В оглавление свежего номера

Обратно

Хлебородов В.А.
Выставка NAB2003: аппаратура видеозаписи
и накопители данных для телевидения
(Продолжение)

На стенде Sony Electronics (США) демонстрировался многостандартный студийный видеомагнитофон (образец) SRW-5000 (рис. 1,а) с использованием нового стандарта сегментной азимутальной записи HDCAM SR. «Изюминкой» аппарата является его способность записывать широкополосные 10-бит сигналы RGB (22:22:22), вырабатываемые кинотелекамерой HDC-F950 (см. «ТКТ» № 6, 2003, с. 3). Эти два изделия подняли уровень качества оборудования ТВЧ знаменитой серии CineAlta.
Кадр изображения, содержащий 1920і1080 отсчетов, записывается в виде двух сегментов, каждый из которых содержит 12 наклонных дорожек. Пилот-сигналы (tracking pilots), записываемые в центральной части дорожек, обеспечивают нуль-кадровую точность в монтажных режимах вставки и продолжения. Благодаря более узким дорожкам и минимальной длине волны записи 0,29 мкм плотность записи увеличена в 3,5 раза (поток 600 Мбит/с) относительно этого показателя для стандарта HDCAM. Чтобы это обеспечить, Sony разработала специальную 13-мм (1/2") ленту, магнитные частицы которой вдвое короче и на четверть тоньше (отдача ленты повышена на 6–7 дБ). Новая основа повышенной механической прочности обработана антиоксидантами, что делает ленту незаменимой для длительного архивного хранения. Большая видеокассета BCT-124SR позволяет записывать сигналы стандарта 24р в течение 155 мин (скорость ленты 94,2 мм/с); время перемотки кассеты 3 мин, время загрузки/выгрузки меньше 6 с. Все кассеты стандарта HDCAM SR снабжаются этикеткой Tele-File, содержащей микросхему для бесконтактной записи информации о стандарте записанного материала.
На диске вновь разработанного БВГ, в котором реализована функция автонастройки, размещены 20 магнитных головок, относящихся к стандарту HDCAM SR (см. «ТКТ», 2003, № 8, рис. на стр. 27): 8 записывающих, 8 сквозного канала (confidence), пара вращающихся стирающих (flying erasure) и пара четырехканальных воспроизводящих системы микрослежения (Dynamic Tracking) за дорожкой. Последние имеют 4 полюсных наконечника с двумя рабочими зазорами, незначительно смещенными относительно друг друга (рис. 1, б). При точном позиционировании головки относительно дорожки (позиция 2) считываемые сигналы, соответствующие этим зазорам, имеют одинаковые амплитуды. При неточном позиционировании (позиции 1 или 3) используется только более сильный сигнал. Как показывает рисунок, такая система микрослежения обладает широкой зоной уверенного считывания данных, что важно в режиме воспроизведения с переменной скоростью и при покадровом воспроизведении. На барабане также размещена пара дополнительных двухканальных DT-головок для воспроизведения видеофонограмм (ВФГ) HDCAM и Digital BETACAM.

а б

в г д

Рис. 1. Видеомагнитофоны Sony:
а — студийный SRW-5000; б — cчитывание дорожки головкой с двумя рабочими зазорами;
в — носимый SRW-1с адаптером SRPC-1; г — воспроизводящий J-H1;
д —воспроизводящий J-H3 для киновидеопроизводства

