Орлов А.М.
Российская Центральная студия
документальных фильмов
в вопросах и ответах
(сокращенный
вариант)
Мои собеседник — генеральный директор РЦСДФ Владлен Павлович Трошкин. Пришел на студию в 1952 г. после окончания операторского факультета ВГИК, затем здесь же работал режиссером, с 1995 г. возглавляет студию.
— Какова сегодня
производственно-экономическая
ситуация на студии ?
— Если сравнивать с тем, что было
раньше, то, конечно, сейчас наша
студия ужалась как шагреневая кожа.
Когда мы были главной студией
страны в области документального
кино, у нас работало полторы тысячи
человек и выпускалось до пятисот
частей в год. Сейчас работает около
трехсот человек и выпускается
порядка 70 частей в год. Понимая, что
произошли серьезные социальные
изменения, что не только наша
студия, но и весь наш кинематограф
изменился, мы стараемся сейчас
поддерживать студию в рабочем
состоянии.
Если говорить о положительных
моментах, то можно отметить, что
наша студия сохраняет полный
творческо-про-изводственный цикл —
от сценарного замысла до выпуска
готового фильма. У нас есть
редакция, творческие отделы, штат
режиссеров, операторов,
административные службы,
технический цикл (обработка пленки,
монтажные цеха, зву-коцех,
осветительный цех). Мы довольны тем,
что, несмотря на все сложности, нам
удалось сохранить технический
персонал, специалистов среднего
звена, которых воспитывали и учили
десятилетиями. Опираясь на них, мы
выпускаем сейчас определенное
количество фильмов и киножурналов.
По-прежнему главное направление
деятельности студии — это создание
кинолетописи России, что мы
стараемся делать на хорошем
творческом уровне. В 1999 г. Госкино
разрешило и финансировало
производство 12 киноальманахов. Это,
по существу, короткие фильмы, как бы
основа кинолетописи. Они
затрагивают три темы: «Хозяин»,
«Звезды России» и «Летописец
России». Фильмы 1-й группы
рассказывают о людях, которые
сейчас составляют основу нашего
современного экономического
общества, вносят что-то свое, новое
в экономику, в организацию
производства. Это люди, которых
можно назвать хозяевами жизни.
«Звезды России» — рассказы о
наиболее ярких личностях: это и
творческие люди, и спортсмены, и
люди из производственной сферы.
«Летописец России» посвящен
наиболее интересным событиям и
процессам, которые происходят в
стране. Все необычное, новое,
оригинальное мы стараемся
запечатлеть, чтобы оставить память
о наших днях.
Помимо этого снимаем кино- и
видеофильмы. Вместе с другими
российскими студиями мы сейчас
заканчиваем работу над большим
кинопроектом под условным
названием «Русское чудо». Наша
студия возглавила работу над
созданием этого сериала о
выдающихся, интереснейших
личностях России, причем каждая
базовая российская студия делает
по одному фильму. Этот цикл фильмов,
надеюсь, заинтересует и телестудии,
и кинотеатры.
Я думаю, что и в 2000 г. нам удастся не
сократить наше производство, а
расширить его, причем несколько
увеличить по объему кинолетопись. В
прошлом году Госкино финансировало
создание 12 киноальманахов, в этом —
15. В 1999 г. финансирование улучшилось
— впервые Госкино полностью
профинансировало все договора.
Работа над десятиминутным
альманахом занимает два, два с
половиной месяца. У нас, конечно,
есть большие сложности. Если раньше
Госкино нас финансировало на 100%, то
сейчас, можно сказать, на одну
треть. Эти средства поступают на
производство фильмов. Содержать
студию мы должны сами. Поэтому
примерно треть нашего бюджета мы
зарабатываем сами, предоставляя
услуги другим киноорганизациям, и
треть получаем от совместного
производства с другими кино-и
телеорганизациями, которые
находятся у нас на студии (их
порядка десяти-двенадцати).
Сотрудничество с ними приносит
определенный доход.
Большой интерес вызывают наши
архивы. Ведь ЦСДФ уникальна тем, что
десятилетиями снимала наиболее
важные события в жизни Советского
Союза и других стран, и многие
миллионы метров нашей хроники
хранятся в архиве. Эти архивы
пользуются большим спросом и на ТВ,
и у зарубежных заказчиков, что
также приносит нам определенный
доход.
Мы предлагаем наши фильмы и для
кабельного ТВ, и для домашнего
видео, получая определенные
дивиденды. Это нам помогает
поддерживать наше благосостояние.
