В оглавление номера

Хроника

Уразова С.Л.
Скромное обаяние национальной премии

Еще одним подтверждением того, что телевизионный ландшафт в области программирования «обречен» на изменения, стала церемония вручения национальной премии «Лавр». Это единственный российский конкурс в области документального кино и телевидения. Победителей четвертого по счету конкурса чествовали на исходе 2003 г. в Москве, в театральном центре Анатолия Васильева.
Не в пример известным премиям, присуждаемым в последние годы кино- и теледеятелям, награждение которых проводится с пышностью и помпезностью, «Лавр» отличает скромность. Торжество проходит без особых фанфар, скорее по-домашнему. Но это не снижает его обаяния. Конкурс, учрежденный Союзом кинематографистов России, Российским фондом культуры, Гильдией неигрового кино и телевидения, АНО «Интерньюс», ведущими документальными студиями страны, ориентирован на качественную, серьезную продукцию. По словам директора национальной премии «Лавр» Светланы Резвушкиной, он «призван сделать документалистику популярной и привлекательной, и, как результат, поднять престиж профессии документалиста». И надо сказать, что с учетом прошедших четырех лет организаторам это все больше удается. В 2003 г. на девять номинаций конкурса было представлено 300 работ на русском языке не только из России и ближнего зарубежья, но и из Чехии, Германии, Бельгии, Франции, Латвии и других стран.
В традиционной почетной номинации «за вклад в кинолетопись» награды был удостоен классик документального кино Артур Пелешьян. О гениальности этого режиссера говорил Жан Люк Годар. А мэтр художественного кинематографа Андрей Кончаловский, вручая коллеге бронзовую статуэтку, сказал: «Каждый кадр у Артура — это кирпичик. Золотой кирпичик. Пелешьян строит свой золотой храм». Сравнивая значение художественных и документальных кинолент, он также подчеркнул, что «не устаревает только документальное кино, как не может устареть правда», и потому все свои надежды он связывает именно с этим жанром.
За право стать победителем в остальных конкурсных номинациях шла серьезная борьба. Как заявил член жюри, кинодокументалист Виталий Манский, «по сравнению с прошлым годом нынешний конкурс отличала еще более жестокая конкуренция. В ряде номинаций соперничало несколько десятков работ, и тем ценнее выход в финал». А гость церемонии, классик отечественной документалистики Самарий Зеликин отметил высокий уровень конкурсных работ: «Здесь представлено все лучшее, что было сделано в стране за год в сфере документального кино».
Лучшим короткометражным кинофильмом был признан авторский фильм сибиряка Юрия Шиллера «Падение Икара». Лучшим полнометражным фильмом на кинопленке стала картина «Фрески» санкт-петербургского режиссера Александра Гутмана, уже удостоенная десятка международных призов. «Снимать фильм на кинопленке сегодня — это подвиг», — так прокомментировал награду в главной номинации конкурса член жюри Андрей Разбаш.
Среди полнометражных фильмов, снятых на видео, победа досталась Виктору Косаковскому и его уже ставшей знаменитой киноленте «Тише», которую он снимал у окна, не выходя из квартиры. В номинации «короткометражный фильм на видео» жюри отметило картину «Валентина Леонтьева» Виталия Манского.
Самым интересным научно-популярным фильмом был признан «Гиперболоид инженера Шухова» режиссера Юрия Малюгина о судьбе создателя первой в нашей стране телевизионной башни (к 150-летию со дня рождения). Биография этого замечательного специалиста представлена в кадрах старой хроники, через призму фотографий и чертежей. А в номинации «документальный сериал» победил телевизионный проект Леонида Парфенова «Российская империя. Николай Второй». Известно, что цикл этих документальных программ телевизионная аудитория канала НТВ смотрела с особым интересом. Многосерийный проект, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, — это сегодняшний взгляд на 300 лет нашей цивилизации.
В номинации «лучший репортаж» победителем стала работа «Солдаты удачи» Вячеслава Грунского, а старейший российский сценарист Лев Рошаль признан лучшим за свой сценарий к фильму «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи». Были отмечены и дебютанты. Среди них жюри признало победу необычной картины «Русская канарейка», сценарий к которой написала Екатерина Еременко. В этой киноленте рассказывается об обществе канароводов-любителей, среди которых одни мужчины. Зимним воскресным днем они приезжают в Москву из разных уголков страны, чтобы участвовать в конкурсе канареечного пения.
Торжественную церемонию награждения премией «ЛАВР» (эта бронзовая статуэтка создана молодым московским скульптором Вадимом Кирилловым) увидят и телезрители. Телеканал «Россия» собирается показать телеверсию чествования победителей. А любители документального кино смогут по достоинству оценить фильмы-лауреаты, которые будут показываться на телеканале «Культура».
О том, что документальные ленты начинают завоевывать все большее телевизионное пространство, говорил и президент конкурса Лев Николаев. «Премия успешно выполняет свою задачу — способствует сближению документального кино и ТВ. Неигровое кино набирает творческие обороты, а телевидение, в свою очередь, стало востребовать документалистику. На основных телеканалах уже демонстрируются документальные ленты, правда, пока еще не в том объеме, как того заслуживает неигровое кино. Многое в этом направлении еще предстоит сделать, и потому у конкурса «ЛАВР» большие перспективы».


