Обратно

Новости техники и технологии

Попов Ю.А.
24р — цифровая кинематография. Экономические факторы
(сокращенный вариант)

При переходе от обычной кинокамеры к цифровой видеокамере необходимо четко представлять различия в условиях эксплуатации съемочного оборудования, а также в стоимости производства аудиовизуальных материалов. В данной статье приведен детальный анализ экономических показателей цифровой съемочной камеры формата 24р HDCAM.

Эксплуатационные факторы
Съемка. Чтобы достичь сравнимых высоких результатов, независимо от того, производится съемка на кинопленку или с помощью камеры HDCAM, следует очень тщательно выбирать и контролировать экспозицию, устанавливать свет и т.д. Большая фотографическая широта позволяет кинопленке прощать ошибки экспозиции (передержку). С другой стороны, неоспоримое преимущество HD-камеры и встроенного HD-монитора — это возможность получать точные сведения об экспозиции, передаче контраста и качестве изображения. Испытания показали, что кинопленка выигрывает тогда, когда речь идет о точном воспроизведении пиковых значений яркости, а формат HDCAM — тогда, когда желательна детальная прорисовка в тенях.
Кроме того, записанный на HDCAM материал можно просмотреть тут же, после съемки, не надо ждать проявления пленки и негативов. Это большое преимущество, так как сразу после съемки можно увидеть, хорошо ли снята сцена. Благодаря этому исключаются пробы и, таким образом, экономится дорогое производственное время, а также исходные материалы. Кроме того, режиссер/продюсер может оперативно оценивать качество снимаемого материала и во время съемки вносить исправления.
Самые большие кассеты HDCAM, которые могут использоваться в видеокамере YDV-F9W, имеют емкость, позволяющую вести 50-мин запись при скорости кадров 24р; полностью исключается требующая много времени замена носителя, а также трудоемкое манипулирование светочувствительным материалом. Максимальная длина пленки в 35-мм кинокамере составляет лишь 305 м, это позволяет снимать в течение 11 мин со скоростью 24 кадр/с. Кроме того, кассеты HDCAM хорошо защищены от пыли и механических повреждений. Масса кассеты — около 200 г при габаритах 155 x 95 x 25 мм. Для сравнения: для 50-мин съемки кинокамерой понадобилось бы сменить пять кассет по 305 м пленки.
Камера HDW-F900 по концепции приближается к ENG-камере, с ней можно работать с руки или с плеча. Масса готовой к съемке камеры (с учетом кассеты, аккумулятора и HD-вариообъектива) около 8 кг.
35-мм кинокамера весит 7,7 кг (например, Arri 535B). Кассета со 120 м пленки добавляет 2,6 кг, а система видоискателя — 2,3 кг. Готовое к съемке оборудование (без объектива) весит 13,6 кг. Кассета со 120 м пленки позволяет непрерывно снимать в течение 4 мин 27 с со скоростью 24 кадр/с.
Производство. Так как материал в формате HDCAM снимается в цифровой форме, то исключаются требующий много времени и средств процесс проявления негатива и последующее HD-сканирование. Сразу после съемки можно приступать к производству постпродукции для монтажа фильма; необходимо только выполнить цифровую перезапись (с магнитной ленты на жесткий диск).
Абсолютно «чистые» HDCAM-изображения (низкий уровень шума, отсутствие погрешностей в неподвижном изображении) прекрасно подходят для цифровой обработки: многие процессы могут протекать без каких-либо осложнений.
Если перед съемкой или во время нее камера или матрица ПЗС были настроены оптимально, то цветопродукцию можно исключить или провести очень быстро. На практике установлено, что формат HDCAM позволяет примерно наполовину сократить время на цветокоррекцию.
Распределение. Если материал предназначен для обычных кинотеатров, он экспонируется на 35-мм пленку (негатив) и с него печатаются позитивные копии для кинотеатров.
Если же материал предназначен для E-Cinema, то со смонтированного материала делается мастер-копия HDCAM, с которой изготавливаются рабочие копии. Процесс цифрового копирования происходит без потерь.
При демонстрации в цифровом кинотеатре качество изображения такое же, как у оригинала — это существенное отличие от обычного кинофильма, качество которого ухудшается из-за копировальных процессов.
HDCAM как полноценный цифровой HD-формат свободен от ограничений, свойственных традиционным стандартам, и будет рекомендован документом ITU 709-03 как международный формат обмена СIF.
Таким образом, HDCAM нужно рассматривать не только как альтернативу производству, но и как дополнение к традиционным пленочным кинокамерам при производстве высококачественной ТВ-продукции.

Сравнение затрат
Издержки проката оборудования. Как правило, оборудование арендуется на срок полного производства. Чтобы сделать возможным конкретное сравнение, рассмотрим пример, в котором предполагается прокат оборудования в течение одной недели (пяти рабочих дней). При более длительном сроке проката обычно начинают действовать большие скидки на стоимость, которые у видеокамеры и 35-мм киноаппарата могут сильно различаться.
Оборудование для HD-видеокамеры (6400 евро): HDW-F900 (в том числе 2" видоискатель); HD-вариообъектив; 9" HD-монитор.
Оборудование для 35-мм кинокамеры (2560 евро): кинокамера; вариообъектив, аккумулятор, кассета с лентой и другие принадлежности.
Расходные материалы. Сравнение стоимости расходных материалов явно в пользу HD-видеокамеры: чем дольше она работает и чем длительнее производство, тем больше экономия на HDCAM-материале. В марте 2001 г. стоимость одной HDCAM-кассеты составляла 97 евро, одного рулона 35-мм негативного материала (Kodak Vision 320Т/305 MediaArk) — 537 евро.
Изображение, записанное в формате HDCAM, может воспроизводиться сразу после съемки на экране видеокамеры или студийном оборудовании. Таким образом, исключаются затраты на лабораторию, сканирование. Кроме того, материал в кассете оптимально защищен от пыли и загрязнений. Налицо не только экономическая выгода, но и удобство в обращении.
После проявки негативный материал необходимо просканировать с разрешением 2К и выполнить цветокоррекцию. При проведении сравнения негативный материал был просканирован HD-сканером Spirit. Определено, что сканирование 50-мин кинопленки требует около четырех часов и обойдется в 3680 евро.
Для цифрового постпроизводства 35-мм материал должен быть переведен в цифровой формат с 2К-разрешением. Общие затраты при этом составляют примерно 7600 евро. Эквивалентное количество материала с аналогичным разрешением при HDCAM-видеопроизводстве обходится в 97 евро (это соответствует около 1,3% затрат на кинопленку!).
Цифровое постпроизводство. Теперь, когда оба материала находятся в цифровой форме с разрешением 2К, можно приступать к цифровому постпроизводству. Здесь уже не играет роли, осуществлялась ли съемка на кинопленку или на HD-видеоленту, поскольку в обоих случаях расходы идентичны. Для упрощения сопоставления примем, что в любом случае на цветокоррекцию расходуется равная сумма.
Перевод изображения на кинопленку. Перед распределением в кинотеатры готовый смонтированный цифровой материал должен снова переводиться на 35-мм пленку. Это можно выполнить различными способами, но результаты всегда можно рассматривать как одинаково высококачественные. Расходы, естественно, тоже одинаковы, независимо от того, использовалась ли в качестве исходного материала HD-видеолента или кинопленка.
Перевод на 35-мм промежуточную негативную кинопленку стоит примерно два евро за кадр (с учетом стоимости пленки и проявки). Готовый смонтированный 5-мин фильм стоит 14 400 евро.
Распределение копий и кинопроекция. Для распределения в кинотеатры с промежуточного негатива снимается необходимое количество кинокопий. Это требует новых затрат на расходный материал и обработку. В 98% случаев используется пленка Kodak Vision Color Print Film (Type 2383).
Цена 610 м этой пленки составляет 132,55 евро за рулон или 6,03 евро за 1 мин. Сюда добавляются расходы на проявку, и общая сумма равна 590,05 евро за рулон или 26,82 евро за 1 мин. Следовательно, одна кинокопия 5-мин фильма стоит 134 евро.

Оценки и итоги
Новая видеотехнология 24р-HDCAM при сопоставимом качестве изображения имеет ряд технических преимуществ по сравнению с традиционной пленочной технологией:
— абсолютно устойчивое изображение благодаря отсутствию погрешностей неподвижного изображения;
— очень высокую и, прежде всего, изменяемую общую чувствительность;
— лишенное шума изображение благодаря высокому отношению сигнал/шум;
— сравнимое изменение контраста при различных вариантах управления кривой гаммы;
— высокую прорисовку и передачу контраста в темных частях изображения.
Пленочная технология тоже обладает достоинствами, которых пока нет у видеотехнологии HDCAM:
— в зависимости от величины плана (особенно, если используется 35-мм кинопленка) для равных углов изображения возможна установка длиннофокусных объективов, позволяющих уменьшить глубину резкости;
— окончательное «окно» для кривой гаммы устанавливается при сканировании; большая широта экспозиции кинопленки позволяет использовать «упрощенный» способ контроля контраста и экспозиции. Это достоинство, разумеется, обусловлено увеличением времени на согласование цвета и, соответственно, на сканирование;
— хорошие прорисовка и цветопередача в области яркого света; широкий спектр индивидуально выбираемых частот кадров; режимы лупы времени и цейтраферной съемки без проблем реализуются в любой момент.
По стоимости расходного материала (то есть, стоимости 1 мин) съемка на HDCAM имеет, конечно, явное преимущество. Кроме того, очевидны эксплуатационные достоинства HD-видеотехники: высокая емкость записи, немедленный контроль результата в комплекте аппаратуры, интегрированная звукозапись в CD-качестве, масса и габариты оборудования и т.д.
Оригинал «24р Маster» может переводиться на кинопленку или преобразовываться во все видеоформаты. Вместе с тем, HDCAM-продукция является идеальным исходным материалом для высококачественного ТВ-производства.

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 год

Обратно

Hosted by uCoz