Обратно

Экономика, право, производство

Уразова С.Л.
TRBE и Конгресс HAT:
символ экономического преуспевания России
(сокращенный вариант)

Продолжение. Начало в №№ 1, 3 за 2003 г.

В рамках Конгресса НАТ2002 работала, как и в прошлые годы, экономическая секция, которая на этот раз называлась «Инвестиции, лизинг и факторинг». Выбранная тематика не случайна. Сегодня мало кто сомневается в том, что лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть исключительную роль в развитии компаний, переоснащении их основных фондов.
Известно, что за рубежом этот механизм активно используется субъектами рынка. В России же он пока до конца не освоен. Согласно исследованиям, проведенным группой по развитию лизинга Международной финансовой корпорации, с крупными предприятиями в России работает всего лишь 7% лизинговых компаний и большинство из них ориентировано пока на средний и малый бизнес. Но эксперты признают, что в будущем сектор лизинговых услуг будет активно развиваться, а объем операций возрастать. В этой связи правовая сторона лизинговых операций, несомненно, представляет особый интерес. И по следам выступлений на Конгрессе HAT был подготовлен материал на эту тему.
Другая, не менее важная тема, представленная в рамках экономической секции, касалась инвестиций или, точнее, тех основных положений, с которыми должен быть знаком любой представитель топ-менеджмента компании, задумывающийся об их привлечении. Вопрос о том, будет ли компания использовать лизинг или привлекать инвестиции, чтобы у нее появилась возможность соответствовать современным веяниям рынка, решается в ее недрах. Но окончательно определиться ей поможет мнение специалистов, исследующих эти направления.

Лизинг: правовой аспект

Алексей Козлов, юрист, юридическая фирма "Вегас-Лекс"

Принятые в январе 2002 г. поправки к Закону о лизинге, позволили привести его в соответствие с международными обязательствами РФ и Гражданским кодексом РФ, что значительно уменьшило юридические риски, связанные с осуществлением лизинга. В этой связи правовой аспект лизинга как совокупности экономических и юридических отношений, возникающих по договору лизинга, приобретает особую актуальность.
Договор лизинга
Согласно действующему законодательству РФ, договор лизинга позволяет арендодателю приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (статья 665 ГК РФ). Выбор продавца и предмета лизинга может осуществляться как лизингополучателем, так и лизингодателем. Отличие правовых последствий состоит в том, что, когда данная процедура осуществляется лизингодателем, последний несет ответственность за выбор предмета аренды и его продавца.
Из договора финансовой аренды (лизинга) следует, что в структуре лизинговых правоотношений участвуют три субъекта — лизингодатель (арендодатель), лизингополучатель (арендатор) и продавец. При этом они

связаны между собой различными видами гражданско-правовых договоров: лизингодатель и лизингополучатель — договором аренды; лизингодатель и продавец — договором купли-продажи. Арендатор же и продавец арендуемого имущества ни в каких договорных отношениях не состоят, их взаимные права и обязанности обеспечивает статья 670 ГК РФ.
В силу положений данной статьи арендатор (лизингополучатель) пользуется правами и несет обязанности покупателя, как если бы он являлся стороной договора купли-продажи, заключаемого между продавцом и лизингодателем, за исключением права расторгнуть договор купли-продажи, а также обязанности уплатить покупную цену. В то же время арендодатель не лишается прав и не освобождается от обязанностей покупателя как стороны по договору купли-продажи. Все это позволяет говорить о том, что лизингодатель и лизингополучатель являются солидарными кредиторами по отношению к продавцу имущества, передающегося в аренду.
Факт выбора продавца и предмета лизинга не менее важен. Если выбор осуществляет арендодатель, то наряду с продавцом он фигурирует в качестве должника перед арендатором, который отвечает по обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи. Иначе говоря, лизингополучатель вправе предъявить определенные требования как к продавцу, так и к лизингодателю по своему усмотрению. Таким образом, продавец предмета лизинга и лизингодатель выступают как солидарные должники перед арендатором (лизингополучателем).
Правовой режим
В действующем законодательстве не содержится каких-либо специальных требований к сторонам лизинга, что создает для участников благоприятный юридический режим. Исключение составляет, пожалуй, только арендатор (лизингополучатель). Так как имущество передается ему в аренду для предпринимательских целей (статья 665 ГК РФ), то данный субъект должен являться либо коммерческой организацией, либо индивидуальным предпринимателем, либо некоммерческой организацией, которой разрешено в установленном законом порядке вести предпринимательскую деятельность для достижения своих уставных целей.
В отношении остальных субъектов — лизингодателя и продавца — закон не устанавливает никаких запретов. В частности, в законодательстве отсутствуют ограничительные требования для нерезидентов РФ, юридических лиц с иностранным капиталом. Более того, теперь ни одному из участников лизинговых отношении не требуется какая-либо специальная лицензия на право выступать в таком качестве. Постановление Правительства РФ № 80 от 1 февраля 2001 г. «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ», предписывающее необходимость получения лицензии для осуществления деятельности лизингодателя, было отменено 8 мая 2002 г..
Предмет лизинга
На этот счет гражданское законодательство также не содержит специальных ограничении, за исключением земельных участков, природных объектов и потребляемых вещей (статья 666 ГК РФ). Это связано с тем, что оборот земельных участков и природных объектов в силу их специфики происходит в особом режиме, устанавливаемым природоохранным законодательством. Данные объекты малопригодны для предпринимательских целей, которые могут быть достигнуты при использовании договора лизинга. В отношении остального, за исключением, разумеется, тех вещей, которые изъяты из оборота или оборот которых ограничен, законодательство не содержит запретительных норм и позволяет их активно использовать при осуществлении лизинга. Скажем, такие объекты недвижимости, как здания, строения и сооружения, могут вполне беспрепятственно выступать в качестве предмета лизинга.
Договор лизинга регулируется, в первую очередь, §6 главы 34 ГК РФ. И здесь необходимо помнить о том, что лизинг является разновидностью аренды. Данное обстоятельство обусловливает то, что общие положения о договоре аренды, содержащиеся в §1 главы 34 ГК РФ, применяются к лизинговым отношениям, если иное не установлено непосредственно ГК РФ в соответствующем разделе о лизинге (статья 625 ГК РФ). В частности, общими положениями об аренде регулируются такие аспекты лизинговых отношений, как требования к государственной регистрации договора в установленных законом случаях, порядок внесения арендных платежей, обязанности по содержанию предмета лизинга, отношения субаренды, порядок досрочного расторжения договора и некоторые другие.
Сублизинг
Речь, в частности, идет о сублизинге (статья 8). Лизингополучателю как арендатору предоставляется право передавать с письменного согласия лизингодателя арендуемое имущество в поднаем третьим лицам. При этом определение сублизинга, приведенное в данной статье, является не чем иным, как субарендой — передачей имущества арендатором в аренду третьим лицам. Субаренда же регулируется специальной статьей ГК РФ. Кроме того, отношения с приставкой «суб-» являются производными от основных отношений, и, следовательно, должны не только «укладываться» в рамки таких отношений, но и полностью им соответствовать. И так как в лизинге участвует три субъекта: лизингодатель, лизингополучатель и продавец, — то и в сублизинге должен, казалось бы, сохраняться тот же (тройственный) субъектный состав. Однако в статье Закона сублизинг подразумевает участие лишь лизингополучателя, то есть нового арендодателя, и нового арендатора. Понятно, что при таком подходе речь идет об обыкновенной субаренде. В более четком правовом регулировании нуждаются и отношения по передаче предмета лизинга в поднаем и перенаем. Налогообложение
При практическом применении нормативных актов о лизинге надо учитывать как благоприятный общеправовой режим, так и довольно привлекательный для сторон налоговый режим. Лизинговые платежи как арендные относятся в силу статьи 264 НК РФ к реализационным расходам. Расходы на содержание предмета лизинга относятся в соответствии со статьей 265 НК РФ к внереализационным расходам. Кроме того, в отношении предмета лизинга налогоплательщикам предоставлено право применять ускоренную амортизацию с повышенным коэффициентом (статья 259 НК РФ). Отдельные особенности налогообложения при таком режиме обусловлены еще и тем, у кого из сторон договора финансовой аренды учитывается на балансе предмет лизинга. В зависимости от этого соответствующая сторона уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль в соответствии с НК РФ.
Страхование
Снижение рисков — важная проблема при заключении договора лизинга. Одним из юридических механизмов защиты в этом плане является страхование. Для защиты интересов сторон страхование имеет массу преимуществ, пренебрегать которыми не следует. При заключении договора страхования надо помнить о том, что его условия будут в основном зависеть от положений договора лизинга. Надо учитывать и то, что риск случайной гибели предмета лизинга несет лизингополучатель, если договором не установлено иное (669 ГК РФ). Данное положение ГК РФ устанавливает исключение из общего правила, в соответствии с которым риск случайной гибели вещи, как правило, несет собственник имущества, которым вданном случае является лизингодатель. Положения о риске коренным образом влияют на условия страхования, в частности, исходя из рискового распределения, определяется факт наличия страхового интереса по конкретному виду страхования.
Императивные нормы
Не следует забывать и об императивных предписаниях, установленных публичным правом, косвенно действующим в данной сфере. Необходимо помнить, к примеру, о положениях, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В тексте данного закона лизинговые компании (лизингодатели) названы как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, что возлагает на них обязанности по предоставлению информации в уполномоченный государственный орган в отношении подконтрольных операций и лиц, их совершающих (статья 7). В списке подконтрольных операций значится, в частности, и получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) при условии, что сумма операции равна или превышает 600 тыс. рублей.

