Обратно

ФЕСТИВАЛИ

Е.Ю.Ермакова.
Где талант встречается с технологией
Международный фестиваль производителей фильмов для телевидения

(сокращенный вариант)

Здесь строили на века

В Амстердаме! Да, именно здесь, в самом колоритном городе Европы встречаются и гармонично уживаются самые разные противоположности. И живут они буквально везде. Достаточно сказать, что сам город расположен ниже уровня моря. У водной стихии землю пришлось отвоевывать, вбивая на глубину до 30 м невероятное количество еловых свай. Самая маленькая столица Европы является самым большим в мире городом на сваях. Для строительства одного здания Королевского дворца их потребовалось 36659.
Странное географическое положение повлияло и на погоду. Она меняется каждые полчаса. То дождь, то солнце. И при этом нет особенного перепада температуры, а также больших луж, таких
привычных для нас, россиян. Архитектуру города я бы тоже назвала «единым большим противоречием». Фасады пяти-шестиэтажных домов, как строй солдат, протянулись по набережным бесчисленных каналов, всем своим видом напоминая колоссальную коллекцию стилизованных средневековых башен, которые

Велосипед победил!

выставляют напоказ свое изящество и худобу. Строили здесь на века. Некоторым зданиям 400 лет, а старейшей церкви Ауде Керк — более 600. Но в эту далекую старину легко и естественно вписываются самые модерновые постройки из стекла и бетона, типа Музея Ван Гога или Оперного Театра. Да что говорить, если даже знаменитая картина
Рембрандта, написанная в честь приезда в город Марии Медичи, где отряд капитана Франса Кока и лейтенанта Вилема ван Рейтенберха готовится к праздничному шествию в разгар солнечного дня, была названа в XVIII в. «Ночным дозором». И ничего, название прижилось и уже никого не смущает.
Впрочем, в Амстердаме смутить никого ничем невозможно. Здесь при знакомстве могут вместе с именем сразу сообщить свою сексуальную ориентацию, чтобы избавить собеседника от возможных недоразумений дальнейшего общения. В маленьких кофейнях торгуют марихуаной и гашишем, а в районе Де Валлетьес (или, как его здесь называют, «красных фонарей») обворожительные красотки на любой вкус торгуют

Заказы принимаем по телефону

еще более экзотическим товаром — собственным телом... И то и другое предлагается клиентам в спокойном амстердамском деловом стиле, не без определенного изыска. «Травку» вы можете покурить из изящного кальяна, сидя за чистым столиком, а молоденькие девочки в фосфоресцирующих купальниках стоят в витринах за надежными стеклами. Так что свобода и приличия здесь тоже составляют одно целое.
Амстердамцы организовали в городе крупнейшую в Европе выставку телетехнологий IBC, а в ее рамках решили проводить необычный Международный фестиваль производителей фильмов для телевидения Nombre d’Or.
Необычен этот фестиваль прежде всего тем, что ежегодно меняет свое лицо, отражая передовые тенденции в телевещании. И если Nombre d’Or 2000 г. проходил под названием Фестиваля широкоформатных телефильмов (16:9) (International Widescreen Festival), как бы ставя точку над «i» и провозглашая окончательную победу широкого экрана в телевидении (ТКТ, 2000, №12), то 7-й телесмотр этого года стал своеобразной выставкой работ, предназначенной прежде всего для тех, кто непосредственно занят телепроизводством (IBC’s Production Festival).
Вся эта экранная продукция демонстрировалась в цифровом виде на двух плазменных мониторах Delphi с размером изображения 52 x 92 см и в небольшом кинозале, на экране 1,6 x 3 м. В рамках фестиваля проходили брифинги для производителей телепродукции (режиссеров, операторов, редакторов) и мастер-классы, где разбирались самым подробным образом лучшие конкурсные работы, анализировалось, почему та или иная передача имеет наибольший успех и как сделать программу популярной, зрелищной, а значит — и наиболее доходной.
Как веление времени появилась новая номинация — «За интерактивность». На специальной презентации, которую проводила Ферхан Кук (Ferhan Cook), председатель отборочной комиссии интерактивных фильмов, демонстрировались работы 6 номинантов, выбранных из 78 конкурсных программ. Победителем в категории «Лучшая программа ТВ повышенной четкости» (Enhanced TV Programm) признано интерактивное шоу ROFL (Denmarks Radio/Agency.com; Дания), представленное продюсером Пером Шоуби (Per Schouby). Эта программа Датской Телевещательной Корпорации (Danish Broadcasting Corporation), состоящая из 20 эпизодов, предназначена для одновременной трансляции в цифровом виде по кабелю и через спутниковую связь. Ее участники и зрители — молодежь, привыкшая к общению друг с другом через Интернет. Теперь они могут видеть лица своих оппонентов или членов команды на экране.

Кадр из передачи в конвергентном формате WebRIOT (США)

Кадр из интерактивного шоу
ROFL (Дания)

Приз «За лучший конвергентный формат» (Convergent Format) получила работа WebRIOT (Spiderdance for MTV; USA; прод. Треси Фулертон (Tracy Fullerton)). Под понятием «конвергентный формат» (или «экран») здесь подразумевается объединение в единую систему компьютера и телевизора, по которым одновременно транслируется событие. WebRIOT — первое в мире объединенное сетевое телевизионное шоу прямого эфира, представленное в виде интерактивной игры. Родилось оно в ноябре 1999 г. в результате совместной работы специалистов из телевещательной компании MTV и лидера в области интерактивного телевидения Spiderdance. В ней принимали участие десятки тысяч игроков, компьютеры которых были включены в систему MTV. Они соревновались с четырьмя участниками, сидящими в телестудии, демонстрируя свои познания в поп-культуре, музыке и истории в режиме реального времени. Эта игра стала отправной точкой для создания подобных интерактивных соревнований на конвергентных экранах.

Президент фестиваля м-р Паул Кафно (Paul Kafno) отметил, что этот год ознаменовался появлением в телебизнесе интерактивных технологий, которые становятся самыми популярными и начинают охватывать многомиллионные аудитории. Изначально фестиваль задумывался как демонстрация творческих достижений с использованием технологических новшеств IBC. Тогда впервые на рынке появился широкий телеформат (16:9). Теперь он признан лучшим во всем мире, и фестиваль сохранил Специальный Приз Жюри за успехи в области широкоформатного производства фильмов для телевидения. Но сегодня все внимание обращено к рождению интерактивного телевидения и к появлению конвергентного формата. Поэтому в числе его призеров — лучшие пионеры в этой области.
Нельзя не отметить и еще одно изменение, происшедшее с фестивалем в этом году. Качественно изменился его демонстрационный кинозал, где в полных версиях показывались фильмы и программы-призеры на большом экране. Зал был оснащен профессиональной звуковой системой кругового звука THX PFMS-3000 (Pilot Films Monitoring System), спроектированной компанией THX, которая является отделением Lucasfilm Ltd.
Звуковое оборудование зала взял на себя Терри Нельсон — звукорежиссер, консультант многих звуковых студий в мире, обозреватель международного журнала Studio Saund. В свое время он был приглашен на «Мосфильм» (ТКТ. 1989, № 10) и принимал непосредственное участие в создании тонстудии, которая и по сей день является лучшей в России. Чтобы проверить работу нового оборудования, м-р Нельсон лично проводил показ картин фестиваля в кинозале:
— Я впервые попал на фестиваль IBC в 1998 г. и был поражен плохим звуком в демонстрационном зале. Я написал статью в международный журнал «TV Technology», где отметил, что для фестиваля телевизионных фильмов звук — основополагающее звено. Когда представляют телепрограммы тем, кто их хочет и может купить, все их элементы: драматургия, изображение и звук — должны быть на высшем уровне. На мою статью была немедленная реакция. Технический директор IBC м-р Фил Уайт (Phil White) прислал мне письмо и пригласил исправить недостатки звукового оборудования зала. Он сказал, что уж если критикуешь, так и помоги. Я снова приехал на IBC в 1999 г. и начал комплектовать звуковую систему. Для инсталляции в этом достаточно маленьком зале я предложил профессиональную стереофоническую систему High End Screening Room & Dubbing Stage PFMS-3000 (Pilote Films Monitoring System). С ее помощью можно на качественно высоком уровне воспроизводить и музыку, и дикторский текст, и разнообразные шумовые эффекты.

