Обратно

Аудиовидеообозрение

В этом выпуске: Робототехника Технологии для архивов, студий и телерадиоцентров Экономика и производство

РОБОТОТЕХНИКА

Накопление сигнала до воздействия шума. Принцип выделения сигнала из шума — принцип накопления энергии сигнала, на котором основано повышение чувствительности ТВ-камер базируется на коренном отличии сигнала от шума: сигнал однополярен и имеет ограниченную полосу частот. Шум дифференциален, с нулевым математическим ожиданием и со значительно более широкой полосой частот. В результате простое сложение (накопление) порций «сигнал+шум» будет приводить к линейному росту уровня сигнала и только к замедленному (по закону квадратного корня) росту среднего отклонения размаха шума. Каждые 100 сложений улучшают отношение с/ш в 10 раз.
В ТВ-камерах фирмы «ЭВС» используется особый способ повышения чувствительности, условно названный «накопление до воздействия шума». Суть его в том, что дополнительное суммирование (накопление) сигнала производится в самой матрице ПЗС до того, как сигнал попал в выходное устройство и к нему присоединился шум считывания. В результате происходит сложение сигнала без сложения шума, а шум добавляется в выходном устройстве ПЗС один раз на каждую сумму сигналов. В итоге четырёхкратное сложение приводит к четырёхкратному росту отношения с/ш, а не к двукратному, как в традиционных методах, Этот режим возможен благодаря тому, что при малых сигналах шум считывания значительно превосходит фотонный шум и последний практически не влияет на результат накопления.

Совмещенное изображение Олимпийского стадиона в Монреале (см. рис.) получено с космического аппарата QuickBird (предоставлено компанией «Прайм Груп») с околоземной солнечно-синхронной орбиты высотой 450 км. Разрешение подобных снимков (Pan-Sharpened 4 диапазона) составляет 0,61–0,72 м в зависимости от угла крена. Снимок получается путём сложения пространственной информации в черно-белом режиме с информацией о цвете в мультиспектральном режиме.

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АРХИВОВ, СТУДИЙ И ТЕЛЕРАДИОЦЕНТРОВ

Интеллектуальный цифровой накопитель видеосигналов представила фирма Thomson. Накопители iVDR М-серии имитируют органы управления обычного видеомагнитофона, поддерживают различные форматы для обмена данными, позволяют хранить до 64 ч видеоматериала формата DV в онлайновом режиме доступа, позволяют мгновенно выводить видеоклип из накопителя на жестком диске, создавать из одних и тех же исходных материалов различающиеся программы, генерировать список файлов для воспроизведения.

Медиаданные — ключевой вопрос цифровых аудиовизуальных архивов (Дирекция технического развития ВГТРК). Электронная обработка данных и обмен ими требуют стандартизации данных, в том числе — метаданных. Многие вещатели и другие провайдеры медиа, работающие над этой проблемой, приняли за основу схему, предложенную документом EBU P_Meta 1,0 для разработки собственных моделей (наборов) метаданных. Одновременно производится разработка соответствующих словарей для кодирования метаданных, базирующихся на словарях, контролируемых SMPTE.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