Основой видеомагнитофона (ВМФ) HDCAM SR служит новый стандарт цифрового сжатия MPEG-4 Studio Profile (документ ISO/IEC 14496–2:2001–1) с умеренным сжатием видеоданных (2,7:1 для Y/PB/PR и 4,2:1 для RGB), ориентированный на производство программ наивысшего качества c потоком до 2 Гбит/с. Sony первой в отрасли создала микросхемы кодирования и декодирования стандарта MPEG-4 SP, в котором группы псевдокадров (Group Of Pictures) не применяются. Различное результирующее качество достигается варьированием числа отсчетов (ЦКМ, ТВЧ или ТСЧ), разрядностью квантования (10 или 12 бит) и выбором сигналов (Y/PB/PR или RGB). Прогрессивные видеосигналы сжимаются методом внутрикадрового кодирования, чересстрочные — методом внутриполевого кодирования. В аппарате применены канальный код S-NRZ, корректирующий код Рида-Соломона и адаптивный трехмерный код для маскирования ошибок.
В стандартной конфигурации SRW-5000 рассчитан на запись сигналов стандарта 22:11:11 и поэтому хорошо сочетается со студийными телекамерами серии HDC Sony, образуя высококачественный комплект для студийного и внестудийного видеопроизводства. Для записи сигналов RGB его следует дополнить процессорной платой HKSR-5003. Аппарат снабжен платой преобразования стандартов, включающей преобразователь 3:2 (2–3 pull-down) и преобразователь формата изображения, действующий в режимах SQUEEZE («горизонтальное сжатие»), LETTER BOX («без каширования») и EDGE CROP («горизонтальное каширование») (см. «ТКТ», 2001, № 8, с. 3 и «ТКТ», 2002, №8, с. 4). Предусмотрены многочисленные интерфейсы: HD-SDI, SDI, полного цветового видеосигнала, цифровых звуковых, аналоговых звуковых, Ethernet, RS-232/422, управления видеорежимами.
Система микрослежения за дорожкой («динамический трекинг») SRW-5000 обеспечивает воспроизведение ВФГ HDCAM SR и HDCAM/Digital BETACAM с полным качеством в диапазонах скоростей от -1 до +2 и от -1 до +3 (относительно номинала) соответственно. Визуальный поиск сюжетов в цвете может производиться с ускорением до 42 раз в режиме HDCAM и до 50 раз в режиме HDCAM/Digital BETACAM. Головки сквозного канала опережающего считывания позволяют проверять не только качество записи, но и качество ввода титров «на ходу» в одном аппарате или же качество перекрестного монтажа (A/B-roll editing) на двух аппаратах. SRW-5000 генерирует и записывает метаданные, такие как UMID («унифицированный идентификатор программного материала») в соответствии со стандартом SMPTE-330M. Во всех 12 звуковых каналах монтаж звукоданных (24 бит/48 кГц) производится независимо, возможен поиск монтажных точек по цифровому звуку (digital-jog sound) c достаточно высоким качеством восстановленного звука.
ВМФ SRW-5000 имеет габариты 427 x 218 x 544 мм и массу 30 кг. Напряжение питания 100–240 В (50/60 Гц), потребляемая мощность 230 В•А; диапазон рабочих температур 5–40 °С.
Портативный ВМФ SRW-1 стандарта HDCAM SR и видеомагнитофонный адаптер SRPC-1 образуют комплект с аккумуляторным питанием (рис. 1, в) для видеозаписи в полевых условиях 10-бит сигналов RGB уровня 22:22:22 (поток 440 Мбит/с), подаваемых по ВОЛС от кинотелекамеры HDC-F950. В сочетании с популярной киновидеокамерой HDW-F900 новый ВМФ пригоден для записи сигналов Y/PB/PR уровня 22:11:11. Предусмотрена уникальная возможность одновременной записи двух сигналов 22:11:11(суммарный поток 900 Мбит/с), формируемых системой стереотелевидения.
Разработанный согласно стандартам ISO/IEC 14496–2:2001 и FDAM 1:2001 аппарат обеспечивает запись 1080-строчных сигналов практически без искажений, что стало возможным благодаря применению стандарта MPEG-4 SP. Адаптер SRPC-1, содержащий несколько преобразователей стандартов, имеет множество различных входов и выходов: цифровых (HD-SDI, SDI, AES/EBU) и аналоговых. Продолжительность записи сигналов 24р/60i на кассету BCT-40ST 50/40 мин.; время перемотки кассеты меньше 5 мин, время за-грузки/выгрузки меньше 3 с. Продолжительность записи можно увеличить, соединив последовательно несколько SRW-1 с помощью ВОЛС.
ВМФ SRW-1 имеет габариты 272 x 400 x 147 мм и массу 7,7 кг. Напряжение питания 12 В (11–17 В), диапазон рабочих температур 0–40 °С. Аппарат поступит в продажу в начале 2004 г. с каталожной ценой 47 тыс. долл. Адаптер появится раньше и будет стоить 16 тыс. долл.
Настольный воспроизводящий ВМФ J-H1 (рис. 1, г) с габаритами 307 x 100 x 197 мм и массой 7,5 кг предназначен для просмотра программных материалов HDCAM 1080-строчных стандартов 59,94i; 50i, 25p и 29,97p продюсерами, журналистами и другими творческими работниками (он способен работать в вертикальном положении). Выходные аналоговые сигналы Y/PB/PR подаются на соответствующие входы ТВЧ-видеомонитора (ВМ). Встроенный понижающий преобразователь стандартов формирует сигнал ПАЛ или НТСЦ, поступающий на соединители BNC и RCA («тюльпан»). Компьютерный RGB-интерфейс позволяет наблюдать кашированные ТВЧ-изображения на экране ВМ XGA с разрешением 1024і577 отсчетов. Дополнительная плата HKJ-101 интерфейса iLINK формирует сигнал стандарта DV (25 Мбит/с), который вместе со звуковыми сигналами и временным кодом подается по одному кабелю к аппаратуре DVCAM для изготовления ВФГ этого стандарта или нелинейного монтажа.