Александер М.М.
Вторая выставка HOME CINEMA
(сокращенный вариант)

В конце года в Санкт-Петербурге в центральном выставочном зале «Манеж» прошла Вторая выставка оборудования и аксессуаров для домашнего кинотеатра HOME CINEMA. Первая была организована год назад ИВЦ «Реал». Ее целью, по словам организаторов, стала популяризация современных цифровых технологий передачи изображения и звука. Совместно с московской компанией DVD-альянс была подготовлена серьезная шоу-программа с участием отечественных звезд эстрады. Для вдумчивых посетителей прошли семинары, посвященные системам «Умный дом», high-end звуку, проекционной технике, автомобильному видео, а также конференция по новым цифровым аудиоформатам.
Как и год назад, при входе посетителей встречал автомобиль Lexus RX-300, оборудованный фирмой «АвтоАудиоМастер». В 2003 г. фирма отметила пятилетие, сделав себе отличный подарок: проект Audi-TT (подробнее в ТКТ, 2002, № 2) стал второй год подряд чемпионом России и Европы по качеству звучания в категории «Pro Unlimited», а также получил кубок за лучший дизайн салона.
Напротив входа, на прежнем месте, расположилась фирма Hi-Fi Audio. В прошлом году на ее стендах блистали рупорные акустические системы Avantgarde Acoustic. Тогда, PR-директор Елена Юферева подчеркивала, что фирма ориентируется на эксклюзив, уникальность, изыск. В этом году ситуация изменилась: принято решение о распространении аудиотехники класса HI-FI по бюджетной ценовой категории. Надо заметить, что и стенд выглядел значительно скромнее прошлогоднего, хотя фирма по-прежнему уделяет особое внимание мировым лидерам аудиотехники: Sonus Faber, Audio Note, Krell, Pass Labs, Unison Research.
Стенд фирмы М-Stereo выделялся качественным и мощным звуком. На выставке была представлена новая линейка Dynaudio — последнего европейского производителя акустической аппаратуры, самостоятельно выпускающего акустические системы. Этим достигается повторяемость, узнаваемость звука; сбалансированность корпуса и динамиков помогает достичь высокого качества звучания.
В свою очередь, «Телекино», являясь официальным дилером Toshiba, ориентируется на видеотехнику. Стенд привле-кал посетителей не только богатством средств отображения: проекционные системы нового поколения, плазменные панели, ЖК- и кинескопные телевизоры больших диагоналей, оборудование для презентаций, жесткие экраны обратной проекции Reversa — но и дизайном самого стенда. Он был выполнен в восточном стиле: пол покрыт коврами, кругом высокие вазы, в качестве стоек для аппаратуры стилизованная мебель. Таким образом специалисты «Телекино» интегрировали технику в интерьер.
Прогресс ЖК-телевизоров наглядно демонстрировал стенд «Балтики», фирмы, представляющей компанию SHARP. Как известно, впервые в коммерческих целях жидкие кристаллы были использованы именно этой компанией в 1973 г. при выпуске калькулятора с ЖК-дисплеем. Теперь SHARP представляет ЖК-телевизоры с диагональю от 13" до 37", углом обзора 170° в вертикальной и горизонтальной плоскостях, контрастом 800:1 и сроком службы лампы 60 тыс. ч. Новая технология CG Silicon позволила уменьшить вес и размер матрицы, что, вместе с расширенным углом обзора, позволяет увеличить размеры экрана.
На стенде компании А&Т Trade демонстрировался другой кандидат на звание лучшего средства отображения — проекционный телевизор SIM 2 модели RTX с диагональю 55" стоимостью в России 17,8 тыс. евро. Панель, оформленная дизайнером Джорджио Ривольдини, имеет по-настоящему футуристический вид.
