеркнул Ю.Б. Зубарев, в настоящее время ряд систем спутникового и комбинированного цифрового радиовещания стандартизирован. В их число входит:
• цифровая система А – это система вещания. Возможности функционирования спутникового варианта системы цифрового радиовещания (проект «Eureka -147») были продемонстрированы еще в 1988 г. в Женеве на экспериментальной линии. Такая система была запущена в реальную эксплуатацию под названием MediaStar в 1996 г. в диапазоне 1,6 ГГц. В 1999 г. проект был возобновлен под названием GlobalRadio. Система, предусмотренная этим проектом, обеспечивает обслуживание европейских стран с помощью 4 спутников;
• цифровая система B – спутниковый сегмент цифровой системы B был предложен «Голосом Америки», испытания системы были с успехом проведены в 1995 г. и позволили подтвердить идеологию, заложенную в ее основу. Система развивается на основе рекомендаций Бюро Международного союза электросвязи, однако в настоящее время планов для реального развития системы не имеется;
• цифровые системы DS и DH. Цифровая система DS создана в рамках проекта WorldSpace и в настоящее время успешно функционирует. Цифровая же система DH является гибридной наземно-спутниковой системой, опирающейся на спутниковый сегмент системы World Spice и наземные одночастотные сети в Ирландии, Германии и преторий. Спутниковый сегмент системы DS и DH базируется на основе рекомендаций Бюро Международного союза электросвязи;
• цифровая система I – спроектирована для спутникового дополнительного наземного вещания с помощью ретрансляторов, использующих одинаковые частоты как для спутникового, так и для наземного сегмента. Цифровая система была формально одобрена в составе рекомендаций ITU в 2002 г. В состав организаций, поддержавших создание системы, вошла также администрация Японии. К 2000 г. в ее составе насчитывалось 12 функционирующих наземных ретрансляторов. После запуска вещательного спутника в Японии предполагается начало коммерческой эксплуатации этой системы. Произойдет это, видимо, в ближайшее время.
Немалую часть своего выступления докладчик посвятил анализу того, что происходит в этом секторе в России, подчеркнув, что в свое время НИИР разработал и ввел в действие ряд спутниковых систем звукового вещания: «Орбита ПФ», «Радикал ЗВ» и «Робита». Это позволило охватить звуковым вещанием практически всю территорию бывшего Советского Союза, включая удаленные и труднодоступные районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, куда в те времена передача программ звукового вещания по наземным линиям связи не могла быть осуществлена. И только благодаря применению в спутниковых вещательных системах цифровых методов, даже самые удаленные регионы получали звуковые сигналы с высоким, практически студийным качеством.
В настоящее время, по словам Ю.Б. Зубарева, из всех вышеуказанных спутниковых вещательных систем эксплуатируется только система «Робита», включающая около 40 приемных станций. При использовании двух спутниковых ретрансляторов система «Робита» охватывает всю территорию России – от Калининграда до Петропавловска на Камчатке и Южный Сахалин. Применение же в системе «Робита» цифровых методов передачи с большим сжатием цифровых сигналов вещания по методу MPEG-2 (в 8–12 раз), дает возможность эффективно использовать пропускную способность спутникового ретранслятора. При этом в спутниковом канале с пропускной способностью 2,048 Мбит/с, обеспечивается одновременная передача более 20 звуковых программ разного качества – программы с полосой частот 7, 10, 15, 20 кГц.
В заключение директор НИИР сообщил, что в настоящее время разработаны научно-технические основы, имеется материальная база и технологии для создания цифровых спутниковых систем непосредственного звукового вещания, при которых возможен прием одновременно большого числа программ с высоким качеством. И не только на простые наземные станции стационарного типа, но и на автомобильные и переносные приемные устройства. Создание же спутниковой системы звукового вещания, отметил Ю.Б. Зубарев, – исключительно актуальная задача для России, поскольку есть ряд регионов с большой территорией и малонаселенными пунктами. И так как в России формируется в настоящее время программа реконструкции всех радиопередающих средств, система звукового цифрового радиовещания могла бы вполне конкурировать с другими предлагаемыми решениями, требующими огромных инвестиционных средств.

