Обратно

Новости техники и технологии

Гадиян Г.С., Вацик В.А., Терехова М.М.
Эра цифрового кинематографа — будущее, доступное сегодня

Повсеместная экспансия цифровых технологий не оставила без внимания и кинематограф. Появилась жизнеспособная альтернатива традиционному кино — электронный (цифровой) кинематограф — технологически завершенный цифровой процесс производства, распространения и показа кинофильмов. Группа по цифровому кинематографу SMPTE дает такое определение: «Цифровой кинематограф — это совокупность процессов, которая приводит к публичному показу контента электронными средствами, в частности при этом особое значение придается проекторам, для которых источником изображения являются цифровые данные». Сегодня, по официальной статистике, кинопоказы активно проходят уже на более 130 цифровых экранах, в эти кинотеатры поступают фильмы высокой четкости от голливудских кинокомпаний.
В области цифрового кинематографа активно работают группы по стандартизации, среди которых SMPTE DC28 (Комитет по технологиям DC28 Общества инженеров кино и телевидения), ITU Study Group 6 (6 группа МСЭ), MPEG (Группа экспертов по движущимся изображениям), EDCF (Европейский форум по цифровой кинематографии) и др. Например, в сентябре прошлого года на рассмотрение МСЭ был вынесен вопрос о разработке стандартов для больших кинозалов. Ведущей группой, координирующей все направления развития цифрового кинематографа, является Группа DC28, в составе которой работают 7 исследовательских комиссий.
Перевод всей технической базы кинематографа на цифровое оборудование не только имеет экономическую выгоду, но и обеспечивает новые возможности, недоступные ранее в традиционном кино, например, одновременное проведение мировой премьеры с помощью цифровых спутниковых и волоконнооптических каналов распространения. Помимо кинофильмов электронные кинотеатры могут предоставить зрителям широкий экран для просмотра в реальном времени важных культурных, политических и спортивных мероприятий — так называемые альтернативные применения.
Технологическая цепочка цифрового кинематографа состоит из трех частей: производства, распространения и кинопоказа. Для съемки фильмов ведущие фирмы-производители Sony, Panasonic, Thomson выпустили так называемые цифровые кинокамеры. Они отличаются от цифровых видеокамер имитацией режимов съемки, как у обычных пленочных кинокамер. Цифровые кинокамеры способны снимать 24 кадра к секунду, могут настроить большинство параметров, как в традиционных кинокамерах (цветовой охват, динамический диапазон, глубина резкости и т.д.). Более 2 тыс. единиц цифрового киносъемочного оборудования фирм Sony, Panasonic, Thomson продано по всему миру. В России, по данным Sony, работает 11 единиц оборудования CineAlta.
Производителей кинопродукции в цифровой технологии наиболее привлекают простота и гибкость использования. Например, сцена, отснятая утром, вечером может поступить в монтаж. Важно и то, что результаты можно наблюдать и утверждать прямо на месте, без ожидания проявления пленки. Экономически это звено технологической цепочки одно из самых выгодных. Например, при съемке «Звездных войн»
220 ч съемки обошлись всего в 16 тыс. долл., а в традиционном кинопроцессе такое же количество записи стоило бы
1,8 млн долл. Распространение и тиражирование материалов в цифровом виде — немалый плюс электронного кинематографа. Во-первых, как уже говорилось, возможно проведение мировой премьеры. Во-вторых, цифровой фильм без проблем можно записать на любой HD-носитель, например D-VHS кассету, и доставить курьером или простой бандеролью в кинотеатр для показа или передать по компьютерным сетям или спутниковым линиям связи файлы для записи на сервер кинотеатра. Все это значительно экономит время и средства.
Но есть и обратная сторона медали: так как тиражирование осуществляется в «цифре» и без потерь качества, каждая копия может считаться мастер-копией. Отсюда проблема пиратства. Фирма JVC выпустила формат записи D-VHS с системой D-Theatre с высокой степенью защиты от незаконного копирования. Он был активно поддержан голливудскими студиями.
В электронном кинотеатре в отличие от традиционного используется цифровой кинопроектор. К этим проекторам предъявляются следующие требования: высокие значения разрешающей способности и коэффициента контрастности, широкий диапазон отображаемых цветов, точность цветопередачи, отсутствие на проецируемом изображении раздражающих факторов. В настоящее время им удовлетворяют проекторы на основе технологий D-ILA и DLP Cinema. Большинство крупных цифровых кинотеатров оборудовано проекторами DLP Cinema, которые реально дают разрешение 1,3К (1280х1024). Реальное разрешение 2К обеспечивает пока только проектор JVC DLA-QX1 на основе технологии D-ILA. На выставке IBC2002 были продемонстрированы его уникальные возможности с показом изображения на экране шириной 12 м в зале на 1700 мест. В России он впервые был показан на Международной конференции «Электронный кинематограф. Производство и распространение» с демонстрацией изображения на экране шириной 15 м. Возможности этой технологии оценили и другие фирмы-производители; так компания Kodak закупила матрицу D-ILA QXGA (2048х1536) фирмы JVC, и на основе проектора DLA-QX1 разрабатывает свою проекционную систему, ожидаемую в 2003 г.

Сравнение электронного и традиционного кинотеатров

Из графика очевидны следующие особенности:
1. в традиционных кинотеатрах не рассматриваются варианты залов до 100 зрителей (ставить большой кинопроектор на такой зал — нонсенс);
2. зал до 250 мест на сегодняшний день экономически выгоднее оборудовать цифровым проектором;
3. область 250–400 зрителей пока спорная, но в перспективе выгоднее все-таки цифровое оборудование;
4. залы с количеством зрителей свыше 400 человек лучше оборудовать традиционным способом

По степени жесткости требований, предъявляемых к показу, выделяют электронные (e-cinema) и цифровые (d-cinema) кинотеатры. Питер Уилсон (Peter Wilson), председатель европейского форума по цифровому кино технического департамента (EDCF TECH) считает: «Цифровое кино — это высочайшее качество изображения (вершина) для премьерного показа, в то время как электронное кино (предыдущая ступень) включает показы в региональных кинотеатрах и использование в альтернативных целях».
Обычно об электронных кинотеатрах говорят, когда ширина экрана не превышает 8 м, а количество зрителей — 300–400 человек; показ может осуществляться с любых видеоисточников, как с DVD-проигрывателя, так и с D-VHS-видеомагнитофона. Электронные кинотеатры — это достаточно массовое явление, а стоимость оборудования для его оснащения не превышает стоимости оборудования традиционных кинотеатров для средних залов и существенно ниже — для малых залов. Инсталляционные и эксплуатационные расходы также значительно ниже.
В цифровых кинотеатрах ширина экрана больше 8 м (отсюда требование высокого значения светового потока), а в качестве источника изображения обязателен сервер.
Разные страны выбирают разные типы кинотеатров; так Америка предпочитает цифровые кинотеатры с большими залами, а Европа более склонна к мультиплексам с небольшими залами, т.е. к электронным кинотеатрам.
Россия, не имеющая сегодня налаженной сети кинопроката, — очень перспективная страна для внедрения всей технологической цепочки электронного кинематографа: цифрового HD-производства, цифрового HD-вещания (распространения) и цифрового HD-кинопоказа. Это подтвердила и прошедшая в конце ноября 2002 г. Международная конференция «Электронный кинематограф. Производство и распространение», организованная ГУП НИКФИ, фирмой «ЭРА» и журналом «ТКТ».
Цифровое кино, конечно, еще должно завоевать симпатии большинства зрителей, но электронный кинематограф имеет очень большой потенциал, и быстрое развитие цифровых технологий это подтверждает.

Обратно

Hosted by uCoz