Хлебородов В.А.
Выставка NAB2003. Статистика,
оборудование, события
В 2003 г. выставка
Национальной ассоциации
вещательных организаций (National
Association of Broadcasters) в Лас-Вегасе
проводилась с 7 по 10 апреля. Начиная
с этого года, все выставки NAB будут
проводиться только в комплексе LVCC
(Las Vegas Convention Center), включающем
«Северный зал», «Центральный зал» и
новый двухэтажный «Южный зал»
полукилометровой длины. В
комплексе LVCC с суммарной
выставочной площадью более 186 тыс.
м2 предусмотрены достаточно
просторные 144 комнаты для
проведения конференций, сессий и
совещаний. В 2003 г. на площади 75 тыс.
м2 (83,8 тыс. м2 в 2002 г.) свою продукцию
разместили 1350 экспонентов, что на 5%
больше в сравнении с прошлым годом.
В день закрытия выставки было
зарегистрировано 89 тыс.
посетителей и участников — на 3,7%
меньше, чем в 2002 г., причем число
иностранцев уменьшилось на 15,5%.
Сказался не только спад мировой
экономики, но и война в Ираке, из-за
которой многие европейцы
отказались приехать на выставку,
проводимую на американском
континенте.
Здесь и в последующих обзорах будут
рассматриваться экспонаты
телевидения, видеотехники и
цифрового кинематографа
(промышленные модели и опытные
образцы), представленные в самой
большой зоне TV/Video/Film. Они
размещались на стендах фирм (в
основном американских филиалов),
которые не всегда являются их
изготовителями. Некоторым
экспонатам из зон Satellite/Telecommunications и
MultiMedia будут посвящены отдельные
публикации. Для предварительного
ознакомления читателей журнала с
новыми информационными
материалами, полученными на
выставке, ниже приводится перечень
наиболее значительных или
оригинальных, на взгляд автора,
достижений и событий.
360 Systems (США):
шестиканальный вещательный
видеосервер Image Server 7000 стандарта
MPEG-2 с максимальным потоком 50 Мбит/с
(4:2:2P@ML), продолжительность
записанных материалов от 64 до 300 ч.
Apple (США): программное
обеспечение (ПО) Final Cut Pro 4 для
создания программных кино- и
ТВ-материалов высокого уровня, в
каждом видеоканале которого
применяется 32-бит обработка с
плавающей запятой.
BARCO Projection Systems (США):
компактный DLP-киновидеопроектор
D-Cine Premiere DP30 для 10-м экранов с
базовым разрешением 1280х1024
элементов (стандарт SXGA).
Baytech Cinema (США):
малогабаритный видеотвердофон
(RAM-recorder) CineRAM для записи сигналов
1080/50i, 59,94i, 60i, 1080/23,98p, 24p, 29,97p, 30p,
1080/23,98spF, 24spF, 29,97spF, 30spF или 720/59,94p, 60p,
продолжительность записи от 5,4 до
20,2 мин (ЗУПВ емкостью 64 Гбайт).
BOXX Technologies (США):
видеодискофон (Digital Disk Recorder) CineBOXX
для записи, нелинейного монтажа и
просмотра рабочих цифровых
кинофайлов с разрешением 2К и
ТВЧ-материалов.
Celco (США): кинорекордер
(digital film recorder) Firestorm, пониженная
стоимость достигнута благодаря
новой технологии XCRT Advanced Imaging Technology,
имеет производительность 2,5 с/кадр
для 35-мм кинокадров и 15 с/кадр для
65-мм кинокадров IMAX (15 перфораций) с
разрешением 4К.
Cintel Inс. (США): система
маскирования зернистости
кинопленки GRACE с 14-бит
видеопроцессором для
телекинодатчиков (сканеров) C-Reality и
DSX.
Christie Digital Systems (США):
компактный DLP-видеопроектор Roadie S12
с базовым разрешением 1280х1024
элементов, световой поток 12 тыс. лм
(ANSI).
Chyron Corporation (США):
портативная система
знакогенерирования Solo на базе
переносного ПК («лэптоп»).
Dalsa Digital Cinema (Канада):
первая в мире полноформатная (4Кх2К
элементов) кинотелекамера на одной
ПЗС-матрице Cinema Sensor 35-мм формата без
светоделительного призменного
блока, рассчитанная на стандартные
35-мм кинообъективы.
Digital Projection (США):
компактный DLP-киновидеопроектор cS15
для 18-м экранов с базовым
разрешением 1280х1024 элементов.
Doremi Labs (США): вещательный
сервер TSS100 для поясной задержки
транспортных потоков стандартов ATSC
и DVB, максимальное время задержки 13
ч.
Envivo (США): малогабаритные
(1U) кодер 4-Coder DSNG и декодер 4-View DSNG
стандарта MPEG-4 (стандарт H.264) для
цифровой видеожурналистики.
Exatel Visual Systems (Израиль):
компактный (1U) двухканальный кодер
DVN-2200 второго поколения стандарта
MPEG-2.
Estman Kodak (США): система
калибровки телекинодатчиков Telecine
Calibration System 1001-V; цветная негативная
кинопленка KODAK VISION2 5218/7218 с
наименьшей в мире зернистостью 500T.
Fast Forward Video (США): модульный
миниатюрный (72х100 мм) маломощный (3
Вт без учета дисковода)
видеодискофон (Digital Video Recorder) Store &
View Recon стандарта Motion JPEG (сжатие 4:1),
снабженный 8-Мбайт ДЗУПВ, рассчитан
на входные сигналы НТСЦ, ПАЛ или
S-Video.
FOR-A Corp. of America (США):
телекамера VFC-1000 с переменной
кадровой скоростью от 125 до 8000
кадр/с для анализа
быстропротекающих процессов
(например, спортивного бега).
Grass Valley (США):
двухканальный видеодискофон (Video
Digital Recorder) M-Series iVDR стандарта DV с
продолжительностью записи 60 ч;
сервер PVS 3000 Profile XP Media Platform,
способный действовать по
стандартам ТВЧ и ТСЧ одновременно и
независимо.
HEURIS (США): ПО MPEG Power
Professional-DTV for D-Cinema, предназначенное
для цифрового сжатия
киноматериалов по стандарту MPEG-2
Main Profile@High Level с потоком до 108 Мбит/с.
Hitachi Denshi America (США):
стыкуемый DVD-видеодискофон CR-D10
стандарта видеозаписи DVD-VR,
обеспечивающий одночасовую запись
сигналов MPEG-2; телекамеры —
переключаемая (16:9/4:3) ТСЧ Z-4000W на
трех ПЗС-матрицах с 520 тыс.
элементов каждая и недорогая SK-888 на
одной ПЗС-матрице с 1,1 млн.
элементов.
Hitachi Global Storage Technology (США):
маломощный (5 Вт
в дежурном режиме) дисковод Hitachi
Deskstar 180GXP емкостью
180 Гбайт с 8-Гбайт буфером,
обеспечивает поточную скорость
переноса данных 56 Мбайт/с.
Ikegami Electronics (U.S.A.) (США):
миниатюрная телекамера ТВЧ KH-F870
стандарта 1080/59,94i, 23,98p или 720/59,94p для
невещательных применений на трех
КМОП-матрицах ProCamHD (см. Rockwell Scientific),
отношение С-Ш более 68 дБ;
малогабаритная студийная ТВЧ HDK-79EX
стандарта 1080/59,94i или 720/59,94p на трех
FIT-матрицах 17-мм формата с малой
потребляемой мощностью (28 Вт).
JVC Professional Products Company (США):
миниатюрная телекамера ТВЧ
стандарта 1080/59,94i на трех
КМОП-матрицах ProCamHD (см. Rockwell Scientific)
для вещательных, медицинских и
научных применений, отношение С-Ш
более 68 дБ; видеокамеры —
профессиональная ручная JY-HD10U
стандарта MPEG-2/DV (720/30p, 480/60p, 480/60i) на
одной ПЗС-матрице 9-мм (1/3")
формата с 1,18 млн. элементов и
комплементарными светофильтрами;
ручная GY-DV300REM на трех ПЗС-матрицах с
дистанционным управлением
панорамированием, а также
диафрагмой, масштабированием,
фокусировкой и рабочими
параметрами; видеомагнитофоны
стандарта Pro-HD D-VHS — SR-DVA300US и
воспроизводящий SR-DVA400US;
видеодискофон DR-DV5000 стандарта DV
(предусмотрено
переконфигурирование на стандарты
Avid OMF-DV, Quick Time-DV, RawDV, AVI Type 1-DV, Type 2-DV, Type
2C-DV и Matrox AVI-DV) на сменном 80-Гбайт
дисководе, продолжительность
записи 6,5 ч.
