Обратно

Новости техники и технологии

Василевский Ю.А.
Цифровой фильм, стандарт 24Р
и телекинопроекция в США
(сокращенный вариант)

В США стандарты на телевидение, включая ТВЧ, допускают применение 36 различных комбинаций строчных и кадровых частот, т. е. 36 подстандартов, причем несовместимых ни с одним из стандартов Европы и Азии. Естественно предположить, что их внедрение резко усложнит компоновку ТВ-программ и фильмов и, конечно же, вещание, поскольку потребует выпуска и передачи телепрограмм в нескольких стандартах. Соответственно возрастут и затраты производства.
Проблемы многостандартности касаются всех сторон ТВ-производства программ, их передачи и приема, ТВ-сетей, распределения частот и т. д. В данной статье рассматривается, хотя и частный, но актуальный аспект многостандартности, а именно создаваемые ею проблемы в производстве фильмов.

Стандарт-спаситель
Так что же это за стандарт? В наиболее общем смысле это самый высокоразрешающий из предложенных в настоящее время стандартов ТВЧ — 1920 пикселов ґ 1080 строк при частоте 24 кадр/с и с прогрессивной разверткой (сокращенно стандарт 24Р).
Почему используется 24 кадр/с? По двум веским причинам: во-первых, это нормальная частота кадров кинофильмов, а подавляющее большинство материалов для телевидения всё еще снимается на кинопленке. Во-вторых, на основе этого стандарта достаточно просто вывести вещательные версии с 25 кадр/с (для европейского рынка) и 30 кадр/с (для Северной Америки).
Использование прогрессивной развертки определяется простотой обработки сигнала. Единственная область, где прогрессивная развертка стандарта 24Р вызывает трудности — это контроль изображения. 24Р-монитор непригоден для просмотра из-за слишком сильного мерцания; сторонники стандарта 24Р предлагают удвоение или даже утроение частоты кадров — до 72 Гц.
Изготовители телевизионного оборудования тем не менее предлагают заменить стандарт 24Р на 24sf, где «sf» означает сегментные кадры. Здесь передаются сначала все нечетные, а затем все четные строки изображения.
Вы скажете: «Минуточку, а это не чересстрочная развертка?». Применительно к видеомониторам это действительно так. Важное различие состоит в том, что изображение формируется и передается 24 раза в секунду и что кадр сегментирован. В чересстрочной видеокамере для 24 кадр/с изображение должно было бы формироваться 48 раз в секунду, поочередно для нечетных и четных строк, допуская возможность движения между полями.
Одно из существенных свойств стандарта 24Р состоит в том, что он позволяет изменять скорость кадров в конце процесса обработки фильма. Чтобы получить европейскую версию, вы просто поднимаете выходную частоту примерно на 4%, т. е. до 25 кадр/с.

Так значит, это 1080/24Р?
Так ли это? Действительно ли мы определили новый стандарт для компоновки программ, который всех осчастливит? Конечно же, нет. Это же телевидение. Для многих производителей и пользователей программ применение стандарта 1080/24Р — определенно шаг в правильном направлении. Это единственный стандарт, который в процессе компоновки нуждается только в паре стандартных преобразователей в конце тракта для того, чтобы генерировать выходные сигналы на любой вкус.
Качество также удовлетворяет самым высоким требованиям. 1920 пикселов на 1080 строках — это как раз 1080i. Любой другой видеостандарт по качеству изображения ниже этого. Но что, если вам надо вернуться к кинопленке?
Какая четкость нужна для цифровых фильмов? Несколько лет назад относительно четкости бушевали дебаты. Пуристы говорили, что для того, чтобы зафиксировать информацию, соответствующую возможностям пленки, необходимо разрешение 4К (т. е. 4096 отсчетов по ширине кадра 35-мм фильма). Фирма Quantel, чей пакет Domino был первым коммерчески доступным компактным решением, выступила за разрешение 3К. Прагматики, напуганные размерами 4К-файлов с информационной емкостью 75 Мбайт/кадр, предложили 2К. А фирма ILM сделала «прогулку динозавров» в «Парке Юрского периода» с четкостью 1К.
По мере становления рынка 2К быстро становится фактическим стандартом, наряду с форматом файлов DPX, созданным фирмой Kodak для системы Cineon. Цифровые фильмы теперь обычно известны как «2К».

