Обратно

Презентация

Ермакова Е.Ю.
APT: телевидение без рекламы

Ассоциация регионального телевидения (АРТ) появилась на российском рынке шесть лет тому назад. Тогда у вещательных телевизионных компаний, разбросанных по всей территории страны и, как правило, не имеющих между собой партнерских отношений, существовала главная большая проблема — где взять телепрограммы, чтобы заполнить ими эфир. АРТ одной из первых в России стала решать эту проблему на профессиональном уровне, объединяя разрозненные вещательные телекомпании регионов в единую сеть. На призыв объединиться сперва откликнулись семеро вещателей. Имея свое очень несложное производство, работники АРТ подготавливали и раз в неделю рассылали шестичасовой блок телевизионных программ и фильмов своим партнерам. В эти «консервы» входил так называемый «джентльменский» набор: игровой фильм, какой-либо сериал, пятнадцатиминутные информационные новости типа обзора прессы, юридические консультации, советы по кулинарии. Такая нехитрая подборка передач позволяла региональным телекомпаниям формировать свой воскресный эфир.
Очень скоро пришел успех. Аудитория расширялась, число заказчиков увеличивалось. Кстати, одним из самых активных был 31 канал Москвы, охватывающий Московскую область. После заключения партнерского соглашения с Международной Ассоциацией Радио и Телевидения (МАРТ) появилась возможность выступать в роли продюсерской компании, ежедневно подготавливая четырехчасовой блок программ для телеэфира. К 2000 г. появился ежедневный канал вещания на 18 часов.
После пожара на Останкинской башне, когда деятельность многих телекомпаний была временно приостановлена, пришлось серьезно задуматься над альтернативным «пакетным» вещанием для Московской области. Но тогда эта идея повисла в воздухе, потому что желающих вступить в альянс не нашлось. Каждый предпочитал иметь хоть маленький, но свой кусочек пирога. Вот тогда работники АРТ решили начать создание собственных телеканалов для коллективного приема по кабельным и ММDS сетям. Сегодня программы АРТ транслируются в 41 регионе страны, а также в странах СНГ и Балтии. Через спутниковые системы Eutelsat W4 и Ямал-100 их ежедневно смотрят свыше 35 млн телезрителей. С 3 сентября 2001 г. началась трансляция телевизионного проекта «Русский пакет», куда вошли 4 новых телеканала: «Киноклассика», «Удивительный мир», «Наша музыка» и АРТ. Судя по первым рейтинговым оценкам, зрителям нравится форма и содержание предложенной телепродукции. Григорий Александрович Михнов, председатель совета директоров, охотно рассказал нам об особенностях формирования каналов АРТ.

Г. А. Михнов, председатель совета директоров

— Когда мы начали работать с регионами России, то поняли одну простую истину: московская, или, скажем, питерская аудитория сильно отличается от зрителей Сибири или Дальнего Востока. В бесконечных командировках мне приходится постоянно общаться с людьми, которым чужда столичная суета. В маленьких городах совершенно другой ритм жизни, интересы, другие формы проведения досуга. Мы с самого начала старались соответствовать запросам нашей основной региональной аудитории, которая предпочитает спокойное телевидение, без скандалов и потрясений. И такую политику мы проводим на всех наших каналах. Например, казалось бы, такой традиционный канал как «Киноклассика», где собраны лучшие зарубежные и отечественные художественные фильмы, включая ленты 20–30-х годов. Мы предпочитаем кинопроизведения европейских авторов, минуя ту кинопродукцию, которая получила емкое название «помойка Голливуда».
Я абсолютно убежден в том, что телевидение и телевизионный рынок в Москве не оставляет зрителю никакого выбора. На всех каналах предлагается, по сути дела, одинаковый набор и фильмов, и передач. В результате многие изначально своеобразные каналы потеряли свое лицо. Мы же стараемся в каждой заявленной теме найти «изюминку» и соответствовать вы/бранному стилю. В АРТ появилась даже новая расшифровка аббревиатуры: «Альтернативное российское телевидение».
— Есть ли у вас своя материально-техническая база для производства собственных программ?
— Пока мы этим не занимаемся, но своя производственная база есть. Мы подготавливаем программы к эфиру, снабжаем их необходимыми комментариями и титрами, то есть выполняем функцию продюсерской компании. А к авторскому производству телепрограмм стараемся привлекать региональные телекомпании, в которых, порой, работают очень талантливые режиссеры, сценаристы, операторы. Думаю, многим нашим столичным авторам можно у них поучиться такту и художественному вкусу.
— Расскажите о самых любимых вами произведениях.
— Не только я, но и многие наши зрители очень любят телевизионное ток-шоу «Гвоздь» (г. Великий Новгород, ГТРК «Славия»). По жанру это обыкновенный разговор со «звездой». Но так как этот диалог происходит порой за 600 км от Москвы, то возникает необычная, теплая, доверительная интонация между ведущим и знаменитостью. Не секрет, что подавляющее большинство московских телеведущих сами являются «звездами». И лично у меня очень часто возникает такое ощущение, что когда они разговаривают с приглашенным гостем, появляется некий элемент снисходительности. А в результате получается распускание павлиньих хвостов.
«Тихая сенсация» (г. Пермь) — журналистские расследования, но не уголовных, а житейских историй. Здесь нет политики, нет кровавых разборок. «Просто собака» (телерадиокомпания «Днипровий град», г. Днепропетровск) — тридцатиминутный еженедельный телевизионный журнал о собаках с фрагментами домашнего видео. «Сумка путешествий» (г. Великий Новгород, ГТРК «Славия») — своего рода «Клуб кинопутешественников», но в несколько другом, более демократичном виде. Здесь рассказывают не о том, как за $10000 провести одну ночь в Арабских Эмиратах, а о путешествиях, которые доступны каждому из нас, с учетом среднего уровня зарплаты жителей страны. «Капитал» (независимое телеагентство, г. Великий Новгород) — экономическое обозрение, где дается не только анализ ситуации, но и прогноз на будущее, чтобы каждый конкретный зритель мог понять, как экономические изменения повлияют непосредственно на его жизнь и финансовое положение.

