Василевский
Ю.А.
ZDF спасает ценные видеозаписи
Второе Немецкое Телевидение (Das Zweite Deutsche Fernsehen, ZDF) скоро переведет свой обширный архив видеолент в современный цифровой формат DVCPRO 50. Переписать 110 тыс. рулонов ленты шириной 25,4 мм формата «В» с приемлемыми затратами можно лишь автоматически. Устройств для этого в продаже пока нет. Поэтому было разработано и испытано собственное решение, представленное в данной статье.
Руководство ZDF
рассматривает видеоархив как
важнейший источник исторических
материалов для вещания. Однако в
любой момент эти сокровища могут
быть утрачены. И опасность грозит с
двух сторон: с одной стороны,
ухудшается качество
видеоматериалов, с другой —
исчезает возможность
воспроизведения видеофонограмм
формата «В».
ZDF начало вещание по всей Германии 1
апреля 1963 г. Тогда, кроме обычных
кинофильмов, существовал лишь один
формат магнитной видеозаписи — «Q»,
использующий магнитную ленту
шириной 2" (50,8 мм). Затем почти все
видеофонограммы были переписаны на
ленту шириной 1" (25,4 мм). На
длительном хранении осталось
только 50 лент шириной 50,8 мм. «Для
этого у нас есть один ВМ VR-2000 для
поперечно-строчной видеозаписи.
Давно нет запасных частей к нему, а
люди, которые разбираются в этой
технике, уже все ушли на пенсию», —
говорит координатор отдела
записи/воспроизведения ZDF. Но при
этом нельзя исключить, что время от
времени еще будут поступать
видеоматериалы формата «Q», с
которыми нужно будет работать.
При открытии в декабре 1984 г. нового
здания подготовки ТВ-передач
использовалось примерно 100 ВМ
формата BCN. Наряду с этим имелось
еще около 100 ВМ формата U-matic и 20 ВМ
форматов Betacam и BetaSP. Постепенно
видеофонограммы формата U-matic были
переписаны на носители форматов
Betacam, BetaSP или DigiBeta. В 2002 г. на BetaSP
переписывалось также большинство
старых видеофильмов с сюжетами
новостей, созданных в течение
десятилетий. Однако оригиналы
фильмов не уничтожаются.
С магнитными лентами, выпущенными в
середине 80-х гг., связаны большие
проблемы, обусловленные свойствами
связующих и смазочных веществ,
применявшихся при изготовлении
видеолент. В процессе эксплуатации
происходит выделение этих веществ,
загрязняющих головки. На это
явление также пришлось обратить
внимание. Проводилась замена
нестабильных лент, из которых
некоторые все еще требуют особого
обращения. Вероятно, в конце концов
они будут полностью переписаны.
Строгие правила обращения с
видеолентами должны предотвращать
порчу лент также во время выемки из
коробки и вкладывания из-за
загрязнения от рук — пот и кислоты
могут привести к порче видеозаписи
уже после нескольких
воспроизведений. Ленты следует
брать только руками в белых
перчатках.
Что делать с 110 тыс.
рулонами лент?
Архив ZDF хорошо рассортирован и,
пожалуй, заполнен. Около 110 тыс.
видеолент формата «В» выпуска
1980–1990 гг. хранятся в архиве
приблизительно при температуре 20ЧС
и 50% относительной влажности. Кроме
того, есть еще 165 тыс. кассет BetaSP и
свыше 62 тыс. кассет DigiBeta. Каждый год
в архив поступает большое
количество новых кассет, но уже с
цифровыми записями.
Переписывать все заложенные на
хранение записи формата «В»,
пожалуй, не имеет смысла:
большинство смешанных и
переписанных лент в этом не
нуждается, так что достаточно
сконцентрироваться на
оригинальных записях и лентах с
записью выпущенных в эфир
ТВ-программ и переписать их в
цифровой форме. Для новостийных
передач имеются видеоленты, на
которых записаны все сообщения дня;
это также упрощает перезапись.
Большое значение имеет
архивно-библиотечное
документирование, во время
которого уже в течение двух лет
производится «прореживание» и
вместе с тем редактирование
записей. Из архива извлекаются
ленты со смешанными и
малозначительными записями. Однако
еще многое осталось сделать — 93
тыс. видеолент считаются
заслуживающими перезаписи, что
соответствует примерно 73 тыс. часам
или 8,3 годам непрерывной
видеозаписи, причем время на
транспортирование и укладку лент
на место сюда не включено. Примерно
через пять лет перезапись должна
быть закончена.
Это возможно только при высокой
степени автоматизации. Архив будет
«хорошим» лишь тогда, когда
правильный доступ к нему
гарантирован также после
перезаписи. Кроме того, требуется,
чтобы имелись архивные номера;
ведется нумерация лент, а
видеозаписи снабжаются временным
кодом. Банк данных с параметрами
изображения и звука базируется на
данных временного кода 1" лент,
значит, они должны полностью
сохраняться при перезаписи.
Впрочем, уже в течение 14 лет все
находившиеся в производстве ленты
имеют VHS-копии с временным кодом на
изображении, предназначенным для
редакций. Они помогают отыскивать и
устанавливать временные рамки всех
сцен и сюжетов.
Два года назад возникла идея
переписать архив на цифровые
носители. На сегодняшний день все
уточнено и приспособлено к новым
условиям. В дальнейшем перезапись
будет осуществляться, в основном, в
формате DVCPRO 50, то есть со степенью
компрессии 3,3:1, обработкой сигнала
по стандарту 4:2:2 при скорости
передачи данных 50 Мбит/с, с четырьмя
звуковыми ИКМ-сигналами, а также
при наиболее высокой скорости
ленты.
Перезапись с
компьютерной поддержкой
Было принято решение о перезаписи с
компьютерной поддержкой
(САТ-систем — Computer-aided Transfer),
поскольку без помощи компьютера
процесс перезаписи
автоматизировать нельзя.
Наблюдение во время перезаписи
возможно только в исключительных
случаях, например, для особенно
важных исторических документов. В
основном же управление
лентопротяжным механизмом и
контроль сигнала должны
осуществляться IBM-совместимым ПК с
соответствующим программным
обеспечением, разработанным в
Техническом институте г. Дилбурга
совместно с ZDF. В 2001 г. были
определены виды отдельных этапов
процесса перезаписи, создана
установка и проведен ряд
экспериментальных перезаписей.
Система перезаписи состоит из ВМ
формата «В» (BCN-51), одного АЦП (Golden Gate
фирмы Snell&Wilcox), записывающего
аппарата DVCPRO 50 AJ-D950 фирмы Panasonic
формата VHS, а также персонального
компьютера со сменными
видеокартами. Видеокарта BCN-SIF
коммутируется с параллельным
управляющим интерфейсом BCN-51 и
может управляться дистанционно;
выдает команды на BCN для
автоматической перемотки ленты
вперед и назад с переменной
скоростью, а также реализует 33-бит
временной код BCN. Второй отвод
временного кода идет от ВМ BCN с
задержкой непосредственно на
запись в аппарате формата DVCPRO. ВМ BCN
произведено только одно изменение,
касающееся RF-сигнала с обеих
видеоголовок. Этот сигнал
преобразуется в цифровую форму и
оценивается вторым компьютером.
Частота появления ошибок
представляется раздельно для
каждой из четырех видеоголовок DVCPRO
совместно с данными временного
кода.
АЦП Golden Gate фирмы Snell&Wilcox
обуславливает связанную с
обработкой задержку видеосигнала
на два кадра, то есть на 80 мс.
Аудиосигнал преобразуется в
цифровую форму преобразователем Axon
также с временной задержкой,
которая в устройстве фирмы Rane
сравнивается с задержкой
воспроизводимого временного кода.
Полученные данные измерений
(сигналы) записываются и
представляются графически.
Перезапись считается успешной
только в том случае, если полезные
сигналы лежат в пределах заданной
области. При низком уровне
RF-сигнала или при высокой частоте
появления ошибочных битов
перезапись отменяется.
Дополнительно экран контрольного
монитора равномерно окрашивается
красным цветом. Процесс перезаписи
протекает автоматически вплоть до
зарядки ленты и кассеты. Подается
также сигнал о совсем простых
ошибках — например, кончилась
лента или не подключено
дистанционное управление.
Программа персонального
компьютера основана на Windows, она
может активизироваться
комбинацией клавиш.
Приблизительно в 90% случаев ZDF
рассчитывает на
высококачественную перезапись,
обусловленную, в частности,
механической тонкой очисткой
поверхности магнитной ленты. Кроме
того, перед контактом с барабаном
головок в магнитофоне BCN лента
дополнительно чистится острой
кромкой ножа из сапфира для
удаления остатков связующего и
других загрязнений, отсасываемых
вакуумным устройством.
Технически запись при перезаписи
не изменяется, то есть уровень не
повышается, цвета не
корректируются. Операции
корректировки проводятся только
при дальнейшем использовании
видеофонограммы.
Причиной появления около 95% всех
ошибок является замазывание
головок. Они должны очищаться
вручную, также как и остальные
элементы лентопротяжного тракта.
Затем процесс перезаписи может
продолжаться в соответствии с
временным кодом. Одну
видеофонограмму нельзя
перематывать более шести раз. Для
дальнейшей перезаписи следует
произвести специальную очистку
ленты и просмотр материала.
Крайним средством временного
восстановления записи является
«прогрев» : лента осторожно
нагревается до температуры 40–42ЧС.
Предполагается, что при этом
материал ленты возвращается в
исходное химическое состояние.
После остывания ленту можно
воспроизвести в последний раз. На
начальных этапах работы за один
день и на одном аппарате можно
переписать примерно 10 лент формата
«В». Позднее это количество можно
существенно повысить.
После перезаписи почти все 1"
ленты должны быть рассортированы и
распределены. Очень ценные старые
видеоленты после перезаписи
остаются в архиве.
Процесс перезаписи на ZDF начался в
середине июня 2002 г. на 12 рабочих
листах: 6 из них находятся в ZDF, 4 — на
баварских студиях, 2
зарезервированы на случаи аварий.
Общий объем расходов составил
примерно 2 млн DM (без учета
стоимости 1" ВМ). По предложению
Технического университета г.
Брауншвейг из последней поставки
аппаратуры ZDF сохранило 3 ВМ и
упаковало их в металлические
контейнеры с защитным газом, а
оставшиеся 70 ВМ этого формата могут
быть утилизированы.
Универсальные
архивный бокс DVCPRO
Кассеты DVCPRO могут быть двух
размеров: Large и Midi (L и M). В архиве
кассеты обоих размеров должны
располагаться там, где до них
хранились большие 1" рулоны.
Фирма EMTEC создала универсальный
архивный бокс DVCPRO — контейнер (по
внутренним размерам
соответствующий кассетам VHS) с
фиксатором внутри и с возможностью
укладки контейнеров в стопку. В нем
можно размещать кассеты L в
продольном, а кассеты M в поперечном
направлении. Кроме того, внутри
контейнера есть место для
ВМ-видеокарт и рассылочных
паспортов. Многие 1" ленты уже
являются копиями с кинопленок или с
2" черно-белых или цветных
видеофонограмм. Эта история лент
записана на ВМ-видеокартах.
Указанные документы находятся в
конверте, на котором обозначаются
также заголовки, производственный
номер, архивный номер и складское
место.
Многие художественные фильмы имеют
продолжительность 94 или 95 мин,
поэтому должны записываться на
раздельных кассетах или в формате
DVCPRO 25. Существует надежда, что
производитель найдет способ
разместить на кассетах DVCPRO
дополнительно 4 мин. В 1" формате
таких проблем не имеется, так как
время воспроизведения рулона не
превышает 123 мин.
Без
автоматизированного хранилища
лент
В представлении сотрудников ZDF
существовал полностью
автоматизированный архив:
хранилище лент, в котором робот
забирает кассету, затем она
попадает на аппарат
воспроизведения и снова
возвращается на место. С 93 тыс.
кассет расходы на это вряд ли можно
подсчитать.
Тем не менее, на ZDF уже теперь
системы обработки объединены в
сеть, прежде всего в области
новостей, и можно было бы
попытаться реализовать
возможность автоматического
доступа от системы обработки к
архиву. Но оцифровывание архива
пока не закончено, и, кроме того,
должна быть организована связь с
системой обработки. Техническая
перспектива, во всяком случае,
понятна. Например, корреспондент в
Вашингтоне ведет поиск в цифровом
архиве и он должен иметь
возможность переписать кассету или
ее часть для своих целей.
Разумеется, при этом следует
отделять важный для архивирования
материал от маловажного — процесс,
который возможен только с
просмотром и предусматривает
существование стратегии
управления видеосодержимым.
Вероятно, этот шаг для всего архива
будет сделан только после
завершения нынешнего проекта
перезаписи, то есть примерно через
пять лет. Однако уже теперь кассеты,
поступающие в архив, необходимо
хранить по-новому, с обеспечением
быстрого и автоматизированного
доступа. Такой архив для
производственных целей, возможно,
будет принят в эксплуатацию уже
через два года. Разумеется, здесь
также следует выделить наиболее
важные материалы. Так, ZDF
располагает более чем 165 тыс.
кассетами BetaSP и 62 тыс. кассетами
DigiBeta. Вместе с современными и уже
переписанными кассетами DVCPRO весь
массив составит примерно 320 тыс.
единиц хранения. Для оптимального
функционирования архива следует
разработать соответствующую
систему архивирования.
Если бы можно было прогнозировать
момент расставания с современным
форматом DVCPRO, то перезапись могла
бы вестись быстрее: сегодня она
может вестись с двойной скоростью,
завтра же эта скорость возрастет
еще в два раза.