Обратно

Новости техники и технологии

Василевский Ю.А.
Цифровое кино в Европе:
состояние и перспективы развития.
Часть I: Активность и маркетинг
(сокращенный вариант)

Через несколько лет после старта цифрового телевидения начнется эра цифрового кино. При этом воздействие на фирмы и организации, участвующие в процессе производства и проката фильмов, будет несравнимо большим, чем при старте цифрового ТВ, поскольку должно происходить не только изменение или расширение путей сбыта, но также внедрение в мир кинофильмов электронной продукции и электронной презентации. Тема получает дополнительный смысл, потому что наряду с новыми экономическим и техническим направлениями, появляется политический компонент. Европейский кинофильм имеет шанс создать лучшие условия для местной кинопромышленности путем перестройки делового процесса. После определения состояния, уровня развития цифрового кино в первой части статьи на конкретных примерах рассматриваются экономические и некоторые технические аспекты его внедрения. Вторая часть (она будет опубликована в следующем номере «ТКТ») в основном посвящена предприятиям постпродукции и копировальным фабрикам, для которых новое поле деятельности связано также и с дополнительным риском.

1. Разъяснение понятия D-Cinema
Понятие D-Cinema (Digital Cinema — цифровое кино) означает замену фильмов, снятых на аналоговом материале, цифровой продукцией, ее распределением и электронной проекцией в кинотеатре. Цифровое кино может и, как позже будет показано, должно быть больше, чем просто замена аналоговой техники на цифровую. Более высокая гибкость презентации и повышенная долговечность изображения и звука образуют потенциал, который до сих пор не мог быть реализован.

2. Система D-Cinema и движущие силы
На рис. 1 представлены технические подсистемы цифрового распределения фильмов. Выходным продуктом мастеринга является DSM (Digital Source Master— оригинал цифрового источника). Для распределения данные в нем скомпрессированы и закодированы (Digital Distribution Master— оригинал для цифрового распределения). На стороне приема материал накапливается в промежуточных накопителях и одновременно с электронной проекцией расшифровывается и декомпрессируется.

Рис. 1. Технические подсистемы распределения цифрового кино

Кто же, собственно говоря, «проталкивает» тему «цифрового кино» или просто активно ее поддерживает?
Наряду с ITU, SMPTE, MPEG — известными организациями, которые разрабатывают стандарты обработки и распределения в аудиовизуальном окружении, в «Digital Cinema Initiative» (LLC) (Инициативе цифрового кинематографа) участвуют также семь крупных киностудий. Они следят за тем, чтобы вновь разрабатываемые стандарты соответствовали требованиям производителей и продавцов кинофильмов и учитывали их интересы, прежде всего в области защиты от копирования.

3. Активность в области D-Cinema
3.1. Technicolor Digital Cinema. Фирмы Technicolor и Qualcomm (поставщик техники компрессирования) основали в 2000 г. совместное предприятие Technicolor Digital Cinema (TDC) с целью с 2001 г. на коммерческой основе оснащать кинотеатры устройствами для цифровой проекции. Впервые был представлен сопроводительный бизнес-план, который предусматривал предварительное финансирование цифровой кинотехники фирмой TDC.

3.2. Boeing Digital Cinema. Изготовитель самолетов фирма Boeing как один из новых игроков стремится укрепиться в качестве провайдера сервиса для будущего цифрового кино и является теперь одним из поставщиков оборудования для цифрового кино. Так, для фильма «Звездные войны: Эпизод 2» для электронной проекционной техники было переоборудовано примерно 25 киноэкранов.

3.3. Демонстрационное устройство CyberCinema. В рамках европейского проекта в 1997-1998 гг. создатели и поставщики фильмов, а также поставщики техники скооперировались для разработки «демонстратора» цифрового кино, доступного для широких слоев населения (рис. 2). Демонстрация успешно прошла осенью 1998 г. в связи с фестивалем детского кино. В частности, можно было проверить на практике функционирование многоязычных звуковых дорожек. Передача происходила по четырем мультиплексным потокам MPEG-2 MP@ML через спутник и принималась станцией Deutsche Telekom.

Рис. 2. Демонстрация CyberCinema 1997/1998 гг.

3.4. Выводы.Было инициировано несколько пилотных проектов D-Cinema для выяснения вопросов, связанных с внедрением цифрового распределения кинофильмов и электронной проекции. На переднем плане при этом прежде всего стоял вопрос технических возможностей и выяснение точки зрения кинозрителей. В результате сегодня можно с чистой совестью утверждать, что принципиально для внедрения D-Cinema не существует серьезных помех. Еще требуют дальнейшего разъяснения вопросы, с одной стороны, кодирования при передаче, и, с другой стороны — использование нескольких версий языка.

4. Производственная цепь «Фильм»
На рис. 3 схематически показаны (посредством представления технических платформ) существующая и новая цепочки производства фильмов. Пересечение в технике обнаруживается лишь в устройствах для съемки и воспроизведения; все другие составные части цепи передачи принципиально различаются. Важно подчеркнуть, что в цепи фильмопроизводства технические платформы развертки и записи фильма уже сегодня можно отделить от остальной части цепи.

