Обратно

Странички теории компьютерной графикии анимации

Два полюса компьютерной картины мира: обитаемый мир и необитаемый
(сокращенный вариант)

Образы необитаемого, неприспособленного для жизни мира обычно вызывают отторжение. Они для нас неэкологичны. Образы обитаемого мира привлекают, в этом смысле они экологичны и, соответственно, предпочтительны для использования. Проведем сравнение компьютерных образов по критерию их экологичности.

Наличие предметного мира. На Земле человека окружают определенные предметы и объекты. Лимитированность предметности, ее скудость и даже предметный «вакуум» являются неэкологичными. Это к асается и детальной проработки кадра: неэкологична «пустая» плоскость или поверхность, моделирующая опорную плоскость. Она нуждается в «утеплении» разнообразными деталями: камнями, песком, травой, деревьями, возвышенностями и оврагами и т.д. Без всего этого поверхность воспринимается как мертвая.

Масса. Мы всегда делаем бессознательное умозаключение о массе предметности вокруг нас: это — тяжелое, но подъемное, это — легкое, и т. п. При этом мы часто исходим из собственного опыта. Если объект движется, то определяющим является характер его движения: динамика движения должна задавать его инерционные свойства, косвенно свидетельствующие о массе.
Если предмет не движется, то решающим фактором для суждения о его массе обычно является узнаваемость материала, из которого он состоит. Поэтому образы статичных объектов с неопределенной текстурой поверхности являются неэкологичными.
Встроенность. Земной мир как среда обитания подобен яйцу: более мелкие элементы содержатся в более крупных. Листья вложены в ветки, ветки — в ствол, ствол — в почву, почва — в склон горы, и т. д. Нарушение принципа встроенности или взаимовложенности создает дискомфортную, неэкологичную образность.
Например, вызывает дискомфорт планета, показанная без окутывающей ее атмосферы. Дискомфортно пламя свечи без окаймляющего ее светового ореола, пламя костра без дыма.
Полимодальность. Обычное восприятие полимодально. Земные события можно слышать, на предметы можно смотреть. Так возникает полная картина мира. Всегда следует учитывать помещенность действия в акустическую среду. Беззвучные шаги, шевеление губами без слов, хлопанье в ладоши без синхронного звука хлопка, и т. п. вряд ли вызовут комфортные ощущения.
Непосредственность восприятия. Окружающая среда воспринимается нами непосредственно. Поэтому следует по возможности избегать опосредованных форм, таких как введение письменных текстов, схем, карт, диаграмм, графики, рисунков, живописи, черно-белых фотографий, театрализованной речи и т. д.
Опыт использования компьютерных образов в 1990-е гг. показывает явное тяготение к Photorealistic Rendering, к трехмерности как естественной модели окружающей среды. Следует ожидать, что именно подобного рода эстетика будет прежде всего использоваться в рекламе и коммерческой продукции и далее.

Представим себе, что глаз оператора
движется вместе с камерой!

Акцентация неизменности. В целом для человека неизменность его окружения (скалы, песок, земля, лес, русло реки, берег моря, стабильность линии горизонта и неба над головой, медленное перемещение облаков, и т. д.) имеет принципиальное значение, обеспечивая стабильность психики.
Следует всегда помнить об этом, моделируя кадры, где много динамики, движущихся объектов, тел, плоскостей, поверхностей. В любом кадре должна в явном или скрытом виде находиться «точка стабильности» или «точка неизменности», относительно которой зритель наблюдает все остальные типы движения.
Неидеальность движения объектов. В земном мире не существует идеально упругих тел, траектории искривляются, скорости и замедления зачастую непредсказуемы и далеки от регулярности. Нормальное, естественное движение в этом смысле «дефектно». Нет ничего более мертвенного и неэкологичного, чем простое и незамысловатое использование регулярного движения тела с постоянной скоростью, постоянным ускорением или замедлением.
Поверхности, а не тела в пространстве. Земной мир в основном образуют поверхности, а не тела в пространсве. Следует помнить об этом там, где моделируется «теплая» жизненная среда. И наоборот, картины открытого космоса немыслимы без демонстрации тел (прежде всего планетарных), взвешенных среди звезд.
Наблюдатель + Среда. Демонстрация среды обитания всегда подразумевает наличие самого наблюдателя. У зрителя всегда должно быть ощущение, что не мертвый механизм, автомат или робот фиксирует то, что мы видим на экране, а живой человеческий глаз, то есть так называемая «субъективная камера». За наблюдающим глазом «виртуальной камеры» должен ощущаться человек с присущими ему типами и скоростями движения.
Среда обитания всегда включает в себя и самого наблюдателя. Только тогда отвлеченное пространство превращается в среду обитания, в экологическую нишу, «утепленную», скажем, теми типами движения (присваиваемыми «виртуальной камере»), которые присущи обитателям данного мира. Глубочайшее заблуждение связано с тем, что «виртуальная камера» может двигаться как угодно, по любой траектории, с любой скоростью.
Принцип возможностей, заложенных в объекты. Человек реализует себя в окружающем мире через поведение. Мир, который не содержит возможностей для нашей реализации, не интересен для нас, мертв для нашего восприятия.
С этой точки зрения, мы воспринимаем не качества и свойства объектов, а возможности, которые они несут в себе для нас. Можно сказать, что возможности в данном случае — это свойства вещей, соотнесенные с наблюдателем. «Физика может обойтись без значений, а экология — нет», — говорит Дж. Гибсон. Проще говоря, для всех образов, показываемых в кадре, должен быть ясен ответ на вопрос «для чего они?», «зачем они?».
«Мир без значений» обычно воспринимается в негативных тонах, как угрожающий. Психологи говорят, что в такой ситуации исчезают автоматизмы восприятия, специфичные для земных условий, и окружение начинает восприниматься достаточно отвлеченно, вне земной экологии.
Неоднородность среды. Точки компьютерного пространства, как мы знаем, лишены уникальности и идентичны друг другу. Легче всего здесь моделируется однородная среда. Однако реальные среды неоднородны. Поэтому введение неоднородности, нерегулярности при моделировании сред едва ли не всегда улучшает их восприятие.
Чистота среды. Легче всего на компьютере моделируются чистые, идеальные среды, что связано с использованием законов физической и геометрической оптики, с идеальным преломлением и отражением света, вне возмущений и искажений. Такие среды обычно воспринимаются как искусственные, ненатуральные и потому — неэкологичные.

Более лояльный подход к съемке с точки зрения
экологии зрительного восприятия

Нерегулярность фактур. Окружающий нас мир состоит не из призрачных, бесцветных поверхностей неопределенной текстуры и материала, а из грязи и песка, дерева и металла, шерсти и перьев, кожи и тканей. Реальная фактура вещи — это следы жизненного прибоя, отметины и отпечатки пережитого этой вещью, этим существом. Реальная фактура помещает образ в жизненный поток. Компьютерные вещи «с иголочки» лишены этого и потому неэкологичны.
Свет и тень. Тень «вклеивает» образ в окружение. Без тени образ воспринимается ненастоящим. Точно также световые блики, отблески на поверхности, рефлексы придают вещи жизненность и привлекательность.
События. Зрительным событием для нас являются: срезание, преобразование, аннулирование, замещение, деформация, приближение/удаление, постепенное изъятие / добавление элементов видимой картины мира. Именно эти преобразования вводят электронные спецэффекты и основные фигуры киноязыка (панорамы, тревелинги, наезды/отъезды камеры.
Понятно, что одни образы — неэкологичные — условно говоря, «подмораживают» наше восприятие, а другие — экологичные — наоборот, его «подогревают».

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2002 г.

Обратно

Hosted by uCoz