Уразова С.Л.
Европриметы и информпространство
(сокращенный
вариант)
Говорить о сближении России с
Евросоюзом становится приметой
времени. Российское правительство
приняло решение о том, чтобы часть
своих валютных сбережений
сохранять не только в долларах США,
но и в евро. Вполне понятно почему:
евро все активнее начинает
выступать в роли второй мировой
валюты, и не считаться с этим
нельзя. По утверждению экспертов,
«Евросоюзу принадлежит крупнейшая
доля в мировой торговле, он
ориентирован на внешнюю торговлю в
гораздо большей степени, чем Штаты:
доля экспорта в ВВП ЕС составляет
24%, тогда как у США — не более 7%».
Кроме того, утверждают аналитики,
Европа торгует со всеми
континентами, а евроинвестиции
присутствуют во всех регионах мира
— фактор, безусловно, тоже весьма
привлекательный. Поэтому в
принятом Россией решении
усматривается сколь признание
нового платежного средства,
крепнущего буквально на глазах,
столь и стремление активнее
развивать торгово-экономические
связи с ЕС.
Проведение саммита «Россия —
Европейский Союз» в юбилейном
Санкт-Петербурге лишнее тому
подтверждение. Участие в нем глав 15
государств ЕС, а также приглашенных
в качестве наблюдателей глав 10
новых государств — членов ЕС,
которые войдут в Евросоюз в 2004 г.,
создавали, казалось бы, серьезные
предпосылки для стимулирования
экономического сотрудничества на
российско-европейском направлении.
Хотя ряд обозревателей и полагает,
что все это лишь фасадная сторона
дела. В реальности же эти
экономические связи складываются в
последние годы не слишком
благоприятно, а
российско-европейское
сотрудничество практически
свернуто, и на деле сейчас речь идет
о «борьбе за «новый мировой
порядок». То есть о том, кто будет
строить этот новый мировой порядок
совместно с США в ближайшем
будущем. Тем не менее, на встрече в
Санкт-Петербурге России удалось
обозначить список неотложных
проблем на европейском
направлении, требующих разрешения.
Незадолго до встречи в
Санкт-Петербурге в Москве прошел
семинар «Телевидение в
Российской Федерации». Он был
организован Европейской
Аудиовизуальной Обсерваторией
(ЕАО) совместно с МПТР РФ. Дело,
разумеется, не в названии, а в
результативности проведенного
мероприятия. А тут как раз
сближение на информационной ниве
явно просматривалось, хотя сама
встреча и была непродолжительной.
Однако факт ее проведения уже
говорил о движении России и Европы
навстречу друг другу. При желании в
этом можно даже усмотреть некую
наметившуюся тенденцию, способную
перерасти со временем в
продуктивное сотрудничество, цель
которого — построение единого
информационного пространства в
европейской географической зоне.
До недавнего времени европейские
коллеги по аудиовизуальному
сектору рынка располагали довольно
скудной информацией о том, как
развивается отрасль
телерадиовещания в России в
условиях рынка. Это, кстати,
подчеркнул Вольфганг Клосс,
исполнительный директор ЕАО.
Однако первый информационный
барьер был все-таки преодолен,
знакомство с состоянием
российского телевизионного рынка
состоялось. Что и подтвердила
московская встреча. Четыре месяца
АНО «Интерньюс» работала над
докладом «Российское телевидение:
организационная структура,
производство программ, аудитория».
Ныне этот важный документ,
переведенный на английский язык,
опубликован на веб-сайте
Обсерватории (http://www.obs.coe.int)
и теперь все члены ЕАО могут с ним
ознакомиться. Для российских
вещателей факт такой публикации
имеет немалое значение. По словам
Владимира Григорьева, замминистра
МПТР России, который присутствовал
на семинаре, «информация,
распространяемая Обсерваторией,
служит серьезным ориентиром для
инвестиций в медиа-бизнес».
Но инвестиции — вопрос пока
эфемерный. Желаемое, как известно,
не всегда преобразуется в
реальность. На европейские
инвестиции, надо думать, российским
телевещателям вряд ли стоит
рассчитывать в ближайшее время.
Хотя в докладе, подготовленном
отечественными экспертами, была
представлена объективная картина
по всем направлениям — от
институциональной и технической
базы российского сектора
телевидения и его организационной
структуры, а также существующих
проблем законодательного
характера, до рынка
телепрограммирования и рекламного
рынка. На встрече говорилось, что
этот доклад будет представлен для
изучения и российскому президенту.
Но дело ведь не только в
объективности проведенного
анализа. Европа, формируя свои
инвестиционные предложения,
априори ведет себя более сдержанно,
нежели их американские коллеги. Да
и анализ состояния европейского
аудиовизуального рынка
Обсерватория строит на принципе
прозрачности, который не только в
Европе, но и во всем мире считается
одним из базовых условий для
притока инвестиций и
стимулирования процессов
интеграции в условиях
развивающейся глобализации.
