Обратно

Экономика, право, производство

Уразова С.Л.
Европриметы и информпространство
(сокращенный вариант)

Говорить о сближении России с Евросоюзом становится приметой времени. Российское правительство приняло решение о том, чтобы часть своих валютных сбережений сохранять не только в долларах США, но и в евро. Вполне понятно почему: евро все активнее начинает выступать в роли второй мировой валюты, и не считаться с этим нельзя. По утверждению экспертов, «Евросоюзу принадлежит крупнейшая доля в мировой торговле, он ориентирован на внешнюю торговлю в гораздо большей степени, чем Штаты: доля экспорта в ВВП ЕС составляет 24%, тогда как у США — не более 7%». Кроме того, утверждают аналитики, Европа торгует со всеми континентами, а евроинвестиции присутствуют во всех регионах мира — фактор, безусловно, тоже весьма привлекательный. Поэтому в принятом Россией решении усматривается сколь признание нового платежного средства, крепнущего буквально на глазах, столь и стремление активнее развивать торгово-экономические связи с ЕС.
Проведение саммита «Россия — Европейский Союз» в юбилейном Санкт-Петербурге лишнее тому подтверждение. Участие в нем глав 15 государств ЕС, а также приглашенных в качестве наблюдателей глав 10 новых государств — членов ЕС, которые войдут в Евросоюз в 2004 г., создавали, казалось бы, серьезные предпосылки для стимулирования экономического сотрудничества на российско-европейском направлении. Хотя ряд обозревателей и полагает, что все это лишь фасадная сторона дела. В реальности же эти экономические связи складываются в последние годы не слишком благоприятно, а российско-европейское сотрудничество практически свернуто, и на деле сейчас речь идет о «борьбе за «новый мировой порядок». То есть о том, кто будет строить этот новый мировой порядок совместно с США в ближайшем будущем. Тем не менее, на встрече в Санкт-Петербурге России удалось обозначить список неотложных проблем на европейском направлении, требующих разрешения.
Незадолго до встречи в Санкт-Петербурге в Москве прошел семинар «Телевидение в Российской Федерации». Он был организован Европейской Аудиовизуальной Обсерваторией (ЕАО) совместно с МПТР РФ. Дело, разумеется, не в названии, а в результативности проведенного мероприятия. А тут как раз сближение на информационной ниве явно просматривалось, хотя сама встреча и была непродолжительной. Однако факт ее проведения уже говорил о движении России и Европы навстречу друг другу. При желании в этом можно даже усмотреть некую наметившуюся тенденцию, способную перерасти со временем в продуктивное сотрудничество, цель которого — построение единого информационного пространства в европейской географической зоне.
До недавнего времени европейские коллеги по аудиовизуальному сектору рынка располагали довольно скудной информацией о том, как развивается отрасль телерадиовещания в России в условиях рынка. Это, кстати, подчеркнул Вольфганг Клосс, исполнительный директор ЕАО.
Однако первый информационный барьер был все-таки преодолен, знакомство с состоянием российского телевизионного рынка состоялось. Что и подтвердила московская встреча. Четыре месяца АНО «Интерньюс» работала над докладом «Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория». Ныне этот важный документ, переведенный на английский язык, опубликован на веб-сайте Обсерватории (http://www.obs.coe.int) и теперь все члены ЕАО могут с ним ознакомиться. Для российских вещателей факт такой публикации имеет немалое значение. По словам Владимира Григорьева, замминистра МПТР России, который присутствовал на семинаре, «информация, распространяемая Обсерваторией, служит серьезным ориентиром для инвестиций в медиа-бизнес».
Но инвестиции — вопрос пока эфемерный. Желаемое, как известно, не всегда преобразуется в реальность. На европейские инвестиции, надо думать, российским телевещателям вряд ли стоит рассчитывать в ближайшее время. Хотя в докладе, подготовленном отечественными экспертами, была представлена объективная картина по всем направлениям — от институциональной и технической базы российского сектора телевидения и его организационной структуры, а также существующих проблем законодательного характера, до рынка телепрограммирования и рекламного рынка. На встрече говорилось, что этот доклад будет представлен для изучения и российскому президенту. Но дело ведь не только в объективности проведенного анализа. Европа, формируя свои инвестиционные предложения, априори ведет себя более сдержанно, нежели их американские коллеги. Да и анализ состояния европейского аудиовизуального рынка Обсерватория строит на принципе прозрачности, который не только в Европе, но и во всем мире считается одним из базовых условий для притока инвестиций и стимулирования процессов интеграции в условиях развивающейся глобализации.
С прозрачностью российского медиарынка дело обстоит, мягко говоря, неблестяще. Российские эксперты, присутствовавшие на московской встрече, с сожалением подтверждали, что отечественный рынок телевидения от прозрачности далек. Еще лучше об этом знают его непосредственные участники. И надо полагать, этот факт, включая неразрешенность законодательных проблем и несовершенный менеджмент российских компаний, может стать для инвестора, когда он попытается выйти на российские просторы, определяющим. Это серьезная брешь в строящихся российско-европейских отношениях.

Рис.1. Оценка торговли аудиовизуальных программ
между Европейским союзом и Северной Америкой
(1988–2000) — USD Миллионы

Кризис европейском телевизионном секторе, говорилось во время встречи, связан с внедрением цифровых технологий. Переход на «цифру» влечет за собой увеличение количества программ, которые необходимо производить, а это связано с дополнительными затратами. При этом рыночные механизмы, способные принести прибыль компаниям в новых условиях, еще толком не определены. Ставка, в частности, делалась на телемагазины, на них возлагались немалые надежды, но они оказались не столь прибыльными, чтобы покрыть расходы, как на технологическое перевооружение компаний, так и на производство телепрограмм.
При этом в Европе уже началось освоение интерактивного телевидения, которое кое-где становится точкой отсчета для возникновения новых бизнес-моделей в сфере вещания. Но такая практика не повсеместна. Например, в Великобритании вещателям удается при помощи интерактивных игр привлекать дополнительные финансовые средства, а в континентальной Европе интерактивные технологии пока еще не применяются вовсе.
Согласно европейской экспертизе, в условиях наблюдаемого финансового дефицита на телевизионном рынке проявились характерные тенденции, отмеченные в последнее время. Их несколько. Наиболее важным фактором для телекомпаний становится коммерческий доход; темп прироста аудитории у широковещательных каналов оказался значительно ниже, чем у частных каналов; в разных странах Европы наблюдаются серьезные различия в уровнях и методах финансирования общественных каналов.
Частный сектор телевидения в Европе строит свое финансовое обеспечение, ориентируясь на доходы от подписки и рекламы. Но и тут есть проблема. Если еще 10 лет назад рекламный рынок в Западной Европе постоянно рос, то в 2000–2002 гг. наблюдался спад активности рекламного рынка. Как отмечалось во время московской встречи, в состоянии кризиса, например, находится британская система телевидения. В 1996 г. ее дефицит составлял порядка 4%, а в 2001 г. — чуть менее 10%. Телевизионный сектор Италии также испытывает дефицит средств, особенно в системе цифрового вещания. Во Франции, когда речь заходит о цифровых платформах, телеканалы предпочитают вовсе не публиковать свои финансовые отчеты. При этом телекомпаниям приходится закупать в условиях огромной инфляции права на показ передач, особенно спортивных, которые пользуются спросом у телезрителей. Закупаются и американские программы. Стоят они довольно дорого. Кроме того, телепрограммы продаются, как правило, в виде сформированных пакетов, стоимость которых высока, и это сказывается на бюджете телекомпаний. Они постоянно несут издержки.
Немалые сложности существуют и на европейском рынке программирования. Известно, что американские программы, а также американское кино, пользуются в Европе большим спросом. И даже директива ЕС о том, что соотношение импортируемых программ и программ европейского производства на телевидении должно составлять 50 і 50, не решает проблемы. Она попросту не соблюдается. По данным Обсерватории, дефицит Европы в балансе аудиовизуальной торговли с Северной Америкой достиг 8,2 млрд долл. в 2000 г. А трансляция американских программ европейскими телевизионными сетями, включая и приобретение прав на показ американской аудиовизуальной продукции на телевидении, увеличилась на 15,9% к 2000 г. Кроме того, существующие в Европейском Союзе активы аудиовизуальных компаний с иностранным управлением оцениваются в 15,3 млрд евро при их операционном доходе в 12,7 млрд евро. В графическом воплощении эта тенденция выглядит особенно наглядно.

Рис. 2. Происхождение Импортированных Программ (Фильм + телевидение),
показанные 101 Сетью Европейского союза 2000 г.