Продолжение - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год
Чтобы расширить контекст
разговора, мы встретились с
председателем Комитета
документального и
научно-популярного кино СК России,
режиссером Сергеем
Владимировичем Мирошниченко
(он — заслуженный деятель искусств,
дважды лауреат «Ники», имеет
золотую медаль Британской академии
культуры, премию «Эмми» и другие
награды).
— Можно ли сказать, какова доля
госстудий в общем объеме
неигрового кино ?
— Существует ежегодный госбюджет,
который должен выделяться на
производство документальнното
кино. Это около миллиона долларов.
Этот бюджет распределяется между
государственными и частными
студиями. Госкино в основном раньше
старалось большую часть средств
отдавать на государственные
студии, чтобы поддержать их сеть по
стране. Меньшая доля уходила на
частные студии. Точное процентное
соотношение мне трудно назвать: 70 и
30 или 60 и 40. Однако практика
показывает, что такое
«безотчетное» финансирование
госстудий, как ни странно, приводит
к деградации документального кино
как искусства и как продукта. Но это
мое частное мнение.
Продолжение - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год
Краткие выводы. Ныне
кинохроника в России (разделив
судьбу игрового кино) утратила
функцию идеологического оружия и
практически стала не нужна
государству, что подтверждается
резким падением госфинансирования
студий документальных фильмов (их
бюджет в среднем сократился более
чем в 40 раз).
В изменившихся условиях наиболее
перспективным видится
установление теснейших рабочих
контактов кинодокументалистов с ТВ
и видеопрокатом, работа прежде
всего на теле- и видеоаудиторию. В
частности, опыт спутникового
телеканала «Дискавери» и высокие
рейтинги телепоказа
документальных фильмов в некоторых
развитых странах (например, в
Англии) свидетельствуют в пользу
такого сотрудничества. К смычке с
ТВ и видеопрокатом подталкивает и
полное отсутствие в России
кинопроката документальных
фильмов.
В этой ситуации крупнейшая
российская студия
документалистики — ЦСДФ —
сохраняет верность прежним
временам, работает по старинке,
ориентируется лишь на
госфинансирование и беспочвенно
уповает на будущую заботу
государства, не желая трезво
оценивать реалии сегодняшнего дня.
В результате такой политики
(назовем ее «консервативной»)
фильмопроизводство на студии
сократилось в 10 раз, она работает 4
дня в неделю, зарплаты невысокие,
выпускаемые фильмы фактически не
имеют выхода к зрительской
аудитории, зачастую используют
устаревшие идеологические
концепции. По отзывам независимых
профессионалов, художественное
качество продукции падает. Со
стороны кажется, что студия давно
прекратила свое существование.
Позитивная сторона консервативной
политики ЦСДФ — сохранение
кинопроизводства на пленке.
Негативная — фактическое
игнорирование теле- и видеорынка,
пассивная позиция стороннего
наблюдателя по отношению к его
запросам, отсутствие твердой
политики завоевания этих рынков и
работы на их территориях, которая
может и должна строиться на
профессиональном продюсировании
каждого конкретного фильма,
запускаемого в производство,
определении, про-считывании, учете
и обеспечении его дальнейшей
судьбы, и прежде всего — его
доставки к зрителю.
Серьезные аналитики кинопроцесса в
России (в частности, Кирилл
Разлогов) говорят о наличии
конфликта кино с ТВ, идущего еще с
советских времен. Нынешняя
ситуация ясно говорит в пользу
непродуктивности этого раскола.
Кинематографу не выжить без союза с
ТВ. Прежние времена доминирования и
самостоятельности кинематографа,
похоже, ушли навсегда. Сейчас
необходима интеграция кино и ТВ не
только внутри страны, но и
интеграция российского кино и
кинематографа других стран, прежде
всего, европейских. Особые
перспективы сулит сотрудничество
со странами Юго-Восточной Азии,
имеющими преимущества в развитии
по сравнению с Западом.
Существует еще один фактор:
непредсказуемость и алогизм
развития текущей ситуации в России,
что делает невозможным — да и вряд
ли нужным — прогнозы на будущее.
Ситуация может измениться хоть
завтра — или вяло развиваться
(чтобы не сказать «разваливаться»)
еще лет десять-пятнадцать. Для
прогресса нужны свежие веяния в
обществе, возврат к
общечеловеческим ценностям,
стабильность настоящего, вера в
будущее. Без этих составляющих вряд
ли стоит ожидать кардинальных
сдвигов к лучшему и перемен.