Пусть будет война форматов
Итак, согласно одной точке зрения, видеоиндустрия много вложила в создание электронных систем для ТВЧ, так что надо использовать их для цифровых фильмов; согласно другой, ТВЧ ведет в тупик и мы должны сконцентрировать усилия на системах, обеспечивающих использование пленки и её полную разрешающую способность.
Однако необходимо иметь в виду следующее. Для стандарта 1080/24Р установлен фиксированный формат изображения; это широкоэкранный телевизионный формат 16:9, т. е. 1920ґ1080 пикселов. Но кадр 35-мм фильма имеет другие пропорции, очень близкие к формату 4:3. Если быть точным, 2К-файл соответствует максимум 2048 пикселам вдоль и 1556 пикселам поперек кадра.
Ключевое слово в этом последнем абзаце — «максимум». В ТВЧ формат файла установлен: 1920і1080. С разрешением 2К можно развертывать и записывать кадры при различном соотношении сторон. Так, при полном кадре это будет 2048ґ1556 пикселов. При соотношении сторон широкоформатного кино (1,85:1) получается 2048ґ1107 пикселов. В «синемаскопе» формата 2,35:1 используется только 872 «строки», но обычно в «синемаскопе» работают с горизонтальной компрессией 2:1 и анаморфотным объективом в проекторе.

Большая четверка
Какое бы решение ни возобладало, — хотя кажется вероятным, что будут сосуществовать различные системы, — ясно, что у производства фильмов прекрасные рыночные перспективы. В этой связи целесообразно рассмотреть состояние техники телекинопроекции.
В настоящее время существует четыре крупных производителя ТКД. Два из них — Cintel и ITK — специализируются исключительно на ТКД и связанных с ними продуктах, другие два производят широкий спектр телевизионного и, шире, электронного оборудования; ТКД занимают небольшую часть их ассортимента.
Не имея возможности подробно описывать продукцию ключевых поставщиков комплектующих для аппаратных телекинопроекции, скажем несколько слов о двух из них. Фирма Options International производит широкий ассортимент изделий, значительно расширяет возможности ТКД. Она выпускает накопители неподвижных изображений, преобразователи стандартов и видеокоммутаторы. Options поставляет комплектующие к процессору для обработки изображений Primal фирмы First Art, который позволяет получать в реальном времени эффекты типа расфокусировки, подсветки, выделения границ и др., ранее требовавших ручной обработки. Нельзя не упомянуть также о цветном процессоре MegaDef фирмы Pandora, качественные показатели которого не зависят от разрешающей способности; он обеспечивает цветовую обработку глубиной 14 бит.


Устинов В.А.
Новая аппаратура для электронного кино
(сокращенный вариант)

В настоящее время более 100 компаний в мире выпускают оборудование, которое предназначено для создания и воспроизведения изображений высокой четкости (HD — high density). В частности, сюда можно отнести съемочные камеры формата 24р, выпускаемые фирмой Sony, миниатюрный конвертер фирмы Miranda размером с пачку сигарет, укрепляемый на боковой панели камкордера, специальные объективы для камкордеров, пакет программ фирмы Pinnacle, помогающий получить высококачественное ТВЧ-изображение менее чем за 400 долл., и т.д.
Модернизация камкордеров, предназначенных для киносъемки, началась с того, что компания Panavision предложила изменить конструкцию крепления объективов, с тем чтобы иметь возможность устанавливать более тяжелые объективы; эта компания выпустила несколько новых специальных объективов с призматическим разделением световых лучей, имеющих 2/3-дюймовую ПЗС-матрицу (с диагональю 11 мм), которая по своим размерам значительно меньше кадра на 35-мм пленке (диагональ кадра составляет 27,5 мм). Объективы типа Primo Digital имеют рабочие параметры, примерно в 2,5 раза превышающие параметры известных кинообъективов Panavision и обеспечивающие оптимальные условия съемки при максимальной апертуре.
На выставке NAB’2000 о своем сотрудничестве объявили компании Angenieux и Carl Zeiss, которое уже привело к выпуску адаптера CLA 35 HD для 35-мм объективов камер ТВЧ с 2/3-дюймовыми ПЗС-матрицами. Масса адаптера равна 1,4 кг, длина крепления 205 мм"> используется PL-крепление со стороны линз и К-крепление со стороны камкордера. Этот адаптер стоит 18 тыс. долл. и позволяет применять камеру с объективами Zeiss Ultra Primes или 11,2 і 5,3 HD Angenieux. Несомненно, расширение выбора объективов для киносъемок цифровыми камерами должно способствовать выпуску продукции высокого разрешения.
Что касается производства HD-кинопродукции, то Европа опережает США. Например, фирма Panavision затратила 18 млн долл. на закупку оборудования Sony, включая 100 камкордеров HDW-F900, которые будут модернизированы для работы с объективами Primo Digital и размещены на съемочных площадках компании Panavision по всему миру.