Рис. 3. Цепь кинопроизводства «Кинофильм»

5. Роль «распространителя»?
Большие киностудии пытаются увеличить свое влияние на подчиненные звенья цепи кинопроизводства. Разумеется, более чем спорным является вопрос, можно ли еще расширить уже существующую сильную вертикальную интеграцию; и это будет сохранять силу по меньшей мере до тех пор, пока существует конкуренция со стороны студий (рис. 4). Кандидатами в провайдеры услуг для цифровых кинофильмов являются также большие объединения кинотеатров или консорциумы кинопромышленников.

Рис. 4. Кто играет роль «распределителя»?

6. Расходы и дивиденды
На рис. 5 показано, почему внедрение цифрового распределения ещe не вышло из стадии презентаций и пилотных проектов. Оценка инвестиций на основе нынешнего уровня цен в размере 30 млрд евро для большой части (две третьих) всех кинотеатров в мире противостоит оценке ежегодных накоплений в размере от 5 до 6 млрд евро со стороны распределения. Потенциальных вкладчиков капитала заставляет ломать голову не только относительно длительный период амортизации, но прежде всего тот факт, что инвестиции и накопления поступают в различных частях цепи кинопроизводства, и поэтому должны разрабатываться новые деловые процессы.

Рис. 5. Проблема финансирования — глобальный взгляд

7. Electronic Cinema – новое содержание финансирует новую технику
В настоящее время источники дохода для кинотеатров составляют продажа входных билетов, доходы от рекламы и продажа в буфетах. При внедрении цифрового распределения, однако, открываются новые области активности и вместе с этим дополнительный потенциал оборота для этой отрасли киноцепи (рис. 6). Это достигается посредством передачи в кинотеатры культурных, спортивных мероприятий, вплоть до представлений фирм и интерактивных применений в связи с презентацией конкретного кинофильма.
Если рассмотреть проблему финансирования с точки зрения кинопрокатчиков, то получится картина, представленная на рис. 7. Первая модель исходит из того, что поставщик обслуживания финансирует дальнейшие расходы и за это получает часть доходов кассы в качестве возмещения. Это приведет к усилению финансовой зависимости для кинопоставщиков.
Вторая модель предусматривает финансирование в основном по типу первой. В более сильном предпринимательском объединении палитра продуктов должна охватывать также альтернативные содержания, дающие дополнительные доходы. Последние могут быть получены за счет лучшей организации работы (с дополнительным эффектом от оборота буфетной стойки), а также доплат за показ цифровых фильмов.

Рис. 6. У D- и E-Cinema имеются новые поля деятельности и поэтому дополнительный потенциал оборота

Рис. 7. Проблема финансирования с точки зрения владельца кинотеатра

8. Круг вопросов E-Cinema
Первые шаги в направлении электронного кино были сделаны еще 10-15 лет назад, по крайней мере в том, что касается электронной проекции. ТВЧ-кинотеатры, оснащенные крупными японскими и европейскими поставщиками техники, можно было видеть не только на ярмарках, но также, например, на всемирной выставке в Севилье.

Рис. 8. Шкала качества для крупноформатной электронной проекции простирается сегодня от DV-стандарта со скоростью передачи данных 25 Мбит/с через ТВЧ-качество до будущего, сегодня технически пока не реализуемого, цифрового мастер-оригинала

Спустя некоторое время последовал уже упомянутый проект CyberCinema. Эта модель ни в коем случае не основывалась только на проекции цифрового фильма; она охватывала также передачу и проекцию альтернативного содержания и локальных мероприятий на большой дисплей.
Платформа E-Cinema фирмы MediaBroadcast, дочернего предприятия Telekom, была создана для «живых» трансляций и вместе с тем — для передачи альтернативного содержания. В центре внимания была прямая трансляция концерта группы Бон Джови в сентябре 2002 г. в 25 кинотеатрах.
Фирма Odeon Digital Cinema была инициатором создания самой большой киноцепи в Великобритании (Odeon) совместно с фирмой Quantum Digital для показа широкой публике мюзиклов, рок-концертов или спортивных мероприятий. Пример — прямая трансляция матчей чемпионата мира по футболу

9. Позиции D- и E-Cinema
Какое место занимают D-Cinema и E-Cinema среди других форматов масс-медиа и, соответственно, каким требованиям должны удовлетворять D- и E-Cinema, чтобы утвердиться на рынке?
Шкала качества для крупноформатной электронной проекции простирается сегодня от DV-стандарта со скоростью передачи данных 25 Мбит/с до ТВЧ (рис. 8). Планы на будущее — сегодня технически ещe не реализуемые — система Digital-Cinema-Master, нацеленная на изображение 5000 элементов x 2500 строк.
Если попытаться расположить приложения D-Cinema и E-Cinema в этом ряду, то E-Cinema (по меньшей мере среднестрочно) окажется между стандартной и ТВЧ-шириной полосы. E-Cinema будет отличаться от телевидения или домашнего кино больше содержанием и «жизненностью», чем видеоаудиокачеством. из пяти английских городов.

Чтобы определить требования к D-Cinema, нужно прежде всего бросить взгляд на особенности современного кино. Благодаря большому экрану и сэрраунд-звуку может достигаться степень сопереживания, не реализуемая перед домашним экраном. Однако с внедрением проекционных и плоских экранов (например, плазменных дисплеев), а также современных аудиометодов (например, Dolby Surround-звук) эти особые возможности постепенно теряют свое значение.С этой точки зрения D-Cinema имеет долгосрочное будущее только в том случае, если его качество, в том числе и сопереживания, будет значительно выигрывать у домашнего кино.

Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz