Уразова С.Л.
TRBE и Конгресс НАТ: символ
экономического преуспевания
России (продолжение, начало - см. ТКТ
№ 1, 2003, стр. 26 - 35)
(сокращенный
вариант)
Электронная Россия. В то
время как американцы решили
создать электронное правительство
и уже одобрен обеими палатами
Конгресса «Акт об Электронном
Правительстве», который после
подписания президентом страны
станет полноценным законом, Россия
тоже начала потихоньку осваивать
это перспективное направление.
Федеральная программа
«Электронная Россия» будет
реализовываться в течение 2002–2010
гг. Этой теме на Конгрессе НАТ был
посвящен Круглый стол, на котором
обсуждалась как сама программа, так
и возможности построения
необходимой для нее
телекоммуникационной сети. Для тех,
кто интересуется темой подробно,
есть веб-сайт Министерства связи РФ
(http://erussia.minsvyaz.ru),
а также веб-сайт Медиа-комитета eRussia
Forum (media@egovernment.ru),
являющегося официальным органом
Международного форума «Россия в
электронном мире». Так что
предпосылки для создания
электронного правительства в
России уже, можно сказать, заложены,
работа идет.
Дискуссию в
рамках Круглого стола открыл А.В.
Коротков, первый заместитель
Министра РФ по связи и информации,
отметивший, что «новые технологии
меняют наш мир, и их развитие в
нашей стране не может не впечатлять
и не радовать». Конечно, по
сравнению с такими странами, как
США и Япония, количество
пользователей у нас не столь
велико, но процесс все-таки идет. По
словам А.В.Короткова, в течение
последних 4–5 лет российская
Интернет-аудитория в среднем
удваивалась ежегодно. В конце 2001 г.
общая численность
зарегистрированных пользователей
Интернета составила 4,3 млн человек,
а с учетом пользователей,
посещающих виртуальное
пространство периодически, эта
цифра достигает, по разным оценкам,
от 8 до 11 млн. И теперь важнейшим
стратегическим приоритетом
отрасли является создание
необходимых условий для
обеспечения населения страны
современными информационными
услугами. Тем более что спрос на них
есть, интерес к Интернету растет.
Эту мысль замминистра
проиллюстрировал выразительным
бытовым примером,
свидетельствующим также о том,
насколько важно соблюдать
соответствие стандартов в этом
плане. Наша соотечественница
привезла из Японии СВЧ-печь,
которой можно было давать
«указания» при помощи Интернета. В
Японии хлебопечка работала
безупречно, в России же —
отказывалась. Обеспокоенная
хозяйка обратилась к
Интернет-провайдерам, и те
установили причину: в Японии
подключение к интернету происходит
в течение 15 секунд, в России же — не
менее 30. Проблему устранили, и
хозяйка сразу по возвращении домой
могла потчевать домашних
свежевыпеченной продукцией.
Пример лишний раз
подтверждает: время не ждет.
Интернет все активнее входит в нашу
жизнь, становится необходимостью
не только для профессионалов, умных
программистов. В выступлении
подчеркивалось: как только к панели
телевизора будет подключен
Интернет и войдет в обиход
телевизор, где будет панель
компьютера, а приемник оснащен
соответствующими проигрывателями,
DVD, обладать достаточной памятью
для записи программ, которые можно
получить при помощи Интернета из
удаленной базы данных, — мир
вступит в иную эпоху. И, в частности,
программа «умный дом» станет
естественной потребностью людей.
Начавшаяся реализовываться
Федеральная программа
«Электронная Россия» — один из
инструментов создания
инфраструктуры Интернета и
телекоммуникаций у нас в стране.
Она открывает немалые возможности
для распространения новых
информационных технологий, в том
числе и в сфере телевидения и
радиовещания. Разумеется,
применение информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ)
имеет не только утилитарное
значение, оно может способствовать
повышению конкурентоспособности
экономики, расширению ее
интеграционных возможностей в
мировуой системе хозяйства,
повышению эффективности
государственного управления и
местного самоуправления.
Целей у российской программы
несколько. Они созвучны с целями
аналогичных проектов в других
странах. Это максимальная
«интернетизация», иначе говоря,
доведение Интернета до каждого
нашего соотечественника, дома,
организации. Это еще и решение
вопросов создания электронного
государства, электронного
правительства. Правда, данный
аспект многогранен, и здесь есть
различные сегменты: обеспечение
связи государства и граждан,
организаций; реализация различных
проектов социальной
направленности, например,
электронное обучение, электронная
медицина. Предусмотрено в
Программе и развитие электронной
коммерции. Отмечалось, что в
проекте заложен еще один вектор,
имеющий стратегическое значение
для развития информационного
пространства у нас в стране. Он
имеет название «Интернет-2» и
символизирует следующую эпоху
развития сети Интернет.
В целом, согласно прогнозу ФЦП
«Электронная Россия», объем рынка
информационных услуг, программного
обеспечения возрастет
предположительно к 2005 г. в 2–3 раза,
а к 2010 г. — в 5–6 раз. Доля
информационных и коммуникационных
технологий в экономике увеличится
в несколько раз и составит к 2010 г. не
менее 2% общего объема российского
рынка. Прогнозируется и рост
численности пользователей сети
Интернет: к 2005 г. Интернет-аудитория
вырастет по сравнению с 2000 г. более
чем в 8 раз, а по мере расширения
рынка тарифы на эти услуги будут
снижаться. Как предполагается, к 2005
г. это снижение произойдет на 40%, а к
2010 г. — приблизительно вдвое.
Практические аспекты внедрения
технологий широкополосного
контента, в частности вещания в
реальном времени, рассматривались
в докладе А. Горбунова,
зам.генерального директора
компании РТКомм.Ру — национального
оператора, который стал одним из
победителей тендера,
проводившегося на первом этапе
программы «Электронная Россия». По
словам докладчика, Интернет
представляет исключительный
интерес для вещателей как среда с
широким охватом потребителей,
поскольку основана на
распространении широкополосного
контента. Сегодня вещание
осуществляется в пределах прямой
видимости и через спутник. Но
географической широты охвата это
все же не дает. Интернет же с учетом
темпов его развития, целостности и
вненациональности является
наиболее интересной средой. И
уровень развития IP-технологий дает
возможность использовать ее сеть
для распространения
широкополосного видеосодержимого
в реальном времени.
Телевизионный
сигнал принимается на классический
телеприемник и кодировщиком
(обычно это сервер со специальным
ПО) переводится в цифровой вид, то
есть в IP-сигнал. Альтернативным
способом доставки цифрового
сигнала является прямая связь
телестудии по цифровому сигналу
через IP-сеть. Оцифрованный сигнал
может подаваться непосредственно в
сеть. Для раздачи сигнала есть два
способа: из единого центра на всех
потребителей и через «дата-центры»
(центры обработки данных). Но в
первом случае возникает проблема,
связанная с перегруженностью таких
систем: ведь каждый пользователь
получает свой поток.
Обращение к дата-центрам более
эффективно. Они могут
использоваться как центры
ретрансляции сигнала. Дата-центры
связаны между собой, и их
расположение дает возможность
равномерно покрывать конкретные
регионы; они обмениваются с
центральным сервером по
узкополосным каналам. Прохождение
сигнала при этом составляет 1,5–2
Мбит/с, что обеспечивает хорошее
телевизионное качество. Далее
серверы, расположенные в
региональных центрах, обеспечивают
уже обслуживание пользователей.
Система построена таким образом,
что они могут выдержать большие
нагрузки, и их масштабирование не
ограничено.
Полный текст - в № 3 журнала "ТКТ" за 2003 г.