В.В.Быков
Некоторые стороны телевидения
следующего тысячелетия
(сокращенный
вариант)
Более десяти лет назад многие семьи в развитых европейских странах и Северной Америке уже имели кассетные видеомагнитофоны и могли выбрать значительное число программ через системы КТВ. Сейчас же многие потребители имеют не только цветные телевизоры и кассетные видеомагнитофоны, но и комплексы приема ТВ-сигналов со спутников или через кабельные системы. Зритель получил возможность доступа в Интернет.
Телевизионные камеры и видеокамеры стали цифровыми, стабильными и компактными. В видеокамерах, как в магнитной видеозаписи, утвердились цифровые форматы DVCPRO, DVCPRO 50, Betacam SX, DVCAM, Digital-S и DV. Panasonic работает над форматом DVCPRO 100 и так же, как и Sony, готовится к выпуску ТВ-камер ТВЧ.
MPEG-2 — гибкая и открытая система, предоставляющая возможность создавать аппаратуру с отличающимися алгоритмами кодирования. Для обеспечения совместной работы аппаратуры MPEG-2 различных производителей был сформирован международный Pro-MPEG Forum. В прошедших встречах форума уже участвовало более 30 компаний. Одна из главных задач этого объединения — демонстрация взаимодействия оборудования MPEG-2. Первая такая проба стыковки аппаратуры произошла на NAB’99, где около 20 компаний приняли участие в демонстрации взаимодействия различных профессиональных устройств и систем, работающих по стандарту MPEG-2.
В последнее время разработаны дисковые видеомагнитофоны стандарта MPEG-2, и следует ожидать их дальнейшего совершенствования и хороших результатов для ТВ. Дисковая технология уже превзошла ленточную по длительности записи и другим важным параметрам, что особенно ярко проявляется в дисковых массивах конфигурации RAID. Однако процесс вытеснения из ТВ-производства ленточных аппаратов дисковыми видеомагнитофонами находится в начальной стадии. Лента еще послужит телевидению.
Видеокамера
Editcam2 компании Ikegami
с устройством записи на магнитном
диске
Большое будущее у беспроводных эфирных систем распределения сигналов (MMDS, LMDS и MVDS). Они ориентированы на ТВ-сигнал, и поэтому предоставляют широкую полосу частот на канал. Для операторов использование этих каналов привлекательно с точки зрения расширения предоставляемого сервиса с появлением мультимедийных услуг. LMDS и MVDS относятся к беспроводным системам сотового ТВ и работают в диапазонах частот 27,5—31 ГГц для Северной Америки и 40,5—42,5 ГГц для Европы.
Все большее число вещательных компаний и производителей телепрограмм применяют виртуальные студии, которые и стоят недешево, и не обеспечивают действительно реалистичного изображения. Однако прогресс в этой области весьма значителен. Несмотря на сложность проблемы, необычность проведения съемок в виртуальной студии, когда актер играет в однотонно окрашенном помещении без декораций, виртуальные студии совершенствуются и количество их растет. С переходом на цифровое телевещание их значение еще больше возрастает.
Абонентские ТВ-приставки с PVR позволяют записывать сигналы так же, как и обычные кассетные видеомагнитофоны, но имеют новые функции. Например, специальная интеллектуальная логическая система следит за привычками зрителя и может включать в нужное время терминал для записи регулярно просматриваемой программы. Две подобные системы (TiVo и ReplayTV) уже имеются в продаже в США, а другие производители планируют их выпуск в этом году.
ТВ цифровая
абонентская приставка компании TiVo
с записывающим устройством на
магнитном диске большой емкости
В 1999 г. на международный рынок
пришла технология плазменных
панелей, которые позволяют
создавать телевизоры с плоскими
экранами, о которых давно говорили
фантасты. Толщина панели с
диагональю 1 м составляет 10—15 см, а
масса всего 35—40 кг. Плазменные
телевизоры с панелями 42"">
производства фирмы Fujitsu
разработали Philips, Panasonic, Thomson, Sony и др.
JVC разработала профессиональный
плазменный дисплей 42" с цветовой
температурой свечения 3200 °К,
который установлен, в частности, на
ВВС в новостийном комплексе.
Приборы аналогичного назначения
представили фирмы Sony, Panasonic и Fujitsu.
Плазменный дисплей PT-42P1 компании Panasonic
Рассмотренные перспективы
телевидения относятся в основном к
развитым зарубежным странам.
Однако в области цифрового
ТВ-вещания в России есть немалые
возможности. Об этом
свидетельствуют последние
выставки TRBE’99 и «Кабельное и
спутниковое ТВ России». Они
показали, что российские компании
выжили в условиях кризиса и успешно
занимаются:
• проектированием, внедрением и
обслуживанием спутниковых и
кабельных ТВ-сетей;
• монтажом профессиональных
станций спутникового телевидения;
•разработкой и производством
эфирных передатчиков; цифровых и
аналоговых систем MMDS, LMDS, MVDS, DAB,
цифровых модуляторов; видеоплат
для нелинейного монтажа">
транскодеров, кодеров, микшеров,
коммутаторов и другой аппаратуры.
Полный текст - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год