Обратно

Новости техники и технологии

Березин О.С.
Цифровой кинотеатр. Эпизод 1

(сокращенный вариант)

Кинокомпания «Невафильм» создана в Санкт-Петербурге в 1992 г. До 2002 г. она называлась «Нева-1». В 1993–1995 гг. был получен интересный опыт внедрения электронных технологий в кинопроизводство во время коммерческой эксплуатации Комплекса записи электронных изображений на кинопленку, разработанный институтом киноинженеров. В течение трех лет нам пришлось изучить на практике множество вопросов, связанных со скоростью проекции изображений, с разрешением и цветовой гаммой электронного и кинопленочного изображений, которые теперь активно обсуждаются во время дискуссий на тему «Цифровое кино».
Сегодня компания «Невафильм» включает четыре больших подразделения:
Невафильм Studios — вторая по объему производства студия записи фонограмм для кинфильмов в России. Нами записано более 25 кинофильмов, в том числе «Брат», «Брат-2»,«Война»;
Невафильм Dubbing – крупнейнейшая студия дубляжа в России. Наши основные клиенты — Walt Disney, Buena Vista International, Sony Pictures, XX Century Fox;
Невафильм Cinemas — это более 60 оборудованных кинозалов в России — около 25% рынка. Это проектирование кинозалов и мультиплексов, консультации по кинобизнесу и кинотехнологии, огромный опыт работы и сотрудничества с владельцами кинотеатров и крупнейших киносетей России: «Каро», «Империя Кино», «Пирамида Кино», «Киномакс».
Невафильм Digital — подразделение, созданное для изучения рынка цифровых кинотеатров, в том числе и в России.

Технологическая цепочка цифрового кино состоит из трех основных блоков: производство, распространение и демонстрация фильма; со стороны игроков, участвующих в этом процессе, — киностудии, дистрибьюторы и кинотеатры (рис. 1). И первый вопрос, который мы хотели бы обсудить: «Кто из них больше всех заинтересован в развитии технологии цифрового кинопоказа?»

»Киностудия
Основная функция киностудии — это производство кинофильмов, а также возврат инвестиций и получение прибыли от показа. Что происходит сегодня? Доля дохода киностудии от показа фильма в кинотеатре сократилась с 80% в 1980 г. до 18–20% в 2001 г. (Здесь не учитываются доходы киностудий от музыкальной индустрии и индустрии игр.) Первый звоночек прозвенел еще в 1985 г., когда доля доходов киностудии от видеорынка и телевидения превысила долю дохода от кинопоказа (рис. 2). Второй — в 2002 г., когда доля дохода киностудии от продажи фильмов на DVD превысила долю от кинопоказа.

Рис. 1. Технологическая цепочка цифрового кинематографа

Рис. 2. Доходы киностудий от различных рынков

Что предпринимают владельцы киностудий в этой ситуации? Они развивают бизнес, не связанный с кинопрокатом, и активно внедряются в «некинотеатральные» рынки: домашнее видео, телевидение, Интернет.
Заметим, что киностудии активно применяют цифровые технологии в кинопроизводстве с целью сокращения собственных затрат на производство кинофильмов. Это доказывает и опыт производства «Звездных войн» и других фильмов. Но кинопоказ и дистрибуция фильмов не являются бизнесом киностудий. И поэтому можно утверждать, что киностудии, безусловно, поддержат развитие технологий цифрового кинопоказа, если они принесут дополнительный доход киностудии.

Дистрибьютор
Его основная функция — рекламирование, маркетинг и производство локальных версий фильма, то есть дублирование либо субтитрирование фильма, печать кинокопий, доставка кинокопий в кинотеатры и, наконец, сбор выручки от кинотеатров.
Чтобы понять, как дистрибьютор заинтересован в развитии цифровых технологий кинопоказа и дистрибуции фильмов, рассмотрим структуру распределения дохода от кинопоказа на примере понятной для нас суммы кассового сбора за фильм (Box Office) — 2 млн долл. (рис. 3).

