Обратно

Исследования, проблемы, суждения

Ермакова Е. Ю.
IMAX: от аттракциона до искусства
(сокращенный вариант)

Это было в Лас-Вегасе. Мир древнего Рима отеля «Цезарь» безжалостно разрушали яркие витрины с разноцветными майками и гипсовыми бюстиками славных легионеров. Немногочисленные рекламные щиты с популярными напитками и экзотическими блюдами приглашали посетить «римские» кафе под нарисованным небом. И вдруг, где-то в недрах этого сказочного маскарада внимание привлек невзрачный плакат:
«Race forAtlantis», Omnimax Theatre, IMAX 3D. Всего за $10 мне предоставлялась возможность собственными глазами увидеть и оценить все прелести этого широкого уникального формата (15/70), родившегося в 1970 г., давно ставшего популярным во всем мире и доселе неизвестного у нас в стране.

И вот я с интересом разглядываю билет, на котором написано, что фильм не рекомендуется смотреть людям с повышенным кровяным давлением, с сердечной недостаточностью, болями в голове, позвоночнике и шее, с плохим вестибулярным аппаратом, эпилептикам, а также беременным женщинам. Ответственность за последствия создатели фильма и работники кинотеатра не несут. Впечатляющая надпись! Но мне в руки вкладывают шлем и приглашают пройти в небольшой кинозал с обыкновенным экраном. Неожиданно начинается стереосеанс, где какой-то полуголый мужик, одетый, видимо, Атлантом, кидает в нас всякие предметы, а потом имитирует роды. Это странное месиво длится 5 минут, и мы с раздражением снимаем с себя шлемы, пытаясь вернуть их удивленному контролеру, который в свою очередь вежливо объясняет, что кино еще не началось, а то, что мы видели, — предупреждение! Нас ведут по узкому коридору. Сворачиваем за угол и... Попадаем в огромный купол с огромным полукруглым экраном. Садясь в кресло, я с восторгом обнаруживаю, что этот экран уходит под ноги. А какой-то джентльмен, работник кинотеатра, заботливо спрашивает: «Пристегнулись?» — и извлекает из под сиденья ремни безопасности... Гаснетсвет, и исчезают стены, пол, потолок. Я попадаю в стеклянную кабину звездолета. Подо мной бесконечность космоса, и я влетаю в нее со страшной скоростью, маневрируя между планетами и астероидами. От выстрелов моего блас-тера разлетаются осколки вражеских космических кораблей, и я вжимаюсь в кресло, когда со страшным грохотом о стекло моей виртуальной кабины ломается крыло истребителя. Бой выигран, и вперед, вниз, в спиралевидный туннель, переворачивающий тебя вверх тормашками...
Такого ужаса я никогда не испытывала, и даже при родах так не орала. Вжавшись в сиденье, которое «кидает» из стороны в сторону, практически до полного переворота, пытаюсь удержать равновесие, уперевшись вытянутой ногой в переднее кресло. Про себя или почти вслух я повторяю: «Это все неправда! Неправда!!!» Но от ужаса свободного падения все равно некуда деться, и я закрываю глаза! Мир приходит в спокойную гармонию. Космос исчезает, чувствуется лишь легкое покачивание кресла. Мне стыдно. И потом, уплачено же! Я снова открываю глаза. Космический ужас, смешанный с диким восторгом от фантастически красивых пейзажей Вселенной, начинается заново. И это незабываемое, не похожее ни на что земное, ощущение полета! Мы выходим из зала ошеломленные и счастливые. Из-за этого стоило ехать в Лас-Вегас.
Но радость сразу смешивается и с разочарованием. А мой сын? А его сверстники-подростки в моей стране? Как хочется поделиться с ними впечатлением, и как горько, что они не могут разделить моего восторга. Но, приехав домой, я узнаю, что в Москве появился энергичный молодой человек, он горит желанием не только построить в столице кинотеатр IMAX , но и наладить производство отечественных фильмов по этой широкоформатной технологии. Больше того, на киностудии «Центрнаучфильм» он уже организовал объединение широкоформатных фильмов, которое будет ориентировано на технологию IMAX, и набирает штат сотрудников. Алексей Окунев, выпускник экономического факультета ВГИКа, независимый продюсер, успешно проработавший в Чехии на студии видовых фильмов, охотно согласился дать интервью. Он идет на контакты со всеми заинтересованными организациями и специалистами, выступает в роли популяризатора технологии IMAX у нас в стране, чтобы здесь, в России, найти соратников, единомышленников, помощников в деле, которому готов посвятить свою жизнь.

Продюсер А.Окунев

— Идея строительства кинотеатра и съемок фильмов в технологии IМАХ возникла в России или вынашивалась за рубежом ?
— Желание найти новое направление для современного кинематографа в России возникло у меня давно. И в поисках действительно нового и современного пути прошло много лет. Поскольку я экономист, а не инженер, решил обратиться за помощью к нашим ученым из НИКФИ. Виктор Григорьевич Комар, профессор, доктор технических наук, всемирно известный разработчик голографического кинематографа, рассказал мне об уникальной широкоформатной технологии IMAX, которую он видел в Торонто лет 20 назад. У него горели глаза... Я, в свою очередь, проехал по Европе и посетил всевозможные кинотеатры системы IMAX и посмотрел фильмы, снятые различными фирмами в формате 15/70. Это была впечатляющая поездка.

Фрагменты строительства
OMNIMAX «La Geode» в Париже

— Как я поняла, острые ощущения, связанные с воздействием на вестибулярный аппарат, в основном обусловлены технологией IMAX 3D и являются веселыми аттракционами.
— Мне посчастливилось увидеть все технологии IMAX. Аттракционы — маленькая толика от той программы, которую проводит IMAX. Эти 15-минутные фильмы порой даже не входят в основной каталог, содержащий на сегодня около 260 фильмов самого разного направления. Здесь есть и видовые, и развлекательные, и научно-популярные, и познавательные, и учебные. Напротив каждого учебного фильма стоит возрастная категория предполагаемых зрителей. Скажем, фильм о Земле «Голубая планета» рассчитан на возрастную категорию от 8 до 17лет, а «Галапагос»—от 10 до 14лет. Причем к каждому фильму вы можете по Интернету подобрать специальные комментарии специалистов.

Такие фильмы идут в рамках школьной программы, и, поверьте, зрительный, эмоциональный и воспитательный эффекты имеют колоссальные преимущества по сравнению с тусклыми и пресными просмотрами видефильмов на телевизионном экране. В Париже в гостинице рядом со мной жила семья, в которой был десятилетний мальчик. Были школьные каникулы. Я посоветовал им сходить в кинотеатр I MAX. Вы бы видели горящие глаза этого мальчишки, когда он с восторгом делился своими впечатлениями!

OMNIMAX «La Geode» (проекция на купол)

Кино широкого формата IMAX может дать эмоциональное представление о грандиозности шедевров прошлого, которое, вероятно, соответствовало эмоциональному восприятию их современников. Такой просмотр не просто вояж в другие страны, это своеобразное путешествие во времени и пространстве, в удивительную сказку прошлого... и настоящего. Фильм «Пожар в Кувейте» настолько гиперреально передает ощущение непокорной стихии огня, помещая зрителя как очевидца в центр катастрофы, что невольно ощущаешь себя одним из спасателей, которые в буквальном смысле рядом с тобой в защитных костюмах сражаются согнем. Лично я тогда впервые осознал, что такое экологическая катастрофа. И как хотелось бы мне, чтобы наши дети в школе получали такое экологическое образование.

— Почему для кинематографа новой широкоформатной технологии вы выбрали именно «Центрнаучфильм», студию, которая сегодня находится в самом плачевном состоянии ?
— Вы знаете, я бы очень хотел, чтобы и наши кинематографисты, и кинокритики, и работники сферы образования поняли, что IMAX не только и не столько развлекательный аттракцион, а огромный по своим потенциальным возможностям пласт уже созданных и будущих научно-популярных и учебных фильмов. Подавляющая часть кинотеатров IMAX так или иначе связана с научными центрами. Парижский кинотеатр входит в Познавательный Центр для детей. Фильм «Гранд Каньон», снятый в 1980 г., до сих пор идет в кинотеатре IMAX, который находится в музее Гранд Каньона и фактически был построен для показа именно этого фильма.

Аппаратная OMNIMAX «La Geode»

Аудитория фильма во всем мире — 3 млн зрителей в год и 95% из них — посетители музея.
Научно-популярные, видовые, учебные фильмы не должны, не могут быть убыточными. И студия, на которой снято более 18000 фильмов талантливыми режиссерами и операторами, не имеет права лежать в руинах! Мне сложно мириться с тем, что сегодня професси-ональные кинематографисты с «Центрнаучфильма», обычно с высшим техническим образованием, вынуждены снимать на видео дешевые, и в таком виде никому не нужные ленты. Из-за низкой зарплаты в наше научно-популярное кино молодежь не идет. Очень хотелось бы это изменить...

Кинотеатр IMAX «Kinopolis» в Брюсселе

Нельзя забывать, что фильмы IMAX имеют огромный вторичный рынок и с успехом продаются на видеокассетах и транслируются по телевидению. Например, «Экстрим», посвященный экстремальным видам спорта, сделал колоссальные кассовые сборы, и, кроме того, зрители около 100 стран мира смотрели его по спутниковому телевидению.