Продолжительность записи сигналов с кадровой частотой 29,97/25 Гц на большую видеокассету BCT-124HDL (скорость ленты 96,7/80,7 мм/с) 124/149 мин. Лента перематывается за 6 мин, загрузка/выгрузка кассеты занимает меньше 7 с (аппарат также воспроизводит малые кассеты). Визуальный поиск фрагментов в режиме перегона ленты (shuttle mode) осуществляется в диапазоне скоростей ±2 относительно номинала, а в покадровом режиме (jog mode)—в диапазоне скоростей ±1 относительно номинала.
Воспроизводящий ВМФ J-H3 (рис. 1, д) отличается тем, что в нем реализован ряд функций, делающий его пригодным для киновидеопроизводства стандарта 25р, а также для применения в качестве вспомогательного аппарата в комплексах CineAlta. Продолжительность записи сигналов с кадровой частотой 24 Гц на кассету BCT-124HDL—155 мин (скорость ленты 77,4 мм/с). Аппарат снабжен интерфейсом RS-422A, входом опорного сигнала ТВЧ/ТСЧ, выходом временного кода (ВРК) и преобразователем 3:2 для получения сигналов 1080/59,94i и 525/59,94i из воспроизводимого сигнала 1080/23,98i. Потребляемая мощность J-H3 несколько больше 60 В•А. Продажи аппарата J-H3 должны начаться в августе 2003 г.
Чтобы создать «супераппарат» SRW-5000 для записи широкополосных сигналов RGB, Sony совершила по крайней мере три технологических прорыва в области ленточной видеозаписи: разработала микросхемы кодирования и декодирования согласно международному стандарту цифрового сжатия MPEG-4 Studio Profile, выпустила новую магнитную ленту с повышенной плотностью записи и разработала магнитные головки с двумя рабочими зазорами для системы динамического трекинга.Фирма проявила себя новатором также в области профессиональной дисковой видеозаписи.
В уникальном студийном оптическом видеодискофоне (optical disc deck) PDW-3000 (рис. 2,а) используется новый стандарт оптической видеозаписи «Диск для синего луча» (Blue-ray Disc), который в феврале 2002 г. приняли Hitachi Ltd., LG Electronics, Matsushita Electric Industrial Co., Ltd., Pioneer Corporation, Royal Philips Electronics, Samsung Electronics Co., Ltd., Sharp Corporation, Sony Corporation и Thomson Multimedia. Для записи используется «Синий лазер» (Blue Laser), создающий сине-фиолетовое излучение на волне 405 нм. Максимальная емкость одностороннего однослойного 120-мм диска толщиной 1,2 мм с шагом дорожек 0,32 мкм (диск заключен в легкую пластмассовую кассету с габаритами 129і131і7 мм) составляет 23,3; 25 или 27 Гбайт, скорость переноса данных—36 Мбит/с. В планах фирм создание однослойных и двухслойных дисков емкостью свыше 30 и 50 Гбайт соответственно.
Видеодискофон (ВДФ) PDW-3000 содержит кодек DVCAM для фиксированного потока 25 Мбит/с (90 мин) и кодек MPEG IMX (D-10), рассчитанный на потоки 30 (75 мин), 40 (60 мин) и 50 Мбит/с (45 мин). Одновременно на оптический диск может записываться субдубликат—видеокопия пониженного качества (low-resolution proxy video). Предусмотрена запись метаданных (UMID), возможен режим наложения комментария на готовую ВФГ. Благодаря двум оптическим головкам считывание и перенос файлов DVCAM происходят быстрее в 5 раз, а файлов MPEG IMX (50/30 Мбит/с)—в 2,5/4 раза; субдубликаты могут транспортироваться с 50-кратной скоростью через интерфейс 1000Base-T Ethernet. При воспроизведении файлов MPEG IMX на выходе может формироваться поток DVCAM. Пользуясь встроенным магнитным дисководом, видеоклипы на нескольких оптических дисках можно переписать на один диск. Другая возможность—свести несколько видеоклипов в один файл. Визуальный поиск фрагментов (в цвете) в режиме перегона ленты осуществляется в диапазоне скоростей ±50 относительно номинала, а в покадровом режиме—в диапазоне скоростей от -1 до +2 относительно номинала. Предусмотрены монтажные режимы «вставка» и «продолжение», причем монтаж звуковых и видеосигналов может производиться независимо.
ВДФ PDW-3000 снабжен целым рядом звуковых, видео- и управляющих интерфейсов (SDI, RS-422A, RS-232C, iLINK и др.). В частности, поддерживается передача MXF-файлов (Material Exchange File—файл обмена программными материалами) по сетям Интернета. Габариты аппарата 427і174і433 мм, масса 13 кг. Напряжение питания 12 В (11–17 В), диапазон рабочих температур 0–40 °С. Аппарат поступит в продажу осенью 2003 г. по розничной цене 26 тыс. долл., рекомендуемой изготовителем (Manufacturer Suggested Retail Price).
Малогабаритная (210 x 130 x 415 мм) и легкая (7,4 кг) модель PDW-1500 (рис. 2,б), занимающая половину стандартной стойки шириной 483 мм (19"), предназначена для работы в составе систем нелинейного монтажа. Несмотря на малые габариты, она предоставляет те же функциональные возможности, что и PDW-3000. Аппарат поступит в продажу осенью 2003 г. по рекомендованной розничной цене 15 тыс. долл.
Для работы в полевых условиях создан миниатюрный (габариты 210 x 90 x 320 мм) оптический ВДФ PDW-V1 (рис. 2,в) с аккумуляторным питанием (сетевое питание не исключается). Он обладает многими функциональными возможностями, свойственными «большим» моделям, в частности снабжен цветным ЖК-видеомонитором с 89-мм экраном. Для него легко найти место на рабочем столе журналиста, продюсера или редактора. Программный материал можно также просматривать на компьютерном VGA-мониторе с большим экраном. Визуальный поиск фрагментов в цвете производится при перегоне ленты в диапазоне скоростей ±50 относительно номинала, а в покадровом режиме—в диапазоне скоростей от -1 до +2 относительно номинала.