Эфирная аппаратная АРТ

Все эти программы сделаны на очень высоком профессиональном уровне, в соответствии с законами выбранного жанра. А в последнее время региональные телепередачи достигли и высокого технического уровня. Появление цифровых технологий, в частности, цифрового формата mini–DV, развязало руки региональным журналистам и режиссерам. За небольшие деньги они получили полную свободу творчества. Mini-DV и DVCPRO стали рабочими форматами.
— Сможет ли эти программы когда-нибудь увидеть московский зритель?
— Это станет технически возможным, как только в Москве начнут реально внедрять систему широкополосного кабельного вещания. Такие планы есть, например, в Северо-западном округе, где работает сеть Комкор, которая обеспечивает широкополосный доступ вещания. А у МостТелекома свободных каналов нет. Между тем, по оценкам Ассоциации Кабельного Телевидения, на сегодня в России зарегистрировано порядка 12 млн абонентов широкополосных сетей. На этапе строительства — около 8 млн. Если прибавить сюда аудиторию бывшего СССР, то цифра увеличивается в полтора раза. То есть сегодня более чем в 30 млн квартир смотрят телепередачи по широкополосным кабельным сетям. И как только московские кабельщики начнут делать свои сети более мощными, не на 16, а хотя бы на 24 канала, то, думаю, уже в 2002 г. возможность увидеть работы региональных телевизионщиков у москвичей появится.
— Такая заинтересованность реально есть?
— Я не идеализирую потребности столичной, во многом избалованной публики. Но любой зритель всегда заинтересован в одном: он хочет смотреть хорошие передачи. Ему абсолютно все равно, где они сделаны. По нашим данным, многие региональные программы имеют рейтинг намного выше столичных. Не случайно в Московской области наши пакеты покупают более чем в 15 городах, таких как Шатура, Егорьевск, Воскресенск, Серпухов, Королев и многих других.
Сегодня вещание через спутники Eutelsat W4 и Ямал-100 позволило значительно расширить число наших подписчиков. Ямал-100 висит в точке 90 градусов, и его зона покрытия охватывает территорию от Калининграда до Сахалина, а также Южную Африку и Израиль. Когда мы стали работать со спутником Ямал-100 появилась возможность телевещания на Красноярский край, Ростовскую область, стали поступать предложения из сибирских и уральских регионов. Мы планируем, что к 2002 г. на Урале и в Сибири по кабельным и MMDS сетям будут транслировать все наши каналы.
— Сколько стоит ваш «Русский пакет» для абонентов?
— Средняя цена на услуги кабельного телевидения в России составляет порядка 45 руб. в месяц. За «Русский пакет», то есть за 4 канала, абонент будет платить порядка 5–6 руб. в месяц.
— А как насчет рекламы, из-за которой многие зрители центральных каналов вообще перестают смотреть телевизор, предпочитая видео?
— «Киноклассика», «Удивительный мир» и «Наша музыка» полностью очищены от рекламы. На канале АРТ реклама присутствует в минимальных количествах.
— Каким вы видите ближайшее будущее АРТ?
— Мы собираемся увеличить число каналов до 6. Появятся новостийный и спортивный каналы. Естественно, чуть вырастет абонентская плата. Но мы и сегодня допускаем возможность продавать пакет не целиком, а по частям, хотя чем больше покупается каналов, тем дешевле они обходятся. Но главное для меня то, что АРТ — порождение рыночной цивилизованной экономики. К счастью, в нашей стране заканчивается этап зарабатывания легких денег и наступает время профессионалов. Телевидение — не политика. Телевидение — бизнес! Им нужно заниматься как бизнесом. Я полагаю, что АРТ — один из первых телевизионных проектов в России, который полностью построен по законам бизнеса. Именно поэтому он обречен на успех!

Фото автора

Обратно

Hosted by uCoz