С прозрачностью российского
медиарынка дело обстоит, мягко
говоря, неблестяще. Российские
эксперты, присутствовавшие на
московской встрече, с сожалением
подтверждали, что отечественный
рынок телевидения от прозрачности
далек. Еще лучше об этом знают его
непосредственные участники. И надо
полагать, этот факт, включая
неразрешенность законодательных
проблем и несовершенный менеджмент
российских компаний, может стать
для инвестора, когда он попытается
выйти на российские просторы,
определяющим. Это серьезная брешь в
строящихся российско-европейских
отношениях.
Рис.1. Оценка торговли
аудиовизуальных программ
между Европейским союзом и
Северной Америкой
(1988–2000) — USD Миллионы
Кризис европейском телевизионном
секторе, говорилось во время
встречи, связан с внедрением
цифровых технологий. Переход на
«цифру» влечет за собой увеличение
количества программ, которые
необходимо производить, а это
связано с дополнительными
затратами. При этом рыночные
механизмы, способные принести
прибыль компаниям в новых условиях,
еще толком не определены. Ставка, в
частности, делалась на
телемагазины, на них возлагались
немалые надежды, но они оказались
не столь прибыльными, чтобы покрыть
расходы, как на технологическое
перевооружение компаний, так и на
производство телепрограмм.
При этом в Европе уже началось
освоение интерактивного
телевидения, которое кое-где
становится точкой отсчета для
возникновения новых бизнес-моделей
в сфере вещания. Но такая практика
не повсеместна. Например, в
Великобритании вещателям удается
при помощи интерактивных игр
привлекать дополнительные
финансовые средства, а в
континентальной Европе
интерактивные технологии пока еще
не применяются вовсе.
Согласно европейской экспертизе, в
условиях наблюдаемого финансового
дефицита на телевизионном рынке
проявились характерные тенденции,
отмеченные в последнее время. Их
несколько. Наиболее важным
фактором для телекомпаний
становится коммерческий доход;
темп прироста аудитории у
широковещательных каналов
оказался значительно ниже, чем у
частных каналов; в разных странах
Европы наблюдаются серьезные
различия в уровнях и методах
финансирования общественных
каналов.
Частный сектор телевидения в
Европе строит свое финансовое
обеспечение, ориентируясь на
доходы от подписки и рекламы. Но и
тут есть проблема. Если еще 10 лет
назад рекламный рынок в Западной
Европе постоянно рос, то в 2000–2002 гг.
наблюдался спад активности
рекламного рынка. Как отмечалось во
время московской встречи, в
состоянии кризиса, например,
находится британская система
телевидения. В 1996 г. ее дефицит
составлял порядка 4%, а в 2001 г. — чуть
менее 10%. Телевизионный сектор
Италии также испытывает дефицит
средств, особенно в системе
цифрового вещания. Во Франции,
когда речь заходит о цифровых
платформах, телеканалы
предпочитают вовсе не публиковать
свои финансовые отчеты. При этом
телекомпаниям приходится закупать
в условиях огромной инфляции права
на показ передач, особенно
спортивных, которые пользуются
спросом у телезрителей. Закупаются
и американские программы. Стоят они
довольно дорого. Кроме того,
телепрограммы продаются, как
правило, в виде сформированных
пакетов, стоимость которых высока,
и это сказывается на бюджете
телекомпаний. Они постоянно несут
издержки.
Немалые сложности существуют и на
европейском рынке
программирования. Известно, что
американские программы, а также
американское кино, пользуются в
Европе большим спросом. И даже
директива ЕС о том, что соотношение
импортируемых программ и программ
европейского производства на
телевидении должно составлять 50 і
50, не решает проблемы. Она попросту
не соблюдается. По данным
Обсерватории, дефицит Европы в
балансе аудиовизуальной торговли с
Северной Америкой достиг 8,2 млрд
долл. в 2000 г. А трансляция
американских программ
европейскими телевизионными
сетями, включая и приобретение прав
на показ американской
аудиовизуальной продукции на
телевидении, увеличилась на 15,9% к 2000
г. Кроме того, существующие в
Европейском Союзе активы
аудиовизуальных компаний с
иностранным управлением
оцениваются в 15,3 млрд евро при их
операционном доходе в 12,7 млрд евро.
В графическом воплощении эта
тенденция выглядит особенно
наглядно.
Рис. 2. Происхождение
Импортированных Программ (Фильм +
телевидение),
показанные 101 Сетью Европейского
союза 2000 г.
Особое отношение у европейцев к
телевизионным драмам. В
Великобритании, Испании, Италии
есть потребность в производстве
такого телевизионного жанра. Но эта
продукция требует больших затрат, и
ни один национальный производитель
не может ее создавать без серьезных
финансовых вливаний. Поэтому жанр
этот постепенно умирает, на
телевизионном экране его больше не
показывают в прайм-тайм. И только
Франция представляет собой
исключение в этом плане. Но она
производит этот телевизионный
продукт исключительно из
соображений национального
престижа, особенно, когда сюжет
основан на произведениях
французских классиков. Но и
французы, будучи инициаторами
съемки данного жанра, предпочитают
прибегать к совместному
производству.
Очевидно, что, несмотря на
трудности, существующие сегодня в
телевизионном секторе каждой из
европейских стран, конкуренция
между национальными
телекомпаниями продолжается, при
этом одновременно в рамках
созданного единого
информационного пространства идут
и процессы интеграции. Несмотря на
многие различия в протекающих
процессах в каждом из европейских
государств. Например, в
Великобритании телекомпании,
которые используют цифровые
пакеты, уже занимают более половины
рынка. Здесь идет активная
конкуренция между тематическими
каналами и вполне очевидна
потребность в создании
тематической телевизионной
продукции. Французский
телевизионный рынок
характеризуется как стабильный и
уравновешенный. Но в последние 5 лет
здесь активно развивается цифровое
спутниковое телевидение. У
телерынка Германии темп более
замедленный по сравнению с
Францией. Хотя германский
телевизионный ландшафт богат
разнообразием каналов и
конкуренция между ними довольно
высока. Одна из последних его
тенденций — развитие региональных
каналов. В Италии же сохраняется
серьезная конкуренция между
общественным телевидением и media-set
— группой каналов, принадлежащих
премьер-министру страны.
Конкурируют на итальянском
телевизионном рынке и две цифровые
платформы, принадлежащие разным
влиятельным владельцам. Эксперты
полагают, что замена аналогового
телевидения на цифровое здесь
будет происходить в течение 5–6 лет.
Однако многие признают, что
внедрение двух цифровых платформ
не является удачным экономическим
решением для страны. В Испании, где
активно развивается общественное и
коммерческое телевидение, также
идет внедрение двух цифровых
платформ, но они имеют тенденцию к
слиянию. Одновременно здесь
развиваются и тематические каналы.
Европейская Аудиовизуальная
Обсерватория представила краткий
анализ основных телевизионных
рынков показа национальных
программ в Германии,
Великобритании, Италии, Испании и
Франции. И общий объем национальных
показов на этих пяти рынках
составил 5 883 ч в 2001 г. По сравнению с
2000 г. их увеличение произошло всего
на 300 ч или 5,7% (игровые фильмы в этот
анализ не входят). Цифра, признают
эксперты, довольно незначительная.
Заметный рост произошел в основном
за счет итальянского сектора, где
начиная с 1996 г. производство
телепродукции утроилось, а также
испанского. Но вот во Франции объем
производства национальной
продукции в 2001 г. оказался ниже, чем
даже в 1996 г. Более детальный анализ,
где учитывается количество
произведенных названий
телепродукции и количество
эпизодов, показывает, что наиболее
конкурентные позиции в этом плане
сохраняются за Германией. Она
признана главным европейским
продюсером. Почти 45% всех
наименований телевизионной
продукции было произведено в
Германии. На втором месте —
Франция, но она отличается лишь
разномєразием названий
телевизионной продукции, чем
демонстрирует свой творческий
потенциал. Однако и Германия и
Франция предпочитают производить в
основном телефильмы, тогда как
Испания и Италия больше
специализируются на сериалах. Но,
как признают европейские эксперты,
наиболее предпочтительный для
телевидения сегодня формат — это
телевикторины. Издержки на их
производство значительно ниже и
есть возможность привлекать в
достаточных количествах рекламу.
Рис.3. Объем
национальных показов в Германии,
Испании, Франции, Великобритании,
Италии в 1997–2001 гг.
Даже при поверхностном рассмотрении процессов, присущих европейскому телевизионному сектору в целом, становится очевидным, насколько они различаются в каждой из стран. Но эти различия, судя по всему, связаны с тем, что формирование единого информационного пространства только началось. По сути, идет процесс реструктуризации телевизионного сектора, когда ищутся новые пути и решения для его развития. И каждое европейское государство вносит свою лепту в этот процесс. Однако уже сейчас ясно, что будущее в телевизионном, да и в радиовещательном, секторе за тематическими каналами, которые пользуются большим спросом в Европе, нежели широковещательные. И эту тенденцию российским вещателям стоит учесть, несмотря на то, что у нас в стране телерадиовещательный сектор пока находится в режиме ожидания к переходу на цифровые технологии. Есть еще одно наблюдение, которое напрашивается в результате краткого сравнительного анализа, представленного Обсерваторией. Речь о новой бизнес-модели для вещания, поиск которой ведут сегодня все страны, осваивающие цифровые технологии. Видимо, их внедрение — лишь половина процесса, необходимого для формирования информационного пространства в соответствии с современными требованиями. Однако чтобы выработать бизнес-модель, при помощи которой вещатели смогли бы безбедно развиваться в будущем, цифровые технологии необходимо внедрять вкупе с интерактивными технологиями, без которых нельзя ни создать, ни освоить финансовые потоки возврата средств, затраченных на переоснащение технологической базы вещания.
Полный текст - в № 10 журнала "ТКТ" за 2003 г.