Рис. 3. Распределение дохода от кинотеатрального показа

Таким образом, доход кинотеатра от показа фильма составит 600 тыс. долл., а доля дистрибьютора, так называемые «прокатные отчисления» (Rentals), — 1 млн 400 тыс. долл. Из них дистрибьютор вычитает свои расходы на рекламу фильма, на печать кинокопий и на доставку этих копий кинотеатрам. После вычета всех расходов дистрибьютора из прокатных отчислений мы получаем так называемые «чистые прокатные отчисления» (Net Rentals), которые «по-братски» делятся между дистрибьютором и киностудией.
О том, что доход кинотеатра должен увеличиться при переходе на технологии распространения цифровых кинокопий, говорит и дискуссия, возникшая в последние годы. Кинотеатры, которые инвестировали собственные деньги в технологии цифрового показа, справедливо требуют увеличения своей доли от прокатных отчислений. Этим и объясняется тот факт, что традиционные кинодистрибьюторы не проявляют громадной заинтересованности в развитии цифровых технологий кинопоказа.

Кинотеатр
Основная функция кинотеатра — демонстрация кинофильма и сбор денег со зрителя за кинопоказ. Кинотеатр не получает дохода от выпуска фильма не в кинотеатре: на видео либо телевидении. Весь сопутствующий бизнес кинотеатра — concessions (доход от работы баров, кафе, продажи сувениров), доход кинотеатра от показа рекламы — полностью зависит от кинопоказа.
В очень современном российском кинотеатре кинопоказ дает только 40% дохода, 25% — дает реклама в кинотеатре и 35% — доход от работы баров и кафе (рис. 4). При этом нормальная рентабельность продаж в барах и кафе может доходить до 300–400%.

Рис. 4. Структура доходов современного кинотеатра

Весь бизнес кинотеатра напрямую зависит от его посещаемости, то есть от привлекательности кинотеатра для зрителя. Мы можем отметить следующие основные факторы привлекательности кинотеатра.

Комфортность — это не только качество кресел в кинозале, но и наличие кондиционеров, удобных подсвеченных проходов в кинозалах, уютных кафе и баров, чистых и просторных холлов, систем бронирования и заказа билетов и т.д.

Премьерность — один из факторов, способствующих привлекательности кинотеатра. Все же мало желающих пойти в кинотеатр, где показывают кинофильмы полугодовой давности.

Качество кинопоказа — фактор, зависящий непосредственно от качества технологии кинопоказа, то есть от оборудования, установленного в кинотеатре. Это также и комфортность восприятия изображения фильма (размеры изображения, угол зрения кинозрителя на киноэкран), и звук, то есть акустика кинозала, уровень воспроизведения и частотная характеристика воспроизведения.

Репертуарная политика — это не столько широта выбора фильмов в кинотеатре, сколько тип демонстрируемых фильмов в конкретном кинотеатре в зависимости от его «позиционирования»: детский, семейный, европейского либо российского кино(рис. 5).

Рис. 5. Развитие новых технологий и посещаемость кинотеатров США в1922–2002 гг.

