Обратно

Экономика, право, производство

Орлов А.М.
Российская Центральная студия документальных фильмов
в вопросах и ответах
(сокращенный вариант)

Эмблема ЦСДФ

Мои собеседник — генеральный директор РЦСДФ Владлен Павлович Трошкин. Пришел на студию в 1952 г. после окончания операторского факультета ВГИК, затем здесь же работал режиссером, с 1995 г. возглавляет студию.

— Какова сегодня производственно-экономическая ситуация на студии ?
— Если сравнивать с тем, что было раньше, то, конечно, сейчас наша студия ужалась как шагреневая кожа. Когда мы были главной студией страны в области документального кино, у нас работало полторы тысячи человек и выпускалось до пятисот частей в год. Сейчас работает около трехсот человек и выпускается порядка 70 частей в год. Понимая, что произошли серьезные социальные изменения, что не только наша студия, но и весь наш кинематограф изменился, мы стараемся сейчас поддерживать студию в рабочем состоянии.
Если говорить о положительных моментах, то можно отметить, что наша студия сохраняет полный творческо-про-изводственный цикл — от сценарного замысла до выпуска готового фильма. У нас есть редакция, творческие отделы, штат режиссеров, операторов, административные службы, технический цикл (обработка пленки, монтажные цеха, зву-коцех, осветительный цех). Мы довольны тем, что, несмотря на все сложности, нам удалось сохранить технический персонал, специалистов среднего звена, которых воспитывали и учили десятилетиями. Опираясь на них, мы выпускаем сейчас определенное количество фильмов и киножурналов.
По-прежнему главное направление деятельности студии — это создание кинолетописи России, что мы стараемся делать на хорошем творческом уровне. В 1999 г. Госкино разрешило и финансировало производство 12 киноальманахов. Это, по существу, короткие фильмы, как бы основа кинолетописи. Они затрагивают три темы: «Хозяин», «Звезды России» и «Летописец России». Фильмы 1-й группы рассказывают о людях, которые сейчас составляют основу нашего современного экономического общества, вносят что-то свое, новое в экономику, в организацию производства. Это люди, которых можно назвать хозяевами жизни. «Звезды России» — рассказы о наиболее ярких личностях: это и творческие люди, и спортсмены, и люди из производственной сферы. «Летописец России» посвящен наиболее интересным событиям и процессам, которые происходят в стране. Все необычное, новое, оригинальное мы стараемся запечатлеть, чтобы оставить память о наших днях.
Помимо этого снимаем кино- и видеофильмы. Вместе с другими российскими студиями мы сейчас заканчиваем работу над большим кинопроектом под условным названием «Русское чудо». Наша студия возглавила работу над созданием этого сериала о выдающихся, интереснейших личностях России, причем каждая базовая российская студия делает по одному фильму. Этот цикл фильмов, надеюсь, заинтересует и телестудии, и кинотеатры.
Я думаю, что и в 2000 г. нам удастся не сократить наше производство, а расширить его, причем несколько увеличить по объему кинолетопись. В прошлом году Госкино финансировало создание 12 киноальманахов, в этом — 15. В 1999 г. финансирование улучшилось — впервые Госкино полностью профинансировало все договора. Работа над десятиминутным альманахом занимает два, два с половиной месяца. У нас, конечно, есть большие сложности. Если раньше Госкино нас финансировало на 100%, то сейчас, можно сказать, на одну треть. Эти средства поступают на производство фильмов. Содержать студию мы должны сами. Поэтому примерно треть нашего бюджета мы зарабатываем сами, предоставляя услуги другим киноорганизациям, и треть получаем от совместного производства с другими кино-и телеорганизациями, которые находятся у нас на студии (их порядка десяти-двенадцати). Сотрудничество с ними приносит определенный доход.
Большой интерес вызывают наши архивы. Ведь ЦСДФ уникальна тем, что десятилетиями снимала наиболее важные события в жизни Советского Союза и других стран, и многие миллионы метров нашей хроники хранятся в архиве. Эти архивы пользуются большим спросом и на ТВ, и у зарубежных заказчиков, что также приносит нам определенный доход.
Мы предлагаем наши фильмы и для кабельного ТВ, и для домашнего видео, получая определенные дивиденды. Это нам помогает поддерживать наше благосостояние.

