Обратно

Экономика, право, производство

Бутовский Я.Л.
Большие проблемы небольшой киностудии
(сокращенный вариант)

А.А.СоколовскийВ нашем журнале уже опубликован ряд материалов, посвященных сегодняшнему состоянию ведущих киностудий России, проблемам модернизации технической базы и расширения производства фильмов. Эти же проблемы существуют и у киностудий небольших, но у них есть своя специфика, кроме того, в ходе экономических преобразований последних десяти лет они оказались в еще более тяжелом положении, чем киностудии крупные. В качестве примера типичной небольшой киностудии редакция «ТКТ» остановилась на Санкт-Петербургской киностудии научно-популярных фильмов (сокращенное название прежнее — «Леннаучфильм»), которая сегодня стоит на пути возрождения своего производства и возвращения к тому высокому научному и художественному уровню научно-популярных и учебных фильмов, которым «Леннаучфильм» был всегда славен.
Директор киностудии, петербуржец в пятом поколении, Александр Александрович СОКОЛОВСКИЙ начал свою трудовую «кинобиографию» настройщиком на участке звукозаписывающей аппаратуры Ленинградского завода «Кинап». Заочно окончив ЛИКИ, он работал в звукоцехе Ленинградского телецентра, затем — на «Леннаучфильме», где прошел путь от рядового до главного инженера. Решением Госкино СССР А.А.Соколовский был назначен директором Ленинградской кинокопировальной фабрики, где проработал до 1996 г., когда коллектив киностудии научно-популярных фильмов выбрал его директором.
С заслуженным работником культуры РФ А.А.Соколовским беседовал член редколлегии «ТКТ» Я.Л.Бутовский.

— Коллектив киностудии обратился к вам с просьбой вернуться сюда в 1996 г. — в очень тяжелый момент, когда производство практически остановилось, студия была на пороге полного развала. Как удалось после этого выжить?
— Мы еще только выживаем, ситуация у нас, конечно, не такая оптимистическая, как, например, на «Ленфильме» — там гораздо больше государственная поддержка, больше доходов от проката. У нас положение намного сложнее, и связано это в основном с характером нашей продукции, ведь мы выпускаем фильмы просветительские, познавательные, научные, учебные, то есть такие, которые пользуются спросом на кинорынке, но стоят дешевле, чем фильмы игровые.
— Тем не менее, положительные тенденции налицо, и главное — студию удалось сохранить.
— Мы сохранили «Леннаучфильм» и будем сохранять, чего бы это нам ни стоило. Очень уж серьезные потери понесла студия, особенно в 1995 г., когда был большой общегосударственный кризис, и поддержка кинематографа государством стала минимальной. В результате на студии полностью замерзли все системы, не было ни тепла, ни света, люди были деморализованыѕ Сегодня наша главная задача — восстановить устойчивость предприятия.
Чтобы восстановить устойчивость киностудии, очень важно поддерживать хотя бы минимально возможный уровень производства, которое в середине 90-х годов вообще приостановилось.
— Очевидно, это связано с вопросом о художественном персонале киностудии. В какой степени вам удалось сохранить кадры.
— Практически кадры сохранить удалось, если говорить более точно, мы сохранили около 70%. Но это люди, как правило, не очень уж молодые. За годы простоя они не помолодели, а скорее перешли в преклонный возраст. Художественные работники студии сегодня в среднем 50—55 лет. Сейчас мы стараемся разными путями привлекать молодежь. Выпускаем альманах «Наука и культура» и для съемки его сюжетов берем выпускников наших питерских Университета кино и телевидения, Университета культуры и даже ребят, которые еще учатся. Даем им «свободную» тему, лишь с условием, чтобы она была связана с наукой и культурой Петербурга.
Чтобы завершить разговор о художественных кадрах, о фильмах, хотелось бы узнать о том, над какими фильмами идет работа сейчас.
— Если говорить о тех, что финансируются из бюджета, то из пяти картин, находящихся на разных стадиях производства, две посвящены истории России. Это фильм «Великий канцлер» об Александре Михайловиче Горчакове — его поставила режиссер Долорес Хмельницкая, и фильм Валентины Гуркаленко, кстати, ученицы Згуриди, «Рюрик и его братья» — о еще докиевской Руси. Раз уж речь зашла о фильмах, надо сказать и о том, что информация о них в ближайшее время появится в Интернете на сайтах www.cinematograph.ru и www.melody.ru.
— И какую часть всего вашего производства составляют эти фильмы?
— Практически половина на половину.
— И в фильмотеки вы сами передаете фильмы?
— Да. Надо, правда, сказать, что есть несколько частных компаний, которые занимаются распространением нашей продукции на видеокассетах, но это дает нам доход всего лишь порядка 50000 руб. Это все мизерные платежи, никак не оправдывающие расходы на постановку картин. Многое вообще распространяется пиратски, но мы не можем за этим проследить.
— Возвратимся еще раз к задачам, стоящим перед студией. Одной из них было восстановление всего хозяйства студии до уровня конца 80-х годов.
— Да, я уже говорил, что принял студию в сложном состоянии: не было тепла, текли все крыши, здания были в таком состоянии, что мы не могли заработать даже на сдаче в аренду пустующих помещений. Так что восстановление всего этого — действительно первоочередная задача на ближайшие два-три года. Очень важно, что нам удалось сохранить съемочные павильоны, и они приносят нам серьезный доход. В них непрерывно работают съемочные группы «Ленфильма», «Мосфильма» и других московских студий, а также студий, выпускающих рекламу.
— Вернемся к технической базе киностудии. Производство научно-популярных и учебных фильмов требует многих специальных видов съемки: макро- и микросъемки, цейтраферной, скоростной и т. д. Как обстоит дело с этим?
— Мы занимаемся всем этим. Не так давно, в прошлом году, выпустили одночастевку о цветах, в которой подобные съемки широко использовались. Оборудование мы сохранили, оно действует, снимать можно, но это оборудование уже старое, оно тоже требует модернизации.
— А видеосъемка — вы ведь ее тоже применяете?
— Видео мы снимаем тоже цифровое, профессиональное с обработкой и последующим монтажом в компьютере.

— Остается поблагодарить вас за беседу и пожелать вам и коллективу студии, чтобы всё задуманное было выполнено.

Полный текст - в № 4 журнала "ТКТ" за 2001 г.

Обратно

Hosted by uCoz