Обратно

Новости техники и технологии

Савоскин В.И., Березенцева Л.Г.
NAB2002: телевизионная оптика
(сокращенный вариант)

Фирма Thales Angenieux
Фирма представила под торговой маркой Angenieux новую линейку объективов для студийного и внестудийного применения, включающую шесть объективов (70x9,5HD; 60x9,5HD; 20x7,5HD; DIGITAL 72HR; 62x9,5HR; 22x7,5HR), выполненных в новом дизайне (New Box Type Digital Series) с учетом концепции ADS (передовой дисплейной системы — Advanсed Display System). Система ADS не требует специального органа управления и может работать от прикосновения руки оператора. Эргономика ADS также включает возможность работы через RS 232 кабель и устанавливать дисплей по трем направлениям, причем с помощью зажимов дисплей с подставкой легко закрепляется на стойке штатива.
Новый объектив 70x (OB/sports) для внестудийных/спортивных съемок (рис. 1) имеет фокусное расстояние f’=9,5–665 мм (22–1330 мм с 2і экстендером), он надежно защищен от пыли и влаги, легко устанавливается. У него прочная конструкция из новых материалов, минимальная световая интерференция благодаря использованию нового переднего оптического стекла.
Помимо линейки объективов с ADS Angenieux представила новую версию объектива Optimo 12x9,7 HD (рис. 2), которая отличается от модели 2001 г. новым дизайном и оптикой более высокого качества. Этот объектив предназначен для нового поколения 24р HDTV — камер, которые становятся столь популярными в кинематографии и видеопроизводстве.

Рис. 1. Объектив 70 x 9,5HD
фирмы Angenieux

Рис. 2. Объектив
Optimo 12 x 9,7HD

Фирма CANON
На выставке фирма Canon представила девять новых объективов — XJ72x9,3BIE XJ75x9,3BIE для телевидения высокой четкости; HJ21x7,5BKLL-SC и HJ11x4,7BKLL-SC для электронной кинематографии; J17ax7,7B для вещательного телевидения; YJ19x9BITS,YJ19x9BKTS, YH19x6,7KTS и YH16x7KTS для телеконференций.
XJ72x9,3BIE и XJ75x9,3BIE относятся к серии DIGI SUPER и имеют соответственно обозначения DIGI SUPER72xs и DIGI SUPER7xs (рис. 3). Эти объективы предназначены для внестудийных передач и расширяют линейку широкодиапазонных объективов ТВЧ. Объективы 72x и 75x имеют, как и DIGI SUPER86хs, автоматическую систему цифрового управления Digital Servo System и Power Optical System с X-элементом. Digital Servo System позволяет вводить много новых функций управления объективом. В объективе DIGI SUPER75xs используется встроенная оптическая система стабилизации сдвига изображения (Shift-IS), которая используется в объективе DIGI SUPER86xs. Стабилизационное устройство Shift-IS устраняет тряску изображения в диапазоне больших фокусных расстояний.
Для вещательного телевидения Canon создала новый объектив J17аі7,7B с внутренней фокусировкой. Объектив является достойной заменой объектива J16ах8B, у него большая кратность (17x вместо 16x), больший угол поля зрения (63,9° вместо 61,9° по ширине кадра в формате 16:9), компактные габариты и масса.