«Мины» на инвестиционном поле

Руслан Кряжев, генеральный директор компании "Primann"

Ни для кого не секрет, что наибольшим потенциалом обладают те компании, которые формируют эффективную систему управления и стремятся развиваться быстрее рынка. Они формируют свою стратегию, опираясь на тщательные исследования рынка, и действуют на опережение. Однако скорость развития огромного количества компании сдерживается из-за недостатка собственных финансовых средств.
Способов финансирования развития компании известно немного. К ним относятся как акционерное финансирование за счет вкладов в уставный капитал, так и финансирование за счет реинвестирования прибыли. Есть еще лизинговое финансирование и товарные кредиты, а также заемное (кредитное) финансирование. Но если учесть, что лизинговые отношения в России развиты еще недостаточно, а кредитные учреждения не особенно стремятся видеть компании в роли своих клиентов (особенно средние и малые компании в развивающихся отраслях) из-за слабого, как правило, залогового обеспечения под кредит и высокого уровня общих рисков на рынке, то компаниям приходится прибегать чаще всего к двум весьма

распространенным способам. Либо развиваться за счет собственной прибыли, либо при влекать внешнего инвестора для участия в акционерном капитале или для реализации проектов, которые инициируются компанией. И тогда подготовка к привлечению инвестиций становится серьезной проблемой.
Нужны ли инвестиции в принципе? Это один из основных вопросов, который руководство компании, и в первую очередь менеджеры-совладельцы, должны задать перед тем как гото'вить компанию к привлечению инвестиции. Возможно, есть путь, позволяющий провести необходимую реорганизацию бизнеса, отказаться от отдельных направлений и полученную в результате дополнительную прибыль реинвестировать в развитие компании В этом случае появляется возможность не утратить ее независимость и не изменять состав акционеров. Если речь идет о привлечении инвестиции за долю в бизнесе, то вполне очевидно, изменения в корпоративной структуре компании неизбежны. Новый акционер, как правило, привносит новые элементы и в корпоративное управление и в корпоративную культуру производства. И не все акционеры-менеджеры готовы к такому повороту событии. Если же на ранних этапах становления компании в структуре собственности были допущены грубые ошибки, то приход нового собственника может взорвать ситуацию изнутри. Тогда конфликт неизбежен.
К сожалению, большинство отечественных компаний не обладает достаточной прибылью и она редко может быть получена в результате быстрой реорганизации или перегруппировки бизнеса. Иногда вопрос о выживании компании стоит еще жестче: на рынок приходят крупные игроки, обладающие значительно большими финансовыми ресурсами, и для того, чтобы удержаться на рынке, ей просто необходимы или значительные инвестиции или аффилированность к крупному игроку, имеющему интересы в этой отрасли.
Список последовательных шагов в процессе предварительной подготовки к процедуре немалый. Нужно разработать стратегию развития компании, иметь детальный бизнес-план развития, определить потребности во внешнем финансировании, а также наметить круг потенциальных инвесторов и их интересы. При этом важно отметить, что граница между продажей бизнеса и привлечением инвестиций очень тонкая. По сути, привлекая инвестиции, владельцы продают часть своего бизнеса в обмен на финансовые «вливания» (достаточно часто процесс привлечения инвестиций сопровождается продажей части акций компании). Необходимо составить инвестиционное предложение (меморандум), а также подготовить компанию к «проверке должной добросовестности», так называемому «Due Dilligence». И только после этих предварительных этапов компания может переходить к переговорам с потенциальным инвестором.
Не случайно на первом месте в процессе подготовки к привлечению инвестиций стоит разработка стратегии развития компании. Без продуманной и согласованной с акционерами и топ-менеджерами стратегии развития компании говорить о потребностях в инвестициях преждевременно. При этом нужно не просто выявить перспективные направления развития компании, но и сравнить риски и рентабельность каждого из заявленных направлении.
При стратегическом планировании компании нередко совершают стандартные ошибки. Как правило, они увлечены новыми проектами, новыми продуктами, приобретениями других компаний и т.п. и в бизнес-плане делают на это основной акцент. Но практика успешных компаний говорит о том, что лучше сначала тщательно проанализировать перспективы основного бизнеса, поскольку развивать его гораздо безопаснее, чем выходить на новые рынки с новым продуктом.
Разрабатывая стратегию развития для нескольких медиа-групп, мы вместе с руководителями и акционерами попытались сформировать целостную картину рынка, на котором они работают, учитывая при этом большое количество тенденции:
