В оглавление свежего номера

Обратно

Аудиовидеообозрение

ОСНАЩЕНИЕ АРХИВОВ, СТУДИЙ И ТЕЛЕРАДИОЦЕНТРОВ

“Связь-Экспокомм 2003”
Центральными событиями этой выставки, проходившей в “Экспоцентре” на Красной Пресне, стали два:
– Вторая международная конференция “Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу”;
– демонстрация новых технологий на объединённом стенде группы компаний “Система Телеком”.

I. Конференцию открыл доклад об итогах и перспективах реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия”, с которым выступил министр РФ по связи и информатизации Л. Д. Рейман. Если рассматривать этот доклад в контексте непосредственной тематики нашего журнала, то можно с удовлетворением отметить, что он очень обнадёживает. Во всяком случае мы увидели там ответы на все основные вопросы, поставленные год назад в статье “Кабельное телевидение и вступление в ВТО” (“ТКТ” № 8 за 2002 г.). То есть, включившись в ФЦП “Электронная Россия”, наши предприятия кабельного телевидения теперь имеют все шансы внедрить самые современные технологии вещания по главной позиции бизнеса — получению прибыли как результата. Речь идёт о перспективе оказывать населению через сети кабельного ТВ услуги, за которые люди реально готовы платить деньги, достаточные для окупаемости технологического переоснащения телевидения. Модные же идеи получить более-менее серьёзные деньги, предоставляя населению лишь “видео-по-заказу”, уже опровергнуты историческим опытом нашей страны: в начале 90-х годов, когда разразился страшный экономический кризис, полностью умерли многочисленные системы шифрации кабельных ТВ-каналов — населению нечем стало платить и ему пришлось довольствоваться “бесплатным” эфирно-кабельным телевидением, живущим за счет рекламы. Аналогичный экономический кризис сегодня предсказывается экспертами в связи с предстоящими катаклизмами на сырьевом рынке.

Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Рейман

Какого же рода услуги получит население (а то, что ФЦП реализуется именно ради населения, министр связи подчеркнул, сказав, что программа будет работать лишь в случае, если её пользователи составят не менее 10% от численности населения, чего следует ожидать уже в 2004 г.)? Это стало ясно из докладов как самого министра, так и других выступающих — как правило, руководящих работников. Это и телемедицина, и образование, и доступ к деловой и юридической информации, и многое другое. Одна из уже реализованных услуг (ну, правда, здесь государство заботилось не только о населении, но и о себе) — это возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. Но и это неплохо, если учесть размеры очередей, которые порой приходится отстаивать в налоговых органах. Граждане как раз охотно заплатят за право и возможность получить или сдать тот или иной документ или справку по кабельной сети, а не после отсидки в душных коридорах и преподнесения “благодарности” очередному бюрократу (муниципальному, медицинскому, судейскому и т. п.). Программа действительно очень привлекательна, и не только для граждан, но и для инвесторов: как сказал
Ю. И. Припачкин, генеральный директор ОАО “Электронная Москва”, солидный бюджет этой столичной программы на 2/3 состоит из инвестиционных денег, и лишь на треть из городских. Тем не менее, если мы не почувствуем результатов программы, будет закономерен вопрос: куда делись эти миллионы из московского бюджета?
В своём докладе, рассказывая о ФЦП “Электронная Россия”, Л. Д. Рейман упомянул ВГТРК. В этой связи мы посетили состоявшуюся в рамках выставки пресс-конференцию компании Cisco Systems, оборудование которой было принято для технического переоснащения ВГТРК. Создание в мае 1998 г. Единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации — ЕПТК ЭСМИ (Указ Президента России № 511 от 08.05.98 г.) послужило началом современного этапа в развитии ВГТРК и способствовало укреплению единого информационного пространства России. В состав новой структуры вошли государственные телерадиокомпании всех субъектов Федерации, предприятия связи, обеспечивающие телерадиовещание (в 2001 г. переданы в состав РТРС), информационное агентство РИА “Новости” (“Вести”), радиостанции “Маяк”, “Орфей” и др.
Значительные объёмы информационно-технологического трафика в масштабе ВГТРК послужили импульсом для создания единой информационной инфраструктуры, необходимой для обеспечения эффективной деятельности как компании в целом, так и её отдельных структурных подразделений. По этой причине была спроектирована и внедрена корпоративная информационная сеть ВГТРК, охватывающая все основные подразделения компании и её городские филиалы.

Устройство ONS 15302 производства Cisco Systems позволяет подключить
к головному офису несколько небольших филиалов, выделив для каждого
отделения гарантированную полосу пропускания; полоса пропускания
на каждом отдельном порту может наращиваться с шагом 2 Мбит/с
до максимального значения в 100 Мбит/с