Особенности хранения оптических и компакт-дисков (Санкт-Петербургский Филиал Института востоковедения РАН). Творческий коллектив, состоящий из специалистов разных профилей ряда организаций Санкт-Петербурга, в рамках существующей программы по сохранению национальных фондов проводит исследовательские работы по переводу информации различных видов на компакт-диски, определению надёжности выбранных типов носителей и условиям сохранности записанной на них информации. С этой целью разработаны специальные методики испытаний применяемых CD для оценки оптических и механических характеристик, чувствительных к состоянию информации, находящейся на диске. К их числу относятся:
– спектральный коэффициент отражения с учетом и без учета зеркальной составляющей с геометрией измерения d/8;
– спектральный коэффициент диффузного отражения;
– коэффициент двойного лучепреломления для четырёх взаимно ортогональных радиальных направлений;
– устойчивость рабочей поверхности CD к истиранию;
– устойчивость на ударную прочность при воздействии механических ударов многократного действия;
– устойчивость к вибронагрузкам.
В процессе исследований проведены серии ускоренного климатического старения (тепло-влажного и сухого) CD с записанной на них различной информацией (текст, графика, видео). Ускоренное старение проводили в интервале температур 55–80 °С, относительной влажности 30–85% в непрерывном режиме более 1000 ч и при циклическом воздействии температуры (термоудары от –14 до +85 °С). Компьютерное тестирование CD до и после ускоренного старения проводили по программам CDtester, CD Analyser, Scan CD.
Как показали результаты тестирования, наибольшие изменения читаемости происходят при ускоренном старении CD в режиме t=80 °С и w=65%. Так, уже после 354 ч старения отмечается рост зафиксированного числа ошибок (N), и при времени, равном 441 ч, значение N достигает 375, после чего программы «отказываются» читать CD. На графике, представляющем зависимость числа ошибок чтения от продолжительности ускоренного старения в данном режиме, участок кривой, начиная от времени, превышающего 375 ч, может быть выведен в виде экспоненциальной зависимости.
Информация, записанная на диске в виде пит (углублений) и промежутков между ними создаёт определённый микрорельеф рабочей поверхности диска. При различных воздействиях на CD (температура, влажность и др.) микрорельеф рабочей поверхности будет меняться, вследствие чего его отражательная способность также изменится, что приведёт к искажению рабочего сигнала на выходе. Таким образом, читаемость информации ухудшится вплоть до полной нечитаемости CD. На снимках, где приведены результаты электронномикроскопических исследований исходной рабочей поверхности диска до и после его выдержки в экстремальных условиях (пароводяная среда, температура 100 °С, w=100%) видно, что поверхность диска становится рыхлой, следы питов не обнаруживаются и, кроме того, происходит отслоение металлического отражающего слоя.
Проведены измерения оптических и механических показателей до и после ускоренного старения CD. По результатам экспериментов можно уверенно сказать, что наиболее негативным фактором, влияющим на долговечность информации на CD, является влажность.
Были проведены также эксперименты по изучению влияния микроорганизмов. Необходимость обязательного физического контакта аппаратных средств для доступа к информации обусловила исследование влияния обработки биоцидами поверхности CD на читаемость информации, а также на их стойкость к биоцидам. Для предотвращения поражения грибами деталей компьютеров после проведения эксперимента по выращиванию микроорганизмов поверхность дисков обрабатывали различными биоцидами, выбор которых обоснован на практике использования различных препаратов в библиотеках. По результатам исследований составлена таблица и предложены рекомендации, в том числе, по оптимальным условиям хранения.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

Система обработки видеоизображений «Контраст» разработана на кафедре информационной безопасности МГТУ им. Н. Э. Баумана. Разработка предназначена для повышения качества изображения видеосистем, работающих в условиях сильных гармонических помех: студийная обработка видеоизображений, охранные комплексы, приёмники телевещательных сетей.

Система объединённых информационных ресурсов (Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры РФ). ГИВЦ МК РФ разработал, осуществляет эксплуатацию и внедрение новых направлений многопрофильного коммуникационного проекта «Культура ComSat». Первым сегментом этого проекта стала всероссийская сеть покадровой передачи информации посредством телеканала ОРТ. Для передачи информации задействуются свободные информационные ресурсы двух строк полного ТВ-сигнала (ресурсы кадровых гасящих импульсов). Передача информации осуществляется адресным образом, пакетами формата Х.31. Учитывая технические возможности канала передачи и технологию работы технического комплекса ОРТ, ежедневный объём вещания составляет 3–10 Мбайт. В течение 2002 г. осуществлялось тестовое вещание данных и потока Интернет в СКД «Культура ComSat» с использованием ёмкости двух спутников — «Ямал-102» и Intelsat-904.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО

Беспроводные технологии были одной из главных тем состоявшегося в Москве форума Intel для малого и среднего бизнеса. А на сопутствовавшей выставке был представлен весь спектр оборудования для широкополосного беспроводного доступа — включая беспроводные видеокамеры. По данным InStat/MDR, в конце 2002 г. в мире насчитывалось около 46 млн пользователей технологий широкополосного доступа. Новый стандарт беспроводной связи IEEE 802.16 изначально был задуман для организации работы беспроводных сетей, покрывающих большие городские территории, поэтому его часто называют стандартом для WirelessMAN (Metropolitan Area Network — сеть для городских регионов). Одна базовая станция в сети стандарта 802.16 может предоставить услуги разного уровня: например, для 60 бизнес-пользователей — услуги категории Т1 (передача данных со скоростью до 2 Мбит/с) и одновременно для сотен домашних пользователей — менее требовательные к полосе пропускания услуги. Оборудование 802.16 обеспечивает связь на расстоянии 30–50 км и более с полосой пропускания до 70 Мбит/c.

Видеопроекторы для мобильных презентаций на основе технологии DLP представила компания Acer CIS Inc.
Модель PD 721 (рис. 1). Базовое разрешение — 1024 x 768. Яркость — 2300 ANSI-лм. Контрастность — 2000:1. Уровень шума не превышает 32 дБ. Вес — 3 кг. Диагональ проекции — 0,58–6,25 м. Расстояние проецирования — 1,14–10 м. Встроенный динамик 2 Вт. Средняя розничная цена — 2475 EUR.
Модель PD 321 (рис. 2). Базовое разрешение — 1024 x 768. Яркость — 1100 ANSI-лм. Контрастность — 2000:1. Уровень шума — 34 дБ. Вес — 0,99 кг. Диагональ проекции — 0,7–6,79 м. Расстояние проецирования — 1,2–10 м. Средняя розничная цена — 1945 EUR.
Модель PD 110 (рис. 3). Базовое разрешение — 800 x 600. Яркость — 1100 ANSI-лм. Контрастность — 1500:1. Уровень шума — 32 дБ. Вес — 2 кг. Диагональ проекции — 0,7–6,79 м. Расстояние проецирования — 0,6–12 м. Средняя розничная цена — 999 EUR.

Визуализация «левых рейсов» предложена фирмой «Глобал ориент» на выставке «Спецтранспорт-2003» в «Экспоцентре».

Запись навигационных (на основе приёмника GPS) данных и состояния датчиков осуществляется во встроенную флеш-память бортового «черного ящика» транспортного средства. При подъезде к контрольному пункту записанные данные автоматически передаются в компьютер диспетчера по радиоканалу на расстоянии до 100 м. На мониторе диспетчера эти данные отображаются в виде местоположения транспортного средства на карте города (района) в любой выбранный момент времени, виртуального движения транспортного средства в заданный момент времени и т. д.

Выставки 2004 года в «Экспоцентре», которые могут заинтересовать специалистов, читающих наш журнал (в программе возможны изменения):
МСОО — 9–13 марта;
Оптика — 9–13 марта;
Медтехника — 19–23 апреля;
Высокие технологии XXI века — 19–23 апреля;
Связь-Экспокомм — 11–15 мая;
Электро — 7–11 июня;
Мир стекла — 7–11 июня;
Наука. Научн. приборы — 7–11 июня;
Инфокоммуникации России-XXI век — 19–23 октября;
Электронная Россия — 19–23 октября;
Реклама — 1–5 ноября;
Здравоохранение — 29 нояб.–3 декаб.