а б в

Рис. 2. Оптические видеодискофоны Sony:
а — студийный PDW-3000; б — малогабаритный PDW-1500; в — носимый PDW-V1

PDW-V1 предназначен для воспроизведения оптических ВФГ MPEG IMX и DVCAM. Одна оптическая головка обеспечивает перенос данных MPEG IMX (50 Мбит/с) и DVCAM со скоростью, превышающей номинальную на 25 и 150% соответственно. Субдубликаты могут перегоняться с 30-кратной скоростью. Подача файлов MPEG IMX/DVCAM и данных субдубликатов для записи производится через интерфейс Ethernet или iLINK (SBP 2). На оптический диск можно записать метаданные, а также данные монтажного листа (EDL), созданные внешней системой нелинейного монтажа.
Все новые видеомагнитофоны, представленные в Лас-Вегасе на стенде Panasonic Broadcast (США), основаны на уже известных идеях. Например, ВМФ AJ-HD1700 (рис. 3,а) концептуально совершенно не отличается от аппарата AJ-HD1600, подробное описание которого содержится в обзоре выставки NAB2002 («ТКТ», 2002, № 8, с. 3). (В новой модели несколько изменена конфигурация передней панели). Напомним только, что продолжительность записи 126 мин (ранее указывалось 124 мин) достигнута благодаря применению стандарта видеозаписи DVCPRO HD-LP (Long Playing) c 9-мкм дорожками, XL-кассеты AJ-HP126EX и магнитных головок типа MIG (Metal in Gap—металл в рабочем зазоре) с повышенной отдачей. На ленту записываются 8-бит сигналы Y/PB /PR стандартов 1080/60i, 720/60p и 1080/50i с потоком 100 Мбит/с (сжатие 6,7:1). Невозможность записи сигнала международного стандарта киновидеопроизводства 1080/24р можно считать недостатком AJ-HD1700.
Целесообразно привести некоторые дополнительные сведения, отсутствующие в упомянутом обзоре. Перемотка кассеты AJ-HP126EX занимает меньше 1,5 мин, а время загрузки/выгрузки—приблизительно 4 с. Скорость ленты 67,64 мм/с, время вхождения в синхронизм из дежурного режима всего 0,3 с. AJ-HD1700 имеет габариты 424і175і449 мм и массу 22 кг. Напряжение питания 100–240 В (50/60 Гц), потребляемая мощность 240 В•А, диапазон рабочих температур 5–40 °С. Аппарат поступит в продажу во второй половине 2003 г. по каталожной цене 65 тыс. долл.

