Обратно

Архивные технологии

Устинов В.А.
Устройство OSCAR — прогрессивный вклад в реставрацию
киноизображений на кинопленке
(сокращенный вариант)

Кажется, невозможно сделать заметное технологическое усовершенствование в такой сложившейся отрасли, как кинопромышленность. Однако устройство (вернее, узел или блок) OSCAR, разработанное компанией Cintel и представленное на выставке NAB2002 в виде приспособления к телекинодатчику, как раз является такой технологической новинкой, которая может значительно повлиять на конструкцию реставрационного оборудования и изменить подходы к реставрационно-профилактической обработке кинопленки, находящейся на постоянном архивном хранении или в постоянном пользовании.
Кинопленка является относительно деликатным материалом, испытывающим сильные механические нагрузки: удары и растягивающие усилия в съемочной камере, в тракте проявочного оборудования, на монтажном столе. Она многократно проходит по высокоскоростным трактам таких устройств, как кинопроекторы и телекинодатчики. Как правило, условия эксплуатации кинопленки весьма далеки от идеальных, поверхностные слои пленки постепенно изнашиваются, появляются следы механических повреждений. Частицы пыли и грязи ведут к появлению царапин и других дефектов на киноизображении. Почти всегда кинопленку можно узнать не только по высокому качеству изображения, проецируемому на экран, но также, к сожалению, по царапинам, штрихам, следам затяжки, пятнам и частицам пыли, прилипшим к ее поверхности. Именно в этом приверженцы видеозаписи видят главный недостаток кинопленки.

Удаление механических дефектов на кинопленке
В настоящее время кинопромышленность располагает несколькими технологическими процессами, позволяющими резко сократить общее количество физических дефектов, снижающих качество киноизображения.
При печати промежуточных позитивов и негативов широко используются устройства, известные как иммерсионные фильмовые каналы. Если для небольшого уменьшения видимого дефекта видеоизображения (например, в процессе считывания видеоданных) применяют различные способы рассеяния светового потока источника света, то иммерсионные фильмовые каналы служат для получения таких же результатов, как при печати копий кинофильмов. Такие каналы устанавливаются на некоторых моделях лабораторного кинооборудования в узлах сканирования изображения.
Самой большой проблемой при использовании иммерсионного способа реставрации является рабочая жидкость — перхлорэтилен, вещество, опасное для окружающей среды и загрязняющее ее. Необходимо герметизировать систему обработки, чтобы рабочая жидкость не выбрасывалась в атмосферу; нужна громоздкая и дорогая система фильтрации, очистки и конденсации паров жидкости. Работа с различными форматами кинопленки требует использования разных герметизирующих узлов. И, наконец, перхлорэтилен усиливает экстракцию молекул пластификатора из основы кинопленки, способствуя таким образом повышению ее хрупкости после нескольких прогонов.

Устройство OSCAR — альтернатива традиционным методам реставрации
Аббревиатура OSCAR расшифровывается как Optical Scratch Concealment and Removal (оптическое маскирование царапин и реставрация). Устройство (блок или узел) OSCAR представляет собой «твердотельный» электрооптический иммерсионный фильмовый канал, выполненный в виде одного рабочего блока небольшого размера и снабженный узлами механического удаления пыли и грязи.
В устройстве OSCAR не используются жидкие химические вещества. Оно работает в реальном времени и поэтому все эксплуатационные параметры сканера полностью сохранены. Во время эксплуатации этого устройства не нужны дополнительные средства, после его установки можно просто «забыть» о нем.
Ниже кратко описываются способы восстановления первоначального изображения на кинопленке, базирующиеся на известных принципах формирования и восстановления киноизображений, и объясняется, как можно восстановить первоначальное качество киноизображения на кинопленке, имеющей большие механические повреждения.

Реставрация изображения на кинопленке
На рис. 1,а видно, что слои, формирующие изображение на кинопленке, заключены в пакет и расположены между двумя «защитными» слоями. Более толстый слой — это подложка или основа, а на поверхность изобразительного (эмульсионного) слоя наносится защитный слой. В свою очередь, на рис. 1,б хорошо видно, что большинство царапин не доходит до изобразительного слоя, оставаясь на защитных слоях; на обе поверхности кинопленки оседают частицы пыли. Однако на сильно изношенных копиях царапины иногда могут достигать изобразительного слоя, но такой дефект очень редко встречается на съемочном негативе или промежуточных киноматериалах (рис. 1,в). На рис. 1,в видно, что царапина прошла сквозь защитный слой и вызвала физическое разрушение изображения. В этом случае при получении готовой кинокопии требуется ручное удаление царапины.

Рис. 1. а — изобразительный слой находится внутри пакета, составляющего кинопленку;
б — поверхностные дефекты механического происхождения на
кинопленке, вызывающие ухудшение качества изображения;
в —проникающая царапина, вызывающая повреждение эмульсионного слоя

При использовании традиционных реставрационных методов в устройстве с иммерсионным фильмовым каналом зона царапины заполняется перхлорэтиленом, который имеет такой же коэффициент отражения, как и защитные слои кинопленки (рис. 2). Другими словами, перхлорэтилен создает новое временное покрытие, уменьшающее рассеяние света, вызванное царапинами. Однако частицы пыли и грязи, внедренные в поверхность кинопленки, например, в виде отпечатков пальцев, будут продолжать ухудшать или изменять направление лучей, проходящих через кинопленку.

Рис. 2. Заполнение царапин на поверхности кинопленки перхлорэтиленом

Менее эффективным, но простым способом удаления мелких царапин является использование диффузионного источника света (в ТКД на ПЗС) или простого диффузора за фильмовой плоскостью (в ТКД с бегущим лучом). При применении любой из них небольшие царапины и следы затяжки кинопленки удаляются довольно успешно, хотя эти системы по своей эффективности пока еще далеки от иммерсионных фильмовых каналов. Кроме того, ПЗС рассеивают свет от источника, что вызывает размягчение изображения и снижение четкости, появление светлого пятна размытых очертаний вокруг зерна или ярко окрашенного элемента изображения.
На рис. 3 представлено укрупненное изображение царапины, которая полностью устранена при однократном проходе через устройство OSCAR, так как оно работает с реальным изображением.

Рис. 3. Эффективность устройства OSCAR:
слева — первоначальный вид кадра; справа — этот же кадр после прохода через устройство

Основные достоинства устройства OSCAR
Если сравнивать с имеющимися на рынке средствами реставрации кинопленки, то устройство OSCAR обладает рядом преимуществ:
• уменьшается влияние частиц пыли на киноизображение;
• сокращается продолжительность реставрационной обработки кинопленки перед копированием или оцифрованием;
• значительно сокращается количество видимых дефектов и следов склеек;
• повышается качество перевода киноизображений, даже в случае значительных повреждений поверхности кинопленки;
• работа в реальном времени;
• при оцифровании киноизображения (или наоборот, при переводе видеоизображения на кинопленку), а также при проекции изображения через цифровой проектор качество материала значительно улучшается.
В сочетании с ТКД (например, типа C-Reality или DSX фирмы Cintel) устройство OSCAR обеспечивает более высокое качество изображения, позволяя получать на выходе чистую цифровую копию с разрешением до 4096 х 3112 пикселов.

По материалам NAB2002

Полный текст - в № 10 журнала "ТКТ" за 2002 год

Обратно

Hosted by uCoz