Обратно

Исследования, проблемы, суждения

Кашпар Е.И.
Свет в телестудии - как это делается?

Организация освещения в телестудии... С этой проблемой сталкивается каждая телекомпания, которая хочет иметь качественное вещание. А таких, которые этого не хотят, просто не существует. Стало быть, каждая.

Сейчас проблема очень актуальна. Во-первых, потому, что возникает множество новых студий. Во-вторых, потому, что очень остро стала ощущаться необходимость модернизации старых телестудий.
Действительно, последний подъём в историческом плане связан с пуском Телевизионного технического центра в Останкино в 1967 г. Крупнейший в Европе телецентр (до сих пор!), 39 студий площадью от 60 до 1000 м2. Установленная мощность осветительных приборов в самой большой студии — 1000 кВт.
Прожекторы мощностью 2 кВт, 5 кВт и 10 кВт на телескопических подвесах с полным дистанционным управлением. В программе каждого съезда КПСС непременно стояло посещение ТТЦ «Останкино». И что удивительно, всё спецосвещение (так называются в ТТЦ осветительные системы в студиях), функционирует. Телецентр в Останкино был маяком, на который ориентировалась вся телевизионная общественность страны, и это была вершина подъёма в то время.
С тех пор прошло тридцать лет и три года. Что же изменилось в области освещения? Прежде всего, появились светильники на металлогалогенных и люминесцентных лампах, светоотдача которых в несколько раз больше, чем у ранее использовавшихся ламп. А главное, изменилось время. Тогда прямой эфир из телестудий удалось изжить почти полностью (исключение составляли программы «Новости»). Все тогдашние «ток-шоу» передавались только в записи. Как чувствовали себя участники под мощнейшими лучами прожекторов? Этого в эфире никто не видел. Сейчас же самые интересные передачи идут в прямом эфире. И когда девушка, держащая микрофон перед одним из участников известного ток-шоу, падает в обморок, то свидетелем становится вся страна (в студии ради экономии при модернизации освещения частично были оставлены те прожекторы 1960-х гг.). Или представим себе мэра некоего сибирского нефтяного города, выступающего в рамках своей избирательной кампании в прямом эфире. Он ведь не хочет потеть на глазах у своего электората, следовательно, в студии не должно быть световых приборов, выделяющих много тепла.
Альтернативой могла бы служить мощная система кондиционирования. Однако известно, что 1 ккал холода стоит в 15 раз больше, чем 1 ккал тепла. Так что к технической и общественно-этической причинам, определяющим необходимость оснащения телестудий осветительными системами нового поколения, добавилась и экономическая. Что естественно. Однако об экономике немного ниже.
Исходными данными для разработки светотехнического проекта являются:
о Назначение студии;
о Геометрические размеры (длина, ширина, высота), отдельно размеры полезного пространства;
о Конфигурация (планы);
о Постановочный сценарий;
о Фотометрические характеристики;
о Рабочая цветовая температура;
о Допустимые нагрузки на питающую электросеть
о Степень автоматизации управления;
о Необходимость резервирования питания;
о Стандартные требования электрической и пожарной безопасности;
о Экономические аспекты.
При оценке перечисленных критериев будем ориентироваться на практику, которую мы приобрели, оснащая студии для различных телекомпаний.
Назначение студии
Обычно заказчик в общих чертах осведомлён о том, что он собирается делать в студии.
Геометрические размеры и конфигурация
Условно студии можно разделить на малые (до 50—60 м2), средние (до 150—200 м2), большие (400—600 м2) и сверхбольшие (900—1000 м2). Выбор размеров студии определяется её назначением. Знание размеров и конфигурации необходимо для расчёта и обеспечения фотометрических характеристик. Эта информация всегда имеется в распоряжении в начале проектирования.
Постановочный сценарий
Определяется туманными пожеланиями руководства компании, на основании которых режиссёр и художник (когда он есть) пытаются сформулировать нечто, что трудно назвать постановочным сценарием.
Дело в том, что работа над светотехническим проектом идёт параллельно с работами над строительной (включая кондиционирование), съёмочной, студийной и постановочной частями общего проекта, поскольку время ограничено и нет возможности делать работу поэтапно. В ходе этих работ может смениться и режиссёр, и технический директор, и художник проекта. Такая практика распространена повсеместно, не только у нас, но и практически во всём мире (но это, конечно, слабое утешение).
Выход заключается обычно в том, что проектируется достаточно функциональная и гибкая система освещения, которая оказывается дороже в 1,5—2 раза, чем сценарно ориентированная, увязанная с будущими декорациями система. С другой стороны, гибкая система допускает постановку различных сценариев и со временем может оправдать себя и экономически.
Фотометрические характеристики
Система освещения должна обеспечивать засветку фона, а также заполняющий, рисующий и контровой свет. Необходимый уровень освещённости определяется используемой съёмочной аппаратурой. Современные студийные камеры вполне удовлетворяются средней освещённостью порядка 700—800 лк.
Для виртуальных студий рекомендуется освещённость на уровне 1000 лк для объекта и 800 лк для фона.
