Обратно

В.В.Быков
Некоторые стороны телевидения следующего тысячелетия
(сокращенный вариант)

Более десяти лет назад многие семьи в развитых европейских странах и Северной Америке уже имели кассетные видеомагнитофоны и могли выбрать значительное число программ через системы КТВ. Сейчас же многие потребители имеют не только цветные телевизоры и кассетные видеомагнитофоны, но и комплексы приема ТВ-сигналов со спутников или через кабельные системы. Зритель получил возможность доступа в Интернет.

Телевизионные камеры и видеокамеры стали цифровыми, стабильными и компактными. В видеокамерах, как в магнитной видеозаписи, утвердились цифровые форматы DVCPRO, DVCPRO 50, Betacam SX, DVCAM, Digital-S и DV. Panasonic работает над форматом DVCPRO 100 и так же, как и Sony, готовится к выпуску ТВ-камер ТВЧ.

MPEG-2 — гибкая и открытая система, предоставляющая возможность создавать аппаратуру с отличающимися алгоритмами кодирования. Для обеспечения совместной работы аппаратуры MPEG-2 различных производителей был сформирован международный Pro-MPEG Forum. В прошедших встречах форума уже участвовало более 30 компаний. Одна из главных задач этого объединения — демонстрация взаимодействия оборудования MPEG-2. Первая такая проба стыковки аппаратуры произошла на NAB’99, где около 20 компаний приняли участие в демонстрации взаимодействия различных профессиональных устройств и систем, работающих по стандарту MPEG-2.

В последнее время разработаны дисковые видеомагнитофоны стандарта MPEG-2, и следует ожидать их дальнейшего совершенствования и хороших результатов для ТВ. Дисковая технология уже превзошла ленточную по длительности записи и другим важным параметрам, что особенно ярко проявляется в дисковых массивах конфигурации RAID. Однако процесс вытеснения из ТВ-производства ленточных аппаратов дисковыми видеомагнитофонами находится в начальной стадии. Лента еще послужит телевидению.

Видеокамера Editcam2 компании Ikegami
с устройством записи на магнитном диске

Большое будущее у беспроводных эфирных систем распределения сигналов (MMDS, LMDS и MVDS). Они ориентированы на ТВ-сигнал, и поэтому предоставляют широкую полосу частот на канал. Для операторов использование этих каналов привлекательно с точки зрения расширения предоставляемого сервиса с появлением мультимедийных услуг. LMDS и MVDS относятся к беспроводным системам сотового ТВ и работают в диапазонах частот 27,5—31 ГГц для Северной Америки и 40,5—42,5 ГГц для Европы.

Все большее число вещательных компаний и производителей телепрограмм применяют виртуальные студии, которые и стоят недешево, и не обеспечивают действительно реалистичного изображения. Однако прогресс в этой области весьма значителен. Несмотря на сложность проблемы, необычность проведения съемок в виртуальной студии, когда актер играет в однотонно окрашенном помещении без декораций, виртуальные студии совершенствуются и количество их растет. С переходом на цифровое телевещание их значение еще больше возрастает.

Абонентские ТВ-приставки с PVR позволяют записывать сигналы так же, как и обычные кассетные видеомагнитофоны, но имеют новые функции. Например, специальная интеллектуальная логическая система следит за привычками зрителя и может включать в нужное время терминал для записи регулярно просматриваемой программы. Две подобные системы (TiVo и ReplayTV) уже имеются в продаже в США, а другие производители планируют их выпуск в этом году.

ТВ цифровая абонентская приставка компании TiVo
с записывающим устройством на магнитном диске большой емкости

В 1999 г. на международный рынок пришла технология плазменных панелей, которые позволяют создавать телевизоры с плоскими экранами, о которых давно говорили фантасты. Толщина панели с диагональю 1 м составляет 10—15 см, а масса всего 35—40 кг. Плазменные телевизоры с панелями 42""> производства фирмы Fujitsu разработали Philips, Panasonic, Thomson, Sony и др.
JVC разработала профессиональный плазменный дисплей 42" с цветовой температурой свечения 3200 °К, который установлен, в частности, на ВВС в новостийном комплексе. Приборы аналогичного назначения представили фирмы Sony, Panasonic и Fujitsu.

Плазменный дисплей PT-42P1 компании Panasonic

Рассмотренные перспективы телевидения относятся в основном к развитым зарубежным странам. Однако в области цифрового ТВ-вещания в России есть немалые возможности. Об этом свидетельствуют последние выставки TRBE’99 и «Кабельное и спутниковое ТВ России». Они показали, что российские компании выжили в условиях кризиса и успешно занимаются:
• проектированием, внедрением и обслуживанием спутниковых и кабельных ТВ-сетей;
• монтажом профессиональных станций спутникового телевидения;
•разработкой и производством эфирных передатчиков; цифровых и аналоговых систем MMDS, LMDS, MVDS, DAB, цифровых модуляторов; видеоплат для нелинейного монтажа"> транскодеров, кодеров, микшеров, коммутаторов и другой аппаратуры.

Обратно

Полный текст - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год

Hosted by uCoz