В оглавление номера

Экономика, право, производство

Леонидов С.Л.
Рынок в режиме ожидания
(сокращенный вариант)

VII Международный конгресс НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания»

Как и в прошлые годы, Конгресс НАТ2003 длился 3 дня, но на этот раз его организаторы решили провести два Пленарных заседания вместо одного. Такая структуризация в организационном плане была вполне оправдана. На первом из них рассматривались сугубо национальные проблемы и пути развития телерадиовещания, на втором — анализировалась ситуация, складывающаяся в этом секторе на международном рынке. И национальный и международный аспекты принципиально важны для России.
Несколько сократилось в этом году количество работавших на конгрессе секций. Теперь они были представлены в трех залах вместо четырех, что позволило участникам форума побывать практически на всех обсуждениях. Это только увеличило интенсивность дискуссий. Еще одним отличием стало проведение немалого числа панельных дискуссий и Круглых столов на актуальные темы.

Первое Пленарное
Прошедший год не принес электронным СМИ никаких ощутимых результатов. Даже нормативно-правовая база отрасли, на изменение которой возлагались большие надежды, так и осталась на уровне начала 90-х. Видимо, поэтому во время открытия конгресса в атмосфере зала, где собрались профессионалы, понимающие, что для поступательного развития отрасли, ее перевода на цифровые технологии нужны немалые и, главное, консолидированные усилия участников рынка и государства, ощущалась сдержанная деловитость. Становилось очевидным, что нужен серьезный толчок, своего рода сигнал для рынка телерадиовещания, и исходить он должен от государства, которому самое время проявить свою заинтересованность не только в создании современной технико-технологической базы вещания, но и в формировании реального информационного общества. Пока же отечественный рынок телерадиовещания развивался в основном за счет инициатив и энергетики его участников. Этого явно недостаточно, поскольку российской отрасли необходимо трансформироваться в современную индустрию в соответствии с мировыми нормами. А это явно непросто, и рынок находится в режиме ожидания.
Тем не менее, приветствуя на первом Пленарном заседании участников форума М.В. Сеславинский, статс-секретарь — первый заместитель Министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, заметил: «Рынок телерадиовещания в России развивается весьма оптимистично.
Тема рынка была продолжена и в приветствии Б.Д. Антонюка, первого замминистра РФ по связи и информатизации. Но остановился он в основном на проблемах, которые необходимо решать, чтобы рынок телерадиовещания продолжал расти и в будущем. Речь прежде всего шла о создании правовой базы, отвечающей сложившейся на рынке ситуации, в том числе и в международном плане. Последний аспект был увязан с приграничными территориями России. Он коротко остановился на Стокгольмском соглашении 1961 г., на основе которого все страны развивали сектор телерадиовещания до настоящего времени. В 2004 г. это международное соглашение будет пересматриваться в рамках МСЭ с учетом развития новых технологий и цифрового вещания. Сейчас подготовкой к этой важной международной встрече заняты российские отраслевые министерства, научные институты. «В 2004 г. будет заложена основа на ближайшие 30–40 лет, — отметил руководитель Минсвязи, — и от того, насколько мы правильно сформируем свои вклады в международную организацию, зависит и развитие бизнеса в сфере телерадиовещания у нас в стране».

Контент и технологии
С появлением Интернета, цифровых технологий рынок телерадиовещания стал заметно меняться. В первую очередь это связано с тем, что все больше потребителей отдают предпочтение новым способам получения информации. Поэтому, чтобы не потерять свою аудиторию, телерадиовещателям нужно искать новые формы контента. Эту тему затронул в своем выступлении А.В. Малинин, вице-президент НАТ, заместитель председателя ВГТРК. По его мнению, цифровые технологии перспективны для телерадиокомпаний прежде всего с точки зрения производственных затрат, а также в связи с формированием новых форматов контента. При этом обработка и компоновка материалов, готовящихся к выпуску, облегчается. А.В. Малинин коротко остановился на опыте ВГТРК, заметив, что переход к круглосуточному информационному вещанию на канале без использования новых технологий был бы крайне сложным и затратным процессом. Но если есть полноценный доступ к уже подготовленным материалам, то благодаря новым технологиям процесс их подготовки к новому выпуску превращается фактически в переформатирование материалов. Кроме того, он отметил, что использование технологии Hi Definition, применяемая в кинопроизводстве, позволяет значительно снизить издержки при создании кинопродукции и телепрограмм и формирует новый контент, доступный для вещателей, позволяющий им использовать его на вторичном рынке.
Однако при использовании современных технологий возникает и немалый риск. Ему подвержены не только телерадиовещатели, но и все производители контента. Это риск потери контроля за авторскими правами.

В поисках импульса
Выступление Г.И. Скляра, генерального директора РТРС, было тоже посвящено новым технологиям. Но эту тему он рассматривал сквозь призму перспектив развития Российской телевизионной и радиовещательной сети в 2004–2010 гг. Сеть эфирного вещания РТРС состоит из 1 тыс. передатчиков, обслуживающих все федеральные телерадиоканалы, почти все коммерческие телерадиоканалы, а также иновещание компании «Голос России». Тем не менее большинство населения России выбора практически не имеет, поскольку принимает от двух до пяти (в лучшем случае) программ. И этот факт лишний раз свидетельствует о множестве проблем, накопившихся в отрасли. По словам Г.И. Скляра, содержание сети в настоящее время «требует громадных средств», поскольку немалая часть оборудования, установленного 30 лет назад, изношено на 100%. «В доходах РТРС, которые в 2002 г. составили 4,5 млрд р., 60% относятся к доходам за распространение сигнала для общероссийских телерадиокомпаний», — подчеркнул он.
Проблема же, считает руководитель РТРС, заключается в порядке формирования тарифов, который не дает возможности развиваться телерадиовещательной сети.
Приток финансовых средств поможет решить проблемы, стоящие перед РТРС. Это прежде всего:
• полная техническая перестройка сети, обусловленная переходом на цифровые технологии, как вещательных, так и распределительных сетей;
• переход на использование спутниковой распределительной сети как основной сети распределения телерадиопрограмм;
• подготовка условий для предоставления современных мультисервисных услуг широкому кругу пользователей;
• перевод на оборудование, использующего энергосберегающие технологии;
• обеспечение всероссийского охвата телерадиовещанием как основа предоставления полного спектра современных услуг;
• использование для снижения начальных затрат ресурсов предприятий государственного сектора в сфере спутниковой сети, наземных магистральных сетей, распределительных абонентских сетей;
• обеспечение резервирования при распространении программ телерадиовещания.
Как сообщил Г.И. Скляр, РТРС приступила к модернизации спутниковой транспортной сети, собирается модернизировать и вещательную часть. На этом пути делаются уже первые шаги, причем без обращения к федеральному бюджету, хотя стоимость этого проекта достигает около 1 млрд р. В частности, решения, предлагаемые в рамках модернизации вещания, связаны с использованием спутниковой группировки для нужд региональных каналов с тем, чтобы они могли производить врезки в программы. Одновременно в рамках РТРС разрабатывается проект, способный соединить региональное, окружное и федеральное телевидение.

Рынок услуг связи
На этом Пленарном заседании выступление В.И. Павлова, начальника Департамента радио, телевидения и спутниковой связи Министерства РФ по связи и информатизации, было итоговым. Его тема касалась развития рынка услуг связи в области телерадиовещания. В представленной концепции было выделено три основных положения: активизация рыночных механизмов, обеспечение конкурентоспособности государственных организаций, совершенствование нормативно-правовой базы телерадиовещания. Однако достичь этого можно лишь при создании равных условий для участников рынка, через совершенствование механизмов государственного регулирования рынка услуг связи, внедрение новых технологий и обеспечение нормативно-правовой базы. Только так России удастся интегрироваться в европейский и мировой телекоммуникационный рынок.
На отдельных сегментах рынка конкуренция, по словам В.И. Павлова, происходит, но в то же время наблюдается некоторая «поляризация рыночного регулирования модели». Участники рынка предпочитают работать в основном в населенных пунктах с наибольшей плотностью населения, что связано с отдачей от распространения рекламной продукции. Процесс же предоставления новых услуг на рынке идет, особенно в спутниковых сетях, переводящихся на цифровой формат. Также и в эфирной наземной сети, где услуги предлагаются в цифровом формате. Общий доход от услуг связи в 2002 г. составил около 273 млрд р. (8,7 млрд долл.), из них на услуги связи в области телерадиовещания пошло около 4% (около 11 млрд р.). На новые услуги приходится пока всего 1,9%. Если же рассматривать сегмент пользователей на рынке услуг связи, то в этом блоке коммерческие структуры составляют 30,6%, бюджетные организации — 30,1%, а население — 38,4%. При этом охват населения, в частности телевизионными программами, далеко неполный. Почти 99% населения у нас в стране принимает 1 программу, 73,8% российских телезрителей смотрят 3 программы, до 57% — 4 программы.
В выступлении рассматривался и вопрос о введении платного телевидения. Известно, что это «больная» тема, как для населения, так и для вещателей. Поэтому В.И. Павлов, представляя расчеты, остановился на этом вопросе довольно подробно. При подготовке концепции рынка услуг связи разработчики исходили из расчета 50і50: половину средств оплачивает население, другая половина поступает из государственного бюджета. Если учесть, что почти 30 млн семей пользуется системами коллективного приема телевидения, то, исключив из этого количества около 20–25% несостоятельных граждан, пользующихся социальными льготами, можно попытаться реализовать «мягкий» вариант введения платного телевидения. Причем «растянуть» повышение тарифов на 10 лет. Тогда, по подсчетам разработчиков, в первый год можно установить плату за телевидение размером 9 долл. в год, и постепенно повышать ее до 80–82 долл. в год на десятый год этой программы.
Анализ рынка, отмечалось в докладе, показывает, что переход на новые технологии будет подразделяться на 3 основных этапа — 2003–2005 гг., 2006–2010 гг. и 2011–2015 гг. Задачи первого этапа — модернизация технических средств телерадиовещания, серийное производство цифровых телевизоров и приставок к аналоговым телевизорам, проведение модернизации передающей сети и другие мероприятия. На втором этапе предполагается переход на цифровое спутниковое распределение радиотелевизонных программ. Планируется, что к концу 2005 г. этот переход должен состояться по всем пяти зонам, чтобы затем перейти к модернизации и развитию спутниковой орбитальной группировки. Третий же этап предназначен для наращивания и совершенствования инфраструктуры наземного цифрового радиотелевизионного вещания.

Полный текст - в № 2 журнала "ТКТ" за 2004 г.

В оглавление номера

Hosted by uCoz