Комар В.Г.
Сравнительная оценка качества
изображения кинопленочной и
электронной систем кинематографа
(сокращенный
вариант)
В мае 2001 г. в США на семинаре SMPTE
прошло сравнительное испытание
современных систем 35-мм
кинопленочного и электронного
кинематографа. Качество
изображения на экране оценивали
участники семинара. Полнометражная
кинокартина Space Cowboys снята в двух
вариантах: кинопленочном и
электронном. Для создания лучших
условий сравнения фильм
демонстрировался с чередованием
систем через ролик. Кроме того, были
показаны в двух вариантах
фрагменты других кинокартин и
клипы.
При испытаниях использовалась
современная цифровая аппаратура
системы телевидения высокой
четкости (ТВЧ): видеокамеры HD
формата 24р, видеомагнитофон фирмы
Panasonic AJ HD3700, видеопроектор фирмы
Christy типа DLP digital cinema Mark V, 35-мм
кинопроектор фирмы Kinoton c
осветителем фирмы Simplex, экран Stewart
UltraMatte (15,5 x 7,3 м, коэффициент яркости
1,3).
Визуальная оценка производилась по
балльной шкале: отлично, хорошо,
удовлетворительно, плохо. Отдельно
оценивались цветовой баланс,
контраст, яркость, резкость.
Кроме того, участники семинара
ответили на вопросы о том, какая из
двух систем наилучшая.
Более высокие оценки качества
изображения получила 35-мм
кинопленочная система. Но это
различие небольшое.
Потому проведенное экспертами SMPTE
весной 2001 г. сравнение подтвердило
мнение большей части специалистов
о том, что современные системы
электронного кинематографа по
качеству изображения практически
находятся на уровне 35-мм
кинопленочного кинематографа.
Кинопленочные и электронные
системы кинематографа часто
сравнивают как теоретически, так и
экспериментально со смешанными
или, как их еще называют,
промежуточными
кинематографическими системами
(Intermediate cinema imaging systems). Эти сравнения
показали, что промежуточные
системы, в которых основные
последовательные звенья
кинематографического процесса
являются кинопленочными или
электронными, заметно уступали в
отношении качества изображения и
35-мм кинопленочным, и электронным
системам.
Во время сравнительных испытаний
использовались цифровые
видеокамеры ТВЧ с прогрессивной
разверткой в формате 24р с новейшими
объективами постоянного фокусного
расстояния фирм Canon, Fuji, Panasonic.
Применялись также две видеокамеры
ТВЧ с прогрессивной и
чересстрочной разверткой в
форматах 30р и 30i. Изображения были
кашетированы до
кинематографического формата
кадра 1,85:1.
Параллельные съемки проводились на
цветных негативных кинопленках Kodak
Vision 500T5279 и 200T274. Снимали камерой ARRI
на полный кадр 35- мм кинопленки (от
перфорации до перфорации, как в
системе Супер-35). Изображение
сканировалось с помощью сканера
фирмы Cineon Genesis с номинальным
разрешением 4096 пикселов по строке
при 2214 строках в кадре. В каждом
канале красной, зеленой и синей
составляющих цвета использовалось
кодирование 10 бит (1024 уровня).
Качество изображения оценивалось
по резкости изображения на выходе
сканера в сравнении с резкостью
изображения на выходе видеокамеры
и по разрешающей способности,
определяемой предельным
разрешением (Limiting Resolution),
соответствующим значению функции
передачи контраста равным 0,05. На
рис. 1 изображены функции передачи
модуляции для указанных систем.
Интересно, что более значительный
подъем частотно-контрастной
характеристики для электронной
системы с камерами ТВЧ, в отличие от
промежуточной кинематографической
системы, привел бы к недопустимому
увеличению помех дискретизации
(alias), которые в данном случае (рис. 1)
уже достигали 200%, вместо 14% у
промежуточной системы (в единицах
Alias ISO 12233).
Рис. 1. Частотная
характеристика первичного звена
системы
электронного кинематографа,
состоящей из
цифровой видеокамеры, и частотная
характеристика
первичного звена промежуточной
кинематографической системы,
состоящей из кинокамеры,
негативной кинопленки и сканера
Кривые на рис. 1 показывают, что
разрешающая способность
промежуточной системы достигает 1800
пикселов, а в электронной системе —
только 770 пикселов.
Значения разрешения, определяющего
резкость изображения
пропорционально площади,
заключенной между осями координат
и частотно-контрастной
характеристикой согласно рис. 1,
составляют для промежуточной
кинематографической системы 1050
пикселов, а для электронной — 650
пикселов.
Во время сравнительных испытаний
двух систем установлено также, что
глубина резкости снимаемой сцены у
промежуточной кинематографической
системы лучше, чем у электронной.
Этот показатель оценивался при
едва заметном изменении резкости
изображения с изменением
расстояния от камеры до объекта (JND
— just noticeable differences). Полученный
результат обусловлен более высоким
разрешением промежуточной системы
по сравнению с электронной.
Специалисты Kodak на основе своих
испытаний пришли к выводу, что
промежуточная система имеет
преимущество перед электронной
системой в отношении динамического
экспозиционного диапазона.
Диапазон изменения яркости
отдельных частей объектов достигал
очень большой величины LgE»7.
При этом отсутствовала правильная
передача контраста и цвета, которая
обеспечивается видео- и
кинопленочными камерами лишь в
динамическом диапазоне в пределах
LgE»3. Изображения
бликов на полированных
металлических участках и контурах,
на белых частях объекта в
электронной системе оказались
заметно хуже, чем в промежуточной.
Это, видимо, связано с тем, что
видеокамера в режиме чрезмерно
большой экспозиции дает искажения
более значительные, чем
кинопленочная камера.
В пределах же обычного диапазона
яркостей сцены (LgE»3)
промежуточная кинематографическая
и электронная системы оказываются
практически равноценными.
Экспозиционная широта современных
видеокамер ТВЧ практически такая
же, как и у лучших негативных
кинопленок (рис. 2, 3).
Рис. 2.
Сенситометрические
характеристики цветной |
Рис.3.
Сенситометрические
характеристики |
Данные сравнительных испытаний
промежуточной и электронной систем
кинематографа подтверждают ранее
сделанный вывод о том, что в целом
качество изображения в современной
системе электронного цифрового
кинематографа практически мало
отличается от 35-мм кинопленочного
кинематографа и от промежуточной
системы кинематографа.
Как быстро будет развиваться
электронный кинематограф, будет
зависеть от экономических
факторов. Экономические
преимущества электронного
кинематографа перед кинопленочным
доказаны практикой при
производстве кинокартин, их
копировании и прокате.
Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 г.