Leitch Incorporated (США): модульный
видеодискофон NEO DVR-3901 стандарта Motion
JPEG на двух дисководах емкостью 40
Гбайт каждый, рассчитанный на 10-бит
раздельные видеосигналы стандарта
SMPTE 259M.
Panasonic Broadcast (США):
видеокамеры — твердотельная Shoulder
Mount Type стандарта DVCPRO/DVCPRO50 на трех
17-мм (2/3") матрицах,
продолжительность записи 18 мин
(DVCPRO) на ЗУПВ-модуль емкостью 4
Гбайт; малогабаритная AJ-SDX900
стандарта DVCPRO50 (480/24p, 480/30p или 480/60i);
полупрофессиональная AG-DVC80
стандарта MiniDV (480/60i) на трех
IT-матрицах. Телекамеры —
малогабаритная студийная ТВЧ AK-HC910
стандарта 480/60i, 720/30p или 1080/60i на трех
FIT-матрицах 17-формата;
видеомагнитофоны — студийный AJ-HD1700
стандарта DVCPRO HD EX,
продолжительность записи 126 мин;
студийный монтажный AJ-SD75 стандарта
DVCPRO/DV, продолжительность записи 184
мин; трехстандартный AJ-DX225,
продолжительность записи 92 мин
(DVCPRO50), 184 мин (DVCPRO) и 256 мин (DV);
студийный/портативный AG-DVC2500
стандарта DV/MiniDV (525/625),
продолжительность записи 276 мин;
система голосовой маркировки (voice
tagging) видеоматериалов в реальном
времени.
Primera Technology (США): установка Bravo Disc
Publisher для записи на оптические
диски CD и DVD.
Rockwell Scientific (США): маломощная (200 мВт)
КМОП-матрица ProCamHD 17-мм формата с
активной зоной размером 12,5х8,5 мм
(1936х1086 элементов) также содержит
12-бит АЦП и тактовый генератор, при
частоте переноса данных 75 МГц
обеспечивается отношение С-Ш более
68 дБ.
Sanyo Fisher Company (США): первый в
мире «телевизионный»
LCD-видеопроектор PLV-HD10 c базовым
разрешением 1920х1080 элементов и
световым потоком 6000 лм (ANSI).
Sony Electronics (США): оптические
видеокамеры PDW-510 (DVCAM) и PDW-530 (MPEG
IMX/DVCAM) на трех 17-мм матрицах Power HAD EX;
ленточная студийная видеокамера
DSR-390L стандарта DVCAM на трех 13-мм
(1/2") матрицах Power HAD; телекамеры —
малогабаритная студийная ТВЧ HDC-F950
с RGB-сигнала-
ми (22:22:22) на трех FIT-матрицах,
предусмотрен отделяемый ПЗС-блок
HKC-T950; малогабаритные студийные DXC-D50
(4:3) и DXC-D50WS (16:9/4:3) на трех 13-мм
матрицах Power HAD EX; оптические
видеомагнитофоны — студийный
монтажный PDW-3000 стандарта MPEG IMX/DVCAM и
компактный монтажный PDW-1500
стандарта MPEG IMX/DVCAM, оба со скоростью
переноса данных 144 Мбит/с;
малогабаритный воспроизводящий
PDW-V1 со скоростью переноса данных 72
Мбит/с для внестудийных применений;
ленточные видеомагнитофоны —
студийный ТВЧ SRW-5000 стандарта HDCAM SR
(1080/23,38p; 24p, 25p, 29,97p, 50i, 59,94p или 720/59,94p) c
умеренным сжатием стандарта MPEG-4
(возможная запись сигналов RGB
стандарта 22:22:22); портативный ТВЧ SRW-1
стандарта HDCAM SR, продолжительность
записи с нормальной скоростью 50 мин
(1080/24p), предусмотрена запись с
удвоенной скоростью одновременно
двух стереоскопических
ТВЧ-сигналов (22:11:11);
воспроизводящие ТВЧ J-H1 стандарта
HDCAM (1080/29,97psF, 59,94i, 25psF, 50i) и J-H3
стандарта HDCAM (1080/23,98psF, 24psF, 25psF, 29,97psF,
50i, 59,94i); лентовод SAIT-1 для
однокатушечной кассеты с базовой
емкостью 500 Гбайт (1,3 Тбайт со
сжатием) и базовой поточной
скоростью переноса данных 30
Мбайт/с.