Статистический парадокс
О ситуации, связанной с развитием цифрового радио за рубежом, рассказал Дж. Коэн, представляющий группу World Radio Network (Великобритания). Он отметил, что «Великобритания идет по совершенно иному пути развития цифрового вещания, нежели другие страны Европы, и этот опыт, возможно, будет полезен и для России». По его словам, в Великобритании сложилась парадоксальная ситуация. Около 12 млн (то есть половина) семей могут принимать цифровые радиостанции. Аудитория станций, вещающих только в цифровом формате, весьма значительна. В частности, общая аудитория у BBC (в список включены абсолютно все радиостанции) составляет около 1 млн человек. А у возникшей недавно коммерческой молодежной станции Kerrang!Radio, вещающей в цифровом формате – 780 тыс. человек. Однако статистика показывает, что цифровых приемников за все время в стране было продано лишь 320 тыс., а во всем мире, начиная с 1995 г., – всего 500 тыс. Своего рода это парадокс, связанный, по мнению докладчика, с освоением цифровых вещательных платформ.
Например, формат DАВ (в соответствии со стандартом Eureka 147) планировалось использовать во всем мире. Но этого не произошло. Он был запущен в сентябре 1995 г., но развивался медленно, поскольку только в настоящее время появились приемники, для него доступные. По прошествии 8 лет число слушателей DAB, не превысило нескольких сот тысяч. Кроме того, технология DАВ оказалась «довольно старой и негибкой». Прием станций, вещающих на основе этой технологии, оказался затрудненным в зданиях. Для обеспечения сигнала нужного качества станциям необходимо было увеличивать мощность передатчиков и их количество, а это приводило к удорожанию процесса. И хотя в Великобритании этот формат получил определенное развитие, сейчас, по мнению Дж. Коэна, вопрос в том, каким будет окончательное отношение других стран к этому стандарту.
В июне 2003 г. был запущен стандарт «Digital Radio Mondial» (DRM). Кстати, «Голос России» уже ведет из Москвы передачи на коротких волнах для Европы. Приемники же с данным стандартом для потребителей должны вот-вот поступить в продажу. Стандарт DRM, по мнению докладчика, предоставляет отличную возможность для международных, национальных и региональных станций получить новый диапазон для местного вещания. АМ-станции могут звучать с качеством FM-станций, кроме того, в этом стандарте существует 14 кодировок. К тому же, налаженное сотрудничество представителей систем DRM и DАВ (на этот счет подписано соглашение) позволяет выпускать радиоприемники с возможностью приема станций в двух системах.
Неожиданно для радиовещателей система DVB («Digital Video Broadcast») стала реальной платформой для цифрового радио. Трансляция идет по системе «Director Home Satellite» – спутник доставляет сигнал напрямую в дом, через наземные передатчики, а также по системам аналога Космос-ТВ в Москве. При этом стандарт DVB поддерживает передачу как видео-, так и звуковых программ, и используется во всем мире. По словам докладчика, интересным оказался и тот факт, что потребители чаще всего покупают приемники DVB для просмотра телевизионных программ, но позднее выясняют, что могут также слушать те радиостанции, которых нет на обычных АМ- или FM-диапазонах. Это, кстати, и объясняет, по мнению Дж.Коэна, статистическую загадку соотношения между продажами цифровых приемников и масштабами аудитории, принимающей цифровые радиостанции. Потребитель принимает их благодаря системе DVB через телевизор!
В Великобритании, отмечалось в докладе, используются все возможные цифровые платформы. Каждая вещательная компания. В зависимости от территории покрытия колеблются и цены. Если обеспечивать национальное покрытие, территорию всего Британского Королевства, например, одноканальной системой DАВ, то потребуется, по словам докладчика, около 300 тыс. долл. в год. В то же время, заметил Дж.Коэн, плата за использование канала Sky, который принимают почти 8 млн британских домов, будет в 10 раз меньше.
В заключение британский гость подчеркнул: с одной стороны, существует немалое количество различных вещательных платформ, из-за чего возникают определенные трудности и у слушателей, и у производителей приемной аппаратуры. С другой – цифровое радио стимулирует рост так называемых «брендовых радиостанций» (тема особенно популярная для британского радиобизнеса), поскольку, получая дополнительные возможности, они могут активнее привлекать рекламодателей – известные торговые марки. В целом же опыт Великобритании, являющейся сегодня лидером в области цифрового вещания в Европе, показывает: радиостанции должны использовать все имеющиеся цифровые платформы, поскольку слушать цифровые радиостанции аудитория будет. Если, конечно, содержание их программ окажется интересным.

Полный текст - в № 3 журнала "ТКТ" за 2004 г.

В оглавление номера

Hosted by uCoz