Рис. 3. Объектив DIGISUPER75хs

Рис. 4. Объектив J17ах7,7B

В объективе J17ах7,7B (рис. 4) применена система цифрового управления Digital Drive (DD), которая позволяет осуществлять следующие функции:
• Shuttle Shot — запоминание двух фокусных расстояний и возможность перемещаться («качаться») между ними, улучшая фокусировку;
• Framing Preset — возможность записи одного положения и возврата к нему через нажатие кнопки в любой момент;
• Speed Preset — возможность записи особых скоростей масштабирования и их повтор нажатием кнопки и др.
К управлению DD добавлена новая функция Zoom Track — подстройка «электронного» фокусного расстояния к желаемому диапазону, при этом запоминается zoom — позиция для крайних значений (tele и wide) фокусных расстояний.
Объектив J17ах7,7B может поставляться с конвертером форматов 16:9/4:3 в двух вариантах — J17ах7,7B WRSD/WASD — с 2x экстендером и J17ах7,7B VRSD/VASD — без экстендера для переключаемых камер. Цифровые блоки масштабирования ZSD-300D и фокусировки FRD-400D могут поставляться для внестудийного (EFP) применения объектива J17ах7,7B.
Новый объектив YH16x7KTS для 1/2" формата является лучшей заменой объектива YH14x7,3KTS. Его преимущества — большая кратность (16x вместо 14x), увеличение угла поля зрения (49,1° вместо 47,3° по ширине кадра), меньшие массо-габаритные характеристики и внутренняя фокусировка.

Рис. 5. Объектив HA22x7,8BERM/BERD

Рис. 6. Объектив HA13x4,5B-10

Фирма FUJINON
На выставке NAB2002 фирма Fujinon представила очередные новинки телевизионной оптики различного применения, начиная с объективов для профессиональных камер и кончая оптикой для ТВЧ и электронной кинематографии. Одновременно фирма прекратила рекламные предложения по 17 объективам: HA10x5,2E; HA15x8E; HA20x7,8E; Ah80x9,5E; Ah80x13,5E; A10x4,8E; A24x11,5E; A24x16,5E; A12x6,8; A17x9; S10x3,5E; S17x5,8E; S12x5; S17x6,6; A17x9MD; S17x6,6MD; S14x7,3WMD, изъяв их из каталога 2002 г. и оставив более совершенные объективы последних лет.
Для видеожурналистики ТВЧ разработаны два объектива для 2/3" формата — HA13x4,5BERM/BERD и HA22і7,8BERM/BERD. Эти объективы отвечают всем требованиям операторов, так как имеют высокоточную фокусировку, оптическое качество ТВЧ, малую массу, надежность в управлении, защиту от пыли. У широкоугольного объектива HA13x4,5BERM/BERD рекордный угол по горизонтали — 93,6° на f’=4,5 мм. HA22x7,8BERM/BERD (рис. 5) — длиннофокусный объектив массой 1,78 кг, его минимальная дистанция 0,8 м. Версии объективов означают: BERM — ручная фокусировка и автоматическое масштабирование; BERD — автоматическое управление фокусировкой и масштабированием.
К новому направлению развития оптики для ТВЧ следует отнести создание фирмой Fujinon оптических насадок и конвертеров для объективов ТВЧ.
Новый объектив HA13x4,5B-10 (рис. 6) — самый широкоугольный (93,6° по ширине кадра) в классе объективов для цифровой электронной кинематографии. HA5x6-F и HA12x9,5-F работают соответственно в диапазоне фокусных расстояний 6–30 и 9,5–114 мм при относительном отверстии 1:1,8 и 1:1,6,причем, как и HA13x4,5B-10, имеют угол поворота шкалы фокусировки на 280° и 160° соответственно  — поворота шкалы масштабирования. Пониженная «пульсация» при фокусировке, яркая маркировка шкал, видимых с обеих сторон объектива, совместимый привод, высокая четкость изображения и его бездисторсионность дополняют достоинства новых объективов серии CineStyle фирмы Fujinon.