На стенде ООО «Боливар», официального дилера фирмы SANYO, демонстрировались видеопроекторы и плазменные панели этой компании. В прошлом году появились новые, русифицированные проекторы. Ресурс лампы увеличился в два раза. Пошли в серию малые модели, например для мобильных презентаций, массой до 2 кг. Особенно популярной становится модель PLV Z2 для домашнего использования с достойными характеристиками и приемлемой ценой.
Рядом фирма «Диалектика», представитель компании Rover-Computers, предлагала бюджетные варианты видеопроекторов, более дешевые модели Rover Light Zenith LS1500. По сравнению с прошлогодними, характеристики данных проекторов улучшились на 50%, а цена приблизительно также уменьшилась: световой поток 1,5 тыс. лм, разрешение 800і600, цена 1199 долл.
Стенд, представляющий кооперацию компаний ALEKS Digital Technology Inc и GrandHigh International Technology, был одним из немногих дебютантов на выставке. Эти две компании специализируются на разработке и производстве компонентов для домашнего кинотеатра. В России ALEKS-GrandHigh начинает развивать свою сеть. Свою продукцию представители компаний позиционировали как «доступное совершенство». Компоненты домашнего кинотеатра GH имеют резкий, яркий дизайн и доступную цену.
Корпорация ВВК Electronics Corp. — крупнейший китайский производитель компонентов для домашнего кинотеатра, в частности DVD-проигрывателей, АV-усилителей, акустических систем. Продукция ВВК уже успела завоевать родной рынок, значительную часть рынка Австралии и Северной Америки. С 2000 г. корпорация производит продукцию для России и отмечает ежегодный рост продаж в нашей стране, особенно за последний год.
Расширился, по сравнению с прошлогодней выставкой, стенд группы компаний «Алеко» — одного из крупнейших поставщиков аудио-, видео- и бытовой техники в Северо-Западном регионе России. Торговая сеть «Алеко» работает по конкурентным ценам и с высоким уровнем сопутствующего сервиса. На стенде демонстрировались самые разные варианты домашних кинотеатров, кинескопные телевизоры и линейка ЖК-телевизоров PHILIPS, другие компоненты домашнего кинотеатра.
На стенде сети магазинов «Мир Техники» акцентировались модели фирмы Panasonic. За год увеличился ассортимент «кинотеатров в одной коробке», снизились цены. Множество высококачественных компонентов обеспечивают максимальную гибкость конфигурации при высочайшем качестве звука и изображения. Представлены были также кинотеатры LG и Samsung в доступной ценовой категории.
Пожалуй, единственной фирмой на выставке, которая не проявляла интереса к бюджетным решениям, была московская компания «Maxim», представившая исключительно дорогие варианты домашних кинотеатров. Публика проявляла огромный интерес к стенду, на котором был оборудован небольшой «кинематический домашний кинотеатр». К традиционным составляющим кино — изображению и звуку — добавилась динамическая. Зритель воспринимает происходящее на экране также и собственным телом: подключенные к процессору электромеханические приводы создают механические колебания кресла, жестко связанные с видеорядом и звуковым сопровождением. Технология была разработана канадской фирмой D-Box и получила название «Odyssee».

Полный текст - в № 2 журнала "ТКТ" за 2004 г.

В оглавление номера

Hosted by uCoz