Независимый инженер Дэйв Иванс
и независимый консультант по звуковому оборудованию
Терри Нельсон в демонстрационном зале фестиваля

На фестивале ввели новый приз — Серебряный Рембрандт «За лучшую музыку». Его получил фильм-опера Don Giovanni Unmasked (Rhombus Media/Bravo/Thirteen WNET/ NHK/CBC/Channel 4, Canada, USA, Japan, UK). Фантастическая интерпретация знаменитой оперы Моцарта была выполнена в стиле «модерн», как «фильм в фильме», без изменения основной музыкальной темы. Партии Дон Жуана и его слуги Лепорелло исполнял знаменитый российский баритон Дмитрий Хворостовский. Фильм снят на кинопленку 16 мм, но его цифровым спецэффектам могли позавидовать многие традиционные кинофильмы. Каждый эпизод таил в себе неожиданную деформацию времени и пространства. Сначала на экране возникают декорации средневекового замка. При помощи цветокоррекции вся сцена и ее участники погружаются в беломраморный, холодный, каменный мир, где на переднем плане властелином возвышается статуя Командора. Где-то в глубине кадра загорелся экран, включился проектор и началось действие смещенных пространства и времени. Дмитрий Хворостовский, слуга и господин, действует одновременно на этих двух экранных плоскостях, постепенно соединяя ирреальные экранный и заэкранный миры.

Кадр из фильма Don Giovanni Unmasked

Документальное кино самых разных жанров на фестивале занимало лидирующую позицию. Два Серебряных Рембрандта получили фильмы: The Last Days of Zeugma (Gedeon/La Sept Arrte/BBC/Musee du Louvre/CWRS Images. France/UK), типичный научно-популярный исторический фильм о работе археологов, и That’s Life (Ciulei Films/Europolis Films/ONC for ZDF; Romania/Germany), ставший также обладателем приза большого жюри «За широкий экран» (фильм снят на кинопленку супер 16 мм). «Такова жизнь»! И жизнь эта борьба. Любят в Европе политические и социологические исследования экзотических явлений. Иначе трудно объяснить пристрастие членов жюри к этому вполне обычному повествованию о жизни крестьянина в Богом забытой румынской деревушке спустя 10 лет после падения коммунистического режима.
Отдельно хотелось бы сказать о развлекательных программах, которые пользуются наибольшим спросом среди телезрителей всех стран. Серебряного Рембрандта «За лучшую развлекательную программу» получила Kids Say the Funniest Things (LWT, UK). На мой взгляд, у этого детского шоу был самый оригинальный сюжет и самые непосредственные, искренние участники — дети от 4 до 9 лет. Ведущий задавал им «взрослые» вопросы и очень внимательно, с ненавязчивыми и очень корректными комментариями выслушивал их ответы. В зале у зрителей и присутствующих здесь же родителей от смеха текли слезы. Вы представляете, что могут рассказать о нас наши дети!
В выигрышном положении оказались программы с участием животных. Среди них — Beast (Life Pond/Person for BBC, UK), с уже привычным нам закадровым смехом, и документальный фильм Triumph of Life: The Four Billion Year War (Green Umbrella/Devillier Donegan/Thirteen-WNET/Trebitsch Prods, UK, USA, Germany), снятый на кинопленку супер 16 мм. В кадры реальной живой природы виртуозно вмонтированы компьютерные динозавры. Доисторические леса плавно уступают место современной растительности, вспышка метеорита, погубившая холоднокровных гигантов, сменяется постоянными закатами и рассветами. Триумф жизни! Несмотря ни на что! Такие научно-популярные фильмы о тайнах природы и животного мира всегда будут иметь успех у самой разнообразной публики.