от ужесточения отношения к правам собственности на контент, усиления давления администраций (областных, городских, федеральных) до «огосударствления» и уменьшения доли независимых телевизионных каналов и роста рекламного рынка в целом. Не остались в стороне и вопросы появления новых цифровых технологий, а также широкого спектра доставки кон-тента (через Интернет, спутник, кабельное ТВ) и формирования мультисервисных сетей. В результате такой работы представление о приоритетах развития компании у руководителей в значительной степени менялось, вместе с ними — и приоритеты в области привлечения инвестиций.
Высокая загруженность руководителей компании «микроменеджментом» очень редко позволяет им видеть картину в целом, и это часто приводит к значительным ошибкам в стратегии. Если же компания имеет несколько акционеров топ-менеджеров, то видение развития компании, как правило, не согласовано, и требуется потратить не менее одного-двух месяцев на «синхронизацию позиций». Своими силами компаниям трудно обычно справиться с задачей подобного масштаба.
Инвестор или покупатель?
Прежде надо определить, кто может стать потенциальным «потребителем товара», коим и является компания, осуществляющая поиск инвестора, или предлагаемый ею проект, который она готова выделить в отдельную бизнес-единицу. В этом плане желательно провести либо серьезное самостоятельное исследование, либо обратиться к инвестиционным компаниям, которые хорошо знают рынок и имеют для этого необходимые контакты.
На практике оказалось, что есть лишь два основных типа потенциальных инвесторов, заинтересованных в региональных медиа-бизнесах: сетевые медиа-группы и региональные промышленные предприятия или диверсифицированные холдинги. Сетевые медиа-группы, зная отрасль изнутри, понимают природу и ценность медиа-бизнеса и готовы выступить даже в роли миноритарного акционера компании, Их основное желание — контролировать смену сетевого партнера. Крупные региональные промышленные предприятия более практично относятся к медиа-бизнесу, их устраивает и рентабельность, которая у успешных предприятий в этой отрасли достигает 35-40%, и возможность использования политического рычага. Типичные «мины»
Самые распространенные ошибки при работе с потенциальными инвесторами — это, как уже говорилось, неспособность сформулировать стратегию развития предприятия и разработать четкий бизнес-план. Обычно бизнес-план и инвестиционный меморандум отличают нечеткость и нереальность поставленной задачи. Но даже если бизнес-план все-таки есть, на практике оказывается, что внедрять его некому: средний уровень менеджмента еще не сформирован и топ-менеджеры «страшно далеки» от исполнителей.
Но самые большие проблемы, как правило, начинаются при проведении процедуры «Due Dilligence», согласно которой потенциальному инвестору необходимо предоставить информацию о деятельности компании. В рамках «проверки должной добросовестности» крупный инвестор может высадить на предприятии «десант», состоящий из профессиональных юристов, финансистов и бизнес-аналитиков, в задачу которых входит как проверка достоверности информации о компании, анализ данных о возможности реализации бизнес-плана, так и проверка наличия у компании кадровых ресурсов для реализации инвестиционного проекта. Здесь-то и начинаются проблемы. «Коллизии» возникают даже не из-за нежелания руководства допустить «десант» «в святая святых», а в связи с низкой эффективностью системы сбора, учета и хранения информации на предприятии. В этом кроется одна из самых распространенных «болевых точек» российских компаний.
Инвестиционный меморандум (предложение)
Инвестиционное предложение — дело в принципе несложное и по структуре во многом напоминает краткую версию бизнес-плана. В меморандум последовательно включается определенный ряд положений, где резюме, история компании и собственность, фигурирующие на рынке продукты и/или услуги стоят на первом месте. Должны быть представлены также список управленческого и производственного персонала; описание отрасли, в рамках которой работает компания; анализ рынка и конкуренции. Отдельно приводятся данные об операциях, осуществляемых компанией, ее финансовая история, стратегический план. Обязательно в инвестиционном меморандуме уделяется место факторам риска и стратегии их снижения; дается прогноз финансового состояния компании, ее потребность в финансировании, финансовое предложение.
В этой связи есть ряд вопросов, на которые необходимо ответить четко и кратко: насколько рентабельны вложения в бизнес или в проект; каков их объем и на каких условиях они привлекаются; какую долю на рынке занимает и может занять компания; каковы ее конкурентные преимущества; какова квалификация и опыт менеджеров; какой может быть стратегия выхода из проекта.
Нередко в процессе привлечения инвестиции борьба «адвокатов бизнеса» с двух сторон, символизирующая заключительный этап переговоров по инвестициям, является определяющей. В этот момент многое зависит от квалификации консультантов, их подготовленности. Иначе стоимость совершенной ошибки-мо-жет оказаться значительно выше стоимости услуг консультантов. Но если весь процесс подготовки к получению инвестиций проведен компанией скрупулезно, качественно и результат окончательных переговоров успешен, то компания вполне может рассчитывать на то, что и реализация намеченного инвестиционного проекта будет проходить без особых осложнений. В этом оптимальном результате и заложен смысл поиска инвестиций.

