Обратно

Новости техники и технологии

Уразова С.Л.
Сегодня и завтра телевидения в США
(сокращенный вариант)

Представляемый доклад известного американского практика и теоретика в области телевещания Джонa АБЕЛЯ (США) был прочитан на конференции «Логика успеха: управление региональной телекомпанией как социально-экономической системой» (12–14 декабря 2001 г.), организованной Автономной  независимой организацией «Интерньюс».

(Для англ. термина «CentralCasting» (стяжение словосочетания Central Broadcasting) предлагается русск. эквивалент «групповое вещание»)

Что такое CentralCasting?
В США переход на цифровое вещание — национальная программа, и американские вещатели испытывают некоторый прессинг со стороны государства в отношении ее внедрения. Переход на цифру в крупных и малых зонах вещания США, можно считать, уже произошел. Видеосерверы имеются практически повсюду; число их продолжает расти. Почти все телестанции перешли на нелинейный монтаж, растет число цифровых камер. Архивирование на цифровых носителях сегодня является одним из главных вопросов. Словом, процесс идет. Появилась новая практическая система вещания — CentralCasting*, которой все больше уделяется внимание. Цель внедрения этой модели — экономическая. Она позволяет экономить расходы, сокращать численность персонала телестанций.
Допустим, владелец шести телестанций, работающих в разных зонах вещания, создает один центр, где концентрируются все приемные спутниковые антенны («тарелки»), источники сигналов и программ. Объединенные шесть станций могут принадлежать и к разным сетям. Фактически центральная станция технологически и организационно превращается в основной источник, из которого исходит сигнал, а остальные пять представляют собой передатчик с небольшим офисом. Сигналы доставляются на другие станции по радиорелейным линиям. Инженерный состав уходит из локальных станций, так как за передатчиками можно следить дистанционно. На этих станциях нет ни производственного оборудования, ни людей, занятых в производстве. Специалисты работают из собственного дома при помощи Интернета, передавая текст, графику, изображения. Съемка сюжетов ведется в цифровом формате малогабаритными видеокамерами. На центральной станции информационный продукт собирается; монтируется новостная программа, которая для каждой из пяти остальных станций является оригинальной. Единый видеоархив, производство программ и рекламы — все сосредоточено в центре CentralCasting. В США сегодня предпочитают такую модель в основном группы станций среднего уровня, расположенные, как правило, в одном районе страны. Крупные владельцы СМИ к данной технологии пока не прибегают.
В США к концу 2001 г. на цифровое телевещание перешла 221 станция. Однако Федеральная комиссия связи (ФКС) предписала всем наземным станциям США осуществить переход к цифровым технологиям и разрешила иметь второй, цифровой канал на другой частоте. К маю 2002 г. на цифровое вещание должны перейти все коммерческие станции, к маю 2003 г. — все станции общественного ТВ. Сегодня четыре крупнейших телесети, работающие в 30 зонах вещания США, уже вещают в «цифре». В целом, правительственная политика в отношении реформирования вещания сводится к тому, что все аналоговые частоты всех американских вещателей должны вернуться в распоряжение государства к концу 2006 — началу 2007 годов. Насколько успешно этот план будет реализован в указанное время — пока не ясно. Для американских средних и малых станций переход на цифровое вещание означает огромные финансовые нагрузки, которые многим из них попросту не под силу. Однако хроника реформирования ТВ-вещания выглядит следующим образом:
До середины 1999 г. все этапы перехода, за редким исключением, соблюдались. А осенью того же года численность станций, перешедших на «цифру» даже была немного выше. Летом 2002 г. на «цифре» должны были начать вещание все коммерческие станции, причем предполагалось, что аналоговое и цифровое вещание будет проводиться параллельно.
В апреле 2003 г. половина программного наполнения цифрового канала должен предоставлять аналоговый канал станции. Через год этот показатель должен составить 75%. Предполагается, что к апрелю 2005 г. программное наполнение обоих каналов должно стать одинаковым. К январю 2007 г. появится возможность передачи частот аналоговых каналов государству. Такова стратегическая концепция правительства США перехода на цифровое вещание.
Однако здесь в дело вмешиваются финансы. Для перехода на «цифру» любой станции необходима базовая система, которая включает соединительную линию, передатчик, фидер, антенну и, может быть, дополнительную башню. На существующей башне место может быть занято передатчиками телевизионными, радио, сотовой телефонией и т.д., и места для нового цифрового передатчика попросту не найдется. Стоимость же строительства новой мачты обходится примерно в 2 млн долл.
Необходимо также провести испытания нового цифрового оборудования и его проверку. При этом речь идет лишь о том, чтобы «существующий аналоговый сигнал оцифровать и передать в эфир». Производство программ в цифровом стандарте или в стандарте ТВЧ в этом процессе пока не предусматривается. Если станция хочет освоить полный цикл перехода, она должна нести затраты на переоборудование студий, телекамер, всей инфраструктуры. Стоимость студии телевизионного вещания в США колеблется от 5 до 6 млн долл. Но такая студия, даже хорошая, обеспечит лишь один-два параметра из того, что необходимо для современной студии: пульты, преобразователи стандарта ТВЧ/НТСЦ, аппаратные компоновки программ (постпроизводства), аппаратура эфирного выпуска. Простое цифровое кодирование существующего аналогового сигнала обойдется лишь в 1,5–2 млн долл.
Однако требования государства к новым цифровым станциям базируются на минимальных условиях. По крайней мере, в области производства программ. Не является обязательным и переход станции на ТВЧ и многоканальное вещание, которое заметно отличается от Интернета и означает, что не надо открывать 2–3 канала с новыми программами. Как известно, в стандартной полосе частот цифрового канала можно вместить 5–8 каналов цифрового уровня, но с пониженным качеством сигнала. Не предъявляются станциям и требования перехода на интерактивное ТВ. У правительства США есть единственное требование к станциям: «существование одного канала, обслуживающего потребности местного населения в объеме, тождественном текущей ситуации». Это означает наличие одной видеослужбы и одного цифрового канала, не уступающего по качеству существующему аналоговому.
В отличие от других прогнозов, сделанных в США относительно перехода телестанций на цифровое вещание, представленный анализ не так оптимистичен. Прогнозируется, что около половины или даже две трети станций, не перешедших к «цифре» в середине нынешнего года, не смогут этого сделать и к его концу.
Основная проблема — мало фирм, занимающихся установкой оборудования, антенн, фидеров. В США всего три фирмы, специализирующиеся на строительстве телебашен. Кроме того, много станций обращается в ФКС с просьбой отсрочить установленный срок. В частных беседах вещатели нередко опасаются, что переход на «цифру» приведет их к банкротству, и потому особо не торопятся его реализовать. ФКС создала рабочую группу по рассмотрению вопросов перехода на цифровое ТВ.

Никогда не говори никогда
Практика показывает, что сегодня переход на цифровое вещание тяжело дается всем станциям, поставщикам программ и даже потребителям. Основная причина состоит в том, что пока не разработана бизнес-модель перехода с аналогового вещания на цифровое, которая выглядела бы финансово успешной. В течение последних трех лет продано менее 100 тыс. приемников ATSC. Больше продаются цифровые, а не ATSC-телевизоры. Для потребителя цифровое ТВ — это DVD. Такая путаница происходит из-за того, что потребитель плохо осведомлен о цифровом телевидении. Ведь цифровой приемник не соответствует американскому стандарту ATSC, но за 500 долл. к нему можно купить декодер, который преобразует получаемый цифровой сигнал в аналоговый и «раскрывает» существующий телевизор. Но продажа этих декодеров тоже пока не налажена.
Конгресс США и ФКС все больше начинает волновать такое положение вещей. Стали появляться на американских рынках и программы ТВЧ. Пока их больше всего поставляют два спутниковых провайдера. Программы ТВЧ возникают, как правило, в кабельно-спутниковых сетях, на некоторых спутниковых каналах; есть они также и у появившейся новой службы HDnet, работающей в стандарте ТВЧ.
Трудности, возникшие при переходе на «цифру», породили дискуссии о правильности выбора стандарта ATSC. Основную роль здесь сыграли несколько факторов, главным из которых был стандарт ТВЧ. В 80-е годы считалось, что это единственный способ не дать наземным, эфирным станциям погибнуть в неравной конкурентной борьбе с цифровым спутником и цифровым КТВ; у стандарта ТВЧ — высокое качество «картинки», техническое качество безупречно. С другой стороны, при переходе на «цифру», тем более на ТВЧ, вещатель хотел сохранить ту же зону приема, что и при аналоговом сигнале. Надеялся он также и на отсутствие помех на станциях, вещающих по системе НТСЦ.
Когда принимался стандарт ATSC, все думали только о возможности приема на наружную антенну — 10-м мачту с обычной антенной. Это теперь, заботясь о благе потребителя, начинают думать о приеме на комнатную антенну. Не задумались тогда и о возможности приема на мобильные или другие портативные устройства. Теперь же, в связи с конкуренцией на рынке служб мобильной связи появилось намерение принимать видеосигналы на сотовые телефоны, другие мобильные устройства. Встал вопрос об улучшении данного стандарта. Поэтому в настоящее время делается попытка улучшить стандарт ATSC/8VSB.
В «царстве цифр» для обеспечения качества важнее всего приемник. Но аналоговые приемники примитивны, они не имеют ни памяти, ни дополнительных функций. Цифровые же приемные устройства — сотовый телефон, ноутбук, декодер спутникового и кабельного сигналов — своего рода «разумные».
Телевещателям пока неясна экономическая выгода цифрового ТВ. Не ощущают их и телезрители. Рекламодатель же платит только за то, что выбирает потребитель. Конечно, «картинка» при цифровом вещании становится лучше, но что для среднего рекламодателя предпочтительнее — качество «картинки» или численность зрителей? Во многих странах при внедрении цифрового вещания его экономическая стратегия не определена, нет общепризнанной бизнес-модели.
Необходимо найти способ, чтобы потребители стали покупать цифровые телевизоры ТВЧ, хотя самые дешевые из них стоят 1,5–3 тыс. долл. Практика показывает, что интенсивный спрос на них произойдет не скоро. Возможно, внедрение ТВЧ — это выход для стран, где практически не развито кабельное и спутниковое ТВ.
Там, где плохо развита традиционная телефония, волоконнооптические линии, плохо обстоит дело со спутниками, потенциал у цифрового вещания и ТВЧ огромный, так как система может быть востребована потребителем. В США и Англии эта модель не работает из-за огромной конкуренции, существующей между наземным, кабельным и спутниковым вещанием. Как показывает таблица, 65% американских семейств пользуется услугами кабельного ТВ и только 16,6% — спутникового.
Какие основные проблемы сопутствуют цифровому ТВ? Прежде всего, программ ТВЧ слишком мало. Их создатели и владельцы пока не слишком заинтересованы в показе, поскольку не обеспечена защита от копирования программ любого стандарта, в том числе — пониженного.
Этот вопрос сегодня широко обсуждается и становится чуть ли не главным в сфере распространения программной продукции. Если вещание идет в «цифре», то правообладатель программ должен иметь жесткие гарантии, защищающие их от копирования. Вторая неразрешенная проблема касается кабельных операторов. В США по закону они не обязаны ретранслировать цифровой сигнал местных станций. Доставка аналогового сигнала предусмотрена законодательством, цифрового — нет. Кабельные операторы на своих рынках должны вставлять свои программные сигналы бесплатно в местные аналоговые сигналы.
В настоящее время операторы эфирного телевещания пытаются законодательно заставить кабельщиков передавать как аналоговый, так и цифровой сигналы. Но последние протестуют. Идут обсуждения. Так или иначе, кабельные операторы не обязаны передавать программные пакеты, формируемые телестанциями.