Thomson Broadcast and Media Solutions (США):
облегченная (4,9 кг) переключаемая
(16:9/4:3) телекамера LDK 200 ITW на трех
улучшенных IT-матрицах (уровень
вертикальной тянучки –140 дБ) для
студий и ПТС.
TOTAVISION (Франция): система
многокамерной панорамной
видеосъемки TOTAVISION с углом обзора от
120°, 220° или 360° с тремя, шестью или
десятью телекамерами, несжатые
видеосигналы которых записываются
на групповой видеосервер UMCSC Doremi Labs.
Ultimatte Corporation (США):
аппаратура цветовой рирпроекции
Ultimatte 10 с использованием нового
алгоритма AdvantEdge для генерирования
сигнала маски.
Viewsonic Corp. (США):
широкоэкранный LCD-видеомонитор ТВЧ
VP2290b с 56-см экраном, обеспечивает
базовое разрешение 3840х2400 элементов
(стандарт QUXGA-W), яркость 235 кд/м2 и
контраст 400:1.
Zenith Electronics (США):
широкоэкранный LCD-видеомонитор ТВЧ
L30W36 с 76-см экраном, обеспечивает
базовое разрешение 1280х768 элементов
(стандарт W-XGA), яркость 430 кд/м2 и
контраст 350:1; персональный
видеодискофон ТВЧ HDR230 c
приемником-декодером ATSC четвертого
поколения.
Выставки NAB
традиционно являются местом
заключения многих торговых сделок
и соглашений. В 2003 г. в этой сфере
выставочной жизни произошли
следующие основные события:
Accom (США) продала фирме по
прокату вещательного оборудования Bexel
(США) аппаратуру видеоэффектов Abekas
Dveous/MX.
Celco (США) продала центрам
компоновки программ Fotokem
(США) и Capital FX
(Великобритания) кинорекордеры FURY.
Chyron Corporation (США) получила
от компании Liberty Corporation
(США) заказ на поставку
централизованных графических
систем CAMIO для 15 телестанций.
Digital Fountain (США) продала
центру компоновки программ Matchframe
Video (США) систему передачи со
скоростью до 70 Мбит/с рабочих
цифровых кинофайлов (digital dailies) и
других критически важных данных по
глобальной сети.
Discreet (Канада) продала
компании Australian Broadcast Corporation
(Австралия) три системы smoke, две
системы flame и 19 лицензий на ПО combustion.
Laird Telemedia (США) продала
программной компании Nancy Glass
Productions (США) три монтажных
системы DVora.
Net Insight AB (Швеция) продала
компании WDR (Германия) ВОЛС
со скоростью передачи 1 Гбит/с.
Omneon Video Networks (США) продала
компаниям CBC/Radio-Canada
(Канада) и NETWORK TEN
(Австралия) серверные системы Media
Server System.
Omnitek (Великобритания)
продала компании Fox (США)
многостандартный измерительный
генератор OmniGen на базе ПК.
Orad Hi-Tec Systems GmbH (Германия)
получила от компаний KBS
(Южная Корея), TV Globo
(Бразилия), M6 (Франция), Sky
News (Великобритания) и NDTV
(Индия) заказы на поставку системы
трехмерной графики реального
времени CyberGraphics, а также заказы от
компаний WDR и Television
Broadcasts Limited (Гонг-Конг), которая
является крупнейшим в мире
производителем программ на
китайском языке, на поставку
нескольких эфирных графических
систем On-Air Graphics Systems, причем
последняя также заказала две
виртуальные студии CyberSet.
Pixel Power Ltd. (Великобритания)
продала The Hospital Group
(Великобритания) графическую
систему HD Clarity.
Quantel (Великобритания)
продала компаниям The Film Unit
(США) и Lucas Digital (США)
системы iQ Digital Intermediate, а также
получила заказ от компании ESPN
(США) на поставку серверов и
монтажных систем generationQ.
Thomson (Франция): заключила
многомиллионную (в евро) сделку с Belo
Corp. (США) по поставке серверов
PVS 3000 Profile XP Media Platform и видеомикшеров
MC-2100 для центральных аппаратных, а
также получила заказ на поставку
нескольких десятков двухканальных
видеодискофонов M-Series iVDR от Media
General Broadcast Group (США).