Примеры использования нового киносъемочного оборудования
Уже сейчас пользуются большим спросом недавно выпущенные 24р-камеры, способные непрерывно вести съемку в течение 155 мин. Эти камеры использовал известный французский продюсер г-н Питоф (Pitof) для съемки фильмов Asterix, Alien 4 и Delicatessen — первых фильмов в мире, снятых в формате 24р НD. На г-на Питофа произвели сильное впечатление испытания камкордера HDW-F900 при съемках криминального фильма Vidocq, проводившихся в условиях низкого освещения, в дымке и тумане. По словам режиссера, камкордер является прообразом камеры завтрашнего дня. Известный голливудский режиссер Джордж Лукас опробовал камеру HDCAM и заявил, что для съемки следующего фильма из серии «Звездные войны» он будет использовать 24р-камкордер. Однако, из-за того что для высокоскоростных последовательностей, миниатюр и некоторых моделей пока необходимо использовать кинопленку, цифровая мастер-копия будет переведена с помощью ТКП ArriLaser на кинопленку.

Звук для HD-фильмов
Техника съемки с высокой четкостью позволяет получать грандиозные фильмы, совмещенные с круговым звуком типа Dolby E. Сегодня можно подобрать оборудование для многоканального звука, работающее вместе с вещательным оборудованием; перечень возможных партнеров для выполнения этой задачи может включать такие компании, как Sony, Quantel, Grass Valley, Tandberg Television, Wohler, Pluto, Omneon и Videotek. При озвучивании фильмов по системе Dolby E продюсер выбирает те параметры, по которым можно проконтролировать воспроизведение звука и видеоэффектов в реальном времени на экране домашнего телевизора.

Инфраструктура ТВЧ-видео
Как показал опыт работы с ТВЧ на студии NBC, в блок управления студией нужно включать оборудование, которое позволит работать с ТВЧ-изображением, изменять формат, вставлять логотипы и субтитры, устанавливать несколько мониторов. Изображение имеет более сильную глубину, но необходимо также получить более широкую панораму. При установке съемочной техники требуется учитывать большое количество предметов и поэтому нужно более тщательно регулировать освещение для получения более высокой степени разрешения фоновых объектов; повышение уровня освещенности на 10% позволяет снимать продолжительные планы с удвоенной четкостью. Некоторые проблемы вызывают графические элементы, так как из-за большого количества цифровых данных обработка проводится медленнее. Нельзя игнорировать заметное увеличение расходов при довольно заметном повышении качества изображения и звука.
Для съемок передач цикла «Футбол в понедельник вечером» студия АВС использовала ПТС фирмы Panasonic. 53-футовую ПТС, с 2 плазменными дисплеями РТ-42Р1, установленными в центре стенки с мониторами, использовали для съемки фестиваля джаза в Нью-Орлеане и последующей передачи по сетям обычного ТВ и Интернета. С помощью этой же ПТС было записано несколько оперных постановок в разных театрах США. В Чикаго был организован кинопоказ спортивного материала, снятого камкордером в стандарте 24р. Отмечалась высокая четкость изображения, хотя некоторые детали теней были утрачены. По мнению специалистов этой студии, кинофильм, снятый в стандарте ТВЧ, при демонстрации по обычному ТВ имеет среднее качество, а рекламные или другие эпизодичные вставки в формате 24р на экране ТВ-приемника выглядят более качественно и поэтому привлекательнее.

Полный текст - в № 11 журнала "ТКТ" за 2000 г.

Обратно

Hosted by uCoz