Идентификация легальной аудио- и видеопродукции — предложение о введении этой системы было поддержано на втором заседании Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности под руководством Председателя Правительства РФ М. М. Касьянова. В частности, было принято решение о необходимости маркирования производимых в России или ввозимых на её территорию легальных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм защитными марками.
Обсуждение этого решения было предпринято некоторыми деятелями шоу-бизнеса, предложившими и свои проекты. В частности, они предложили рассмотреть возможность введения на территории РФ института роялти — вменённого авторско-смежного вознаграждения (общероссийского «авторского» сбора), который будет взиматься в обязательном порядке при розничной продаже в любых точках с любых экземпляров аудиовизуальной продукции, находящихся в обороте в момент введения в действие единой системы идентификации продукции (или ранее). Введение подобной системы предложено на «переходный период, необходимый для окончательного формирования цивилизованного отечественного рынка аудиовизуальной продукции».
На наш взгляд, однако, неконструктивно было бы возвращаться к методам послевоенной Европы, а правильнее было бы авторам подобных схем об институте роялти подумать о современных способах охраны интеллектуальной собственности, с которыми можно познакомиться при помощи путеводителя «Энциклопедия робототехнических аудио- и видеосистем», опубликованном в «ТКТ» № 9 за 2003 г.

Исследовательская деятельность Европейского Союза в области культурного наследия (Генеральный директорат по вопросам информационного общества Европейской комиссии). Совещание, посвященное проблеме сохранения архивов европейских вещательных компаний, объединило под общим заголовком PRESTO целую группу исследовательских проектов. Эти архивы содержат более 50% всех аудио- и видеоматериалов (по данным ЮНЕСКО в Европе сосредоточено 25% мирового наследия, оцениваемого в 200 млн часов AV-информации, в то время как участники PRESTO утверждают, что Европа обладает более чем 125 млн часов AV-информации). В эту цифру входит что-то около 25 млн часов кинофильмов, 50 млн часов видеозаписей и 50 млн часов звукозаписей. Около 70% этой информации записано в старых форматах. Около 25% всех архивных материалов находятся в таком состоянии, что при попытке перевода их содержимого в цифровую форму оригинальные копии окажутся повреждены или даже полностью уничтожены. Ежегодно по всей Европе архивы AV-информации теряют несколько десятков тысяч самых старых экземпляров своих коллекций. По оценкам PRESTO, общая стоимость работ по сохранению мировых AV-архивов путём простого переноса информации на современные носители составит около 100 млн евро.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

«Новый отсчет. Цифровая Россия вместе с Sony» — выставка современного искусства и новых технологий, состоявшаяся в ЦДХ, на которой были представлены работы художников самых разных направлений (экспонаты более чем 50 художников разместились на площади свыше 1800 м2).
Поскольку основой и средством воплощения произведений цифрового искусства являются цифровые технологии, то создание и демонстрация работ требуют использования техники, соответствующей их уровню. Для этой цели на выставке использовалась продукция компании Sony. Поэтому наряду с экспонатами современного искусства демонстрировалась техника последнего поколения. В частности, плазменные и ЖК телевизоры Sony серии MR (Media Reality) с диагоналями 50", 42" и 30", устанавливающие новые стандарты дизайна своей сюрреалистической стеклянной «плавающей» панелью (на рис. 1 — телевизор Plasma WEGA MR1). Также был представлен полный модельный ряд ЖК-телевизоров с экраном от 15" до 23". Все эти модели оснащены системой DRC, улучшающей разрешение изображения и проработку деталей.

Рис. 1 Рис. 3

Рис.2

Для демонстрации экспонатов выставки использовались широкоформатные видеопроекторы серии HS, снабженные функцией «Cinema Black Pro», благодаря которой устанавливаются яркость и контрастность изображения. Другая уникальная функция видеопроекторов Sony — «Side Shot 2» — позволяет устанавливать видеопроектор сбоку от экрана, убирая трапецеидальные искажения. Модель VPL-HS20 (рис. 2) оснащена слотом для карты памяти Memory Stick.
Среди представленных на выставке видеокамер — ультракомпактная модель DCR-IP1E с преобразователем изображения CCD 1 Megapixel и системой Handycam Station. DVD-видеокамера DCR-DVD100E позволяет снимать фильмы в формате DVD, причем отснятый материал можно редактировать и изменять порядок кадров на дисках DVD-RW в режиме playlist, а также компоновать их в определённый сюжет. Прилагающаяся программа PIXELA ImagerMixer позволяет легко производить монтаж фильмов.
Для создания фотошедевров идеального качества служат фотокамеры Cyber-shot, имеющие разрешение до 8 мегапикселов и широкий набор функций. Так, с помощью функции MPEG Movie VX можно не только фотографировать, но и снимать фильмы. Кроме того, во многих моделях камер применена эксклюзивная технология интеллектуального вариообъектива Smart Zoom. Благодаря преобразователям CCD, использующим функцию Super HAD, изображение при печати снимков получается особенно высокого качества.
Для музыкального оформления выставки использовались аудиосистемы Sony. Воспроизведение записей DVD осуществлялось с помощью DVD-проигрывателей Sony: как моделей базового уровня, так и топ-моделью — универсальным DVD-рекордером RDR-GX7, который не только предоставляет широкие возможности по работе с камерами MiniDV и Digital 8, но и позволяет записывать и воспроизводить в любом из форматов.
Наконец, была представлена новейшая модель развлекательного робота AIBO ERS-7, который теперь способен принимать решения, распознавать голоса и взаимодействовать с людьми; навыки и поведение робота AIBO могут быть развиты в соответствии с пожеланиями хозяина и стилем его жизни.
Теперь покажем на примере одного только произведения, как цифровые технологии позволяют достичь вершин, недоступных в эпоху прежних технических средств. Его создали украинские мастера Иван Цюпка и Анна Артеменко. Высококонтрастным видеопроектором Sony демонстрировался их DVD-фильм «Wires Dansing» продолжительностью 3 мин 20 с. Что такое «wires» в данном случае — видно из фотографии, сделанной этими же художниками (рис. 2): тела людей покрыты полосками флюоресцирующей краски, так что в темноте видна только сетка, соответствующая трёхмерным контурам человеческих тел. Фильм же выполнен в духе этой идеи, но средствами анимации. Дело происходит на дискотеке, где танцуют человечки, очертания которых изображены сеткой из проводочков. Но изображены настолько реалистично, что вспоминается диалог из повести «Экипаж «Меконга», посвященный особенностям перевода с английского технического: там фразу «The naked conductor run under wagon» девушка с гуманитарным образованием переводит как «голый кондуктор бежит под вагоном», хотя речь идёт о неизолированном проводе, проложенным под тележкой. Но здесь тот случай, когда цифровые технологии объединяют эти два толкования: проводочки настолько рельефно очерчивают танцующие женские фигуры, особенно в наиболее знаковых их местах, что когда на экране крупным планом появляется время от времени задняя часть танцовщицы, которой она профессионально вращает, это выглядит достаточно ощутимо. Тем более, художники ухитрились однозначно передать своими проводочками, что танцовщицы обнажены. Есть и ди-джей: тоже состоящий из проволочного каркаса, но его лицо и фигура на мгновение становятся фотореалистичными и здесь как бы намёк — найти, как в компьютерной игре, скрытую гиперссылку, щелкнуть по ней и проволочные танцовщицы на экране превратятся в натуральных стриптизёрш. Здесь, кстати, новый поворот: как в своё время в юриспруденции цифровые технологии осложнили проблему авторских прав (аспект индивидуального копирования), так и сейчас для экспертов по нравственности появилась головоломка — до какой степени может доходить реалистичность подобной анимации, чтобы её дозволять к показу на широком экране?