Особое отношение у европейцев к телевизионным драмам. В Великобритании, Испании, Италии есть потребность в производстве такого телевизионного жанра. Но эта продукция требует больших затрат, и ни один национальный производитель не может ее создавать без серьезных финансовых вливаний. Поэтому жанр этот постепенно умирает, на телевизионном экране его больше не показывают в прайм-тайм. И только Франция представляет собой исключение в этом плане. Но она производит этот телевизионный продукт исключительно из соображений национального престижа, особенно, когда сюжет основан на произведениях французских классиков. Но и французы, будучи инициаторами съемки данного жанра, предпочитают прибегать к совместному производству.
Очевидно, что, несмотря на трудности, существующие сегодня в телевизионном секторе каждой из европейских стран, конкуренция между национальными телекомпаниями продолжается, при этом одновременно в рамках созданного единого информационного пространства идут и процессы интеграции. Несмотря на многие различия в протекающих процессах в каждом из европейских государств. Например, в Великобритании телекомпании, которые используют цифровые пакеты, уже занимают более половины рынка. Здесь идет активная конкуренция между тематическими каналами и вполне очевидна потребность в создании тематической телевизионной продукции. Французский телевизионный рынок характеризуется как стабильный и уравновешенный. Но в последние 5 лет здесь активно развивается цифровое спутниковое телевидение. У телерынка Германии темп более замедленный по сравнению с Францией. Хотя германский телевизионный ландшафт богат разнообразием каналов и конкуренция между ними довольно высока. Одна из последних его тенденций — развитие региональных каналов. В Италии же сохраняется серьезная конкуренция между общественным телевидением и media-set — группой каналов, принадлежащих премьер-министру страны. Конкурируют на итальянском телевизионном рынке и две цифровые платформы, принадлежащие разным влиятельным владельцам. Эксперты полагают, что замена аналогового телевидения на цифровое здесь будет происходить в течение 5–6 лет. Однако многие признают, что внедрение двух цифровых платформ не является удачным экономическим решением для страны. В Испании, где активно развивается общественное и коммерческое телевидение, также идет внедрение двух цифровых платформ, но они имеют тенденцию к слиянию. Одновременно здесь развиваются и тематические каналы.
Европейская Аудиовизуальная Обсерватория представила краткий анализ основных телевизионных рынков показа национальных программ в Германии, Великобритании, Италии, Испании и Франции. И общий объем национальных показов на этих пяти рынках составил 5 883 ч в 2001 г. По сравнению с 2000 г. их увеличение произошло всего на 300 ч или 5,7% (игровые фильмы в этот анализ не входят). Цифра, признают эксперты, довольно незначительная. Заметный рост произошел в основном за счет итальянского сектора, где начиная с 1996 г. производство телепродукции утроилось, а также испанского. Но вот во Франции объем производства национальной продукции в 2001 г. оказался ниже, чем даже в 1996 г. Более детальный анализ, где учитывается количество произведенных названий телепродукции и количество эпизодов, показывает, что наиболее конкурентные позиции в этом плане сохраняются за Германией. Она признана главным европейским продюсером. Почти 45% всех наименований телевизионной продукции было произведено в Германии. На втором месте — Франция, но она отличается лишь разномєразием названий телевизионной продукции, чем демонстрирует свой творческий потенциал. Однако и Германия и Франция предпочитают производить в основном телефильмы, тогда как Испания и Италия больше специализируются на сериалах. Но, как признают европейские эксперты, наиболее предпочтительный для телевидения сегодня формат — это телевикторины. Издержки на их производство значительно ниже и есть возможность привлекать в достаточных количествах рекламу.

Рис.3. Объем национальных показов в Германии,
Испании, Франции, Великобритании, Италии в 1997–2001 гг.

Даже при поверхностном рассмотрении процессов, присущих европейскому телевизионному сектору в целом, становится очевидным, насколько они различаются в каждой из стран. Но эти различия, судя по всему, связаны с тем, что формирование единого информационного пространства только началось. По сути, идет процесс реструктуризации телевизионного сектора, когда ищутся новые пути и решения для его развития. И каждое европейское государство вносит свою лепту в этот процесс. Однако уже сейчас ясно, что будущее в телевизионном, да и в радиовещательном, секторе за тематическими каналами, которые пользуются большим спросом в Европе, нежели широковещательные. И эту тенденцию российским вещателям стоит учесть, несмотря на то, что у нас в стране телерадиовещательный сектор пока находится в режиме ожидания к переходу на цифровые технологии. Есть еще одно наблюдение, которое напрашивается в результате краткого сравнительного анализа, представленного Обсерваторией. Речь о новой бизнес-модели для вещания, поиск которой ведут сегодня все страны, осваивающие цифровые технологии. Видимо, их внедрение — лишь половина процесса, необходимого для формирования информационного пространства в соответствии с современными требованиями. Однако чтобы выработать бизнес-модель, при помощи которой вещатели смогли бы безбедно развиваться в будущем, цифровые технологии необходимо внедрять вкупе с интерактивными технологиями, без которых нельзя ни создать, ни освоить финансовые потоки возврата средств, затраченных на переоснащение технологической базы вещания.

Полный текст - в № 10 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz