Обратно

Архивные технологии

В.А. Устинов.
Реставрация старых кинофильмов во Франции
(сокращенный вариант)

Во Франции существует несколько компаний, специализирующихся на реставрации кинопленок; наиболее заметной из них является DUST, применяющая свои новейшие методы обработки. Компания DUST создана в 1997 г. и возглавляется г-ном Ф. Хелтом (Franзois Helt). Он пришел из видеопроизводства и несколько лет занимался экспериментальной работой в области видеоэффектов и электронного кинематографа.
В середине 1990-х гг. в лаборатории Neyrac были развернуты научно-исследовательские работы по разработке цифровых методов реставрации киноизображений; Ф. Хелт принял участие в создании автоматизированного реставрационного оборудования по проекту Aurora, который воплотился в установке Archangel, выпущенной на рынок известной компанией Snell & Wilcox.
Основной акцент был сделан на анализ распознавания образов. С этой целью был создан целый блок новейших алгоритмов, обеспечивших появление более простых и эффективных способов реставрации.

Результаты реставрации киноизображений на 16мм кинопленке;
слева – до реставрации, справа – после реставрации.

Например, с самого начала работы компании было определено, что главными свойствами процесса реставрации являются воспроизводимость его результатов и возможность автоматического преобразования математических символов в обычное изображение несколькими стандартными способами.
Результаты работы компании DUST демонстрировались на нескольких презентациях и международных конференциях. Методы восстановления киноизображений, разработанные компанией, позволяют воссоздавать утраченные кадры, снятые на 16-мм кинопленке, точно восстанавливая структуру отдельных элементов кадра. Также следует учесть, что при демонстрации отреставрированного кинофильма все достоинства выполненной работы видны более ярко, чем при сравнении статических изображений «до» и «после» реставрации.
В настоящее время усилия компании сосредоточены на создании новых методов борьбы с так называемым «уксусным синдромом», так как в архивах страны выявляется все больше случаев порчи киноизображений на триацетилцеллюлозной пленочной основе (ТАЦ-основе).

До ... и после реставрации

Известно, что явление «уксусного синдрома» обусловлено выделением из основы кинопленки (в результате деструкции) уксусной кислоты, разрушающей изображение. Разложение кинопленки происходит тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность в помещении архивохранилища. Если реакция выделения кислоты из ТАЦ-основы началась, то далее этот процесс носит автокаталитический характер: он имеет необратимый характер и его скорость постоянно нарастает.
Компания DUST разработала несколько методов борьбы с появлением пятен и других видимых на кинопленке дефектов, связанных с агрессивным действием молекул уксусной кислоты на начальных стадиях разложения ТАЦ-основы, которая со временем становится хрупкой и непрочной. В отделениях компании, открытых в Италии и США, уже подвергнуты реставрации многие сотни метров кинофильмов, снятых в 60-е гг.

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 год

Обратно

Hosted by uCoz