Разнообразие функций работы с видеоизображениями было представлено на выставке «Здравоохранение-2003» в «Экспоцентре». Наибольшее количество новинок здесь традиционно проявляется в сфере эндоскопии. Так, в эндоскопической видеосистеме фирмы Olympus предусмотрена запись эпизодов операции на карту SmartMedia, включаемая врачом при помощи пульта ДУ. Эндоскопические видеосистемы «Эндокам» (фирма «Азимут») оснащены функцией «Цветная испытательная таблица» и, соответственно, регулировками изображения; спектр источников света согласован со спектральной характеристикой ПЗС-матрицы.
Функции обработки изображений в медицине имеют свои особенности: так, в системах компьютерной радиографии Fujifilm есть функция «временное вычитание», производящая автоматическое сравнение текущего и предыдущего снимков и показывающая едва заметные изменения; функция «вычитание энергии» позволяет отдельно отобразить мягкие и костные ткани, используя различные энергетические уровни одного снимка. В цифровом флюорографическом аппарате НИПК «Электрон» для установки оптимальных параметров снимка достаточно указать обследуемый орган на мониторе компьютера (см. рис.) В видеокамере DCS (Sony) есть встроенный блок памяти на четыре кадра, позволяющий вывести их одновременно на экран монитора. Программа «Колонии» фирмы «ВидеоТесТ» осуществляет автоматический подсчет колоний бактерий различных типов со статистической обработкой полученных результатов.

Профиль Z39.50.CIMI как основа интеграции информационных ресурсов по культурному наследию (Объединённый институт геологии, геофизики и минералогии им. акад. А. Трофимука)
Технология, основанная на Web, не позволяет построить распределённую информационную систему со сквозным поиском и едиными для всех систем интерфейсами, поскольку для Web отсутствует такая важнейшая компонента, как глобальная стандартизация на уровне организации данных и форматов их представления. Единственной технологией в настоящее время, содержащей подобную компоненту и апробированной в режиме промышленной эксплуатации, является технология, основанная на международном стандарте ISO-23950 (Z39.50).
Разработка технологии создания распределённой информационной системы, предназначенной для представления разнородных данных, является фундаментальной научной проблемой, обусловленной тем, что ресурсы организаций культуры носят разнообразный характер (описания, фото, аудиовидео и пр.) и принадлежат различным организациям, которые, как правило, проводят самостоятельную политику в отношении их описания, использования и опубликования.
В 1998 г. Консорциумом по компьютерному обмену музейной информацией был разработан профиль CIMI (Computer Interchange of Museum Information) для информации о культурном наследии, предназначенный для работы по протоколу Z39.50. Элементы этого профиля имеют глобальные идентификаторы и являются частью международного стандарта ISO-23950.
Профиль — это спецификация для использования в качестве стандарта (или группы стандартов) для поддержки особых приложений, функций, сообществ или классов информации. Профиль выбирает опции, подмножества, значения параметров и
т. д., причем этот выбор остаётся в стандарте, где эти выборы необходимы для выполнения определённых функций. Профиль может также задавать аспекты клиент-серверных взаимодействий, которые выходят за рамки основных стандартов.
Профиль CIMI предоставляет спецификации для поиска и извлечения информации из разнородных информационных ресурсов о культурном наследии. Эти ресурсы могут содержаться в одной или более базах данных, доступных через один или более CIMI-серверов, поддерживающих этот профиль или другие реализации Z39.50. Пользователь может проводить поиск в этих БД для извлечения цифровых представлений музейной информации, таких как записи объектов или изображения со связным текстом. Эти представления могут являться составными документами, включающими мультимедийные форматы ресурсов. Профиль представляется набором технических спецификаций, которые управляют взаимодействием «клиент-сервер» при извлечении информации из одного или более распределённых хранилищ. Профиль CIMI определяет спецификации для поиска в БД, отбора найденной информации из БД, структурирования и упаковки информации для передачи от сервера к клиенту.
Профиль CIMI определяет две наиболее важные возможности извлечения информации:
– изображения (оцифрованные фотографии, аудиоклипы и т. п.);
– предформатированные данные (например, записи в формате SGML).
Спецификации в схеме и ассоциированной с ней структуре абстрактной записи позволяют серверу возвращать одно или более изображений, ассоциированных с записью об объекте. Поскольку локальная БД может содержать изображение более чем в одном разрешениях (например, картинку для предварительного просмотра и изображение высокого разрешения), профиль содержит понятие о представлении. Представление является специфической версией изображения. Таким образом, сервер может вернуть клиенту одно или более изображений, так же как одно или более видов (наглядных представлений) каждого изображения. Более того, в дополнение для каждого изображения и наглядного представления может быть извлечена специфическая описательная информация.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