Продолжение - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год

Чтобы расширить контекст разговора, мы встретились с председателем Комитета документального и научно-популярного кино СК России, режиссером Сергеем Владимировичем Мирошниченко (он — заслуженный деятель искусств, дважды лауреат «Ники», имеет золотую медаль Британской академии культуры, премию «Эмми» и другие награды).
— Можно ли сказать, какова доля госстудий в общем объеме неигрового кино ?
— Существует ежегодный госбюджет, который должен выделяться на производство документальнното кино. Это около миллиона долларов. Этот бюджет распределяется между государственными и частными студиями. Госкино в основном раньше старалось большую часть средств отдавать на государственные студии, чтобы поддержать их сеть по стране. Меньшая доля уходила на частные студии. Точное процентное соотношение мне трудно назвать: 70 и 30 или 60 и 40. Однако практика показывает, что такое «безотчетное» финансирование госстудий, как ни странно, приводит к деградации документального кино как искусства и как продукта. Но это мое частное мнение.

Продолжение - в № 5 журнала "ТКТ" за 2000 год

Краткие выводы. Ныне кинохроника в России (разделив судьбу игрового кино) утратила функцию идеологического оружия и практически стала не нужна государству, что подтверждается резким падением госфинансирования студий документальных фильмов (их бюджет в среднем сократился более чем в 40 раз).
В изменившихся условиях наиболее перспективным видится установление теснейших рабочих контактов кинодокументалистов с ТВ и видеопрокатом, работа прежде всего на теле- и видеоаудиторию. В частности, опыт спутникового телеканала «Дискавери» и высокие рейтинги телепоказа документальных фильмов в некоторых развитых странах (например, в Англии) свидетельствуют в пользу такого сотрудничества. К смычке с ТВ и видеопрокатом подталкивает и полное отсутствие в России кинопроката документальных фильмов.
В этой ситуации крупнейшая российская студия документалистики — ЦСДФ — сохраняет верность прежним временам, работает по старинке, ориентируется лишь на госфинансирование и беспочвенно уповает на будущую заботу государства, не желая трезво оценивать реалии сегодняшнего дня. В результате такой политики (назовем ее «консервативной») фильмопроизводство на студии сократилось в 10 раз, она работает 4 дня в неделю, зарплаты невысокие, выпускаемые фильмы фактически не имеют выхода к зрительской аудитории, зачастую используют устаревшие идеологические концепции. По отзывам независимых профессионалов, художественное качество продукции падает. Со стороны кажется, что студия давно прекратила свое существование.
Позитивная сторона консервативной политики ЦСДФ — сохранение кинопроизводства на пленке. Негативная — фактическое игнорирование теле- и видеорынка, пассивная позиция стороннего наблюдателя по отношению к его запросам, отсутствие твердой политики завоевания этих рынков и работы на их территориях, которая может и должна строиться на профессиональном продюсировании каждого конкретного фильма, запускаемого в производство, определении, про-считывании, учете и обеспечении его дальнейшей судьбы, и прежде всего — его доставки к зрителю.
Серьезные аналитики кинопроцесса в России (в частности, Кирилл Разлогов) говорят о наличии конфликта кино с ТВ, идущего еще с советских времен. Нынешняя ситуация ясно говорит в пользу непродуктивности этого раскола. Кинематографу не выжить без союза с ТВ. Прежние времена доминирования и самостоятельности кинематографа, похоже, ушли навсегда. Сейчас необходима интеграция кино и ТВ не только внутри страны, но и интеграция российского кино и кинематографа других стран, прежде всего, европейских. Особые перспективы сулит сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, имеющими преимущества в развитии по сравнению с Западом.
Существует еще один фактор: непредсказуемость и алогизм развития текущей ситуации в России, что делает невозможным — да и вряд ли нужным — прогнозы на будущее. Ситуация может измениться хоть завтра — или вяло развиваться (чтобы не сказать «разваливаться») еще лет десять-пятнадцать. Для прогресса нужны свежие веяния в обществе, возврат к общечеловеческим ценностям, стабильность настоящего, вера в будущее. Без этих составляющих вряд ли стоит ожидать кардинальных сдвигов к лучшему и перемен.

Обратно

Hosted by uCoz