Фильм, получивший на фестивале Серебряного Рембрандта «За лучшую драматургию», Soldiers by Moonlight: Episode 2 (SVT/YLE/FST, Sweden, Finland), снятый в формате DB 16:9, — типичный представитель «малого телесериала». Всего четыре эпизода, где прослеживается жизнь самых обыкновенных жителей небольшого шведского городка. Комические и трагические ситуации переплетаются и создают определенный эмоциональный настрой, который и поддерживает в публике интерес к дальнейшим перипетиям в судьбах героев. Режиссер Томас Альфредсон (Thomas Alfredson), который представлял фильм, отметил, что для большей достоверности при съемках не применялась специальная подсветка. Героев стремились снять в естественных условиях, без особого грима, изнурительных репетиций и дублей. Просмотр этого фильма предполагает спокойную, семейную обстановку, когда хочется расслабиться и посмотреть что-то увлекательное, но не слишком экспрессивное.

Кадр из фильма Soldiers by Moonlight: Episode 2

Совсем другое впечатление производит фильм Care («Забота», BBC, UK), тоже снятый специально для телевидения, получивший Гран-при фестиваля — Золотого Рембрандта. В его оценке, как мне показалось, жюри и зрители были единодушны: Care стал самым эмоциональным событием. Его драматургия и изобразительное решение были на уровне настоящего кино. Но, так как фильм снят на кинопленку супер 16 мм, изображение, растянутое на большой экран, страдало стандартным набором искажений.
Сюжет фильма основан на реальных событиях — грандиозном скандале, происшедшем 7 лет тому назад в Великобритании в связи с тем, что руководство одной из исправительных колоний для малолетних преступников использовало мальчиков в своих сексуальных пристрастиях. Тогда посадили только надзирателя и охрану, закрыв глаза на других участников преступления — высшее руководство, вплоть до генерального прокурора. Ребятам никто не поверил. Вернее, не захотели поверитьѕ На этом закончилась жизнь главного героя Дэвида, которого блестяще сыграл профессиональный актер Стивен Макинтош (Steven Mackintosh). Впрочем, подростка Дэвида не менее профессионально сыграл обыкновенный школьник. У них даже выражение боли в глазах одинаково. Боли такой откровенной и неподдельной, что судорожно сжимаешь подлокотники кресла, физически ощущая чужую муку. И бессилие.

Кадр из фильма Care,
Дэвид — Стивен Макинтош

Продюсеры Рус Калеб
и Лоуз Пантон на презентации фильма Care

Продюсеры фильма Рус Калеб (Ruth Caleb) и Лоуз Пантон (Louise Panton), представляя картину зрителям, заметили, что без труда могли бы достать деньги и на кинопостановку. Но фильм задумывался ими как телевизионный, потому что они верят в огромную социальную значимость именно этого вида экранного искусства, призванного воздействовать на самую массовую аудиторию.

Режиссер Клаус Кнозел

Как бы в противовес «телевизионному» Care, в рамках внеконкурсной программы была показана полнометражная игровая лента Rave Macbeth (Германия, реж. Klaus Knoesel, прод. Stefan Jonas). Этот фильм в числе первых в Европе снимался на цифровую кинокамеру Sony 24P 1080i HD. Современный пересказ шекспировской трагедии, где апокалиптичность происходящего выражена в музыкальной теме «техно». Музыка — главный герой фильма. Действующие лица живут в этой, написанной специально для них, партитуре звуков. Вокруг — мир измененного сознания молодежного андеграунда: наркоманов, фанатиков «техно», трансвеститов и тех, кто попал под власть компьютерного хозяина виртуального кафе. Их мозгами манипулируют сознательно и целенаправленно, интерпретируя сюжетный ход знаменитого кинофильма «Матрица» братьев Вачовских (Wachowski).

«Спецэффекты прямо на съемочной площадке — удивительная свобода! — с восторгом делится своими впечатлениями от работы с камерой Sony 24Р 1080i HD режиссер Клаус Кнозел (Klaus Knoesel). — Никогда больше не буду снимать на кинопленку». Фильм Rave Macbeth был полностью снят цифровой камерой для демонстрации по телевидению. Его фабула заинтересовала кинопрокатчиков Германии, он был переведен на кодак 35 мм и выпущен в кинопрокат.

Обратно

Hosted by uCoz