Первый «технологический» кризис кинотеатров разразился в конце 40-х и продолжался вплоть до середины 50-х гг. Этот кризис был связан с появлением черно-белого телевидения.
Что предприняли кинотеатры и киноиндустрия в целом для преодоления этого кризиса? Киноиндустрия разработала и внедрила так называемые «широкие» форматы изображения: PanaVision, VistaVision и самый распространенный сегодня формат широкоэкранного изображения CinemaScope, который был предложен студией XX Century FOX.
Посещаемость кинотеатров не вернулась к докризисному значению, но наметился ее рост. Однако, в конце 50-х начинается новый кризис кинотеатров — связанный с появлением цветного телевидения. Надо заметить, что этот кризис обошел стороной Советский Союз, так как в то время цветное телевидение у нас еще не получило широкого распространения.
Что предприняли кинотеатры и киноиндустрия для спасения своего положения?
Были проведены масштабные исследования зрительской аудитории, в результате которых выявлено:
– зрители предпочитают ходить в кино небольшими группами по 5–8 человек, то есть семьями, компаниями;
– зрители чувствуют себя более комфортно именно в небольших компаниях по 50–80 человек;
– кроме просмотра кинофильма, зрители хотят иметь в кинотеатре другие способы развлечений: кафе, бары, игровые комнаты; чувствовать себя более раскованно в кинотеатре (гардеробы, автостоянки и т.д.).
Кризис удалось преодолеть благодаря новациям в области кинопоказа: строительству первых мультиплексов с несколькими небольшими кинозалами на 60–150 мест и улучшению комфорта для зрителей, как в кинозале, так и в кинотеатре в целом.
Посещаемость уже не смогла вернуться на уровень «золотой эры» кинематографа, но, по крайней мере, она уже не падала так катастрофически.
Конец 70-х гг. ознаменовался появлением первых видеомагнитофонов для домашнего пользования. Этот кризис также обошел Советский Союз в начале 80-х, но догнал и нас в конце 80-х гг.
Так начался «третий технологический» кризис кинотеатров. Для его преодоления киноиндустрия принялась значительно менять технологию не только кинопоказа, но и кинопроизводства в целом. Главная задача, которая встала перед киноиндустрией, — достижение в кинозале эффекта, невозможного в «домашнем видео»: высококачественное цветное изображение, стереоизображение (IMAX, Стереокино), многоканальный звук (Dolby Stereo, Стерео-70), а впоследствии был внедрен и цифровой многоканальный звук Dolby Digital, DTS, SDDS. В немалой степени преодолению «кризиса домашнего видео» содействовало и появление фильмов, в которых использовались спецэффекты, воздействие которых было велико именно при просмотре на большом экране (вспомните фильмы King Kong или «Звездные войны»).
Таким образом, результатом борьбы киноиндустрии и кинотеатров с развитием других технологий развлечений было предложение более новых технологий кинопоказа, которые способствовали привлечению зрителя в кинотеатр и увеличению «привлекательности кинотеатров».

Посмотрим, что происходит на рынках «некинотеатральных» технологий развлечений, которые могут существенно повлиять на развитие бизнеса кинотеатров.
Рынок DVD продолжает свое победное шествие, которое он начал 6 лет назад. Продажи DVD-проигрывателей неуклонно растут, и рост объема продаж DVD-устройств, например, на рынке США достиг 35% по сравнению с предыдущим годом. Можно и не говорить о том, что выпуск фильмов на DVD поддержан всеми киностудиями мира.
2002 г. ознаменовался также началом продаж устройств революционного формата домашнего видео — Digital VHS. Мало того, что этот формат поддерживает запись фильмов High Definition, он еще и поддержан тремя крупными студиями Голливуда: DreamWorks, Universal и Fox.
В 2002 г., продолжилось развитие технологий кабельного, спутникового и цифрового телевидения. Например, в России, санкт-петербургская компания «ТелеМедиум» уже ведет цифровое вещание с форматом изображения 16:9 и многоканальным звуком 5.1.
Бурное развитие «некинотеатральных» технологий, безусловно, будет сказываться и на бизнесе кинотеатров. Мы считаем, что это влияние станет заметно уже в ближайшие 2–3 года. И в этой ситуации появление цифровых технологий кинопоказа выглядит своевременным решением. Они способны повысить привлекательность кинотеатров, поскольку могут обеспечить:
– качественный показ фильмов;
– оперативную доставку фильмов в кинотеатры;
– широкий выбор фильмов (этакий сервис «кино по требованию»);
– высококачественный показ альтернативного контента (спорт, концерты, различные шоу и спектакли);
– показ высококачественной рекламы в кинотеатре.

Шифрование фильма. Как известно, потребительский формат DVD не предусматривает никакой защиты от пиратского копирования. При этом важно отметить, что именно появление пиратских DVD относительно высокого качества летом 2002 г. нанесло ощутимый урон сборам российских кинотеатров. Эти DVD были записаны непосредственно с кинопленки, но не путем съемки с экрана, а путем Телекино; многоканальный звук Dolby Digital был раскодирован с кинокопии с помощью обычного кинотеатрального процессора.

