Обратно

Исследования, проблемы, суждения

Белоусов А.А.,Тихомирова Г.В.,Вахитов Я.Ш.,
Гребенников О.Ф., Редько А.В.
О подготовке специалистов по технике записи информации
(сокращенный вариант)

85 лет тому назад в 1918 г. в Петрограде был учрежден Высший институт фотографии и фототехники. В декрете об учреждении Высшего института фотографии и фототехники отмечалось, что он создается «...для возможно быстрого поднятия уровня профессионального образования во всех областях оптического, фотографического, фототехнического и печатного дела, равно и для специальных научных изысканий...» В институте были организованы четыре факультета — научно-фотографический, художественно-фотографический, полиграфический и оптический. Замечательно, что уже в то время предвиделись два направления развития фотографии — художественная и научная — предназначенные для использования фотографических методов в науке и технике.
Фотография и немой кинематограф — это техника записи визуальной информации. В конце 1920-х гг. появился звуковой кинематограф с фотографической записью звука. Стало ясно, что принципы весьма схожи — это запись аудиовизуальной информации. В 1930 г. на базе Высшего института фотографии и фототехники создается Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ), а одновременно с ним — Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут.
В ЛИКИ велась подготовка инженеров-электроников по звукотехнике (электротехнический факультет — ЭТФ), инженеров-механиков по киноаппаратуре (механический факультет — МФ) и инженеров-технологов по химической технологии кинофотоматериалов (химико-технологический факультет — ХТФ). С 1932 г. по 1935 г. в институте существовал и кинооператорский факультет. Затем он был переведен во Всесоюзный государственный институт кинематографии.
На кафедре звукотехники электротехнического факультета (ныне факультет аудиовизуальной техники) в 1930-х гг. была поставлена фундаментальная дисциплина «Оптическая запись звука», посвященная изучению системы фотографической звукозаписи, предназначнной исключительно для применения в кинотехнике. С распространением магнитной записи звука она была преобразована в «Основы записи и воспроизведения звука». На базе данной дисциплины была подготовлена и поставлена более общая — «Основы записи и воспроизведения сигналов» с объемом аудиторных занятий (154 ч). Здесь изучались преобразования одномерных сигналов времени в процессе их записи на фотографическом, магнитном и других ноителях. Сейчас этот предмет называется «Запись аудио- и видеосигналов» (70 ч).
С развитием ТВ телевизионные методы проникают в фильмопроизводство. Создаются системы первичной записи изображения на магнитной ленте с перезаписью видеосигнала на кинопленке. В телевидении широко используется передача фильмов, снятых на кинопленку. Происходит взаимное проникновение методов. На кафедре звукотехники ставится дисциплина «Основы кинотелевизионной техники».
Механический факультет (ныне факультет приборов и систем кино и телевидения) был предназначен для подготовки специалистов по проектированию, производству и эксплуатации приборов записи, тиражирования и воспроизведения аудиовизуальной информации в кинематографе (киносъемочная, звукозаписывающая, копировальная, проявочная и кинопроекционная аппаратура). Еще в предвоенный период на кафедре киноаппаратуры (ныне киновидеоаппаратуры) была поставлена фундаментальная дисциплина «Детали и механизмы киноаппаратуры» (126 ч). Студенты знакомились с теорией лентопротяжных механизмов, которые использовались в кинотехнических приборах записи и воспроизведения аудиовизуальной информации. В настоящее время предмет носит название «Теория механизмов транспортирования носителей информации» (119 ч).
В середине ХХ в. появляются кинопанорама, широкоформатный и широкоэкранный кинематограф, пересматривается частота кинопроекции и т.п. и вводится новая дисциплина «Основы записи и воспроизведения изображения», где студенты изучают преобразования изображения на фотографическом носителе в кинематографических системах. В дальнейшем она трансформировалась в «Основы записи и воспроизведения информации» (в аудиовизуальной технике)(136 ч).