а

б

в

г

Студийный монтажный ВМФ AJ-SD755 (рис. 3,б)—классический аппарат стандарта DVCPRO (25 Мбит/с) с продолжительностью записи 184 мин, способный также воспроизводить ВФГ DV (для кассет Mini-DV требуется механический адаптер) и DVCAM, причем все стандарты опознаются автоматически.Время загрузки большой кассеты меньше 6 с,время вхождения в синхронизм 0,5 с. Предусмотрен режим замедленного воспроизведения в пределах ±0,43 относительно номинальной скорости. Монтаж в режимах «вставка» и «продолжение» осуществляется с нуль-кадровой точностью. По отдельному заказу устанавливаются интерфейсы IEEE 1394, SDI и AES/EBU; аналоговые интерфейсы и интерфейсы управления RS-422A и RS-232C являются стандартными. AJ-SD755, предназначенный для установки в 483-мм стойку, имеет высоту 178 мм (4RU) и массу 16 кг. Напряжение питания 100–240 В (50/60 Гц), потребляемая мощность 120 В•А. Аппарат поступит в продажу в октябре 2003 г. по каталожной цене 12 тыс. долл.
Универсальный ВМФ AJ-DX225 (рис. 3,в) предназначен для записи и воспроизведения сигналов DV (276 мин), DVCPRO (184 мин) и DVCPRO50 (92 мин), а также способен воспроизводить ВФГ стандарта DVCAM (для малых кассет DVCAM и кассет Mini-DV механический адаптер не требуется). Более того, при наличии интерфейса IEEE 1394 сигналы DV/DVCPRO (25 Мбит/с) могут записываться и воспроизводиться с удвоенной скоростью, например, при использовании AJ-DX225 в составе системы нелинейного монтажа на базе ПК с интерфейсом IEEE 1394. Сигналы DVCPRO50 (50 Мбит/с) перегоняются с однократной скоростью.

Рис. 3. Видеомагнитофоны Panasonic:
а — студийный «долгоиграющий» AJ-HD1700; б—студийный монтажный AJ-SD755;
в — универсальный AJ-DX225; г— воспроизводящий AJ-DV2500

Прецизионный лентопротяжный механизм нового аппарата «деликатно» обращается с магнитной лентой, защищая ее от повреждений. Для внестудийной работы предусмотрен режим питания от аккумуляторной батареи. Аппарат поступит в продажу в четвертом квартале 2003 г. по цене 3295 долл.
ВМФ AJ-DV2500 (рис. 3,г) серии DV PROLINE, заменяющий снятую с производства модель AJ-DV2000, разработан как воспроизводящий аппарат для систем нелинейного монтажа, базирующихся на интерфейсе IEEE 1394. Большая кассета DV рассчитана на 276 минут, поэтому AJ-DV2500 идеально подходит для высококачественной записи новостных, документальных и событийных (совещания, собрания, свадьбы и пр.) материалов (также возможна запись на кассеты Mini-DV). Предусмотрена возможность воспроизведения ВФГ DVCAM. Звуковые сигналы, «привязанные» к видеосигналу, записываются в двух (16 бит/48 кГц) или четырех (12 бит/32 кГц) каналах. Поиск фрагментов по записанному ВРК может производиться с девятикратной скоростью относительно номинала, возможен поиск незаписанных участков ленты.
AJ-DV2500 снабжен входами/выходами аналоговых сигналов Y/C (S-Video) и НТСЦ/ПАЛ (с переключением), а также микрофонным входом для наложения комментария и интерфейсом RS-422A. Реализована беспроволочная система многофункционального дистанционного управления. Имеется встроенный сетевой адаптер на 12 В. Габариты аппарата 175і68і260 мм (для установки в вертикальном положении придается специальная подставка), масса 2,3 кг. Его каталожная цена 1995 долл.

JVC Professional Products Company (США) показала стыкуемый ВДФ DR-DV5000 стандарта DV на 64-мм (2,5”) дисководе, заключенном в сменную упаковку с двумя соединителями IEEE 1394. Упаковка обеспечивает его защиту от ударных нагрузок с ускорением до 200 G и вредного воздействия окружающей среды. Хотя DR-DV5000 способен работать в составе любой профессиональной DV-видеокамеры JVC, наилучшие результаты получаются при его прямом сочленении с камерой GY-DV5000U (рис. 4,а), когда аппарат вырабатывает развернутую информацию о состоянии и формирует воспроизводимое изображение, контролируемое оператором с помощью видоискателя и ЖК-монитора. Более того, в такой комбинации понижается его цена: продаваемый отдельно он стоит 1795 долл., вместе с камерой—1500 долл.
Уникальность нового ВДФ состоит в том, что его можно заранее переконфигурировать для записи с любым популярным файловым форматом нелинейного монтажа (RawDV, AVI Type 1, AVI Type 2, Canopus AVI, Matrox AVI, QuickTime, DV-OMF). После завершения видеосъемки дисковод с записанными файлами и метаданными отделяется от ВК и немедленно (этапы «цифрования» и перемотки ленты не требуются!) переносится в монтажную систему. Обеспечена совместимость с системами Adobe Premiere, Apple Final Cut Pro, Apple iMovie, Avid XpressDV, Canopus DVStorm, Canopus StormRack, Canopus DV RaptorRT, Matrox RT2000/2500, Matrox DigiSuite DTV, Matrox DigiSuite LX, Matrox RTMac, Pinnacle DV500 Plus, Sonic Foundry Vegas Video и др. Другая возможность—перегнать материал через интерфейс IEEE 1394. 525- и 625-строчные сигналы записываются по стандарту 4:1:1 и 4:2:2 соответственно. Стандарт записи звука 16 бит/48 кГц (2 канала) или 12 бит/32 кГц (4 канала). Дисковод емкостью 80 Гбайт, снабженный буферным ЗУ емкостью 2–8 Мбайт, обеспечивает продолжительность записи 6,5 ч.
DR-DV5000 имеет габариты 101і89і140 мм и массу 900 г. Напряжение питания 12–17 В (номинальное значение 12 В) подается через интерфейс FireWire, потребляемая мощность 8,5 Вт, диапазон рабочих температур от -10 до +45 °С.
Как известно (см. «ТКТ», 2002, № 8, с. 6), ведущие компании Голливуда проявили интерес в продвижении платформы D-Theater JVC для «домашнего кинотеатра», основанной на стандарте видеозаписи D-VHS (см. «ТКТ», 2003, № 4, с. 10). В Лас-Вегасе фирма продемонстрировала профессиональную систему Pro-HD на основе стандарта D-VHS, предназначенную для центров компоновки программ, телецентров, киностудий и просмотровых залов. Пользуясь недорогой аппаратурой Pro-HD D-VHS, продюсеры и режиссеры смогут контролировать ежедневные рабочие видеоматериалы (dailies) и распространять ТВ-программы, записанные на дешевых видеокассетах D-VHS.
Воспроизводящий ВМФ SR-VD400US стоимостью 1400 долл.— «изюминка» профессиональной системы—отличается от бытового аппарата D-VHS тем, что позволяет воспроизводить как обычные ВФГ D-VHS, так и ВФГ Pro-HD D-VHS, защищенные от перезаписи паролем. Кроме того предусмотрена возможность перезаписи программ ТВЧ, принимаемых телевизионными абонентскими приставками (set-top box), или воспроизводимых готовых программ для платформы D-Theater, которые имеются в США в большом количестве. Через интерфейс IEEE 1394 SR-VD400US можно подключить к ТВЧ-видеокамере JY-HD10U JVC.
ВМФ SR-VDA300US (рис. 4,б) стоимостью 1295 долл. уникален тем, что позволяет записывать базовый цифровой поток MPEG-2/DVB-ASI, формируемый ТВЧ-кодером DM-JV600 (кодер получает исходные сигналы ТВЧ по интерфейсу HD-SDI стандарта SMPTE-292M)—составной частью системы Pro-HD. Программный материал и транспортный поток записываются по стандарту Pro-HD D-VHS, то есть обеспечивается их защита от перезаписи благодаря введению пароля.

а б

Рис. 4. Видеомагнитофоны JVC:
а — стыкуемый DR-DV5000; б — профессиональный SR-VDA300US