Рис. 7. Стабилизатор изображения TS-P28A фирмы Fujinon

Для профессиональных полудюймовых камер разработаны объективы S13x4,5E и S13x4,5. Они имеют такие же качественные характеристики, как и вещательные объективы. Механизм внутренней фокусировки, большая герметичность конструкции, легкость и компактность обеспечивают превосходную мобильность и простоту управления.
Новая технология оптимизации конструктивных оптических параметров (так называемая «глобальная оптимизация» — Global Optimisation) позволила существенно уменьшить продольную и поперечную хроматические аберрации, а также сферическую аберрацию и кому, что в итоге повысило качество изображения по полю кадра. «Глобальная оптимизация» использована в новых объективах фирмы — HA13x4,5E; HA13x4,5B-10; A13x4,5E; A13x6,3E; S13x4,6E; A13x6,3; A22x7,8E.
Для телеконференций фирма представила три новых объектива A20x8,6MD, S20x6,4MD и S16x7,3WMD. Особый интерес представляет S16x7,3MD для 1/2" камер. Этот профессиональный объектив имеет кратность М=16x, очень легкий (0,87 кг) и компактный (диаметр Р65 мм и длина L 142 мм). Прекрасно подходит для видеоконференций, так как дистанционно легко и просто управляется (zoom, focus, iris), имеет многослойное покрытие ЕВС для снижения засветок и бликов.
Как известно, фирма Fujinon для своих широкодиапазонных объективов студийного и внестудийного применения использует оптический стабилизатор TS-38A. Так как новые объективы для видеожурналистики HDTV и SDTV имеют широкий диапазон фокусных расстояний, особенно в сторону увеличения больших значений фокусного расстояния объектива, стабилизация изображения для больших фокусных расстояний у таких объективов стала настоятельной необходимостью. Учитывая потребности времени, конструкторы Fujinon на выставке NAB2002 представили новый оптический стабилизатор изображения TS-P28A для объективов ВЖ/ВВП — HA36x10,5B, A36x10,5ERD, A36x14,5ERD, A24x11,5B, A24x16,5 и A22x7,8ERM/ERD. На рис. 7 изображен TS-P28A в сборке с объективом на байонетном креплении.

Фирма PANAVISION
Еще в 1997 г. фирмы Panavision и Sony стали совместно разрабатывать для электронной кинематографии цифровую камеру высокой четкости 24p формата 2/3" с прогрессивной разверткой. Такая камера Panavised HDW-F900 (рис. 8) была представлена на NAB2002. Создание подобной камеры потребовало значительных конструктивных изменений стандартных телекамер Sony. В частности, необходимо было изменить нижнюю часть опоры исходной камеры, заменить верхнюю крышку, перенести ручки камеры, ввести новую систему управления объективом и новый вид передней панели камеры, которая бы подходила для установки новых призменных цветоделительных блоков с разрешением матриц ПЗС 1920x1080 пикселов ССD-камер и с набором pre-filters для более широкого диапазона цветовой коррекции, ввести стержневое управление диафрагмой. Помимо перечисленных доработок в новой цифровой камере 24р используются плата Steadicam, новый видоискатель UltraView с 2x увеличением изображения, большей яркости и контраста, с увеличенным диапазоном диоптрийной настройки, возможностью высококонтрастной коррекции и с разрешением 500 твл по центру.
Для камеры HDW-F900 фирма Panavision, которая уже 45 лет создает кинообъективы, разработала новую линейку объективов серии PrimoDigital™ с увеличенным по сравнению с 35-мм пленкой в 2,5 раза полем зрения, так как диагональ формата 2/3" — 11 мм, а в 35-мм кинематографе — 27,5 мм. Объективы обеспечивают высокое качество изображения, сравнимое с качеством лучших кинообъективов(например, MTF не менее 80% на частоте 50 лин/мм). Линейка объективов PrimoDigital™ (рис. 9) включает семь объективов с постоянным фокусным расстоянием от 4 до 53 мм и четыре вариообъектива (1,8/6–27; 1,9/8–72; 1,6/9,5–105; 1,9/25–112). Высокое качество достигается благодаря применению в оптической системе объективов PrimoDigital™ оптически чистого материала и особого стекла для линз, асферических поверхностей, многослойного (до 12 слоев) просветляющего покрытия, встроенных колориметрического и контрастного фильтров (на них подана заявка на патент).