Какие требования выдвигают студии-мейджоры к современным цифровым кинотеатрам? В первую очередь, сегодня это проекция с использованием технологии DLP Cinemas™. Текущее разрешение — 1,3К. Основные производители серверов, применяемых для воспроизведения фильма в цифровом кинотеатре — EVS, AVICA, QuVis. Звук в кинотеатре, как правило, Dolby Digital.
Передача фильма сегодня осуществляется либо физическим способом, то есть на комплексе DVD-дисков, либо на кассете с данными.
Или путем передачи фильма через спутник, которую обеспечивает Boeing Digital Cinema. (Важно отметить, что когда мы говорим о комплексе DVD-дисков для передачи цифрового фильма в кинотеатр, речь идет не о DVD-фильме, а о DVD как носителе информации.)
Продюсер фильма всегда готов экономить на производстве фильма, применяя новые цифровые технологии производства фильма, но он никогда не будет экономить на качестве показа своего фильма в кинотеатре, так как от этого зависит возврат средств, затраченных на фильм
Выделим несколько наиболее важных, на наш взгляд, аспектов развития цифровых кинотеатров и рассмотрим их.
Инвестиции в цифровой кинотеатр. В наших расчетах мы исходили из нашего анализа затрат на строительство современных многозальных кинотеатров в Москве и Санкт-Петербурге, которые сегодня составляют 2,5–3,5 тыс. долл. на одно зрительское место. Общие затраты на строительство кинотеатра на 800 мест с использованием 35-мм кинопроекции составят ориентировочно 2 млн 500 тыс. долл.
Стоимость цифрового проекционного оборудования на сегодняшний день составляет для зала на 200 мест около 120 тыс. долл., включая расходы на цифровой кинопроектор и сервер. Таким образом, общие затраты на строительство и оборудование для цифровой кинопроекции составит около 2 млн 800 тыс. долл. То есть общая сумма инвестиций возрастет всего на 12 %.
Качество демонстрации фильма в цифровом виде. Современное качество цифровой проекции кинофильма уже «визуально» не хуже качества проекции стандартной «тиражной» 35-мм кинокопии. 80% зрителей цифрового кинотеатра оценивают качество демонстрации как «хорошее». В целом, можно утверждать, что существующее сегодня качество демонстрации цифрового фильма не является препятствием для развития цифровых кинотеатров.
Стандарты цифрового кинотеатра. Тема стандартов цифрового кинотеатра, особенно единого универсального стандарта, — одна из самых обсуждаемых в техническом сообществе.
Ожидание единого стандарта может существенно затянуться, так как его нет даже в традиционном кинематографе, который применяет и несколько форматов изображения, и 35-мм и 70-мм кинопленки, и даже несколько несовместимых стандартов цифрового звука — Dolby, DTS, SDDS.
Цифровое кино, на наш взгляд, должно поддерживать «многостандарность» и исходить из того факта, что первые 160 цифровых кинотеатров уже действуют по всему миру и представляют собой уже некий сложившийся стандарт цифрового кинотеатра, о котором мы говорили раньше.
Репертуарная политика цифрового кинотеатра. По данным ScreenDigest, всего в 2002 г. в России было выпущено 30 фильмов в цифровом формате, из них студиями-мейджорами — 20.
А сколько нужно фильмов, для нормального функционирования нашего четырехзального мультиплекса? Здесь достаточно простая математика: 4 кинозала — это 208 недель показа в году. В среднем фильм в кинотеатре демонстрируется около трех недель. Делим 208 недель показов на 3, и получаем, что для нормальной работы нам необходимо 70 фильмов в год.
Итак, что препятствует развитию цифровых кинотеатров в мире, и в том числе в России? Мы расположили все факторы в порядке убывающей значимости:
• доступность цифровых копий кинофильмов;
• инвестиции в цифровой кинотеатр;
• существующие технологии доставки цифровых фильмов в кинотеатры;
• качество демонстрации цифровых фильмов;
• стандарты цифрового кинопоказа.

Полный текст - в № 4 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz