В оглавление свежего номера

Обратно

Макарцев В.В.
NAB2003 — прогресс технологий экранных искусств

Общемировой экономический спад и напряженная политическая ситуация отразились на NAB2003, которая потеряла 3,7% посетителей. Количество арендованных фирмами-экспонентами площадей сократилось на 10,4%. Но все же количество новых экспонатов не уменьшилось, и в целом NAB2003 прошла успешно.
Раздел цифрового кино на NAB2003 значительно обновился и был представлен хорошо. В этом году мы впервые опубликуем на страницах «ТКТ» подробный обзор докладов, в т.ч. по цифровому кинематографу.
Внедрение цифрового кинематографа резко изменяет сам кинематограф, его производство и кинопрокат, включая кинотеатры, которые с приходом цифрового кино превращаются в многофункциональные комплексы. В них помимо кинофильмов можно демонстрировать концерты, спортивные соревнования, мюзиклы, но премьерные кинотеатры — только для кино — останутся и в эпоху цифрового кинематографа. При этом нужно всегда помнить, что главный доход кинотеатра — кинопоказ. К тому же при показе футбола в кинотеатре нужно уберечь экран и дорогие кресла от буйных фанатов.
Цифровая проекционная аппаратура со световым потоком 10000 лм (ANSI-лм) была представлена 7 фирмами: JVC, Panasonic, NEC, Digital Projection, Christie, Sanyo, Barco, между которыми развернется основная борьба за потребителя. За три года цена на проекторы для цифрового кино упала в 3,5 раза и сегодня составляет на аппаратуру Sanyo 50 тыс. долл., Barco — 90 тыс. долл., Digital Projection — 70 тыс. долл. Но прокатчики хотят покупать ее за 30 тыс. долл., что соизмеримо с ценой на кинопроекторы. Вероятно, через 2–3 года это произойдет, и замена кинопроекторов цифровыми станет реальностью.
Сегодня цифровые проекторы обеспечивают хорошее качество изображения на экране шириной до 15–20 м. В течение ближайших 2–3 лет произойдет переход разрешающей способности от 2К к 4К на всех этапах производства, начиная с создания мастер-копии до демонстрации в кинотеатрах. Стоимость оборудования при этом увеличится, но она будет падать по мере наращивания выпуска оборудования. Таким образом, качество цифрового кинематографа сравняется с качеством кинопленочного и даже превысит его.

Внедрение цифрового кинематографа потребует решения ряда проблем.
1. Специальное финансирование на первом этапе замены оборудования, как это делается в Китае. В результате они вводят в этом году в эксплуатацию 100 цифровых кинотеатров.
2. Подготовку кадров для обслуживания электронных систем кинематографа (целесообразно создать в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения и ВГИКе курс «Электронная кинематография»).
3. Модернизацию электронного проекционного оборудования каждые 2–3 года в отличие от киномеханического, которое находилось в эксплуатации по 15–20 лет.
4. Надежную защиту от пиратства на всех стадиях кинопроизводства и кинопоказа.
5. Доставку цифровых фильмокопий в кинотеатры по спутниковым и кабельным каналам.
6. Внедрение стандартов на цифровые фильмокопии и кинотеатры с разрешением 2К и 4К, а также стандарта на системы сжатия для передачи по спутниковым каналам и оптоволоконным линиям.

Поэтому уже сегодня каждый многозальный кинотеатр стремится организовать зал цифрового кино, чтобы накапливать опыт и при необходимости трансформировать весь кинотеатр в цифровой.
На NAB2003 фирма Christie продемонстрировала цифровой стереокинотеатр с использованием очков, в котором применен электронный метод псевдостереофонии. Этот метод дал хорошие результаты при просмотре и вполне пригоден в коммерческих целях. Затраты на создание такого кинотеатра не превышают затрат на кинопленочный стереокинотеатр.
Новым направлением является создание динамических зрелищ: куполорамы, кругорамы, сверхбольших экранов, на которых изображения разных проекторов как бы «сшиваются» на специальном оборудовании, сливаясь в одно. Демонстрация таких изображений с объемными системами звука производит большое эмоциональное воздействие на зрителя. Потенциальными заказчиками таких систем являются музеи, шоубизнес, автомобильные фирмы, которые используют их для презентации новых автомобилей. Это направление активно развивается в странах Америки, Европы, Азии.
Большой прогресс произошел в разработке экранов со светодиодными системами высокой яркости, которые представили 6 фирм. Один из экранов разместили на открытой площадке, где падали прямые солнечные лучи. При этом качество изображения пострадало незначительно.
Частью выставки стал киноконцертный зал «Колизей» на 4 тыс. мест в отеле «Цезарь-палас», где специально для шоу Селин Дион под названием «Новый день» установлен светодиодный экран с разрешением ТВЧ (1920х1080 RGB-элементов с 1024 уровнями яркости). Он имеет вогнутую форму, его высота 10 м, ширина 43 м. Система инсталлирована фирмой Mitsubishi Electric, ее стоимость составляет 100 млн долл. Зрелище поражает воображение зрителей. Светодиодную систему можно рекомендовать для шоубизнеса, рекламы, но не для кинопоказа, хотя ее разрешение достигло уровня ТВЧ.
NAB2003 показала, что прогресс экранных технологий идет непрерывно.


В.В. Макарцев

Обратно

В оглавление свежего номера

Hosted by uCoz