На кафедре технологии киноаппаратостроения (ныне прецизионных технологий и сертификации киновидеоаппаратуры) студенты подробно знакомились с технологией изготовления приборов. В дисциплине «Технология киноаппаратостроения» (168 ч) детально изучались особенности производства деталей и механизмов киноаппаратуры.
Химико-технологический факультет (ныне факультет фотографии и технологии регистрирующих материалов) изначально был предназначен для подготовки инженеров в области разработки, технологии производства и химико-фотографической обработки кинофотоматериалов. Ведущими учеными факультета были поставлены специальные дисциплины «Основы фотографии» (85 ч), теория фотографических процессов» (196 ч), «Технология обработки кинофотоматериалов» (150 ч), «Технология обработки кинофотоматериалов» (98 ч), «Физикохимия светочувствительных слоев» (70 ч). В связи с появлением и широким распространением для записи информации магнитных носителей была введена дисциплина «Носители магнитной записи.
Если на факультетах СПбГУКиТ готовят только инженеров по технике записи аудиовизуальной информации, то уникальность ЛИКИ заключается в том, что обучение является комплексным. В одном вузе ведется обучение по электронным системам, обеспечивающим подготовку электрического сигнала к его записи на носителе, его преобразования в процессе записи и при воспроизведения сигнала (факультет аудиовизуальной техники), по оптико-механическим системам приборов записи, тиражирования и воспроизведения информации (факультет приборов и систем кино и телевидения), по носителям записи, используемым в приборах записи информации (факультет фотографии и технологии регистрирующих материалов). Подобная комплексность позволяет в значительной степени повысить качество подготовки специалистов. Например, выпускники факультета приборов и систем кино и телевидения должны хорошо знать не только оптико-механическую часть, но и системы электронной обработки сигналов, а также свойства носителей записи. Эти знания они получают благодаря специалистам факультетов аудиовизуальной техники и фотографии и технологии регистрирующих материалов и богатой материальной базы учебных лабораторий. В середине 1980-х гг. Минвуз СССР приступил к укрупнению специальностей с целью расширения профиля подготовки выпускников. В результате «узкие» специальности ЛИКИ были ликвиированы, а «более широких» так и не было введено.
Со второй половины 80-х гг. подготовка инженеров на электротехническом факультете сначала велась по специальности «Телекоммуникации», а затем по специальности «Аудиовизуальная техника» направления «Радиотехника». На бывшем механическом факультете студенты теперь обучаются «Приборостроению». На бывшем химико-технологическом факультете введена специальность «Технология кинофотоматериалов и магнитных носителей» направления «Химическая технология высокомолекулярных соединений и полимерных материалов».
На всех факультетах была введена в разных объемах дисциплина «Основы записи и воспроизведения информации», в которой излагаются общие принципы построения систем записи аудиовизуальной информации в кинематографе, фото- и видеотехнике и т.п. По заданию ректората была написана и издана книга, рекомендованная Министерством образования РФ и УМО «Приборостроение» в качестве учебного пособия по специальностям «Аудиовизуальная техника» и «Приборостроение».
На факультете приборов и систем кино и телевидения введена подготовка инженеров по специализации «Анимация и компьютерная графика» специальности «Графика». Данная специализация посвящена изучению техники компьютерной обработки изображений перед их записью на носитель.
В университете введен факультет экранных искусств, призванный готовить специалистов по применению систем записи информации в кинематографе и на телевидении (кинооператоры, видеооператоры, звукооператоры, звукорежиссеры и т.п.). В некоторой степени это является возрождением операторского
В соответствии с современными требованиями Министерства образования РФ введение новых специальностей, а тем более направлений подготовки специалистов, требует глубокого обоснования и поддержки научной и научно-педагогической общественности. Призываем специалистов высказаться на страницах журнала «ТКТ» по вопросу о подготовке квалифицированных кадров.

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz