Гадиян Г.С.,
Вацик В.А., Терехова М.М.
Эра цифрового кинематографа —
будущее, доступное сегодня
Повсеместная экспансия цифровых
технологий не оставила без
внимания и кинематограф. Появилась
жизнеспособная альтернатива
традиционному кино — электронный
(цифровой) кинематограф —
технологически завершенный
цифровой процесс производства,
распространения и показа
кинофильмов. Группа по цифровому
кинематографу SMPTE дает такое
определение: «Цифровой
кинематограф — это совокупность
процессов, которая приводит к
публичному показу контента
электронными средствами, в
частности при этом особое значение
придается проекторам, для которых
источником изображения являются
цифровые данные». Сегодня, по
официальной статистике, кинопоказы
активно проходят уже на более 130
цифровых экранах, в эти кинотеатры
поступают фильмы высокой четкости
от голливудских кинокомпаний.
В области цифрового кинематографа
активно работают группы по
стандартизации, среди которых SMPTE
DC28 (Комитет по технологиям DC28
Общества инженеров кино и
телевидения), ITU Study Group 6 (6 группа
МСЭ), MPEG (Группа экспертов по
движущимся изображениям), EDCF
(Европейский форум по цифровой
кинематографии) и др. Например, в
сентябре прошлого года на
рассмотрение МСЭ был вынесен
вопрос о разработке стандартов для
больших кинозалов. Ведущей группой,
координирующей все направления
развития цифрового кинематографа,
является Группа DC28, в составе
которой работают 7
исследовательских комиссий.
Перевод всей технической базы
кинематографа на цифровое
оборудование не только имеет
экономическую выгоду, но и
обеспечивает новые возможности,
недоступные ранее в традиционном
кино, например, одновременное
проведение мировой премьеры с
помощью цифровых спутниковых и
волоконнооптических каналов
распространения. Помимо
кинофильмов электронные
кинотеатры могут предоставить
зрителям широкий экран для
просмотра в реальном времени
важных культурных, политических и
спортивных мероприятий — так
называемые альтернативные
применения.
Технологическая цепочка
цифрового кинематографа состоит из
трех частей: производства,
распространения и кинопоказа. Для
съемки фильмов ведущие
фирмы-производители Sony, Panasonic, Thomson
выпустили так называемые цифровые
кинокамеры. Они отличаются от
цифровых видеокамер имитацией
режимов съемки, как у обычных
пленочных кинокамер. Цифровые
кинокамеры способны снимать 24
кадра к секунду, могут настроить
большинство параметров, как в
традиционных кинокамерах (цветовой
охват, динамический диапазон,
глубина резкости и т.д.). Более 2 тыс.
единиц цифрового киносъемочного
оборудования фирм Sony, Panasonic, Thomson
продано по всему миру. В России, по
данным Sony, работает 11 единиц
оборудования CineAlta.
Производителей кинопродукции в
цифровой технологии наиболее
привлекают простота и гибкость
использования. Например, сцена,
отснятая утром, вечером может
поступить в монтаж. Важно и то, что
результаты можно наблюдать и
утверждать прямо на месте, без
ожидания проявления пленки.
Экономически это звено
технологической цепочки одно из
самых выгодных. Например, при
съемке «Звездных войн»
220 ч съемки обошлись всего в 16 тыс.
долл., а в традиционном
кинопроцессе такое же количество
записи стоило бы
1,8 млн долл. Распространение и
тиражирование материалов в
цифровом виде — немалый плюс
электронного кинематографа.
Во-первых, как уже говорилось,
возможно проведение мировой
премьеры. Во-вторых, цифровой фильм
без проблем можно записать на любой
HD-носитель, например D-VHS кассету, и
доставить курьером или простой
бандеролью в кинотеатр для показа
или передать по компьютерным сетям
или спутниковым линиям связи файлы
для записи на сервер кинотеатра.
Все это значительно экономит время
и средства.
Но есть и обратная сторона медали:
так как тиражирование
осуществляется в «цифре» и без
потерь качества, каждая копия может
считаться мастер-копией. Отсюда
проблема пиратства. Фирма JVC
выпустила формат записи D-VHS с
системой D-Theatre с высокой степенью
защиты от незаконного копирования.