Об алгоритме миссии и наемной силе

На телевидении вновь неспокойно. И речь опять идет о канале НТВ. Борис Иордан покинул пост генерального директора, а на его место назначен Николай Сенкевич. На этот раз смена топ-менеджмента компании повлекла за собой перетасовку в кадровом составе журналистского коллектива. Трудно сказать, вольно или невольно начались эти кадровые брожения, да еще в год парламентских выборов, когда у компании есть шанс подзаработать. Но Леонид Парфенов, ведущий программны «Намедни», получивший особое признание на последнем ТЭФИ (его программа заметно отличается от аналогичных на других каналах), уходит со своей командой в долговременный отпуск. Возможно, вслед за ним отправится «отдохнуть» и Татьяна Мит-кова. Конечно, эфирная сетка НТВ будет заполнена и впредь. Вопрос в том, какой направленности будут телепрограммы, какую миссию собирается отныне исповедовать этот канал.

Суть конфликта
Почему произошел конфликт, никто толком до конца не знает, хотя в прессе этот факт подробно обсуждается. Высказываются предположения. Чаша терпения, пишет «Утро.Ru», переполнилась после того, как «первым заместителем гендиректора НТВ, то есть заместителем по эфиру, руководство назначило Алексея Земского. По словам Парфенова, это человек, который «за свою жизнь не сделал ни одной информашки и не видел, как это делают другие»». А в «Известиях» «проскочила» информация о том, что, работая долгое время на телевидении, Алексей Земской больше специализировался на развлекательных программах и быть «куратором информационной службы» ему, по мнению телевизионщиков, явно трудновато. К тому же и назначенный «Газпромом» на должность гендиректора Николай Сенкевич, сын известного «путешественника» Юрия Сенкевича, доктор медицинских наук, тоже имеет самое отдаленное представление о работе на телевидении.. В результате журналистский коллектив НТВ обвинил новое руководство канала в некомпетентности.
Обвинение, надо полагать, серьезное: руководитель коллектива, должен быть, безусловно, исключительно компетентным в сфере, которая ему доверяется. Однако попытки журналистского коллектива разъяснить высшему руководству свое недовольство ни к чему не привели. Как сообщает та же газета «Утро.Ки», и.о. гендиректора Николай Сенкевич просто покинул помещение, где проходило обсуждение этой проблемы. Не возымела действия и встреча ведущих журналистов канала с Алексеем Миллером, представлявшим акционеров «Газпрома». И тогда журналисты фактически отказались работать на НТВ: только так можно расценить взятый ими трехмесячный отпуск.
Надо думать, Леонид Парфенов и его команда без работы не останутся. Любой канал, заботящийся о своем рейтинге и стратегическом развитии, с радостью пригласит их к себе. Собственно, канал ТВС такое предложение уже сделал. Но дело не в отдельных телевизионных персоналиях и их судьбе. На повестку дня снова встала проблема взаимоотношений наемной рабочей силы, которой в данном случае выступает журналистский коллектив, и ее владельцами. Вопрос непростой, в России законодательно не проясненный, между тем в реальности постоянно фигурирующий. Рассматривать его надо с точки зрения сегодняшних тенденций развития бизнеса. А учитывая, что телевидение — это сфера, где формируется общественное мнение об окружающем мире, иначе говоря, создается интеллектуальный потенциал нации, на эту проблему стоит обратить особое внимание.
Интеллектуальный капитал
Конфликт для любого бизнеса — вещь серьезная. Однако когда он касается внешней среды, есть надежда, что слаженная команда сможет в итоге преодолеть намечающийся спад. Если же конфликт связан с управлением компании, то ее владельцу рассчитывать, по существу, не на что. Разве только самому, засучив рукава, становиться у руля. Но какой бы ни была природа конфликта, окончательное решение о том, какой путь выбирает компания, остается за ее владельцем. Об этом, кстати, говорил и Леонид Парфенов, подписывающий заявление о своем отпуске.