Рис. 8. Камера Panavised HDW-F900

Для визуального наблюдения за параметрами объективов Primo и PrimoDigital™ (фокусное расстояние, дистанция съемки, диафрагма, глубина поля в реальном времени и т. д.) фирма разработала дисплей Smartlens, который может устанавливаться на объектив (рис. 10) или на корпус крана (до 100 футов удаления) или на направляющем устройстве тележки. Соединение нескольких высококонтрастных дисплеев с подстраиваемой яркостью позволяет наблюдать за параметрами объективов нескольким операторам. Есть также последовательный цифровой выход для записи данных. Каждая читающая система Smartlens имеет собственную память, поэтому не требуется дополнительной градуировки. Заказчик может выбрать дисплей с большей или меньшей информацией в зависимости от параметров объектива.

Рис. 9. Линейка объективов Primo Digital

Рис. 10. Дисплей Smartlens

Фирма Carl Zeiss
Для цифрового телевидения фирма представила на выставке линейку из шести объективов с постоянным фокусным расстоянием. Это объективы серии DigiPrime® типа Distagon с фокусным расстоянием от 5 до 40 мм .Объективы данной серии разработаны для новейших 2/3" камер высокой четкости и полностью отвечают высоким требованиям ТВЧ и электронной кинематографии.
Достоинства объективов DigiPrime®:
– оптическая система имеет меньшее число поверхностей линз, соприкасающихся с воздухом. Это обеспечивает высокий контраст изображения (уменьшаются блики и засветки) даже при полностью открытой диафрагме;
– используется внутренняя фокусировка (IFD — internal focusing design) с помощью перемещения маленькой легкой линзовой группы внутри объектива, исключающей смещение центра тяжести, что особенно важно при работе со Steadicam;
– объективы унифицированы: крепление В4; передний диаметр — 95 мм, что подходит для большинства аксессуаров кино; длина — 164 мм; шестерни фокусировки и диафрагмирования позиционно одинаковы; одинаков баланс и центр тяжести;
– маркировка шкал фокусировки и диафрагмы хорошо читается независимо от освещения, причем растянутая шкала фокусировки, как в лучших кинообъективах, видна через прорезь в оправе (windowing system) на противоположных сторонах объектива; шкала диафрагм читается легко с каждой стороны и имеет маркировку делений штрихов через каждое увеличение относительного отверстия на 1/3; вращение фокусировочного кольца от 285° до 312°;
– механизм фокусировки обеспечивает точную наводку на объект съемки, причем ни фокусировка, ни изменение диафрагмы не влияют на размер изображения;
– новая одиннадцатилепестковая конструкция диафрагмы обеспечивает круглое отверстие диафрагмы, отсутствие люфта и заедания лепестков, что в итоге создает естественное и детализированное изображение при «мягком» фокусе;

Рис. 11. Объективы серии Digi Primes®

– имеется механизм установки заднего фокуса по собственной шкале, благодаря которому точно выдерживается калибровка шкалы фокусировки. После установки шкалы заднего фокуса в положение среднего диапазона фокусировки замок механизма заднего фокуса надежно закрепляется;
– линзы подвижной группы (floating element) при фокусировке перемещаются относительно друг друга, таким образом, чтобы корректировалась аберрация объектива и таким образом создавалось резкое и качественное изображение по всему полю зрения даже при самой минимальной дистанции;
– конструкция оправ прочная, что позволяет устанавливать на объективы DigiPrime компендиумы, приводы, фильтры, экраны и др. без ухудшения оптических характеристик;
– оптическая система объектива обеспечивает высокую четкость изображения (MTF на частоте 56 лин/мм составляет 90%), одинаковую освещенность по всему полю изображения, отсутствие цветных окантовок, что идеально подходит для натурных природных съемок (зеленых);
– естественная цветопередача благодаря выбору оптически чистого стекла, запатентованному многослойному покрытию «Т» и цветовой корректировке (СМТ). Это существенно уменьшает время подстройки в процессе эксплуатации объективов.
Внешний вид объективов Carl Zeiss DigiPrimes представлен на рис. 11.

Полный текст - в № 9 журнала "ТКТ" за 2002 г.

Обратно

Hosted by uCoz