Исследовательская деятельность Европейского Союза в области культурного наследия (Генеральный директорат по вопросам информационного общества Европейской комиссии).
Было профинансировано около 30 больших проектов создания электронных библиотек, многие из которых связаны с поиском информации, организации метаданных и вопросами функциональной совместимости.
Проект COLLATE имел целью совместную работу нескольких его участников по аннотированию, индексации и обработке исторического архивного материала. Задача заключалась в создании в Интернете рабочего пространства для деятельности специалистов в области исторической фильмографии.
Проект МЕТАе состоял в разработке программных модулей автоматизации фиксирования метаданных посредством введения в программы оцифровки печатного материала, используемого в создании и сопровождении электронных фондов, этапа анализа самого документа и его топологии. В рамках этого проекта был разработан механизм оптического распознавания знаков любых шрифтов.
Проект CHLT имел целью объединение компьютерных лингвистических инструментов и технологий с возможностями электронных библиотек.
В области цифрового копирования была оказана поддержка нескольким проектам цифровой реставрации старых кинофильмов, разработки технологий видеоархивации, оцифровки старых рукописных документов и создания новых бизнес-моделей использования полученных электронных материалов. В области сохранения интеллектуального наследия профинансировано несколько проектов практической направленности, связанных с захватом и обработкой изображения, а также перспективные проекты в области виртуальной и расширенной (augmented) реальности, особенно, применительно к электронной археологии.
Список проектов варьировался от организации виртуального посещения музеев через Интернет посредством интерактивного робота Tourbot и проекта Archeoguide, обеспечивающего построение расширенной реальности, трёхмерных изображений и мобильной компьютерной среды для осмотра мест археологических раскопок, до проекта Vakhum, средства построения анимированных компьютерных моделей и визуализации кинематики движений человеческого тела.
В области сохранения памяти общества (community memory) начато несколько проектов, связанных с новыми и экспериментальными способами предоставления услуг в этой области, а также с новыми моделями более активного участия граждан в создании будущей цифровой памяти общества (digital memory of society), управления её ресурсами и получении доступа к ним.
На сегодняшний день не существует ни достоверных, ни исчерпывающих данных относительно стоимости предстоящих работ, ни опробованных методов оценки этих расходов. Что действительно ясно на сегодняшний день — это то, что сохранение имеющихся ресурсов в цифровом виде может оказаться очень дорогостоящим мероприятием и что само выживание существующих культурных образований будет зависеть от того, появятся ли новые концепции затрат, бизнес-модели и финансовые схемы, а также новые способы поделить эти затраты между казной и деловыми кругами: ведь сегодня преобразование информации в цифровую форму рассматривается в качестве «дополнительной» задачи («extra» task). Принимая во внимание, что общество не может позволить себе собирать и хранить абсолютно всю информацию без исключения, необходимо, чтобы принципы её отбора основывались на сообща выработанной системе оценки качества и стоимости материала. Потребуется определённая степень автоматизации процесса с целью определения затрат, однако, движение вперёд должно осуществляться на основе включения функций цифрового копирования в сам процесс создания объектов культуры и информации.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

Цифровой кинематограф, начавшийся для фирмы Sony с выпуска фильмов на DVD, сегодня стал одним из приоритетных видов её деятельности. Достаточно сказать, что номинировавшийся на премию «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в 2002 г. хит «Люди круглосуточной вечеринки» Майкла Виттерботтома был снят с использованием цифровых камер Sony DVCAM DSR-PD-150P. Фильм Александра Сокурова «Русский ковчег» произвёл сенсацию в мире кино во многом благодаря нетривиальному приёму: все 90 мин фильма сняты единым кадром. Реализовать новый приём помогла техника Sony: цифровой сигнал от камеры Sony HDCAM записывался прямо на хард-диски. Цифровое качество Sony задействовано и на съёмках третьей части знаменитой саги Джорджа Лукаса «Звёздные войны. Эпизод III». Дэвид Линч, автор культового сериала «Твин Пикс», в настоящее время снимает сериал «Кролики» камерой Sony DSR-PD100AP.

Модернизация библиотек на основе менеджмента качества (Министерство культуры РФ). Всемирная комиссия по культуре определила культуру как «способы жить вместе», поэтому всё более актуальным становится утверждение новой парадигмы развития, в которой человеческий аспект становится самым важным, а политические, экономические, информационные и культурные акции и институции тесно взаимодействуют.
Главный вектор общественного развития в данный момент определяется как движение к информационному обществу (а в дальнейшем — к обществу знания), что для библиотечного сообщества ассоциируется как движение к открытой библиотеке. В политологии понятие «открытость» реализуется через понятие «прозрачность» и подразумевает:
– наличие возможности и механизмов доступа к необходимой информации;
– способность персонала организации участвовать в принятии решений через своих представителей или напрямую;
– способность граждан (общества, потребителей, персонала) добиваться объективной отчетности должностных лиц перед населением и органами власти.
Существуют методологии и методики, по которым библиотеки могут сами оценить и соразмерить свои потребности с потребностями общества — они именуются «Всеобщий менеджмент качества» или «всеобщее управление качеством» (TQM — Total Quality Management). За последние 40–50 лет само понятие «качество» претерпело эволюцию: содержание проблемы качества товаров и труда преобразовалось в проблему качества жизни, качества человека, качества культуры и качества образования.
Каждая организация, желающая занять устойчивое положение на рынке или в обществе, вынуждена радикально пересматривать свою деятельность на основе современного менеджмента качества потому, что именно эта система ставит в центр любого общественного и производственного процесса человека, а любое производство считает социальным, то есть сознательно определяющим для себя производственные цели, направленные на удовлетворение потребностей общества.
Основоположник TQM Э. Деминг подчеркивал: «Задача менеджмента — создание среды, где каждый может получить удовольствие от своей работы». Он утверждал, что 96% производственных проблем обусловлено неправильной системой менеджмента, и только 4% — ошибками исполнителей.
К настоящему времени сформировался набор теоретических и практических средств TQM; в его активе сегодня следующие достижения:
– 25 международных стандартов ISO семейства 9000 по менеджменту качества и стандарты ISO 14000 по экологическому менеджменту;
– международный Реестр сертифицированных аудиторов систем качества (IRCA), в котором работают свыше 10000 специалистов из многих стран мира;
– международные, национальные и отраслевые премии по качеству.
Стандарт ISO 8402 так определяет содержание современного менеджмента качества: «Метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех её работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации в целом». Понятие «качество» определяется как «... совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности».
Основная цель национальных премий в области качества — дать в руки руководителям инструмент объективной оценки своих достижений и промахов, механизм совершенствования фирменной политики, как в области организации деятельности, так и в сфере отношений с коллективом и обществом. Этот инструмент — самооценка, апробированный международной практикой и доказавший свою эффективность в конкурсах на Европейскую премию по качеству и ряде национальных премий. Самооценка — способ сопоставить свою деятельность и её результаты с моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных на основе единых для всех организаций критериев качества.
Главное преимущество самооценки заключается в том, что, сравнивая полученные результаты с числом баллов, набранных лауреатами премии по качеству, организация может вычислить свой собственный рейтинг и определить направления совершенствования своей деятельности.

(По материалам конференции «EVA 2003 Москва»)

Ведущий AVR А.П.Барсуков

Обратно

Hosted by uCoz