Уразова С.Л.
Скромное обаяние национальной
премии
Еще одним
подтверждением того, что
телевизионный ландшафт в области
программирования «обречен» на
изменения, стала церемония
вручения национальной премии «Лавр».
Это единственный российский
конкурс в области документального
кино и телевидения. Победителей
четвертого по счету конкурса
чествовали на исходе 2003 г. в Москве,
в театральном центре Анатолия
Васильева.
Не в пример известным премиям,
присуждаемым в последние годы кино-
и теледеятелям, награждение
которых проводится с пышностью и
помпезностью, «Лавр» отличает
скромность. Торжество проходит без
особых фанфар, скорее по-домашнему.
Но это не снижает его обаяния.
Конкурс, учрежденный Союзом
кинематографистов России,
Российским фондом культуры,
Гильдией неигрового кино и
телевидения, АНО «Интерньюс»,
ведущими документальными студиями
страны, ориентирован на
качественную, серьезную продукцию.
По словам директора национальной
премии «Лавр» Светланы
Резвушкиной, он «призван сделать
документалистику популярной и
привлекательной, и, как результат,
поднять престиж профессии
документалиста». И надо сказать,
что с учетом прошедших четырех лет
организаторам это все больше
удается. В 2003 г. на девять номинаций
конкурса было представлено 300 работ
на русском языке не только из
России и ближнего зарубежья, но и из
Чехии, Германии, Бельгии, Франции,
Латвии и других стран.
В традиционной почетной номинации
«за вклад в кинолетопись» награды
был удостоен классик
документального кино Артур
Пелешьян. О гениальности этого
режиссера говорил Жан Люк Годар. А
мэтр художественного
кинематографа Андрей Кончаловский,
вручая коллеге бронзовую
статуэтку, сказал: «Каждый кадр у
Артура — это кирпичик. Золотой
кирпичик. Пелешьян строит свой
золотой храм». Сравнивая значение
художественных и документальных
кинолент, он также подчеркнул, что
«не устаревает только
документальное кино, как не может
устареть правда», и потому все свои
надежды он связывает именно с этим
жанром.
За право стать победителем в
остальных конкурсных номинациях
шла серьезная борьба. Как заявил
член жюри, кинодокументалист
Виталий Манский, «по сравнению с
прошлым годом нынешний конкурс
отличала еще более жестокая
конкуренция. В ряде номинаций
соперничало несколько десятков
работ, и тем ценнее выход в финал». А
гость церемонии, классик
отечественной документалистики
Самарий Зеликин отметил высокий
уровень конкурсных работ: «Здесь
представлено все лучшее, что было
сделано в стране за год в сфере
документального кино».
Лучшим короткометражным
кинофильмом был признан авторский
фильм сибиряка Юрия Шиллера
«Падение Икара». Лучшим
полнометражным фильмом на
кинопленке стала картина «Фрески»
санкт-петербургского режиссера
Александра Гутмана, уже
удостоенная десятка международных
призов. «Снимать фильм на
кинопленке сегодня — это подвиг»,
— так прокомментировал награду в
главной номинации конкурса член
жюри Андрей Разбаш.
Среди полнометражных фильмов,
снятых на видео, победа досталась
Виктору Косаковскому и его уже
ставшей знаменитой киноленте
«Тише», которую он снимал у окна, не
выходя из квартиры. В номинации
«короткометражный фильм на видео»
жюри отметило картину «Валентина
Леонтьева» Виталия Манского.
Самым интересным научно-популярным
фильмом был признан «Гиперболоид
инженера Шухова» режиссера Юрия
Малюгина о судьбе создателя первой
в нашей стране телевизионной башни
(к 150-летию со дня рождения).
Биография этого замечательного
специалиста представлена в кадрах
старой хроники, через призму
фотографий и чертежей. А в
номинации «документальный сериал»
победил телевизионный проект
Леонида Парфенова «Российская
империя. Николай Второй». Известно,
что цикл этих документальных
программ телевизионная аудитория
канала НТВ смотрела с особым
интересом. Многосерийный проект,
посвященный 300-летию
Санкт-Петербурга, — это
сегодняшний взгляд на 300 лет нашей
цивилизации.