Он был активно поддержан
голливудскими студиями.
В электронном кинотеатре в отличие
от традиционного используется цифровой
кинопроектор. К этим
проекторам предъявляются
следующие требования: высокие
значения разрешающей способности и
коэффициента контрастности,
широкий диапазон отображаемых
цветов, точность цветопередачи,
отсутствие на проецируемом
изображении раздражающих факторов.
В настоящее время им удовлетворяют
проекторы на основе технологий D-ILA
и DLP Cinema. Большинство крупных
цифровых кинотеатров оборудовано
проекторами DLP Cinema, которые реально
дают разрешение 1,3К (1280х1024).
Реальное разрешение 2К
обеспечивает пока только проектор
JVC DLA-QX1 на основе технологии D-ILA. На
выставке IBC2002 были
продемонстрированы его уникальные
возможности с показом изображения
на экране шириной 12 м в зале на 1700
мест. В России он впервые был
показан на Международной
конференции «Электронный
кинематограф. Производство и
распространение» с демонстрацией
изображения на экране шириной 15 м.
Возможности этой технологии
оценили и другие
фирмы-производители; так компания
Kodak закупила матрицу D-ILA QXGA (2048х1536)
фирмы JVC, и на основе проектора DLA-QX1
разрабатывает свою проекционную
систему, ожидаемую в 2003 г.
Сравнение электронного и традиционного кинотеатров
Из графика очевидны
следующие особенности:
1. в традиционных кинотеатрах не
рассматриваются варианты залов до
100 зрителей (ставить большой
кинопроектор на такой зал —
нонсенс);
2. зал до 250 мест на сегодняшний день
экономически выгоднее оборудовать
цифровым проектором;
3. область 250–400 зрителей пока
спорная, но в перспективе выгоднее
все-таки цифровое оборудование;
4. залы с количеством зрителей свыше
400 человек лучше оборудовать
традиционным способом
По степени жесткости требований,
предъявляемых к показу, выделяют электронные
(e-cinema) и цифровые (d-cinema) кинотеатры.
Питер Уилсон (Peter Wilson), председатель
европейского форума по цифровому
кино технического департамента (EDCF
TECH) считает: «Цифровое кино — это
высочайшее качество изображения
(вершина) для премьерного показа, в
то время как электронное кино
(предыдущая ступень) включает
показы в региональных кинотеатрах
и использование в альтернативных
целях».
Обычно об электронных кинотеатрах
говорят, когда ширина экрана не
превышает 8 м, а количество зрителей
— 300–400 человек; показ может
осуществляться с любых
видеоисточников, как с
DVD-проигрывателя, так и с
D-VHS-видеомагнитофона.
Электронные кинотеатры — это
достаточно массовое явление, а
стоимость оборудования для его
оснащения не превышает стоимости
оборудования традиционных
кинотеатров для средних залов и
существенно ниже — для малых залов.
Инсталляционные и
эксплуатационные расходы также
значительно ниже.
В цифровых кинотеатрах ширина
экрана больше 8 м (отсюда требование
высокого значения светового
потока), а в качестве источника
изображения обязателен сервер.
Разные страны выбирают разные типы
кинотеатров; так Америка
предпочитает цифровые кинотеатры с
большими залами, а Европа более
склонна к мультиплексам с
небольшими залами, т.е. к
электронным кинотеатрам.
Россия, не имеющая сегодня
налаженной сети кинопроката, —
очень перспективная страна для
внедрения всей технологической
цепочки электронного
кинематографа: цифрового
HD-производства, цифрового HD-вещания
(распространения) и цифрового
HD-кинопоказа. Это подтвердила
и прошедшая в конце ноября 2002 г.
Международная конференция
«Электронный кинематограф.
Производство и распространение»,
организованная ГУП НИКФИ, фирмой
«ЭРА» и журналом «ТКТ».
Цифровое кино, конечно, еще должно
завоевать симпатии большинства
зрителей, но электронный
кинематограф имеет очень большой
потенциал, и быстрое развитие
цифровых технологий это
подтверждает.