Обратно

Экономика, право, производство

Петровский Ю.А.
«Медиа Комитет»: эфир счет любит
(сокращенный вариант)

В публикации «Медиа Комитет: каким аршином мерить?» (ТКТ, 2001, № 8) мы сообщали о создании общественной организации, призванной совершенствовать измерения телеаудитории. И вот новообразованный коллективный орган уже делает первые шаги. Обозреватель «ТКТ» Ю.А. Петровский встретился с директором Некоммерческого партнерства «Медиа Комитет»
О.Я. ЕРМОЛАЕВОЙ.

О.Я.Ермолаева— Прежде всего замечу, что «Медиа Комитет» возник не вдруг и не сразу, — подчеркнула в начале беседы Ольга Яковлевна. — Необходимость образовать его или нечто подобное вызревала постепенно. Еще в 1996 г. в нашей стране состоялась первая конференция по стандартизации и определению минимальных требований к проведению измерений аудитории. То есть потребность иметь в своем распоряжении единый понятийный аппарат, общие критерии и методические подходы уже тогда осознавалась участниками формирования телевизионного пространства: рекламными агентствами, рекламодателями и телевизионными компаниями. Конференция вылилась в попытку создать Индустриальный Комитет.
— Извините, чем он отличался бы от «Медиа Комитета»?
— В принципе это аналоги, решающие сходные задачи. Но Индустриальный Комитет обычно не является юридическим лицом, как, например, в Финляндии. Медиа комитеты и индустриальные комитеты существуют практически во всех развитых странах.
Вторая попытка в России сформировать Индустриальный Комитет, предпринятая в 1998 г., тоже не увенчалась успехом в значительной мере из-за разразившегося дефолта. Однако работа продолжалась, и 14 февраля минувшего года Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР), ведущие общероссийские телекомпании — РТР, ОРТ, ТЦВ, «Культура», НТВ, ТВ-6 (точнее, его «хозяйка» — Московская независимая вещательная корпорация), Российская ассоциация рекламодателей, Российская ассоциация рекламных агентств (РАРА) и Национальная ассоциация телерадиовещателей подписали соглашение о создании «Медиа Комитета». Это — «некоммерческое партнерство», т. е. организация, которая не имеет своей главной целью извлечение прибыли.
12 июля 2001 г. НП «Медиа Комитет» было зарегистрировано Московской регистрационной палатой. К тому времени из состава учредителей из-за несогласия по отдельным пунктам выбыла ассоциация рекламодателей. Через два месяца,
13 сентября, состоялось общее собрание Партнерства, на котором, в частности, был избран экспертный совет. Эту дату можно назвать точкой отсчета в реальной повседневной деятельности «Медиа Комитета».
— В чем заключаются цели и задачи «Медиа Комитета»?
— Перечислю цели:
• удовлетворять общественные потребности в получении реальной информации по вопросам телевещания;
• развивать стандарты качества на системы измерения телеаудитории и системы фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телевизионных передач, рекламных блоков и роликов;
• проводить профессиональные экспертизы систем измерения аудитории и тем самым защищать права потребителей-пользователей от злоупотреблений;
• добиваться предоставления услуг надлежащего характера.
Соответственно задачами партнерства являются:
• изучение российского и мирового опыта в области систем измерений телеаудитории;
• организация проведения профессиональной экспертизы систем измерения телеаудитории;
• организация проведения профессиональной экспертизы систем фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепередач, рекламных блоков и роликов.
Среди направлений деятельности «Медиа Комитета» — обобщение предложений и требований, которые участники российского телевещания и рекламного рынка предъявляют к системам измерения телеаудитории и расшифровки факта выхода в эфир. Также партнерство намерено организовывать разработку и введение единых требований и стандартов на соответствующие системы.
— Что конкретно предпринял и намерен предпринимать «Медиа Комитет» для достижения своих целей?
— Еще в 1996 г. началась разработка единых стандартов и требований к системам измерения аудитории. И теперь учредители «Медиа Комитета» утвердили в качестве одного из основных приоритетов в деятельности Некоммерческого партнерства доведение этой работы до логического завершения. В данном случае это направление финансируется из внебюджетных фондов МПТР, так как это направление представляет интерес для всей телевизионной индустрии. В принципе же Некоммерческое партнерство существует и реализует свои уставные цели и задачи за счет вступительных и регулярных членских взносов.
Тем не менее, вероятно, это будет промежуточный финиш. Дело в том, что совершенствование стандартов и требований — постоянный непрерывный процесс. Свидетельство тому — опыт, к примеру, Европейского вещательного союза, периодически уточняющего и обнародующего минимальные требования к медиа-исследованиям. Усилия ЕВС в этом направлении понятны, потому что он стремится действовать в рамках единого информационного пространства, и национальные нюансы в измерениях аудитории не должны создавать дополнительных барьеров между странами. Между прочим, ведущие общероссийские теле- и радиокомпании являются членами ЕВС, и уже поэтому необходимо унифицировать стандарты и требования, поднимая их до общеевропейского уровня.
Что касается медиа-измерений и исследований, то непосредственно своими силами и от своего имени проводить их «Медиа Комитет» не будет. Он станет коллективным заказчиком на такого рода работы. В этом, кстати, большое преимущество Некоммерческого партнерства как организационной формы. Во-первых, все члены НП получают возможность участвовать в выборе той фирмы, которой будет доверено осуществление измерений. Затем, во-вторых, участники «Медиа Комитета» совместно определяют стандарты и требования, предъявляемые к медиа-исследованиям и приемлемые для всех учредителей НП. Далее, что тоже важно, объединяются финансовые ресурсы и тем самым достигается экономия денежных средств каждого из членов Партнерства. Раньше отдельно взятая компания оплачивала необходимые ей измерения в полном объеме.
Между тем выбор, так сказать, подрядчиков — дело непростое и довольно длительное. Поэтому наш экспертный совет решил пригласить представителей авторитетной западной фирмы для осуществления профессиональной экспертизы отечественных исследовательских компаний, проводящих измерение аудитории. Но прежде мы задумали организовать своего рода конкурс среди западных фирм. Определили три солидные кандидатуры, разослали им предложения с просьбой ответить, каковы их условия по срокам, по организационным и финансовым вопросам. Как только они предъявят свои условия, экспертный совет и совет Партнерства будут принимать решение. Что это за фирмы, я, разумеется, пока не назову. Отмечу лишь, что ни одна из них профессиональной экспертизы в какой-либо форме в России не осуществляла — таково было принципиальное предварительное условие с нашей стороны, которое избавит «Медиа Комитет» от упреков, что мы привлекли чьих бы то ни было давних партнеров.
— Результаты профессиональной экспертизы, как и данные медиа-измерений и исследований, подлежат оглашению? Окажутся ли они доступными для широкой общественности?
— Сложный вопрос, стратегический, а таковые относятся к компетенции общего собрания Некоммерческого партнерства, проводимого по уставу раз в полгода. Пока решение на сей счет не принято. Общее собрание избирает совет Партнерства — коллегиальный орган управления. Есть еще, как Вы знаете, экспертный совет, собирающийся на свои заседания раз в неделю. Я же — директор НП, который вместе с несколькими сотрудниками везет воз повседневных забот «Медиа Комитета» и одновременно является членом экспертного совета. (Вот я Вам заодно и рассказала структуру «Медиа Комитета»). Но если Вы спросите лично мое мнение, то я сошлюсь на зарубежную практику. Там обычно часть подобных сведений обнародуется, а часть — нет. Тому есть и финансовые причины (все же проведение измерений и экспертиз стоит денег), и правовые, и иные. У нас же юридическая неотрегулированность многих аспектов усугубляет эту ситуацию. Ведь проблема очень тонкая: речь идет о деловой репутации исследовательских фирм и телекомпаний...
— Как стать членом «Медиа Комитета»?
— Решение о приеме в состав учредителей выносит общее собрание Партнерства по представлению совета НП. Причем надо сделать вступительный взнос и затем регулярно платить членские взносы. Как и в случае с проведением профессиональной экспертизы, здесь поблажек ожидать не приходится, все находятся в равных условиях. Пока, помимо первоначальных учредителей, заявок на вступление никто не подавал. Вероятно, люди хотят посмотреть, что получится, какими будут реальные результаты деятельности «Медиа Комитета».
Правда, возобновились контакты с Российской ассоциацией рекламодателей, которая стояла у истоков создания нашей организации, но потом ее не устроил механизм принятия решений. Определенные шаги навстречу Некоммерческому партнерству сделал канал «MTV», который тоже не хочет оказаться в стороне от этого процесса.
Впрочем, для того, чтобы сотрудничать с «Медиа Комитетом», вовсе необязательно становиться его членом. В уставе НП есть специальный пункт, на который мне хотелось обратить особое внимание читателей. Он гласит, что Партнерство намерено привлекать к своей деятельности максимально возможное количество юридических и физических лиц. И работа в этом направлении уже началась. Так, сейчас ведутся переговоры с исследователями аудитории канала «Ren TV». Ими накоплен достаточно интересный опыт, и они охотно идут на контакт с «Медиа Комитетом».
Мы договорились проводить расширенные заседания экспертного совета с приглашением представителей тех компаний, агентств, других организаций, а также различных специалистов, которые проявляют заинтересованность в налаживании информационного обмена и иных форм взаимодействия с Некоммерческим партнерством. Скажем, на одном из заседаний сообщение об основных принципах формирования выборки сделали представители Фонда «Общественное мнение». В другой раз с докладом о возможном применении цифровых технологий для мониторинга эфира (т. е. фиксации факта выхода в эфир того или иного программного продукта) и для развития интерактивных методов в телевидении выступил доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИР М.И. Кривошеев. По его мнению, «Медиа Комитет» мог бы принять участие в работе по установке оборудования цифрового ТВ в экспериментальных панелях с учетом социально-демографических характеристик аудитории. Предложение видного ученого было принято экспертным советом в качестве одного из важных направлений деятельности «Медиа Комитета».

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 год

Обратно

Hosted by uCoz