По этому поводу первый заместитель министра по делам печати М.В. Сеславинский заметил: «Это потеря для канала, если лучшие журналисты будут уходить. Но смена менеджмента будет происходить... И новым законодательством будет закреплено право собственника на подобные действия. По-другому быть не может».
Если владельцы хотят вывести канал на приоритетные позиции в телевизионном секторе и зарабатывать на своем бизнесе средства, то во главе компании должен стоять компетентный топ-менеджер, не только скрупулезно разбирающийся в вопросах информационной политики, но и умеющий усмотреть за мелкими штрихами текущих будней ее тенденции. Тот вектор, который превращает безликую информацию в прогноз, что создает дополнительную репутацию каналу. А вместе с ней растет и его капитализация. Но, по словам шеф-редактора программы «Намедни» Николая Картозия, « за время работы Сенкевича капитализация канала снизилась на 20 млн долларов». Откуда взялась эта цифра, сказать трудно. Видимо, сотрудники канала, небезразличные к его позиционированию на рынке, тоже научились считать. Понимают они и то, что коллектив в производственном процессе играет далеко не последнюю роль и права их и обязанности тоже должны быть прояснены. Тем более что сегодня во всем мире в системе управления компаниями происходят процессы реформирования. Все больше внимания уделяется формированию команды, способной придать бизнесу динамику, сделать компанию конкурентоспособной. При этом нацеленность персонала на выполнение миссии компании, а также сработанность ее коллектива представляют собой весомый нематериальный актив — ее интеллектуальный капитал, который имеет стоимостную оценку.
Судя по всему, Николаю Сенкевичу как медику и Алексею Земскому как продюсеру развлекательных программ пришлось бы еще долгое время постигать азы информационной науки. Их профессиональные позиции оказались явно проигрышными. На это сразу же обратили внимание информационщики, и их протест был естественной реакцией на сложившуюся ситуацию. Думается, что здесь «сработал» и контекст факта назначения нового куратора по информационной политике, связанной с миссией канала, которая при таком управлении могла бы со временем трансформироваться в развлекательную. А это уже вступало в конфронтацию с представлениями журналистского коллектива о перспективах развития канала. Проявился, очевидно, алгоритм миссии компании.
Конечно, можно говорить о том, что за неделю пребывания на канале новое руководство еще никак не успело себя проявить. Но интуиция у журналистов, как известно, одна из основ их профессионального мастерства, и оттолкнувшись от факта, они смогли выстроить предположительный прогноз. К тому же, двенадцати журналистам, входящим в правление канала, недвусмысленно дали понять, что их мнение ничего не значит. И этот факт, оскорбительный в принципе, задевающий профессиональное достоинство журналистов, оказался последней «каплей». Нет смысла «ломать копья», задаваться планами и «корпеть» ночами над тем, чтобы противостоять конкуренции на рынке, если с мнением даже таких профессионалов не считаются. Решение было принято мгновенно.
Ты меня уважаешь?
Управлению персоналом сегодня во всем мире придается огромное значение. Многие компании в России считают эту сферу наиболее важной. Возможно, рассмотрение управленческих методик в компании сектора продаж прояснит, почему лучшие тележурналисты канала НТВ приняли столь кардинальное решение. Ведь телевидение — это тоже бизнес; он подвержен тем же рыночным законам.
Чтобы нацелить персонал на эффективный результат, сотрудников обычно привлекают не только к разработке бизнес-планов, но и к детальному рассмотрению миссии компании. Кстати, в серьезных фирмах делаются специальные презентации, чтобы каждый работник мог отчетливо понимать свою роль и место, участвовать в продвижении компании на рынке. Делегирование представителям низших, средних и высших звеньев определенных полномочии, когда каждый сотрудник рассматривается как творческий потенциал для поиска новых успешных решений, одна из составляющих политики управления. И не совсем понятно, почему в телевизионной сфере вопросам системы управления не придается должного значения. Ведь именно так формируется среда, позволяющая выйти компании на приоритетные позиции на рынке.