КЛВС ВГТРК является единой инфраструктурой для всех приложений и телекоммуникационных сервисов, построенной с использованием технологий обеспечения высокой доступности, высокоскоростной передачи данных, качества обслуживания, надёжности и эффективного управления. КЛВС ВГТРК является сетевой средой с единой системой управления для всех подразделений компании. В КЛВС реализована связь с удалёнными ЛВС в пределах г. Москвы, для них обеспечен централизованный доступ в Интернет, осуществляется работа общих бизнес-приложений (таких как “отдел кадров”, “общая бухгалтерия”, “административное управление”). Топология сети имеет сегментную схему построения ЛВС, которая позволяет совместить преимущества распределённых вычислительных сетей и сети с вырожденным ядром (collapsed backbone).
Логическая структура сети построена с учетом структуры ВГТРК и содержит в своём составе офисные и технологические сегменты, объединяющие ресурсы и пользователей соответственно с административно-хозяйственными и технологическими функциями (прямой эфир и другие критичные приложения). Администратор сети определяет распределение сетевых ресурсов и персонификацию пользователей, создание и маршрутизацию виртуальных частных сетей (WLAN), ведение политики доступа и секретности, назначение прав и приоритетов, а также предоставляет доступ к общим сетевым ресурсам (Интернет, серверы общих приложений и баз данных и т. п.).
Для обеспечения режима полного резервирования центрального узла в состав Главного центра коммутации входят два опорных модульных коммутатора (Catalyst), соединённых с периферийными распределительными пунктами. Один из центральных коммутаторов используется для подключения удалённых городских филиалов. Периферийные коммутаторы используются для подключения пользователей на этажах и в технологических центрах и соединяются с опорными центральными коммутаторами оптоволоконной линией Gigabit Ethernet.
В составе сети ВГТРК используются коммутаторы Catalyst 6509/6513 компании Cisco Systems, поддерживающие передовые технологии коммутации (Layer 3–7) и обладающие всеми существующими средствами создания, динамической модернизации и маршрутизации виртуальных частных сетей. Надёжность сети достигается использованием возможностей внутренней архитектуры семейства коммутаторов Catalyst 6500. Кроме того, сетевое решение обеспечивает полное отказоустойчивое подключение серверов/выделенных станций, а также соединение между самими коммутаторами по технологии Fast/Gigabit EtherChannel, позволяя создавать физические каналы связи с использованием различных интерфейсных модулей и сред передачи, обеспечивая отказоустойчивость любого подключения.
Подобное объединение информационных ресурсов телерадиокомпаний — процесс, вызванный жизненной необходимостью. В данном примере это объединение состоялось в рамках ВГТРК, но можно назвать и другие основания. В частности, на конференции выступил вице-губернатор Ярославской области С. А. Буров с докладом на тему региональных аспектов реализации ФЦП “Электронная Россия” и рассказал, как в созданной ими информационной среде анализируются материалы печатных и электронных СМИ с целью использования их в интересах региона. Это, кстати, отвечает и интересам самих журналистов, заставляя их более ответственно подходить к своей работе, понимая, что допущенное в публикациях и телерадиопередачах искажение действительности будет обнаружено электронными средствами анализа (“ТКТ” ранее рассказывал о таких системах). Не секрет, что отдельные редакции с неохотой относятся к исполнению закона РФ “Об обязательном экземпляре документов” (изменённого и дополненного в начале 2002 г.) именно в надежде, что допускаемый ими субъективизм в материалах не будет замечен на других уровнях. Между тем СМИ должны объективно отражать жизнь и потребности общества — с тем, чтобы пресса, как “Четвёртая власть” стала органическим компонентом “электронного правительства”, о котором также говорилось на конференции (даже был распространён информационный бюллетень об “электронных правительствах”). Создание эффективной системы правового регулирования — это III этап реализации ФЦП “Электронная Россия”. Правовое регулирование — это “ахиллесова пята” нашей страны (и СМИ вместе с ней), и поэтому третий этап реализации программы (2005–2010 гг.) будет самым важным.

II. То, о чем говорилось на конференции “Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу”, одновременно получало практическое подтверждение на объединённом стенде группы компаний “Система Телеком”. Для нас, как для телевизионно-кинематографического журнала, наибольший интерес на этом стенде представил проведённый в реальном времени в течение часа сеанс видеоконференцсвязи с Каннским кинофестивалем. Это стало в определённом смысле вершиной достижений компаний, входящих в “Систему Телеком”.
Услуги “Системы Телеком» сфокусированы на трёх стратегических направлениях — мобильной связи, фиксированной телефонии, Интернет и передаче данных. И на каждом из этих направлений сегодня используются видеосигналы. Причем, технологически это использование во многом отработано и на первый план начинают выходить организационно-экономические вопросы, в числе которых главные — об инвесторах и заказчиках. Например, “ТКТ” уже неоднократно говорил о возможности такого заказа, как оснащение тележурналистов средствами мобильной видеосвязи посредством сотовой телефонии. Мобильные видеотехнологии нашли бы очень интересное применение в рамках телевизионного сообщества.
Однако есть и более широкое применение, и оно также было представлено на стенде “Системы Телеком”. Компании “МТУ-Интел” и “РБК” объявили о начале совместного проекта по предоставлению интерактивного телевидения корпоративным клиентам, подключенным к Интернет по технологии ADSL. В рамках проекта в июне должно начаться вещание по сетям “Точки Ру” телевизионного бизнес-канала “РБК-ТВ”, в том числе предоставление корпоративным клиентам бизнес-материалов канала в режиме “видео-по-запросу”. В целях этой услуги каталог бизнес-материалов будет содержать специальные информационно-аналитические программы, транслировавшиеся не в полном объёме на канале “РБК-ТВ”. Клиенты смогут в удобное для себя время познакомиться с подборкой отраслевых новостей, обзорами законодательства, репортажами с выставок и конференций и т. д. По данным маркетингового исследования, проведённого “МТУ-Интел” среди своих клиентов, более 40% абонентов проявили интерес к этой услуге. Объявлено, что распространение канала “РБК-ТВ” будет осуществляться через “Мостелеком” (1,5 млн абонентов), “Комкор-ТВ” в центральных районах Москвы (370 тыс. аб.), “НТВ+” (до 1,4 млн аб.), “Космос-ТВ” (100 тыс. аб.), “Divo-TV” (50 тыс. аб.), через региональные дециметровые, метровые и кабельные сети в Санкт-Петербурге и городах-миллионниках.
Показательно, что в рамках программы мероприятий на стенде “Системы Телеком” большое внимание было уделено вопросам организации интерактивной видеосвязи и характеристик её контента. Состоялись доклады “Организация мультимедийного вещания в широкополосных IP-сетях” (на основе зарубежного опыта), “Телевидение как интерактивный сервис”, “Телевидение и Интернет — проблемы интеграции”, “О принципах измерения аудитории сетевого интерактивного телевидения”. Слово “сервис”, как оно прозвучало в докладах, имеет особенный смысл. Если телевидение сначала позиционировалось как искусство, то позднее его стали определять как “продукт”, а вот теперь оно — сервис, при-чем применительно к интерактивным технологиям оно, подобно интернет-сайтам, подразделяется на сервисы “экспозиционный” и “коммуникационный”.
Упомянутый уже сеанс видеоконференцсвязи с Каннским кинофестивалем — пример того, насколько еще нуждается в шлифовке организация данной процедуры. То есть с технической точки зрения практически никаких претензий нет: сеанс был организован компанией “Телмос”, специализирующейся в проведении видеоконференцсвязи на базе технологии ISDN. Важно, что “Телмос” предлагает широкий спектр периферийного оборудования при оказании услуг видеоконференцсвязи — в том числе, мультимедийный проектор, с которого можно демонстрировать сеанс на большой экран. Достоинство такой услуги многие оценили, понаблюдав, как с большого экрана из Лондона Березовский очень эффектно руководит через видеоконференцсвязь своими здешними сподвижниками. По сути, Березовский задал своеобразную планку стандарта ви-джея, до которой дотягивают не все ведущие видеоконференцсеансов — до неё не дотягивал и ведущий репортажа из Канн, несмотря на то, что до этого имел некоторый опыт выступлений по телевизору.

Стенд “Система Телеком” — традиционный
на ежегодных выставках “Связь-Экспокомм”

То есть этот сеанс обнаружил минимум два момента, над которыми надо поработать, если задаться целью ставить интерактивную видеосвязь на индустриальную основу: особую школу виджеев и размер экрана. В данном случае, в силу “полевых” условий работы стенда “Системы Телеком”, применялась плазменная панель, и её размеров было не вполне достаточно, плюс она давала сильные блики от множества окружающих светильников. Между тем качество изображения (и это надо подчеркнуть) было достаточно высоким, чтобы “развернуть” его посредством мощного видеопроектора, имеющего к тому же в отличие от данной плазменнной панели специальные функции улучшения картинки. В то же время, нет худа без добра: эта плазма выявила реальное качество, которое производило довольно приятное впечатление — примерно, как копия, сделанная на VHS. Но копии разные: ведущего “с той стороны” веб-камера невзлюбила и он выглядел порой как 101-я копия, а движения его передавались иногда чересчур прерывисто (это относится и к звуку, и если бы ведущий вёл себя профессиональнее — не совершая резких движений, аккуратнее работая с микрофоном и т. п. — он выглядел бы гораздо выигрышнее). А вот видеорепортажи из фестивальной жизни, кадры из нового к/ф “Фанфан-тюльпан”, интервью с кинозвёздами — всё это имело гораздо более натуральные цвета, движения также были естественными и плавными: практически это была телевизионная картинка. Но, очевидно, эта разница объясняется тем, что под фестивальные кадры отводилась полная полоса пропускания, а диалог с ведущим был двусторонним (с нашей стороны его через веб-камеру и микрофон вела сотрудница агентства PRP Group Оксана Критикова) и полосу пришлось поделить. Ну, естественно, демонстрировались и другие преимущества интерактивной видеосвязи, как-то “картинка-в-картинке”.
Для того, чтобы видеоизображения, транслируемые по сетям передачи данных, достигали всё более и более высокого качества, необходимы экономические модели, базирующиеся на реальном потребительском спросе. Практика показывает, что такие экономические модели достаточно универсальны, чтобы, будучи отработанными на одном применении, подходили и к другим, смежным применениям. Одна из таких моделей была на выставке предложена компанией “Московская городская телефонная сеть” — интерактивные Web-таксофоны.
По предварительным экспертным оценкам в Москве можно разместить порядка 1000 Web-таксофонов. Конфигурация сети выглядит так:
– таксофонная часть, в которую входят управление коммерческой и аварийной статистикой, сбор счетчиков по регистрам звонков и пр., реализуется традиционным путём через существующий центр управления таксофонами SETM-QP;
– индивидуальное управление Web-таксофонами, куда относится загрузка браузеров, баннеров, активных видеороликов, директорий сервисов и сервисов помощи, реализуется через CONTENT-сервер, который может быть размещен у подрядной организации, специализирующейся на Web-дизайне или Web-рекламе.
В 2003 г. МГТС планирует установить в Москве опытную партию из 60 Web-таксофонов. Учитывая опыт европейских операторов и их осторожность в расширении подобных сетей (каждый таксофон или группа таксофонов требуют индивидуального управления в части поддержки Web-содержания — т. н. “сайт-менеджмент”), на опытной партии будет изучен спрос на размещение рекламы, отработано взаимодействие с рекламными агентствами и клиентами, а также оптимальное размещение Web-таксофонов в целях достижения максимального трафика и эффективной продажи рекламы.
Интерактивный Web-таксофон — это устройство, состоящее из таксофонного аппарата с микротелефонной трубкой и телефонной клавиатурой, картоприёмного устройства, защищенного ЖК-монитора с люминесцентной подсветкой, процессора, жесткого диска, ADSL-модема, вандалоустойчивой компьютерной клавиатуры и ручного манипулятора “трекболл” (при необходимости может быть оснащен узким принтером и цифровой видеокамерой). Средством оплаты будет телефонная карта, выпускаемая МГТС для телефонов, и кредитные карты. Имеются несколько моделей Web-таксофонов: базовая модель с монитором 11,2 дюйма, а также есть разработка Web-таксофона в корпусе находящегося в эксплуатации таксофона TPM-PC/S (монитор 9 дюймов). Корпуса выполнены в антивандальном исполнении, экран защищен ударопрочным поликарбонатным стеклом. Web-таксофоны работают при положительных или незначительно низких температурах.

Web-таксофон, позволяющий осуществлять приём
видеоизображений и, при необходимости, их передачу

Наибольшую часть доходов приносит реклама — при грамотной организации.
Размещены Web-таксофоны будут в местах массового скопления людей — там, где можно обеспечить контроль за состоянием оборудования. Другим направлением коммерческой деятельности ОАО “МГТС” является продажа услуг построенной в 2000–2003 гг. общегородской широкополосной сети передачи данных, делающей доступной для абонентов МГТС высокоскоростной доступ в Интернет, предоставление “видео-по-запросу”, телемедицину и т. д. К настоящему времени сеть передачи данных полностью введена в эксплуатацию и обеспечивает возможность подключения на 98% территории Москвы.
Пример с Web-таксофонами говорит о том, что работа с видеосигналами становится для телекоммуникационных компаний показателем уровня их возможностей. Для компании “МТС” таким показателем стали эксперименты на тестовой сети UMTS в рамках программы по созданию сетей третьего поколения связи 3G. “МТС”, с одной стороны, анализирует опыт зарубежного применения 3G, а с другой — готовится к тому, что, возможно, уже в этом году будут выдаваться лицензии на работу с 3G, причем, как сказал президент ОАО “МТС” М. А. Смирнов, стоимость этих лицензий у нас должна быть на порядки ниже, чем в Европе.
Компания “МТУ-Информ” более трёх лет сотрудничает с инвесторами и застройщиками в предоставлении услуг кабельного ТВ в жилых и офисных зданиях, коттеджных посёлках, гостиницах и бизнес-центрах. Отличительная особенность используемой компанией технологии — возможность организовать для клиента приём эфирных и спутниковых каналов, не прибегая к установке антенн и приёмного оборудования на крыше здания, в офисе или в квартире. При этом полный пакет спутниковых каналов на всех телевизорах в помещении осуществляется без установки дополнительного оборудования (т. е. без приобретения отдельного set-top-box на каждый телевизор). Компания предоставляет услуги по трансляции в цифровом и аналоговом виде всех общероссийских и городских, а также более 40 зарубежных телеканалов.
Компания “Комстар” в 2003 г. приступила к строительству пакетной транспортной сети, предназначенной для предоставления услуг передачи данных и голосовых сервисов следующего поколения, получившей рабочее название Comstar NGN. На базе этой сети клиентам предлагаются универсальные решения по организации связи территориально удалённых филиалов при обеспечении высокоскоростного доступа к видеосерверам Comstar NGN. Сеть обеспечивает не только новый уровень качества, но и высокую производительность, определяемую скоростями передачи от
100 Мбит/с до 1 Гбит/с.
Технологии становятся всё более удобными в пользовании. Например, ряд ТВ-каналов практикуют интерактивное продолжение и расширение ТВ-контента на своих Web-порталах. Наличие ADSL-доступа позволяет зрителю-пользователю смотреть одну и ту же программу как в режиме ТВ-просмотра, так и в интерактивном режиме на Web-портале телеканала. Доступ на основе ADSL считается очень перспективным: так, по оценке исследовательской компании Yankee Group, вплоть до 2006 г. объём рынка широкополосного доступа в Западной Европе будет ежегодно расти в среднем на 68% и превысит через три года $18 млрд, из которых $16 млрд придётся на долю DSL-технологий.

