Ермакова Е. Ю.
IMAX: от аттракциона до искусства
(сокращенный
вариант)
Это было в Лас-Вегасе. Мир
древнего Рима отеля «Цезарь»
безжалостно разрушали яркие
витрины с разноцветными майками и
гипсовыми бюстиками славных
легионеров. Немногочисленные
рекламные щиты с популярными
напитками и экзотическими блюдами
приглашали посетить «римские» кафе
под нарисованным небом. И вдруг,
где-то в недрах этого сказочного
маскарада внимание привлек
невзрачный плакат:
«Race forAtlantis», Omnimax Theatre, IMAX 3D. Всего за
$10 мне предоставлялась возможность
собственными глазами увидеть и
оценить все прелести этого
широкого уникального формата (15/70),
родившегося в 1970 г., давно ставшего
популярным во всем мире и доселе
неизвестного у нас в стране.
И вот я с интересом разглядываю
билет, на котором написано, что
фильм не рекомендуется смотреть
людям с повышенным кровяным
давлением, с сердечной
недостаточностью, болями в голове,
позвоночнике и шее, с плохим
вестибулярным аппаратом,
эпилептикам, а также беременным
женщинам. Ответственность за
последствия создатели фильма и
работники кинотеатра не несут.
Впечатляющая надпись! Но мне в руки
вкладывают шлем и приглашают
пройти в небольшой кинозал с
обыкновенным экраном. Неожиданно
начинается стереосеанс, где
какой-то полуголый мужик, одетый,
видимо, Атлантом, кидает в нас
всякие предметы, а потом имитирует
роды. Это странное месиво длится 5
минут, и мы с раздражением снимаем с
себя шлемы, пытаясь вернуть их
удивленному контролеру, который в
свою очередь вежливо объясняет, что
кино еще не началось, а то, что мы
видели, — предупреждение! Нас ведут
по узкому коридору. Сворачиваем за
угол и... Попадаем в огромный купол с
огромным полукруглым экраном.
Садясь в кресло, я с восторгом
обнаруживаю, что этот экран уходит
под ноги. А какой-то джентльмен,
работник кинотеатра, заботливо
спрашивает: «Пристегнулись?» — и
извлекает из под сиденья ремни
безопасности... Гаснетсвет, и
исчезают стены, пол, потолок. Я
попадаю в стеклянную кабину
звездолета. Подо мной
бесконечность космоса, и я влетаю в
нее со страшной скоростью,
маневрируя между планетами и
астероидами. От выстрелов моего
блас-тера разлетаются осколки
вражеских космических кораблей, и я
вжимаюсь в кресло, когда со
страшным грохотом о стекло моей
виртуальной кабины ломается крыло
истребителя. Бой выигран, и вперед,
вниз, в спиралевидный туннель,
переворачивающий тебя вверх
тормашками...
Такого ужаса я никогда не
испытывала, и даже при родах так не
орала. Вжавшись в сиденье, которое
«кидает» из стороны в сторону,
практически до полного переворота,
пытаюсь удержать равновесие,
уперевшись вытянутой ногой в
переднее кресло. Про себя или почти
вслух я повторяю: «Это все неправда!
Неправда!!!» Но от ужаса свободного
падения все равно некуда деться, и я
закрываю глаза! Мир приходит в
спокойную гармонию. Космос
исчезает, чувствуется лишь легкое
покачивание кресла. Мне стыдно. И
потом, уплачено же! Я снова открываю
глаза. Космический ужас, смешанный
с диким восторгом от фантастически
красивых пейзажей Вселенной,
начинается заново. И это
незабываемое, не похожее ни на что
земное, ощущение полета! Мы выходим
из зала ошеломленные и счастливые.
Из-за этого стоило ехать в
Лас-Вегас.
Но радость сразу смешивается и с
разочарованием. А мой сын? А его
сверстники-подростки в моей стране?
Как хочется поделиться с ними
впечатлением, и как горько, что они
не могут разделить моего восторга.
Но, приехав домой, я узнаю, что в
Москве появился энергичный молодой
человек, он горит желанием не
только построить в столице
кинотеатр IMAX , но и наладить
производство отечественных
фильмов по этой широкоформатной
технологии. Больше того, на
киностудии «Центрнаучфильм» он уже
организовал объединение
широкоформатных фильмов, которое
будет ориентировано на технологию
IMAX, и набирает штат сотрудников.
Алексей Окунев, выпускник
экономического факультета ВГИКа,
независимый продюсер, успешно
проработавший в Чехии на студии
видовых фильмов, охотно согласился
дать интервью. Он идет на контакты
со всеми заинтересованными
организациями и специалистами,
выступает в роли популяризатора
технологии IMAX у нас в стране, чтобы
здесь, в России, найти соратников,
единомышленников, помощников в
деле, которому готов посвятить свою
жизнь.
Продюсер А.Окунев
— Идея строительства
кинотеатра и съемок фильмов в
технологии IМАХ возникла в России
или вынашивалась за рубежом ?
— Желание найти новое
направление для современного
кинематографа в России возникло у
меня давно. И в поисках
действительно нового и
современного пути прошло много лет.
Поскольку я экономист, а не инженер,
решил обратиться за помощью к нашим
ученым из НИКФИ. Виктор Григорьевич
Комар, профессор, доктор
технических наук, всемирно
известный разработчик
голографического кинематографа,
рассказал мне об уникальной
широкоформатной технологии IMAX,
которую он видел в Торонто лет 20
назад. У него горели глаза... Я, в
свою очередь, проехал по Европе и
посетил всевозможные кинотеатры
системы IMAX и посмотрел фильмы,
снятые различными фирмами в
формате 15/70. Это была впечатляющая
поездка.
Фрагменты
строительства |
— Как я
поняла, острые ощущения,
связанные с воздействием на
вестибулярный аппарат, в
основном обусловлены
технологией IMAX 3D и являются
веселыми аттракционами. — Мне посчастливилось увидеть все технологии IMAX. Аттракционы — маленькая толика от той программы, которую проводит IMAX. Эти 15-минутные фильмы порой даже не входят в основной каталог, содержащий на сегодня около 260 фильмов самого разного направления. Здесь есть и видовые, и развлекательные, и научно-популярные, и познавательные, и учебные. Напротив каждого учебного фильма стоит возрастная категория предполагаемых зрителей. Скажем, фильм о Земле «Голубая планета» рассчитан на возрастную категорию от 8 до 17лет, а «Галапагос»—от 10 до 14лет. Причем к каждому фильму вы можете по Интернету подобрать специальные комментарии специалистов. |
Такие фильмы идут в рамках школьной программы, и, поверьте, зрительный, эмоциональный и воспитательный эффекты имеют колоссальные преимущества по сравнению с тусклыми и пресными просмотрами видефильмов на телевизионном экране. В Париже в гостинице рядом со мной жила семья, в которой был десятилетний мальчик. Были школьные каникулы. Я посоветовал им сходить в кинотеатр I MAX. Вы бы видели горящие глаза этого мальчишки, когда он с восторгом делился своими впечатлениями!
OMNIMAX «La Geode» (проекция на купол)
Кино широкого формата IMAX может дать эмоциональное представление о грандиозности шедевров прошлого, которое, вероятно, соответствовало эмоциональному восприятию их современников. Такой просмотр не просто вояж в другие страны, это своеобразное путешествие во времени и пространстве, в удивительную сказку прошлого... и настоящего. Фильм «Пожар в Кувейте» настолько гиперреально передает ощущение непокорной стихии огня, помещая зрителя как очевидца в центр катастрофы, что невольно ощущаешь себя одним из спасателей, которые в буквальном смысле рядом с тобой в защитных костюмах сражаются согнем. Лично я тогда впервые осознал, что такое экологическая катастрофа. И как хотелось бы мне, чтобы наши дети в школе получали такое экологическое образование.
— Почему для
кинематографа новой
широкоформатной технологии вы
выбрали именно
«Центрнаучфильм», студию,
которая сегодня находится в
самом плачевном состоянии ? — Вы знаете, я бы очень хотел, чтобы и наши кинематографисты, и кинокритики, и работники сферы образования поняли, что IMAX не только и не столько развлекательный аттракцион, а огромный по своим потенциальным возможностям пласт уже созданных и будущих научно-популярных и учебных фильмов. Подавляющая часть кинотеатров IMAX так или иначе связана с научными центрами. Парижский кинотеатр входит в Познавательный Центр для детей. Фильм «Гранд Каньон», снятый в 1980 г., до сих пор идет в кинотеатре IMAX, который находится в музее Гранд Каньона и фактически был построен для показа именно этого фильма. |
Аппаратная OMNIMAX «La Geode» |
Аудитория фильма во всем мире — 3
млн зрителей в год и 95% из них —
посетители музея.
Научно-популярные, видовые, учебные
фильмы не должны, не могут быть
убыточными. И студия, на которой
снято более 18000 фильмов
талантливыми режиссерами и
операторами, не имеет права лежать
в руинах! Мне сложно мириться с тем,
что сегодня професси-ональные
кинематографисты с
«Центрнаучфильма», обычно с высшим
техническим образованием,
вынуждены снимать на видео дешевые,
и в таком виде никому не нужные
ленты. Из-за низкой зарплаты в наше
научно-популярное кино молодежь не
идет. Очень хотелось бы это
изменить...
Кинотеатр IMAX «Kinopolis» в Брюсселе |
Нельзя
забывать, что фильмы IMAX имеют
огромный вторичный рынок и с
успехом продаются на
видеокассетах и транслируются
по телевидению. Например,
«Экстрим», посвященный
экстремальным видам спорта,
сделал колоссальные кассовые
сборы, и, кроме того, зрители
около 100 стран мира смотрели
его по спутниковому
телевидению. — Во сколько
обойдется строительство
кинотеатра IMAX в России и
сколько это стоит в среднем за
рубежом ? |
ширина 26 м), обошелся владельцам в 35 млн ф.ст. 15 млн из этой суммы выделил Художественный совет Фонда английской лотереи и 20 млн — BFI London IMAX Cinema. Но стоимость зависит не только от необходимых материалов — огромного количества металла и стекла самых высоких марок. Каждая страна, каждый город, где строится такой кинотеатр, хочет, чтобы в архитектурном смысле он был единственным и неповторимым. А это уже совершенно другие деньги.
Я хочу, чтобы технология IMAX пришла в Россию как государственная программа, как производство своих собственных фильмов силами наших российских режиссеров и операторов. Понимая, что строительство кинотеатра IMAX — это трехлетний бюджет бывшего Госкино, считаю, что контрольный пакет акций должен принадлежать нашему российскому государству, в котором мы с вами живем. Потому что государство должно возродить научно-популярное кино и киностудии, такие как «Центрнаучфильм», чтобы проводить в жизнь дело образования и воспитания молодежи страны. От этого во многом зависит, какое общество будет у нас завтра. А если инвестор станет диктовать свои условия, тогда зачем вообще говорить о воспитательной функции научно-популярного кино?
Кинотеатр IMAX Potsdanier Platz в Берлине
За поддержкой я обратился и в
НИКФИ, где в апреле 2000 г. состоялся
Ученый совет «О перспективах
развития широкоформатного
кинематографа в России». Там было
отмечено, что открытие в Москве
кинотеатра с демонстрацией фильмов
по системе IMAX Dome перспективно и
своевременно. В планах проведение в
Москве международной конференции с
участием НИКФИ и представителей IMAX,
Iwerks и рядя других фирм,
занимающихся широкоформатным
кинематографом, посвященной
проблемам развития этого
направления в России и СНГ.
Представители IMAX неоднократно
приезжали в Москву. У них налажены
контакты с НИКФИ, непосредственно с
лабораторией стереокино. Больше
того, в свое.время IMAX и НИКФИ
создали совместное предприятие, а в
районе проспекта Мира даже
сохранился фундамент
предполагаемого кинотеатра.
Сегодня в мире остро ощущается
нехватка стереофильмов и фильмов,
снятых в технологии 3D. И это не
смотря на то, что за съемку
40-минутного стереоскопического
фильма нужно заплатить около $ 10
млн. Для IMAX Россия является
огромным потенциальным рынком.
— А в какой
степени заинтересованы в вас
коллеги из IMAX? — Не представляю, каким уникальным должен быть наш сценарий, чтобы заинтересовать канадских продюсеров! Поэтому мы решили пойти другим путем. Мы хотим взять своего инвестора и предложить деньги специалистам IMAX на совместную постановку. В таком случае мы будем выступать как заказчики, а IMAX как подрядчик. И тогда права на фильм будут принадлежать нам. Понимаете? Деньги и сценарий— наши, режиссер, оператор и техника — IMAX. Но с российской стороны тоже будет своя съемочная группа, которая станет осваивать новую технологию съемок. Следующий шаг — аренда оборудования, возможная лишь тогда, когда у нас будут свои технически и творчески грамотные кадры. |
Кинотеатр IMAX (Sony-центр в Берлине) |
Нельзя забывать, если мы работаем
в киноиндустрии, значит, наш бизнес
должен быть рентабельным и
приносить доход. Можно говорить,
что российский кинематограф в
кризисном состоянии. Но если
вспомнить историю американского
кино, все новые широкие форматы
начинали свое развитие именно во
времена кризисов. Я недавно
перечитал историю Голливуда — спад
производства обычных картин
заставлял кинопромышленников
искать пути привлечения зрителей в
кинотеатры, т.е. выдумывать новые
зрелищные аттракционы.
— Что сегодня представляет собой
Производственное объединение
широкоформатного фильма на
«Центрнаучфильме» ?
— На данном этапе идет период
первоначального становления. По
законам развития любой
организации, он неизбежен. Работаем
с предполагаемыми инвесторами,
заинтересованными в этом проекте
организациями и лицами. Проводим
отбор кадров, и я считаю это
основным вопросом. В России я
столкнулся с тем, что мои коллеги
боятся новой технологии. Даже мои
ровесники! Они привыкли к 35-мм
пленке и видео. А технология IMAX
требует не только высочайшей
технической грамотности,
мобильности мышления, но и
совершенно нового подхода ко всему
съемочному процессу. Трудно
представить, что снимать камерой до
перезарядки пленки вы можете всего
три минуты! Причем такая пленка
практически исключает дубли. Они
слишком дороги, а события, которые
фиксируются оператором, иногда
просто невозможно повторить.
— У вас есть проект первого
фильма?
— Да. Он будет посвящен
экстремальному парашютному спорту.
— Мне кажется, что вы духовно
близки «экстремальным»
спортсменам. Дай вам Бог удачи в
вашем первом прыжке!
Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2000 год