В.А. Устинов.
Реставрация старых кинофильмов во
Франции
(сокращенный
вариант)
Во Франции
существует несколько компаний,
специализирующихся на реставрации
кинопленок; наиболее заметной из
них является DUST, применяющая свои
новейшие методы обработки.
Компания DUST создана в 1997 г. и
возглавляется г-ном Ф. Хелтом (Franзois
Helt). Он пришел из видеопроизводства
и несколько лет занимался
экспериментальной работой в
области видеоэффектов и
электронного кинематографа.
В середине 1990-х гг. в лаборатории
Neyrac были развернуты
научно-исследовательские работы по
разработке цифровых методов
реставрации киноизображений; Ф.
Хелт принял участие в создании
автоматизированного
реставрационного оборудования по
проекту Aurora, который воплотился в
установке Archangel, выпущенной на
рынок известной компанией Snell &
Wilcox.
Основной акцент был сделан на
анализ распознавания образов. С
этой целью был создан целый блок
новейших алгоритмов, обеспечивших
появление более простых и
эффективных способов реставрации.
Результаты
реставрации киноизображений на 16мм
кинопленке;
слева – до реставрации, справа –
после реставрации.
Например, с самого
начала работы компании было
определено, что главными
свойствами процесса реставрации
являются воспроизводимость его
результатов и возможность
автоматического преобразования
математических символов в обычное
изображение несколькими
стандартными способами.
Результаты работы компании DUST
демонстрировались на нескольких
презентациях и международных
конференциях. Методы
восстановления киноизображений,
разработанные компанией, позволяют
воссоздавать утраченные кадры,
снятые на 16-мм кинопленке, точно
восстанавливая структуру
отдельных элементов кадра. Также
следует учесть, что при
демонстрации отреставрированного
кинофильма все достоинства
выполненной работы видны более
ярко, чем при сравнении статических
изображений «до» и «после»
реставрации.
В настоящее время усилия компании
сосредоточены на создании новых
методов борьбы с так называемым
«уксусным синдромом», так как в
архивах страны выявляется все
больше случаев порчи
киноизображений на
триацетилцеллюлозной пленочной
основе (ТАЦ-основе).
До ... и после реставрации
Известно, что
явление «уксусного синдрома»
обусловлено выделением из основы
кинопленки (в результате
деструкции) уксусной кислоты,
разрушающей изображение.
Разложение кинопленки происходит
тем быстрее, чем выше температура и
относительная влажность в
помещении архивохранилища. Если
реакция выделения кислоты из
ТАЦ-основы началась, то далее этот
процесс носит автокаталитический
характер: он имеет необратимый
характер и его скорость постоянно
нарастает.
Компания DUST разработала несколько
методов борьбы с появлением пятен и
других видимых на кинопленке
дефектов, связанных с агрессивным
действием молекул уксусной кислоты
на начальных стадиях разложения
ТАЦ-основы, которая со временем
становится хрупкой и непрочной. В
отделениях компании, открытых в
Италии и США, уже подвергнуты
реставрации многие сотни метров
кинофильмов, снятых в 60-е гг.
Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 год