Технологические преимущества аппаратной платформы Intel легли в основу создания Joint Technology Centre of Innovative Solutions for the Enterprise — Совместного технологического центра по инновационным решениям уровня предприятий. Об открытии этого центра, созданного при содействии корпораций Intel, Hewlett-Packard и Oracle, объявила компания “ФОРС”.
Сразу надо сказать о том, какое отношение это событие имеет к проблемам нашей отрасли — кино и телевидению, а точнее сказать, к той её части, которая являет собой видеоархивы. Две компании, причастные к реализации данного проекта, уже упоминались на страницах “ТКТ”: в № 2 за 2000 г. рассказывалось о представленной компанией “ФОРС” системе поиска по содержимому изображения, поддерживаемой картриджем Oracle VIR. Картридж, базируясь на таких внутренних визуальных атрибутах изображений, как цвет, структура и текстура, эмулировал процесс, посредством которого люди воспринимают сходство между изображениями. Для этого картридж устанавливал основные характеристики изображений и обеспечивал управление теми из них, которые являются основными при вынесении решения о соответствии. В процессе сопоставления пользователь назначает каждому визуальному атрибуту меру значимости (вес), а затем пакет Oracle interMedia вычисляет меру сходства между двумя изображениями для каждого атрибута. Таким образом, возможны различные варианты поиска изображений, в той или иной степени похожих на заданное, — то есть идёт процесс автоматического поиска, характерный для цифровых медиаархивов.
Однако работники нашей отрасли знают, что ни эта система, ни аналогичные не нашли сколь-нибудь заметного применения в кинематографе, телевидении и архивной сфере — если, конечно, не иметь в виду видеоархивы специального назначения, где, впрочем, внедрение подобных систем тоже сопряжено с громадными трудностями. Сейчас, когда по прошествии лет ситуацию удалось проанализировать, уже можно определённо сказать, что причина слабого продвижения в нашей стране интеллектуальных медиаархивов крылась в отсутствии создающихся лишь в последнее время т. н. “центров компетенции”, к которым относится и вышеупомянутый JTC.
То есть, если у архивистов возникала идея о цифровизации и интеллектуализации своего хранилища, эта идея так и оставалась благим пожеланием. Потому что для дальнейшего её движения к стадии внедрения негде было получить заключение об оптимальности выбранной технологической концепции и негде было заранее протестировать решение под нагрузкой (например, скорость и надёжность обслуживания одновременно большого количества пользователей). Не говоря уже, что некому было оказать содействие в установке и запуске системы, поскольку соответствующие методики — это прерогатива Центров компетенции, а не разрозненных компаний, загруженных текущей работой. Теперь же по многим вопросам можно обратиться в JTC — в том числе и по архивным, учитывая, что для демонстрации там установлена система “ЭЛАД” («Электронный архив документов”). Более того: для архивистов у компании “ФОРС” подготовлен и такой инструмент, как Data Mining (“Средство извлечения знаний”), помогающий обнаружить в хранимых данных неявные закономерности и сформировать новые идеи. В основе анализа, осуществляемого этой системой, лежит построение прогнозирующих и дескриптивных моделей по имеющимся массивам информации. Для ТВ-аналитиков, как показали события с каналом “ТВС”, это средство просто жизненно необходимо.

Принципы работы ЭЛАД-ESN — службы обмена информацией.
Поставщики информации через защищенный раздел веб-сайта системы вводят свои новости и классифицируют их по рубрикам. Обновлённая информация периодически рассылается по Сети подписчикам системы, которые отметили в своём профиле заинтересованность в получении новостей по данной тематике. Архив всех новостей хранится на сервере системы, к которому, посредством программ поиска, организован доступ через Интернет.
Электронные новости и другая информация сгруппированы по категориям, содержат заголовок и краткую аннотацию (60–80 слов). Аннотация может содержать ссылки на страницу с более детальной информацией (например, с видеокадрами), расположенную на сервере. Оперативная информация генерируется индивидуально для каждого пользователя на основе выбранных им категорий. Процедура генерации инициируется администратором. Поставщиком информации (“участником”) может стать любой посетитель сайта, желающий предоставлять новости, деловую и научную информацию, и заполнивший форму-запрос. “Подписчиком” становится любой человек, заполнивший регистрационную форму, определив в ней категории и область нужной ему информации. Любой посетитель сайта (“публика”) имеет доступ к просмотру информационного каталога документов, к поиску новостей по заданным критериям и право послать заявку на “участие”.

Какова во всём этом роль технологий Intel? Системы интеллектуальных медиаархивов жизнеспособны только тогда, когда выполняется условие высокой производительности в сочетании с низкой стоимостью владения. Технологии Intel всегда отличались именно этим, давая 30–80%-й выигрыш в сравнении со многими другими. Однако еще несколько лет назад, в силу определённых причин, было сложно встретить корпоративное решение для крупного предприятия на аппаратной платформе Intel. Сейчас эта задача решена благодаря последним достижениям корпорации и её партнёров в области кластеризации, которая позволяет повысить отказоустойчивость корпоративной вычислительной системы и постепенно расширять её по модульному принципу. JTC как раз и станет первым российским технологическим центром, ориентированным на продвижение комплексных решений, создаваемых на основе кластеров с Intel-архитектурой.
Добавим также, что в ближайшее время в JTC планируется провести необходимые работы для начала тестирования систем, основывающихся на технологии Intel Centrino, которая,
как уже говорилось в “ТКТ” № 5 за 2003 г., способна стать основой видео- и телевизионной связи посредством ноутбуков.

ОФИСНЫЕ РЕШЕНИЯ

Случаи применения видеопроекторов (продолжение). После обсчета выборки из 319 проекторов фирмы-производители, преодолевшие 5%-й барьер, распределились в следующем порядке:

Sanyo — 14,73%;
Sony — 10,35%;
Plus — 7,52%;
Mitsubishi — 7,21%;
InFocus и Sharp — по 6,58%;
Hitachi — 5,33%.

Таким образом, по сравнению с предыдущим промежуточным подведением итогов 5%-й барьер удалось преодолеть еще одной фирме, а некоторые другие распределились более равномерно. В этой связи нуждаются в комментарии разночтения между нашим обзором и данными, публикуемыми время от времени в компьютерных изданиях на основе исследований различных аналитических структур (эти разночтения пока минимальны лишь в отношении Sanyo). Помимо причин, указывавшихся ранее, возможны еще несколько. Прежде всего, наш обзор формируется исходя из реальной ситуации, которую мы непосредственно наблюдаем в потребительском секторе, наиболее активной частью которого являются выставки и пресс-конференции, предполагающие мобильные (то есть во многом экстремальные) условия эксплуатации видеопроекторов. Аналитические же (рейтинговые, маркетинговые и т. п.) компании и агентства основываются, по всей видимости, главным образом на предоставляемой им документации. А ведь в документации, как известно, можно, зачастую, написать всё, что угодно. И, скажем, если в документации указано, что отгружена партия телевизоров, то далеко не факт, что это были именно телевизоры.
Далее. Предположим, аналитики пишут, что продано столько-то тысяч проекторов (или другой техники) такой-то фирмы. Но то обстоятельство, что, возможно, более половины этой техники было возвращено по причине неисправностей, нигде не отражается. Между тем не сосчитать примеров того, что самые знаменитые мировые фирмы порой стараются сплавить на российский рынок некачественную технику — что зачастую им удаётся благодаря неквалифицированности и беспринципности довольно большого количества здешних торговцев. Поэтому основная идея нашего обзора — выявить именно наиболее надёжные в эксплуатации модели видеопроекторов. А если какие-то проекторы были хотя и проданы в огромном количестве, но используются покупателем не чаще одного раза в месяц, то вряд ли уместно присваивать им высокий рыночный рейтинг. В условиях перевёрнутой экономики тысячи низкокачественных проекторов, наряду с другим ширпотребом, могут быть куплены в качестве сувениров либо просто чтобы срочно потратить неосвоенные деньги — а потом отправиться на склад и быть списанными.
Вот почему логичной выглядит процедура выбора видеопроектора на основе предлагаемого здесь обзора, в котором во главу угла ставятся надёжность и оптимальность, определяемые частотой применения той или иной модели на различных мероприятиях. Если посмотреть каталоги ведущих российских фирм, продающих видеопроекторы, то видно, что наиболее популярные модели, указываемые в нашем обзоре, держатся на рынке достаточно долго — поэтому при выборе проектора рекомендуется изучить наш обзор с самого начала и обратить внимание на частоту повторения каждой модели, особенно из числа выпускаемых фирмами-производителями, преодолевшими 5%-й барьер. Что касается оптимальной яркости проектора, то “ТКТ” начал публиковать таблицу наиболее практикуемых световых потоков: она была в № 6 за 2003 г. и планируется в ряде последующих выпусков. Читателю остаётся только сопоставить, укладывается ли выбранная модель в нужный диапазон яркостей — ориентиром для этого могут служить публикации в “ТКТ” о презентациях проекционного оборудования: в целом, “ТКТ” описывал модели всего яркостного спектра. После чего нужно связаться с фирмами-продавцами, сведения о которых публикуются в нашем журнале.
Приведём в этой связи пример эффективности размещения рекламы видеопроекторов в “ТКТ”. Из вышеприведённого промежуточного подведения итогов видно, что на этом этапе 5%-й барьер удалось преодолеть проекторам фирмы Hitachi. Из предыдущих обзоров следует, что этот рывок проекторы Hitachi совершили, главным образом, за счет работы на выставках “образовательной” тематики. Здесь есть закономерность. Проекторы Hitachi (как и некоторые другие, преодолевшие 5%-й барьер) широко представлены в ассортименте компании “int”, известной также как “Институт новых технологий образования” и осуществляющей поставки оборудования, в том числе для образовательных учреждений. Свою роль в этой закономерности играет то, что “int” размещает рекламу в нашем журнале, который, как видно из публикаций (например, в этом AVR — статья об образовательной программе Intel), тесно сотрудничает с образовательными проектами.

320. Sanyo PLC XP41: стенд “1С” (“Связь-Экспокомм 2003”, 12-16.05).
321. Compac MP 1600: стенд “GeoImage” (– o –).
322. Sony VPL X600E: стенд “Центр речевых технологий” (– o –).
323. Philips LC 4331: стенд “Мировой футбол” (“Спортклуб-2003”, 21–24.05).
324. Hitachi CP X325: стенд “Daco/Raita” (– o –).
325. Sanyo PLC XW20A: стенд “ЭкоСкан” (– o –).
326. Sanyo PLC XU35: стенд “Ficher” (– o –).
327. EIKI LC XGA971: стенд “Power Plate” (– o –).
328. InFocus LP 340: стенд “ACMI” (“Docflow-2003”, 22.05).
329. Liesegang ddv1111ultra: стенд “IBM” (– o –).
330, 331. Sharp PG M20X: конференц-залы ((– o –), по 150 чел).
332. LG LP XG12: конференц-зал ((– o –), до 150 чел).
333. NEC VT 45: конференц-зал ((– o –), до 150 чел).
334. Sanyo PLC XW20: конференц-зал (– o –).
335. Toshiba TLP T501: пресс-конференция Intel (12.95, до 70 чел).
336. Toshiba TLP S30: стенд “Иннвент” (“SHK Moskow-2003”, 26–29.05).
337. Panasonic PT L6500E: стенд “Korf” (– o –).
338. Plus U2 1110: стенд “Vitoplex” (– o –).
339. NEC VT540: стенд “Wind Co” (– o –).
340. Philips LC 3141: стенд “Technodiamant” (“Wire/Tube/ Metallurgy-2003”, 26–29.05).
341. 3M MP 7750: стенд “Mewag” (– o –).
342. Toshiba TLP T50: стенд “Eder Engineering” (– o –).
343. ASK M3: стенд “EDF” (– o –).
344. Sony VPL CX10: стенд “Goodwin Mashinery” (– o –).
345. NEC VT 560: стенд “Schiemann” (– o –).
346. InFocus LP 630: стенд “Свободный Сокол” (– o –).
347. Canon LV 5300: стенд “Stako” (– o –).
348. Liesegang dv245: стенд “Amiantit” (– o –).
349. Sanyo PLC XW20A: стенд “ЭЗТМ” (– o –).
350. LG LP XG2: стенд “Альфа” (“Экспо-Электроника 2003”, 28–31.05).
351. Toshiba TLP P4: стенд “Интернет-самообслуживание” (– o –).
352. Plus U3 810WZ: стенд “Дектел Электроникс” (– o –).
353. Canon LV 7320: стенд “International Rectifier” (– o –).
354. Canon LV X2: стенд “Резонит” (– o –).
355. Dell 3200MP: стенд “Гамма Санкт-Петербург” (– o –).
356. Sanyo PLC XU35: стенд “Sovtest” (– o –).
357. ASK M5: стенд “Кемопласт” (“Доркомэкспо-2003”, 27–30.05).
358. NEC MT 1050: стенд “Гормост-Промос” (– o –).
359. ASK C60: стенд “Улдорсеть Москвы” (– o –).
360. Mitsubishi S290: стенд “Дорсервис” (– o –).
361. Proxima AV 9350: финал “Конкурс русских инноваций” (03.05, до 250 чел).
362. NEC LT 260: презентация “Software Outsourcing Summit-2003” (04.05, до 40 чел).
363. InFocus X1: стенд “Сервотехника” (“Электро-2003”, 09–13.06).
364. Mitsubishi LVP X390U: стенд “ЧЭАЗ” (– o –).
365. Sharp XG P10XE: стенд “Триол” (– o –).
366. Hitachi CP X275: стенд “Eximet Trafo” (– o –).
367. Toshiba TLP 661: стенд “Konsar” (– o –).
368. Sanyo PLC SU30: стенд “Clipsal” (– o –).
369. NEC VT 50LP: стенд “Sherry Media” (“Коттедж-2003”, 09–13.06).
370: Compac MP 1600: стенд “ЗОМЗ” (– o –).
371. NEC VT 45: стенд “ЕМТ” (“Радиоэлектроника-2003”, 09–12.06).
372. Sanyo PLC 5600N: стенд “Промавтоматика” (– o –).
373. Liesegang dv245: стенд “ЦНИИКА” (– o –).
374. Plus U4 131: стенд “AdAstra” (– o –).
375. Optoma EzPro 730: стенд “National Instruments”(– o –).
376. Mitsubishi SL U1: стенд “Ивановская область” (“Регионы России”, 09–12.06).
377. Plus PJ 030: стенд “Гало Медспас”
(“Центр-Защита 2003”, 16–19.06).
378. 3М МР 7770: стенд “Комплексная безопасность Москвы” (– o –).
379. Mitsubishi X400BU: семинар “National Instruments” (17.06, до 200 чел).
380. Optoma EzPro 730: (– o –) (– o –).
381. Sharp PG M20X: презентация “Joint Technology Centre” (17.06, до 50 чел).

Продолжение следует.

РОБОТОТЕХНИКА

Волоконно-оптические датчики для телеметрии в экстремальных условиях — тема разработки Научного центра волоконной оптики при ИОФ РАН, за которую корпорация Intel вручила свою инновационную премию на “Конкурсе русских инноваций-2003”. Этот факт интересен тем, что данная разработка перекликается как с исследованиями Intel в области повсеместно распределённых сенсорных сетей, так и в области полупроводниковой фотоники, позволяющей создавать оптические конструктивные блоки, выполняющие активные функции. Можно сказать, что создаётся универсальная волоконно-оптическая среда, в которой будут циркулировать как сигналы телеметрии, так и видеосигналы.

Интеллектуальная система управления зданием, сконструированная с использованием собственной элементной базы российского производителя, была представлена на выставке “Коттедж-2003” в “Экспоцентре”. Разработчики из нашей космической отрасли смогли создать и запатентовать аппаратно-программный комплекс, по техническим характеристикам и соотношению цена/качество конкурентоспособный по отношению к распространённым аналогам.
Система “Штурман” стоит 600 евро, поддаётся самостоятельной инсталляции покупателем и позволяет по радиоканалу управлять с одного пульта 7 радиоэлектронными и 4 электрическими устройствами с возможностью дальнейшего расширения. Цветной дисплей позволяет получать видеоинформацию с камер слежения, выйти в Интернет, дистанционно контролировать работу компьютеров и управлять структурой жизнеобеспечения. По Интернету и сотовому телефону возможна также удалённая связь с данной системой при сохранении всего набора функций контроля и управления интеллектуальным домом.

Очистка стёкол в видеокамерах наружного наблюдения — проблема, решению которой может помочь технология фирмы Pilkington, представленная на выставке “Мир стекла-2003” в “Экспоцентре”. Самоочищающееся стекло с т. н. “двойным действием” для своей очистки от органических загрязнений использует силы природы. “Pilkington Activ” — это обычное стекло, на внешнюю поверхность которого наносится специальное покрытие. При попадании на него дневного света оно химически реагирует (фотокаталитическая реакция с ультрафиолетовыми лучами), разрушая органические отложения грязи. Затем дождевая вода (либо струя воды из шланга), стекая по стеклу, смывает с него грязь. Поскольку покрытие гидрофильное, то вместо формирования капель вода равномерно распределяется по поверхности и так же равномерно стекает, удаляя грязь и не оставляя пятен от высохших капель воды. Разные загрязнители покрытие уничтожает по-разному: иногда сразу бесследно, иногда же остаются пятнистые разводы, которые просто смываются водой от дождя или из шланга.
Сразу надо сказать, как это сказывается на оптических свойствах стекла: под некоторыми углами оно имеет несколько больший, чем обычное, зеркальный эффект с небольшим синеватым оттенком — в остальных случаях оно такое же, как обычное. Световой поток, проходящий через самоочищающееся стекло, ослабевает примерно на 7%, что существенно меньше помех от грязи, накапливающихся на стёклах видеокамер, устанавливаемых на многих объектах. В таких местах необходимо следить, чтобы слой грязи (при длительных перерывах в ополаскивании стекла) не накапливался до такой степени, что ультрафиолетовые лучи не смогут достичь поверхности стекла — тогда процесс самоочистки временно перестаёт действовать.
Покрытие надёжно сцепляется со стеклом и может быть повреждено лишь такими предметами, как абразивы или стальные мочалки. Испытания показали, что оно не трескается и не выцветает, а срок его службы соизмерим со сроком службы самого стекла. Покрытие содержит безопасные химические вещества, которые уже присутствуют в нашем окружении, например, в зубной пасте или в красках. Плюс к этому оно не требует химических веществ для своей принудительной очистки.

ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО

Подготовка кадров для отрасли должна начинаться со школьной скамьи. Поэтому корпорация Intel ежегодно выделяет значительные средства на финансирование Всемирного смотра научно-технического творчества школьников возраста 13–18 лет. В этом году, например, съехавшиеся со всего мира юные ученые получили стипендии и призы на общую сумму более $3 млн. Часть этих денег (в виде премий и стипендий в размере до $50 тыс., а также высокопроизводительных персональных компьютеров) могли бы получить те российские школьники, которые сделали бы открытия в области кино и телевидения — если бы их родители и знакомые, некоторое время назад прочитав об этом смотре в “ТКТ”, посоветовали бы им этот вариант. Но пока что премии и призы получили другие школьники из России (а также Беларуси и Казахстана): в основном, за достижения в области математики и химии.
Почему бы среди этих достижений не быть работам, например, из области передачи и обработки видео, учитывая, что здесь достаточно проблем, доступных исследовательским стараниям на уровне практически школьных экспериментов? Тем более, что для кино и ТВ у нас ищут таланты среди детей — правда, в сфере творческих профессий. Но Intel не финансирует подобные затеи — внимание уделяется главным образом науке и технике. Потому что, согласно Марксу, сознание в сравнении с бытием вторично. Этим и сильна американская цивилизация: сначала надо создать мощные технологии — а уж потом основывать на них многомиллиардную киноиндустрию. И наоборот: не имея собственных серьёзных научно-технических разработок, невозможно в полной мере освоить потенциал зарубежного оборудования, и, как следствие, создать конкурентоспособный креатив.

ЭЛЕКТРОННЫЙ КИНЕМАТОГРАФ

Семинар по проекторам Barco состоялся в рамках выставки “Связь-Экспокомм 2003” в “Экспоцентре”. Среди выпускаемых фирмой моделей определённый интерес по параметру “яркость” представляет проектор iQ Pro G400, обеспечивающий световой поток 4200 ANSI-lm. Базовое разрешение проектора — 1024 x 768, контрастность — не менее 400:1.

Систему управления сверхбольшими видеостенами представила на выставке “Связь-Экспокомм 2003” в “Экспоцентре” компания “Форатек”. Привлекает внимание фраза из сопроводительного буклета о реализованных компанией проектах: “Система отображения используется... для просмотра и монтажа видеороликов”. Действительно, для монтажа киновидеопродукции сверхбольшая видеостена — это интересное решение.
Например, видеостена из 12 видеокубов с диагоналями по 67 дюймов имеет размер 5.5 x 3,1 м и суммарное разрешение 5120 x 3072 (ширина межэкранных швов — порядка 0,2 мм). Это разрешение, сопоставимое с разрешением киноплёнки и, как известно, источники электронных видеосигналов, обеспечивающие единое изображение с подобным разрешением, пока являются отдельной большой проблемой. Поэтому сверхбольшие видеостены сегодня используются, в основном, для одновременной демонстрации нескольких графических или видеоматериалов (как это показано на рис. 1), либо, действительно, при их помощи можно осуществить сложный видеомонтаж оригинальной экранной продукции. Однородность яркости между кубами (не менее 90%) обеспечивается специальной электронной схемой. Угол обзора каждого видеокуба — 160°, яркость —до 600 лм, контрастность — 300:1.
Приведём пример видеомонтажа, который возможен с помощью именно сверхбольшой видеостены. К системе управления относится многоканальный видеоконтроллер ViewMaestro, предназначенный для управления как группой видеокубов, так и группой видеопроекторов. То есть составное видеоизображение, будучи смонтированным на видеостене (по отдельной части на каждом из видеокубов, имеющем разрешение 1280 x 1024), можно будет бесшовно продемонстрировать через ViewScreen — систему бесшовного многопроекторного цветного дисплея: так, как это показано на рис. 2. Рис. 3 иллюстрирует в общих чертах работу попиксельной настройки совмещаемых изображений, при которой корректируются электронным способом геометрия, цветовой баланс и яркость.

Рис. 1

Рис. 2

Рис.3

Специально для домашних кинотеатров фирма Toshiba выпустила проектор МТ8, который представили компании DeLight2000 и «Русский Стиль». Он обеспечивает световой поток в 1000 ANSI-lm, оснащен объективом Carl Zeiss, матрицей W-XGA и реализует формат 16:9. Высокое качество изображения при демонстрации кинофильмов обеспечивается технологиями DCDi и Faroudja. При базовом разрешении 1280 і 720 контрастность проектора составляет 1400:1. Максимальный размер изображения по диагонали — порядка 5 м. Вес — 4 кг.

Ведущий AVR А.П.Барсуков

Обратно

В оглавление свежего номера

Hosted by uCoz