На стенде Hitachi Denshi America (США) экспонировалась ВК (см. «ТКТ», 2003, № 7, с. 5, рис. 2,а), состоящая из известной телекамеры Z-3000 и профессионального стыкуемого DVD-видеодискофона CR-D10. Если ВДФ снабдить источником питания 12 В (допускается 10,5–17 В) и подать на него сигналы (звуковые и полный цветовой или S-Video), он сможет функционировать в автономном режиме. Сигналы контролируются с помощью 89-мм ЖК-экрана и встроенного громкоговорителя.
Запись на 8-см диск емкостью 4,7 Гбайт (двухсторонний DVD-RAM или односторонний DVD-R) осуществляется по стандарту DVD-VR, основанному на стандарте сжатия MPEG-2 MP@ML (используются IBР-псевдокадры). Видеосигналы стандартов 525/59,94 (НТСЦ) и 625/50 (ПАЛ) дискретизируются на 704 x 480 и 704 x 576 отсчетов соответственно. В режимах CBR (Constant Bit Rate—Фиксированный Цифровой Поток), Fine CBR (ФЦП стандартного разрешения) или Extra Fine VBR (Variable Bit Rate—Переменный Цифровой Поток повышенного разрешения) формируются потоки 3, 6 или 3–9 Мбит/с. (Для DVD удельная стоимость записи составляет 0,01 долл./Мбайт!). Выбором режима управляет модифицированный алгоритм ТМ5. Продолжительность записи на диск DVD-RAM от 18 мин до 1 ч (режим VBR), на диск DVD-RAM/R 30 мин (режим CBR). Оптический ВДФ выдерживает ударные нагрузки с ускорением до 1 G. Для вывода цифрового видеосигнала используется соединитель USB (1.1), звуковые сигналы двух каналов выводятся через соединители RCA («тюльпаны»).
Leitch Incorporated (США) показала модульный ВДФ DVR-3901 (рис. 5,а) с использованием стандарта Motion JPEG (коэффициент сжатия варьируется от 4:1 до 20:1). Два таких модуля с 40-Гбайт дисководами, установленные в стандартной стоечной корзине высотой 133 мм (3RU) с ЖК-монитором, обеспечивают запись одного видеосигнала (525/60 или 625/50) и одного стереозвукового сигнала в течение двух часов (одновременное воспроизведение не предусмотрено). Изображения контролируются по экрану видеодисплея. Имеются вход/выход SDI (стандарт SMPTE 259M-C), контрольный выход полного видеосигнала (BNC), вход/выход цифрового звука (стандарт AES-3), контрольный выход аналогового звука (RCA), вход/выход ВРК (стандарт SMPTE 12M), интерфейс RS-422A и порт Ethernet (IEEE 802.3u) для переноса FTP-файлов (File Transfer Protocol — протокол переноса файлов). Поскольку ВДФ является неотъемлемой составной частью платформы NEO, он компактнее типичного автономного аппарата. DVR-3901 найдет применение при подготовке новостных и спортивных материалов, в качестве вспомогательного «видеомагнитофона» в системах нелинейного монтажа и как аппарат периодической видеозаписи (video looping).
Приступая к разработке видеодискофона M-Series iVDR (рис. 5,б), Grass Valley (США) поставила перед собой конкретную цель: создать устройство видеозаписи, которое превосходило бы вездесущие видеомагнитофоны по функциональным возможностям, надежности и удобству пользования. Как представляется, фирма с успехом справилась с этой трудной задачей.

а б
в г

Рис. 5. Видеодискофоны:
а – модульный DVR-3901 Leitch; б – «долгоиграющий» iVDR Grass Valley;
в – миниатюрный CapDV Laird Telemedia; г – модульный Recon FFV

Компактный (4RU) дисковый аппарат iVDR не только эмулирует характерные признаки видеомагнитофона (запись, воспроизведение с фиксированной и переменной скоростью, ускоренную перемотку вперед/назад, покадровый поиск фрагментов, перегон ленты с просмотром, поиск монтажных точек по ВРК, съемный носитель записи и др.), но и предоставляет пользователям возможность многоканальной многочасовой (до 64 ч для DV-потока 25 Мбит/с) записи, а также уникальную возможность одновременно записывать и воспроизводить материалы. Одно из его достоинств—копирование на большом сенсорном экране конфигурации типичной передней панели ВМФ, причем управлять этой «панелью» можно дистанционно по линии RS-422 или Ethernet. Уже достаточно скоро (во второй половине 2003 г.) iVDR появится на телецентрах и ПТС, в новостных студиях, а также в спортивных, корпоративных и правительственных комплексах. Модель с двумя входами/выходами и 8-часовой записью стоит сравнительно недорого—23 тыс. долл. Аппарат совместим с любым съемным накопителем (оптическим или магнитным дисководом, лентоводом), если последний предназначен для установки в стандартный 133-мм (5,25”) отсек и снабжен стандартными входами/выходами. Особенно выгодно применение дешевых оптических дисков, соответствующих стандартам отрасли.
К другим важным достоинствам нового аппарата относятся прямое подключение к DV-видеокамерам через интерфейс IEEE 1394 (Firewire); применение полевой и строчной интерполяции для повышения качества изображения при замедленном воспроизведении; поддержка двух стандартов: DV и MPEG-2; «тонкая подгонка» видеоклипов и составление монтажных листов; мгновенный доступ к сотням записанных фоновых видеоклипов для их немедленного выпуска в эфир; поддержка ряда форматов обмена аудиовизуальными и графическими материалами (AVI, QuickTime, MXF, SMPTE 360M); совместимость с сетями 100Base-T, Gigabit Ethernet, IEEE 1394, Fibre Channel на IP-основе.
Laird Telemedia (США) удивляла посетителей NAB2003 своей «крошкой» (габариты 45 x 105 x 141 мм, масса 590 г)—самым миниатюрным в мире видеодискофоном CapDV стандарта DV, который буквально умещается на ладони (рис. 5,в). Совместимый с любой DV-видеокамерой этот аппарат способен записывать видеоклипы на 40-Гбайт дисковод непосредственно в процессе видеосъемки. Продолжительность записи — 3,3 или 4,4 ч — выбирается пользователем. Важно подчеркнуть, что длительные процессы «цифрования» и форматирования не требуются, поэтому записанные видеоклипы можно сразу же перегнать с четырехкратной скоростью в компьютерную систему нелинейного монтажа по соединительной линии FireWire (IEEE 1394). Запись меток во время видеосъемки значительно сокращает монтажный период. CapDV имитирует все режимы (и органы управления ЛПМ) обычного ВМФ: быструю перемотку вперед и назад, замедленное и покадровое воспроизведение, непрерывную запись, паузу. Аппарат комплектуется перезаряжаемой аккумуляторной батареей на поясе, рассчитанной на 6 ч непрерывной работы, зарядным устройством и сетевым адаптером. ВДФ CapDV и малогабаритная ВК образуют автономную портативную систему для многочасовой видеосъемки.
Fast Forward Video, Inc. (FFV) (США) представила в Лас-Вегасе новую модель «ультракомпактного» одноплатного ВДФ Recon (рис. 5,г), разработанного специально для изготовителей комплексного оборудования (Other Equipment Manufacturers). Например, американская фирма Playback Technologies создала на основе модуля Recon два ВДФ серии Raptor для фильмопроизводства.
Плата Recon имеет габариты 72 x 100 мм, идентичные габаритам дисководов IDE/ATA для «ноутбуков». Пользуясь стандартным компьютерным комплектом, обладатель новой модели Recon сможет теперь просматривать, записывать и обрабатывать 60-Гц видеоматериал вещательного качества, создаваемый с помощью этого ВДФ.
Кроме расширения функциональных возможностей, новым является применение компактного съемного 5-Гбайт PCMCIA-дисковода Toshiba с ATA-интерфейсом. Видеоданные «перекачиваются» на ПК прямо с дисковода. В новой модели, которая отличается малой потребляемой мощностью, используется стандарт цифрового сжатия Motion JPEG. Коэффициент сжатия варьируется от 4:1 до 20:1, причем утверждается, что при коэффициенте 4:1 обеспечивается разрешение свыше 550 твл.

Первый в мире носимый киновидеотвердофон
CineRAM (Digital Cinematography Recorder) (образец), предназначенный для прямой записи несжатых сигналов ТВЧ, представила Baytech Cinema, Inc. (США). Фирма предлагает этот уникальный аппарат (рис. 6) в качестве «моста» между телекамерой и видеомагнитофоном ТВЧ.

Рис. 6. Киновидеотвердофон CineRAM Baytech Cinema

Небольшие габариты (210 x 152 x 70 мм) и масса (1,14 кг) позволяют разместить упаковку CineRAM с автономным питанием прямо на камере—подобно магазину кинокамеры. Отсняв сцену, «кинооператор» может заменить упаковку и продолжить съемку, а использованную—передать для переноса записанных данных на ВМФ, ВДФ или в систему нелинейного монтажа. CineRAM имитирует базовые операции видеомагнитофона: запись (начинается мгновенно, поскольку «разгон» не требуется), воспроизведение и стирание.
Реализованы следующие стандарты:
108023,98p,24p,29,97p,30p;108023,98spF,24spF,29,97spF,30spF; 1080/50i, 59,94i,60i; 720/59,94p,60p.
Возможны три режима записи без сжатия: FilmStream, RGB и Y/CBCR. Емкость ЗУПВ аппарата может иметь значения 8, 16, 32 и 64 Гбайт. Поддерживаются двухканальный, одноканальный и двойной одноканальный интерфейсы HD-SDI (последний используется при записи сигналов стереотелевидения. Максимальная продолжительность записи 5 и 8 мин для двух и одного каналов соответственно. Одноканальный интерфейс позволяет просматривать видеоклипы сразу же после завершения видеосъемки.
Портативный и легкий видеотвердофон (ВТФ) CineRAM, работающий от аккумуляторной батареи, является идеальной парой мобильному штативу Steadicam при уличной видеосъемке, тем более, что он сохраняет работоспособность в широком температурном диапазоне -20—+40 °C.

Продолжение следует

Обратно

В оглавление свежего номера

Hosted by uCoz