Обратно

Искусство и техника

Орлов А.М.
Экстремальные съемки

Летающие камеры: съемка скайдайвинга
Съемка затяжных парашютных прыжков с элементами воздушной акробатики (скайдайвинг) требует от оператора такой же спортивной подготовки, как и от участников.
О съемках такого рода рассказывает оператор и спортсмен Стефен Норткотт
weirdfish@mac.com

Такая съемка должна запечатлеть в полете действия всех участников прыжка, лишь в этом случае она оправдывает себя. Бывает, что снятый материал играет роль документа, благодаря которому команда получает зачет. Оператор часто является самым опытным спортсменом в группе, ведь он не только наравне с другими участвует в прыжке, но и должен видеть происходящее со стороны, в целом. А это значит, что он должен уметь быстро менять свою дислокацию, оказываясь над или под группой, вверх или вниз головой, спиной или животом к земле, — и все это время наблюдая за группой и не отрываясь от нее.
Оператор заранее намечает, что и как будет сниматься и как будет выглядеть конечный продукт. И все это необходи-мо реализовать в свободном падении к земле со скоростью
120 миль/ч, соблюдая нужный ракурс съемки. Можно сказать, что здесь режиссура осуществляется буквально на лету.
Два альтиметра (измерители высоты) — основной и запасной — прикреплены к шлему спортсмена и подают звуковой сигнал для раскрытия парашюта, когда тот оказывается на минимально допустимой высоте. Однако плох тот спортсмен, который в полете сам не следит за высотой и надеется лишь на звуковой сигнал.
Оператор должен уметь регулировать скорость своего падения, чтобы слегка обгонять группу или отставать от нее, а также уметь перемещаться внутри группы, взаимодействуя с ее участниками. Очень часто для съемки наиболее подходит позиция, наименее подходящая для оценки своей высоты, скорости падения и направления движения. Например, когда оператор находится над группой, он сближается с «пузырем» («мертвое пространство» над скайдайвером или группой, где нет ветра, и поэтому спортсмен лишается возможности маневрировать и «проваливается» вниз), что может вызвать его неожиданное падение на группу.
Часто костюм оператора имеет небольшие крылья, расправляющиеся, когда он отводит руки от тела, и складывающиеся, когда руки прижаты к телу. Это позволяет движением рук легко регулировать скорость падения. Кроме того, при этом передняя часть тела чуть «всплывает», что очень удобно при съемке в позиции животом к земле.
Затяжной прыжок, начинаясь на высоте 13 тыс. футов, обычно длится 45 с и завершается раскрытием парашюта на высоте около 4 тыс. футов. В течение этого времени и выполняется намеченная программа. Обычно ракурсы съемки и позиции оператора в группе обговариваются с участниками прыжка заранее. Хотя случается и так, что неожиданные обстоятельства меняют все планы и оператору приходится «на лету» адаптироваться к изменившимся условиям.Часто оператор раскрывает свой парашют последним.
Старые поколения скайдайверов еще помнят изрядные по размерам камеры Betacam, которые крепились на шлеме сверху, придавая оператору облик чудных персонажей из фильмов Терри Гиллиама. Сейчас съемка обычно производится легкой и миниатюрной цифровой камерой, жестко закрепленной на шлеме оператора сбоку. Камера обычно снабжается объективом «рыбий глаз». Предпочтение отдается камерам серии Sony PC Digital.
Кроме цифровой видеокамеры, на шлеме сверху крепится фотокамера с 35-мм пленкой, поскольку высококачественные цветные снимки по-прежнему высоко ценятся в рекламе.
Лучшие фильмы такого рода часто снимаются двумя-тремя операторами одновременно. Они парят вокруг группы по спирали, при этом прыжок повторяется как минимум два раза, так что 45-с действие превращается в 4–5-мин ролик.
Некоторые камеры крепятся на шлеме сверху, но большинство — сбоку. Такие камеры всегда имеют жесткий защитный кожух, или «карман», в который они вкладываются. Этот кожух либо является частью шлема в фабричном исполнении, либо жестко крепится к шлему. Чем меньше выступает кожух камеры, тем меньше вероятность зацепления за него парашютных строп в момент, когда открывается парашютная сумка.
Век камеры, использующейся для съемки скайдайвинга, увы, недолог. И дело вовсе не в механических повреждениях, которые тоже вполне реальны — в момент приземления, столкновения или сбрасывания сумки отказавшего основного парашюта. Главным фактором является резкий перепад температур и влажность. Температура на высоте 12 тыс. футов близка к точке замерзания, поэтому за пару минут камера испытывает довольно значительный температурный перепад. При этом она непрерывно работает с момента покидания самолета и до достижения высоты, когда открывается парашют, а иногда — и до момента приземления.
Большинство таких камер имеют возможности «стедикама», которые задействованы по максимуму во время свободного падения, являющегося испытанием и для камеры, и для батарей. Батареи при температурных перепадах чувствуют себя неважно и довольно быстро разряжаются. И как бы вы ни пытались защитить камеру, влага неизбежно проникает внутрь, сокращая срок ее службы.
Возможен случай, когда стропы парашюта захлестывают видео- или фотокамеру. На этот случай шлем снабжен застежкой, которая позволяет в считанные секунды освободиться от него — чтобы полностью застраховаться от дальнейших неприятностей при раскрытии запасного парашюта.
Поскольку камера крепится сбоку, оператору приходится специально тренироваться, чтобы без видоискателя поймать в кадр нужные объекты. Для упрощения этого процесса можно нанести на свои светозащитные очки калибровочные риски, которые будут указывать, где находится центр кадра. Существуют и специальные откидывающиеся монокулярные видоискатели, крепящиеся сбоку шлема. Они позволяют одним глазом контролировать точное попадание объектов в поле зрения камеры. Главное, не забыть привести его в рабочее положение, покидая самолет.
Есть и другие приспособления, облегчающие работу: например, панель, крепящаяся перед очками, на которую выводится индикация текущего состояния камеры и неполадки, если они возникают. Имея такой блок, вы можете непосредственно перед прыжком лишний раз убедиться, что ваша аппаратура находится в рабочем режиме.
Еще один аксессуар — дистанционный спуск затвора для 35-мм фотокамеры, приводимый в действие ртом.

Мобильный видеооператор «горячих» новостей
Бен Лити — видеооператор «горячих» новостей, снимающий для ВВС в Лондоне. Он работает в одиночку. Для передвижения по городу использует мотоцикл.

Средняя скорость автомобильного движения в Лондоне в рабочие дни — 10 миль/ч. На своем мотоцикле Бен свободно передвигается со средней скоростью 23 миль/ч. Мало того, что это более чем вдвое быстрее, чем на автомобиле. В случае пробок и заторов на дорогах он легко добирается туда, куда просто не пробьется тележурналист на автомобиле.
Бен служил в армии и сам был мотогонщиком. Он использует супернадежный скоростной мотоцикл КТМ Adventure 640 — модель, специально разработанную для гонок в пустыне. Именно такие мотоциклы принесли победу гонщикам на двух последних ралли «Париж-Дакар».
В выборе съемочного и монтажного оборудования, которое должно быть всегда при нем на выездах, Бен ориентировался на наиболее легкие и компактные модели. С помощью Mitcorp UK Ltd (www.mitcorp.co.uk) он выбрал камеру Sony DSR 500 WSP как наиболее компактную и в то же время обладающую полным набором необходимых профессионалу функций: высокая надежность, съемка с различными скоростями, возможность обеспечения различных форматов кадра. Объектив — J 12 x 6.5. Камера с объективом помещается в один жесткий съемный бокс из 2-мм гофрированного алюминия, который жестко крепится на мотоцикле, но при необходимости легко снимается и приспособлен для переноски. Это удобнее, чем мягкий чехол или рюкзак: ты открываешь крышку, берешь камеру — и сразу можно снимать. Такие боксы специально производятся для перевозки в авиабагаже видеофотокинооборудования (www.cpcases.com). Во втором таком же боксе — осветительные приборы, аксессуары, батареи и система нелинейного монтажа. При необходимости Бен может не только отснять видеоматериал, но и взять интервью с записью звука на встроенный микрофон, сделать репортаж и тут же смонтировать материал на DSR 70AP, работающем на батареях, с помощью системы нелинейного монтажа Purple. Смонтированный материал при желании можно сжать в цифровой файл и переслать по спутниковой связи. В отдаленных районах, где нет возможности подключиться к электросети, Бен при необходимости использует ветрогенератор либо солнечные батареи. Все оборудование требует 12 В постоянного тока. На этом оборудовании Бен Лити способен отснять и смонтировать материал практически в любых условиях, буквально на обочине дороги.
До лондонского ВВС Бен работал для агентств новостей APTN и WTN. Как-то вдвоем с другом он совершил путешествие в Индию, попутно снимая видеорепортажи. Все необходимое оборудование для съемки и монтажа помещалось у них в рюкзаках — тех же самых, где умещались еще и спальные мешки, личные вещи и походные принадлежности.
Несколько раз Бену приходилось снимать прямо с багажника мотоцикла — например, когда он делал репортаж о лондонском марафоне или снимал материал о группе лондонских роллеров.
Еще один важный момент: защита дорогостоящего мотоцикла от угона, а ценного видеооборудования — от кражи. Чтобы избежать проблем такого рода, Бен снабдил мотоцикл очень чуткой противоугонной системой, радиомаяком, благодаря которому в любом случае можно обнаружить местонахождение мотоцикла, и миниатюрной скрытой телекамерой, которая в случае угона транслирует изображение угонщика.
Бен Лити уверен: для городского видеооператора «горячих» новостей мотоцикл и правильно подобранное оборудование — вещь незаменимая и крайне перспективная.

Обратно

Hosted by uCoz