В частности, любопытную информацию о тенденциях управления персоналом поведал Руслан Ильясов, вице-президент по работе с персоналом компании «САН Интербрю». Не так важно, что он говорил о работе менеджмента своей компании, специализирующейся на производстве и продаже пива в России. Речь шла о мотивациях в системе управления, о том, как стимулировать сотрудников. Эта методика может быть применима и к телевизионному сектору. Речь идет об успешном позиционировании компании на рынке, которое не может состояться без профессионального коллектива, ориентированного на позитивный результат.
В Америке проблема управления персоналом исследовалась в течение последних 20 лет. Было опрошено почти 80 тыс. менеджеров и сделана корреляция, показывающая взаимозависимость между действиями персонала и ростом эффективности компании на рынке. В частности, среди вопросов фигурировал и такой: «Хвал или ли Васр течение последних семи дней?» И оказалось, что в тех случаях, когда ответ был положительным, производительность труда на предприятии возрастала, а в сфере услуг улучшался уровень обслуживания. Вместе с этим возрастала и удовлетворенность клиентов компанией. Так, без каких-либо затрат конкурентоспособность компании повышалась.
Из этого следует, что набор определенных позиций, к которым компания стремится, — в данном случае мотивация персонала, ориентированная на успешность, — формируется в ее недрах. Уже разработана и успешно применяется специальная таблица мотиваторов, определяющая, как этого добиться. Очевидно: чтобы повысить производительность труда, человека надо хвалить; объективная оценка его действий — очень продуктивный регулятор. Кроме того, исполнителю должен быть понятен объем его работы. И надо предоставить ему набор инструментов или полномочий, который позволит выполнить поставленную задачу. Судя по всему, именно эта проблема и стала основной в конфликте канала НТВ: тележурналистам не было предоставлено тех полномочий, которыми они до этого успешно пользовались. И фактически неразрешимым стал вопрос, свяанный с компетен-циями нового руководства, об уважении к нему.
Руслан Ильясов рассказывает, что в их компании также было проведено исследование, позволившее определить основные факторы, стимулирующие сотрудника работать именно в данной компании. Интересно, что первое место в этом опросе было отдано позиции «качество менеджеров, качество управления». Основной тезис здесь: «Мне комфортно, я могу успешно работать тогда, когда уважаю своего руководителя как профессионала и как человека». Это не материальный мотиватор, но именно он оказался приоритетным.
На втором месте в проведенном опросе оказался фактор зарплаты. В силу социально-экономических причин для России эта позиция остается одной из первостепенных. Но, например, в западных странах этот материальный стимул сдвигается вниз, он находится где-то на третьем или четвертом месте. В России же третью позицию занял «уровень ответственности» человека на производстве. Это означает, что работник хочет обладать полномочиями, то есть знать, за что он отвечает, в каких рамках может действовать. На четвертом месте — «внутренняя (социальная) справедливость» — свидетельство того, что у сотрудника есть внутренняя установка, направленная на некую логическую последовательность действий:
«Если я хорошо работаю, компания меня вознаграждает». И получается, что из этих четырех позиций (их в опросе значительно больше) только один фактор является материальным. Однако вывод, сделанный специалистом по управлению персоналом, заставляет призадуматься, а также проясняет демарш тележурналистов из НТВ. «Даже за самую высокую зарплату человек, как правило, не может долго работать в обстановке, которая принципиально противоречит его взглядам. Какое-то время он еще выдержит, пытаясь приспособиться, но потом обязательно сменит место работы». И с этим не поспоришь.

Полный текст - в № 4 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz