Леонидов С.Л.
Рынок в режиме ожидания
(сокращенный
вариант)
VII Международный конгресс НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания»
Как и в прошлые
годы, Конгресс НАТ2003 длился 3 дня, но
на этот раз его организаторы решили
провести два Пленарных заседания
вместо одного. Такая
структуризация в организационном
плане была вполне оправдана. На
первом из них рассматривались
сугубо национальные проблемы и
пути развития телерадиовещания, на
втором — анализировалась ситуация,
складывающаяся в этом секторе на
международном рынке. И
национальный и международный
аспекты принципиально важны для
России.
Несколько сократилось в этом году
количество работавших на конгрессе
секций. Теперь они были
представлены в трех залах вместо
четырех, что позволило участникам
форума побывать практически на
всех обсуждениях. Это только
увеличило интенсивность дискуссий.
Еще одним отличием стало
проведение немалого числа
панельных дискуссий и Круглых
столов на актуальные темы.
Первое
Пленарное
Прошедший год не принес
электронным СМИ никаких ощутимых
результатов. Даже
нормативно-правовая база отрасли,
на изменение которой возлагались
большие надежды, так и осталась на
уровне начала 90-х. Видимо, поэтому
во время открытия конгресса в
атмосфере зала, где собрались
профессионалы, понимающие, что для
поступательного развития отрасли,
ее перевода на цифровые технологии
нужны немалые и, главное,
консолидированные усилия
участников рынка и государства,
ощущалась сдержанная деловитость.
Становилось очевидным, что нужен
серьезный толчок, своего рода
сигнал для рынка телерадиовещания,
и исходить он должен от
государства, которому самое время
проявить свою заинтересованность
не только в создании современной
технико-технологической базы
вещания, но и в формировании
реального информационного
общества. Пока же отечественный
рынок телерадиовещания развивался
в основном за счет инициатив и
энергетики его участников. Этого
явно недостаточно, поскольку
российской отрасли необходимо
трансформироваться в современную
индустрию в соответствии с
мировыми нормами. А это явно
непросто, и рынок находится в
режиме ожидания.
Тем не менее, приветствуя на первом
Пленарном заседании участников
форума М.В. Сеславинский,
статс-секретарь — первый
заместитель Министра РФ по делам
печати, телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций, заметил:
«Рынок телерадиовещания в России
развивается весьма оптимистично.
Тема рынка была продолжена и в
приветствии Б.Д. Антонюка,
первого замминистра РФ по связи и
информатизации. Но остановился он в
основном на проблемах, которые
необходимо решать, чтобы рынок
телерадиовещания продолжал расти и
в будущем. Речь прежде всего шла о
создании правовой базы, отвечающей
сложившейся на рынке ситуации, в
том числе и в международном плане.
Последний аспект был увязан с
приграничными территориями России.
Он коротко остановился на
Стокгольмском соглашении 1961 г., на
основе которого все страны
развивали сектор телерадиовещания
до настоящего времени. В 2004 г. это
международное соглашение будет
пересматриваться в рамках МСЭ с
учетом развития новых технологий и
цифрового вещания. Сейчас
подготовкой к этой важной
международной встрече заняты
российские отраслевые
министерства, научные институты. «В
2004 г. будет заложена основа на
ближайшие 30–40 лет, — отметил
руководитель Минсвязи, — и от того,
насколько мы правильно сформируем
свои вклады в международную
организацию, зависит и развитие
бизнеса в сфере телерадиовещания у
нас в стране».
Контент и
технологии
С появлением Интернета, цифровых
технологий рынок телерадиовещания
стал заметно меняться. В первую
очередь это связано с тем, что все
больше потребителей отдают
предпочтение новым способам
получения информации. Поэтому,
чтобы не потерять свою аудиторию,
телерадиовещателям нужно искать
новые формы контента. Эту тему
затронул в своем выступлении А.В.
Малинин, вице-президент НАТ,
заместитель председателя ВГТРК. По
его мнению, цифровые технологии
перспективны для
телерадиокомпаний прежде всего с
точки зрения производственных
затрат, а также в связи с
формированием новых форматов
контента. При этом обработка и
компоновка материалов, готовящихся
к выпуску, облегчается. А.В. Малинин
коротко остановился на опыте ВГТРК,
заметив, что переход к
круглосуточному информационному
вещанию на канале без
использования новых технологий был
бы крайне сложным и затратным
процессом. Но если есть полноценный
доступ к уже подготовленным
материалам, то благодаря новым
технологиям процесс их подготовки
к новому выпуску превращается
фактически в переформатирование
материалов. Кроме того, он отметил,
что использование технологии Hi
Definition, применяемая в
кинопроизводстве, позволяет
значительно снизить издержки при
создании кинопродукции и
телепрограмм и формирует новый
контент, доступный для вещателей,
позволяющий им использовать его на
вторичном рынке.
Однако при использовании
современных технологий возникает и
немалый риск. Ему подвержены не
только телерадиовещатели, но и все
производители контента. Это риск
потери контроля за авторскими
правами.
В поисках
импульса
Выступление Г.И. Скляра,
генерального директора РТРС, было
тоже посвящено новым технологиям.
Но эту тему он рассматривал сквозь
призму перспектив развития
Российской телевизионной и
радиовещательной сети в 2004–2010 гг.
Сеть эфирного вещания РТРС состоит
из 1 тыс. передатчиков,
обслуживающих все федеральные
телерадиоканалы, почти все
коммерческие телерадиоканалы, а
также иновещание компании «Голос
России». Тем не менее большинство
населения России выбора
практически не имеет, поскольку
принимает от двух до пяти (в лучшем
случае) программ. И этот факт лишний
раз свидетельствует о множестве
проблем, накопившихся в отрасли. По
словам Г.И. Скляра, содержание сети
в настоящее время «требует
громадных средств», поскольку
немалая часть оборудования,
установленного 30 лет назад,
изношено на 100%. «В доходах РТРС,
которые в 2002 г. составили 4,5 млрд р.,
60% относятся к доходам за
распространение сигнала для
общероссийских
телерадиокомпаний», — подчеркнул
он.
Проблема же, считает руководитель
РТРС, заключается в порядке
формирования тарифов, который не
дает возможности развиваться
телерадиовещательной сети.
Приток финансовых средств поможет
решить проблемы, стоящие перед
РТРС. Это прежде всего:
• полная техническая перестройка
сети, обусловленная переходом на
цифровые технологии, как
вещательных, так и
распределительных сетей;
• переход на использование
спутниковой распределительной
сети как основной сети
распределения телерадиопрограмм;
• подготовка условий для
предоставления современных
мультисервисных услуг широкому
кругу пользователей;
• перевод на оборудование,
использующего энергосберегающие
технологии;
• обеспечение всероссийского
охвата телерадиовещанием как
основа предоставления полного
спектра современных услуг;
• использование для снижения
начальных затрат ресурсов
предприятий государственного
сектора в сфере спутниковой сети,
наземных магистральных сетей,
распределительных абонентских
сетей;
• обеспечение резервирования при
распространении программ
телерадиовещания.
Как сообщил Г.И. Скляр, РТРС
приступила к модернизации
спутниковой транспортной сети,
собирается модернизировать и
вещательную часть. На этом пути
делаются уже первые шаги, причем
без обращения к федеральному
бюджету, хотя стоимость этого
проекта достигает около 1 млрд р. В
частности, решения, предлагаемые в
рамках модернизации вещания,
связаны с использованием
спутниковой группировки для нужд
региональных каналов с тем, чтобы
они могли производить врезки в
программы. Одновременно в рамках
РТРС разрабатывается проект,
способный соединить региональное,
окружное и федеральное
телевидение.
Рынок услуг
связи
На этом Пленарном заседании
выступление В.И. Павлова,
начальника Департамента радио,
телевидения и спутниковой связи
Министерства РФ по связи и
информатизации, было итоговым. Его
тема касалась развития рынка услуг
связи в области телерадиовещания. В
представленной концепции было
выделено три основных положения:
активизация рыночных механизмов,
обеспечение конкурентоспособности
государственных организаций,
совершенствование
нормативно-правовой базы
телерадиовещания. Однако достичь
этого можно лишь при создании
равных условий для участников
рынка, через совершенствование
механизмов государственного
регулирования рынка услуг связи,
внедрение новых технологий и
обеспечение нормативно-правовой
базы. Только так России удастся
интегрироваться в европейский и
мировой телекоммуникационный
рынок.
На отдельных сегментах рынка
конкуренция, по словам В.И. Павлова,
происходит, но в то же время
наблюдается некоторая
«поляризация рыночного
регулирования модели». Участники
рынка предпочитают работать в
основном в населенных пунктах с
наибольшей плотностью населения,
что связано с отдачей от
распространения рекламной
продукции. Процесс же
предоставления новых услуг на
рынке идет, особенно в спутниковых
сетях, переводящихся на цифровой
формат. Также и в эфирной наземной
сети, где услуги предлагаются в
цифровом формате. Общий доход от
услуг связи в 2002 г. составил около 273
млрд р. (8,7 млрд долл.), из них на
услуги связи в области
телерадиовещания пошло около 4%
(около 11 млрд р.). На новые услуги
приходится пока всего 1,9%. Если же
рассматривать сегмент
пользователей на рынке услуг связи,
то в этом блоке коммерческие
структуры составляют 30,6%, бюджетные
организации — 30,1%, а население —
38,4%. При этом охват населения, в
частности телевизионными
программами, далеко неполный. Почти
99% населения у нас в стране
принимает 1 программу, 73,8%
российских телезрителей смотрят 3
программы, до 57% — 4 программы.
В выступлении рассматривался и
вопрос о введении платного
телевидения. Известно, что это
«больная» тема, как для населения,
так и для вещателей. Поэтому В.И.
Павлов, представляя расчеты,
остановился на этом вопросе
довольно подробно. При подготовке
концепции рынка услуг связи
разработчики исходили из расчета
50і50: половину средств оплачивает
население, другая половина
поступает из государственного
бюджета. Если учесть, что почти 30
млн семей пользуется системами
коллективного приема телевидения,
то, исключив из этого количества
около 20–25% несостоятельных
граждан, пользующихся социальными
льготами, можно попытаться
реализовать «мягкий» вариант
введения платного телевидения.
Причем «растянуть» повышение
тарифов на 10 лет. Тогда, по
подсчетам разработчиков, в первый
год можно установить плату за
телевидение размером 9 долл. в год, и
постепенно повышать ее до 80–82 долл.
в год на десятый год этой программы.
Анализ рынка, отмечалось в докладе,
показывает, что переход на новые
технологии будет подразделяться на
3 основных этапа — 2003–2005 гг., 2006–2010
гг. и 2011–2015 гг. Задачи первого этапа
— модернизация технических
средств телерадиовещания, серийное
производство цифровых телевизоров
и приставок к аналоговым
телевизорам, проведение
модернизации передающей сети и
другие мероприятия. На втором этапе
предполагается переход на цифровое
спутниковое распределение
радиотелевизонных программ.
Планируется, что к концу 2005 г. этот
переход должен состояться по всем
пяти зонам, чтобы затем перейти к
модернизации и развитию
спутниковой орбитальной
группировки. Третий же этап
предназначен для наращивания и
совершенствования инфраструктуры
наземного цифрового
радиотелевизионного вещания.
Полный текст - в № 2 журнала "ТКТ" за 2004 г.