В номинации «лучший репортаж»
победителем стала работа «Солдаты
удачи» Вячеслава Грунского, а
старейший российский сценарист Лев
Рошаль признан лучшим за свой
сценарий к фильму «Горе уму, или
Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной
портрет в интерьере эпохи». Были
отмечены и дебютанты. Среди них
жюри признало победу необычной
картины «Русская канарейка»,
сценарий к которой написала
Екатерина Еременко. В этой
киноленте рассказывается об
обществе канароводов-любителей,
среди которых одни мужчины. Зимним
воскресным днем они приезжают в
Москву из разных уголков страны,
чтобы участвовать в конкурсе
канареечного пения.
Торжественную церемонию
награждения премией «ЛАВР» (эта
бронзовая статуэтка создана
молодым московским скульптором
Вадимом Кирилловым) увидят и
телезрители. Телеканал «Россия»
собирается показать телеверсию
чествования победителей. А
любители документального кино
смогут по достоинству оценить
фильмы-лауреаты, которые будут
показываться на телеканале
«Культура».
О том, что документальные ленты
начинают завоевывать все большее
телевизионное пространство,
говорил и президент конкурса Лев
Николаев. «Премия успешно
выполняет свою задачу —
способствует сближению
документального кино и ТВ.
Неигровое кино набирает творческие
обороты, а телевидение, в свою
очередь, стало востребовать
документалистику. На основных
телеканалах уже демонстрируются
документальные ленты, правда, пока
еще не в том объеме, как того
заслуживает неигровое кино. Многое
в этом направлении еще предстоит
сделать, и потому у конкурса «ЛАВР»
большие перспективы».
Александер
М.М.
Вторая выставка HOME CINEMA
(сокращенный
вариант)
В конце года в
Санкт-Петербурге в центральном
выставочном зале «Манеж» прошла
Вторая выставка оборудования и
аксессуаров для домашнего
кинотеатра HOME CINEMA. Первая
была организована год назад ИВЦ
«Реал». Ее целью, по словам
организаторов, стала популяризация
современных цифровых технологий
передачи изображения и звука.
Совместно с московской компанией
DVD-альянс была подготовлена
серьезная шоу-программа с участием
отечественных звезд эстрады. Для
вдумчивых посетителей прошли
семинары, посвященные системам
«Умный дом», high-end звуку,
проекционной технике,
автомобильному видео, а также
конференция по новым цифровым
аудиоформатам.
Как и год назад, при входе
посетителей встречал автомобиль
Lexus RX-300, оборудованный фирмой «АвтоАудиоМастер».
В 2003 г. фирма отметила пятилетие,
сделав себе отличный подарок:
проект Audi-TT (подробнее в ТКТ, 2002, № 2)
стал второй год подряд чемпионом
России и Европы по качеству
звучания в категории «Pro Unlimited», а
также получил кубок за лучший
дизайн салона.
Напротив входа, на прежнем месте,
расположилась фирма Hi-Fi Audio.
В прошлом году на ее стендах
блистали рупорные акустические
системы Avantgarde Acoustic. Тогда,
PR-директор Елена Юферева
подчеркивала, что фирма
ориентируется на эксклюзив,
уникальность, изыск. В этом году
ситуация изменилась: принято
решение о распространении
аудиотехники класса HI-FI по
бюджетной ценовой категории. Надо
заметить, что и стенд выглядел
значительно скромнее
прошлогоднего, хотя фирма
по-прежнему уделяет особое
внимание мировым лидерам
аудиотехники: Sonus Faber, Audio Note, Krell, Pass
Labs, Unison Research.
Стенд фирмы М-Stereo
выделялся качественным и мощным
звуком. На выставке была
представлена новая линейка Dynaudio —
последнего европейского
производителя акустической
аппаратуры, самостоятельно
выпускающего акустические системы.
Этим достигается повторяемость,
узнаваемость звука;
сбалансированность корпуса и
динамиков помогает достичь
высокого качества звучания.
В свою очередь, «Телекино»,
являясь официальным дилером Toshiba,
ориентируется на видеотехнику.
Стенд привле-кал посетителей не
только богатством средств
отображения: проекционные системы
нового поколения, плазменные
панели, ЖК- и кинескопные
телевизоры больших диагоналей,
оборудование для презентаций,
жесткие экраны обратной проекции
Reversa — но и дизайном самого стенда.
Он был выполнен в восточном стиле:
пол покрыт коврами, кругом высокие
вазы, в качестве стоек для
аппаратуры стилизованная мебель.
Таким образом специалисты
«Телекино» интегрировали технику в
интерьер.
Прогресс ЖК-телевизоров наглядно
демонстрировал стенд «Балтики»,
фирмы, представляющей компанию SHARP.
Как известно, впервые в
коммерческих целях жидкие
кристаллы были использованы именно
этой компанией в 1973 г. при выпуске
калькулятора с ЖК-дисплеем. Теперь
SHARP представляет ЖК-телевизоры с
диагональю от 13" до 37", углом
обзора 170° в вертикальной и
горизонтальной плоскостях,
контрастом 800:1 и сроком службы
лампы 60 тыс. ч. Новая технология CG
Silicon позволила уменьшить вес и
размер матрицы, что, вместе с
расширенным углом обзора,
позволяет увеличить размеры
экрана.
На стенде компании А&Т Trade
демонстрировался другой кандидат
на звание лучшего средства
отображения — проекционный
телевизор SIM 2 модели RTX с диагональю
55" стоимостью в России 17,8 тыс.
евро. Панель, оформленная
дизайнером Джорджио Ривольдини,
имеет по-настоящему
футуристический вид.
На стенде ООО «Боливар»,
официального дилера фирмы SANYO,
демонстрировались видеопроекторы
и плазменные панели этой компании.
В прошлом году появились новые,
русифицированные проекторы. Ресурс
лампы увеличился в два раза. Пошли в
серию малые модели, например для
мобильных презентаций, массой до 2
кг. Особенно популярной становится
модель PLV Z2 для домашнего
использования с достойными
характеристиками и приемлемой
ценой.
Рядом фирма «Диалектика»,
представитель компании Rover-Computers,
предлагала бюджетные варианты
видеопроекторов, более дешевые
модели Rover Light Zenith LS1500. По сравнению
с прошлогодними, характеристики
данных проекторов улучшились на 50%,
а цена приблизительно также
уменьшилась: световой поток 1,5 тыс.
лм, разрешение 800і600, цена 1199 долл.
Стенд, представляющий кооперацию
компаний ALEKS Digital Technology Inc и
GrandHigh International Technology, был одним
из немногих дебютантов на выставке.
Эти две компании специализируются
на разработке и производстве
компонентов для домашнего
кинотеатра. В России ALEKS-GrandHigh
начинает развивать свою сеть. Свою
продукцию представители компаний
позиционировали как «доступное
совершенство». Компоненты
домашнего кинотеатра GH имеют
резкий, яркий дизайн и доступную
цену.
Корпорация ВВК Electronics Corp.
— крупнейший китайский
производитель компонентов для
домашнего кинотеатра, в частности
DVD-проигрывателей, АV-усилителей,
акустических систем. Продукция ВВК
уже успела завоевать родной рынок,
значительную часть рынка Австралии
и Северной Америки. С 2000 г.
корпорация производит продукцию
для России и отмечает ежегодный
рост продаж в нашей стране,
особенно за последний год.
Расширился, по сравнению с
прошлогодней выставкой, стенд
группы компаний «Алеко» —
одного из крупнейших поставщиков
аудио-, видео- и бытовой техники в
Северо-Западном регионе России.
Торговая сеть «Алеко» работает по
конкурентным ценам и с высоким
уровнем сопутствующего сервиса. На
стенде демонстрировались самые
разные варианты домашних
кинотеатров, кинескопные
телевизоры и линейка
ЖК-телевизоров PHILIPS, другие
компоненты домашнего кинотеатра.
На стенде сети магазинов «Мир
Техники» акцентировались
модели фирмы Panasonic. За год
увеличился ассортимент
«кинотеатров в одной коробке»,
снизились цены. Множество
высококачественных компонентов
обеспечивают максимальную
гибкость конфигурации при
высочайшем качестве звука и
изображения. Представлены были
также кинотеатры LG и Samsung в
доступной ценовой категории.
Пожалуй, единственной фирмой на
выставке, которая не проявляла
интереса к бюджетным решениям, была
московская компания «Maxim»,
представившая исключительно
дорогие варианты домашних
кинотеатров. Публика проявляла
огромный интерес к стенду, на
котором был оборудован небольшой
«кинематический домашний
кинотеатр». К традиционным
составляющим кино — изображению и
звуку — добавилась динамическая.
Зритель воспринимает происходящее
на экране также и собственным
телом: подключенные к процессору
электромеханические приводы
создают механические колебания
кресла, жестко связанные с
видеорядом и звуковым
сопровождением. Технология была
разработана канадской фирмой D-Box и
получила название «Odyssee».
Полный текст - в № 2 журнала "ТКТ" за 2004 г.