Одновременно кабельная отрасль переходит на цифровые кабельные системы, к которым уже подключено более 13 млн домов в США. Бизнес-модель у кабельных операторов существует, она проста и ясна. Потребители платят за доступ к большему числу кабельных каналов. У эфирных вещателей такой возможности нет. Цифровая система увеличивает количество предоставляемых абоненту кабельных каналов, и при этом увеличивается вероятность оплаты за доставку.
Не лучше развиваются отношения между спутниковым ТВ и местным эфирным вещанием. Все чаще местные телестанции вещают через спутник. Их принцип — «местное-местное». Программа посылается на спутник, но принять ее со спутника можно только через декодер. Сегодняшняя цель эфирных вещателей состоит в обязательном распространении сигналов всех местных вещателей через спутник, но только для приема в той же зоне вещания.
В развивающемся многоканальном цифровом мире значение аналогового эфирного ТВ неуклонно снижается. Это происходит в США, Европе, Японии, Корее. Возможно, это связано с тем, что в прошлом эфирное вещание было невероятно успешным. Аналоговых телевизоров в мире сотни миллионов, а то и миллиардов.
Операторы наземных станций имели такой грандиозный успех потому, что телевизоры были дешевыми. С точки зрения потребителя аналоговый телевизор уже не находится в сфере влияния эфирного вещателя, который, как правило, ограничен одним каналом, работающим в реальном времени.
Успех эфирного вещателя сегодня зависит от того, как его сигнал будут доставлять его же конкуренты — по кабелю или через спутник. Такой вещатель не способен контролировать также то, каким образом воспринимает его сигнал потребитель. К тому же, телезрители отнюдь не его покупатели или клиенты. Основной клиент эфирного вещателя — рекламодатель, поскольку он платит. Для вещателей потребитель просто зритель, а не клиент.
Сделанные выводы в отношении эфирного телевидения малоутешительны. Особенно, если связать их с тем, что у цифрового вещания нет пока разработанной бизнес-модели. Более того, эта служба имеет ряд недостатков: нет прямого доступа или подключения к Интернету; каналы доставки сигнала не модернизировались; программы передаются в реальном времени; бизнес-модель, основанная на рекламе, являет собой высокие риски; потребление программ как товара используется для того, чтобы убедить рекламодателя платить; переход на цифровое вещание не рассматривается многими как преимущество, а является трудным и дорогостоящим.
Трагедия эфирных вещателей всего мира состоит в том, что они никогда не уделяли особенного внимания приему сигнала, полностью концентрируясь на его выпуске в эфир. Потому сегодня и не разработана стратегия организации приема сигнала. Тем не менее, каждый вещатель, уже перешедший на работу с «цифрой», понимает, что нужно иметь сегодня именно стратегию приема сигнала.
Кабельные и спутниковые операторы, представители мобильной связи уже успели стать специалистами в этой области. Если вы работаете в эфире в цифровую эпоху, то необходимо найти, разработать и адаптировать для своей структуры новые бизнес-модели. Нужно научиться ориентироваться на своего зрителя как на потребителя и клиента.
В итоге, эфирным вещателям придется сделать потребителей своими абонентами. И этот факт совсем не связан с уровнем жизни в той или другой стране. Небогатые люди тоже готовы платить за ТВ, так как относят его к дешевому источнику информации и развлечений. Просто нужно, чтобы эфирное вещание создало для себя более эффективную систему доставки своего сигнала и осознало свое непростое положение в связи с появлением множества каналов и услуг в современном мире. И главное, чтобы оно обеспечило двустороннюю связь с потребителем.
Для разработки новой модели эфирного вещания следует учесть немало факторов, таких как наличие телевизионных абонентских приставок (ТАП), обязательность совместимости ТАП с аналоговыми и цифровыми приемниками, совместимость со всеми стандартами цифрового ТВ, наличие обратного канала для двусторонней связи по телефонным и кабельным линиям, спутниковым и беспроводным системам; обязательное подключение к Интернету.
ТАП нового поколения должны:
– иметь несколько тюнеров/декодеров;
– обеспечивать работу одновременно нескольких телевизоров;
– обеспечивать прием по нескольким эфирным каналам;
– обладать функциями видеостриминга и записи в кэш-буфер;
– иметь встроенный персональный дисковый видеомагнитофон (видеодискофон);
– обеспечивать защиту программного материала посредством шифрования сигналов и использования паролей.
Видео-по-требованию, видеоигры, музыка, электронная торговля, управление ценными бумагами, дистанционное обучение — вот неполный перечень того, что потребитель готов получать от телевидения. К этому списку можно отнести и рекламу, но только ориентированную на конкретного клиента. Цифровое вещание предоставляет множество каналов, множество услуг. И любая форма цифрового наполнения возможна. Вот только эфирное вещание должно работать как в реальном времени (например, новости), так и в нереальном — по запросу потребителя. Тогда оно будет востребовано.

Полный текст - в № 11 журнала "ТКТ" за 2002 г.

Обратно

Hosted by uCoz