— Во сколько обойдется строительство кинотеатра IMAX в России и сколько это стоит в среднем за рубежом ?
— В Лондоне новый кинотеатр IMAX, который гордится своим самым большим экраном в Великобритании (высота 20 м,

ширина 26 м), обошелся владельцам в 35 млн ф.ст. 15 млн из этой суммы выделил Художественный совет Фонда английской лотереи и 20 млн — BFI London IMAX Cinema. Но стоимость зависит не только от необходимых материалов — огромного количества металла и стекла самых высоких марок. Каждая страна, каждый город, где строится такой кинотеатр, хочет, чтобы в архитектурном смысле он был единственным и неповторимым. А это уже совершенно другие деньги.

Я хочу, чтобы технология IMAX пришла в Россию как государственная программа, как производство своих собственных фильмов силами наших российских режиссеров и операторов. Понимая, что строительство кинотеатра IMAX — это трехлетний бюджет бывшего Госкино, считаю, что контрольный пакет акций должен принадлежать нашему российскому государству, в котором мы с вами живем. Потому что государство должно возродить научно-популярное кино и киностудии, такие как «Центрнаучфильм», чтобы проводить в жизнь дело образования и воспитания молодежи страны. От этого во многом зависит, какое общество будет у нас завтра. А если инвестор станет диктовать свои условия, тогда зачем вообще говорить о воспитательной функции научно-популярного кино?

Кинотеатр IMAX Potsdanier Platz в Берлине

За поддержкой я обратился и в НИКФИ, где в апреле 2000 г. состоялся Ученый совет «О перспективах развития широкоформатного кинематографа в России». Там было отмечено, что открытие в Москве кинотеатра с демонстрацией фильмов по системе IMAX Dome перспективно и своевременно. В планах проведение в Москве международной конференции с участием НИКФИ и представителей IMAX, Iwerks и рядя других фирм, занимающихся широкоформатным кинематографом, посвященной проблемам развития этого направления в России и СНГ.
Представители IMAX неоднократно приезжали в Москву. У них налажены контакты с НИКФИ, непосредственно с лабораторией стереокино. Больше того, в свое.время IMAX и НИКФИ создали совместное предприятие, а в районе проспекта Мира даже сохранился фундамент предполагаемого кинотеатра. Сегодня в мире остро ощущается нехватка стереофильмов и фильмов, снятых в технологии 3D. И это не смотря на то, что за съемку 40-минутного стереоскопического фильма нужно заплатить около $ 10 млн. Для IMAX Россия является огромным потенциальным рынком.

— А в какой степени заинтересованы в вас коллеги из IMAX?
— Не представляю, каким уникальным должен быть наш сценарий, чтобы заинтересовать канадских продюсеров! Поэтому мы решили пойти другим путем. Мы хотим взять своего инвестора и предложить деньги специалистам IMAX на совместную постановку. В таком случае мы будем выступать как заказчики, а IMAX как подрядчик. И тогда права на фильм будут принадлежать нам. Понимаете? Деньги и сценарий— наши, режиссер, оператор и техника — IMAX. Но с российской стороны тоже будет своя съемочная группа, которая станет осваивать новую технологию съемок. Следующий шаг — аренда оборудования, возможная лишь тогда, когда у нас будут свои технически и творчески грамотные кадры.

Кинотеатр IMAX (Sony-центр в Берлине)

Нельзя забывать, если мы работаем в киноиндустрии, значит, наш бизнес должен быть рентабельным и приносить доход. Можно говорить, что российский кинематограф в кризисном состоянии. Но если вспомнить историю американского кино, все новые широкие форматы начинали свое развитие именно во времена кризисов. Я недавно перечитал историю Голливуда — спад производства обычных картин заставлял кинопромышленников искать пути привлечения зрителей в кинотеатры, т.е. выдумывать новые зрелищные аттракционы.
— Что сегодня представляет собой Производственное объединение широкоформатного фильма на «Центрнаучфильме» ?
— На данном этапе идет период первоначального становления. По законам развития любой организации, он неизбежен. Работаем с предполагаемыми инвесторами, заинтересованными в этом проекте организациями и лицами. Проводим отбор кадров, и я считаю это основным вопросом. В России я столкнулся с тем, что мои коллеги боятся новой технологии. Даже мои ровесники! Они привыкли к 35-мм пленке и видео. А технология IMAX требует не только высочайшей технической грамотности, мобильности мышления, но и совершенно нового подхода ко всему съемочному процессу. Трудно представить, что снимать камерой до перезарядки пленки вы можете всего три минуты! Причем такая пленка практически исключает дубли. Они слишком дороги, а события, которые фиксируются оператором, иногда просто невозможно повторить.

— У вас есть проект первого фильма?
— Да. Он будет посвящен экстремальному парашютному спорту.
— Мне кажется, что вы духовно близки «экстремальным» спортсменам. Дай вам Бог удачи в вашем первом прыжке!

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2000 год

Обратно

Hosted by uCoz