За рубежом получили распространение фоны, работающие на просвет, сделанным из плёнок, имеющих торговое название OPERA-плёнки. За плёнкой на расстоянии 1 м от неё установлены светильники, каждый из которых содержит по 4 цветных люминесцентных лампы длиной 1500 мм, мощностью 58 Вт; цвета белый, красный, зелёный, синий. Светильники образуют горизонтальные ряды, расстояние между рядами составляет 1 м. Яркость каждой лампы регулируется независимо по четырем DMX-каналам в пределах 1—100%. Это в сочетании с рассеивающими свойствами OPERA-плёнки позволяет создавать на фоне самые различные световые картины, включая чистую одноцветную хромакейную окраску.
Рабочая цветовая температура
Существуют две опорные цветовые температуры: 3200К и 5500К. Съёмочные команды почти единогласно голосуют за 3200К. Однако всё чаще используются светильники на металлогалогенных лампах с цветовой температурой, близкой к 5500К. И всё же проблемы здесь не возникает, так как приведение светильников к единой цветовой температуре легко осуществляется использованием жёлтых компенсационных светофильтров, которые не поглощают много световой энергии. В студиях с окнами на улицу, где освещённость и цветовая температура зависят от времени суток, можно использовать съёмные светофильтры на окнах.
Допустимые нагрузки на питающую электросеть
Они не должны превышать заданных, заранее известных пределов. Это требование противоречит необходимости обеспечения определённого уровня освещённости в студии. К счастью, здесь возможен компромисс. Решение находится путём перехода к светильникам с высокой светоотдачей (попутно экономится энергия, расходуемая на кондиционирование).
Степень автоматизации управления
Условно системы освещения в телестудиях по степени автоматизации можно разбить на 3 уровня:
1-й уровень: автоматизация отсутствует, все процессы управления осуществляются вручную;
2-й уровень: управление световыми потоками светильников осуществляется дистанционно с пульта управления, позиционирование и фокусирование светильников, позиционирование бленд — вручную;
3-й уровень: управление всеми процессами, включая позиционирование ламелей бленды и её вращение, осуществляются дистанционно с пульта управления.
Стоимость системы при переходе с первого уровня на второй повышается примерно в 1,5 раза, со второго на третий — примерно в 4 раза. Так что вопрос о выборе степени автоматизации сугубо экономический, но об этом ниже.
Конечно, возможна система, имеющая признаки автоматизации всех трёх уровней одновременно.
Необходимость резервирования питания
Как известно, телевидение относится к объектам особой важности, и эфирное вещание не должно прекращаться ни при каких обстоятельствах, кроме предусмотренных эфирным расписанием.
Эта задача решается путём подвода электроэнергии от двух разных и независимых источников (от двух разных подстанций). Каждая студия обеспечивается параллельным питанием от двух источников; через автоматический включатель резерва (АВР) оно подаётся на систему освещения. В случае прекращения питания от основного источника АВР переключает систему на резервный. В студии должен быть индикатор, показывающий, от какого источника питается в данный момент система. Подобная схема резервирования принята и за рубежом. Возможно использование автономной электростанции в качестве третьего независимого источника.
Стандартные требования электрической и пожарной безопасности
Электрическая безопасность обеспечивается включением во все цепи питания системы освещения предохранителей, заземлением корпусов и надлежащей изоляцией там, где это необходимо. После инсталляции системы лицензированной организацией проверяется сопротивление изоляции и заземления, результаты измерений оформляются официальным протоколом.
Пожарная безопасность гарантируется использованием негорючих материалов для изготовления фона (задников) и использованием пожаробезопасных приборов.
Экономические аспекты
Желание заказчика получить систему освещения как можно дешевле свято. Все заказчики во всем мире хотят именно этого. Это желание легко исполнить: достаточно взять каталоги и прайс-листы различных фирм и выбрать из каждого класса самое дешевое.
Но тут заказчик оказывается несогласным, потому что он хочет, чтобы система эта ещё и хорошо функционировала. Как разрешить это противоречие?
Для начала следует помнить, что общая стоимость системы складывается из стоимости приобретения и стоимости эксплуатации. Стоимость приобретения указана в контракте. Стоимость эксплуатации определяется стоимостью энергии, потребляемой светильниками и системой кондиционирования, стоимостью обслуживания и стоимостью расходных элементов (ламп в системе освещения).
Возьмем для примера последний аспект и сделаем сравнение по суммарной стоимости для двух приборов: Fren-L650 фирмы Lowel мощностью 650Вт и DL-150-HCI фирмы Dedo Weigert Film мощностью 150Вт; по светоотдаче приборы примерно равны.

Видно, что суммарные стоимости сравниваются примерно на 140-й день эксплуатации. При этом не были учтены разницы в стоимости непосредственно потребляемой электроэнергии в объеме 0,5х15х360 = 2700 кВт • час и в стоимости электроэнергии, потребляемой системой кондиционирования (как уже было сказано, 1 ккал холода в 15 раз дороже 1 ккал тепла).

Обратно

Hosted by uCoz