В.В.Падейский.
Механизмы современных телеигр
Игра — наиболее
яркая и функционально полезная
форма развлечения зрительской
аудитории. Многообразие
современных телеигр — павильонных,
натурных, интеллектуальных,
спортивных, командных или личных —
свидетельство значимости этого
жанра. Для более полной
формулировки сущности игрового
зрелища уместна цитата из
монографии В. Егорова «Телевидение
между прошлым и будущим»: «В конце
ХХ века игра становится одним из
важных факторов нового
структурирования и
функционирования форм
человеческого общения, она
помогает взаимопониманию между
различными людьми в далеко не
всегда осозрнаваемых ими
социальных качествах и связах
бытия».
Справедливость подобной доктрины
вполне правомерна, однако как на
деле выделить наиболее
существенных «социальные качества
и связи бытия»?
В драматургии реальных экранных
состязаний используется всего три
основные игровые начала — удача,
скорость и интеллект. «Угадай,
успей, сообрази!» Правда, отдельно
ото всех стоит еще игра «Пойми
меня» с Марусевым — там больше
полагаются на интуитивное начало,
однако это уже не игра, а шоу. Это
просто для реализации, но не так
зрелищно, как «Блеф-клуб».
Самое эффектное — это удача.
Многочисленные лототроны, рулетки
и просто кости дают некую иллюзию
казино, поэтому никогда с экрана не
исчезнут игры типа «Русского лото»
и «Бинго-шоу». Да и самую главную
игру нашего телеэкрана «Поле
чудес» иначе как «Угадайкой» и не
назовешь.
— Есть такая буква? Нет такой
буквы... — это неверно, и есть первый
и самый важный момент успеха «Поля
чудес».
В середине 90-х годов на канале РТР
появился совершенно уличный тип
игрока — наперсточник. В
отведенные ему 3–4 минуты он
успевал дважды, а то и трижды
запустить свой шарик и ответить на
пару звонков. Слепое везение,
благосклонность фортуны как нельзя
более полно дарит человеку
ощущение полного счастья. Подобные
игры имеют неограниченную целевую
аудиторию.
Более ограничены по своим «целевым
аудиториям» квизы —
интеллектуальные игры и викторины,
от самых простейших — «Лучший из
лучших» до совершенно элитарных —
«Что? Где? Когда?». По сути, здесь
трудно сформулировать сам тип
задания — знать или же мгновенно
сообразить. Солидная эрудиция или
врожденный интеллект — всё это не
так существенно для зрителя. Сам
процесс сопереживания в таких
играх включает в себя элемент
самооценки и более функционально
полезен.
Энциклопедии знания, подобные игре
«О, счастливчик!» были
распространены в Америке уже в
середине 50-х годов. Повальное
увлечение играми, нацеленными на
интеллигенцию страны, косвенно
отражало повальное увлечение
ителлектуальным тестированием IQ.
Более просты и понятны семейные или
школьные игры на скорость.
Великолепный набор детских
спортивных игр, созданных в свое
время на телевидении ГДР, отличался
редкой эстетичностью, слаженностью
и функциональной полезностью. В
игровых заданиях, помимо бросков
мячом и состязаний в беге,
фигурировали еще и чисто
тимуровские приемы. В современном
отечественном аналоге — игре «Star,
Старт» — веселом бедламе с
избытком красочного реквизита и
азарта — идея общественного
воспитания просто отсутствует.
В идеальном конструкторе телеигры
должны быть прочно заложены сразу
три игровых начала. Такое
органичное сочетание и было
продемонстрировано в славной
французской затее — «Форт Байар». В
ней есть всё — разнообразие
игровых знаний, великолепие
интерьеров, морская натура.
Необычный антураж игры:
средневековые стены, колоритные
фигуры, вписанные в действие — от
загадочных мудрецов и бенгальских
тигров до экстравагантных
«подсказок» — сделали ее
чрезвычайно популярной во многих
странах мира. Хотя «Форт Байар»
стал родоначальником целого пакета
отечественных проектов,
полноценного аналога создать так и
не удалось, несмотря на мнимую
схожесть интерьеров, присутствие в
кадре замечательного актера
Ярмольника и лилипутов. Весьма
остроумной находкой «Форта Байар»,
безусловно, стало использование в
финале золотого водопада. И
наибольший креатив игроков
появлялся именно там, где нужно не
просто получить приз, а вырвать его
у бенгальских тигров, утащить
из-под острых зубьев решетки,
ограждающей «Сезам».
А вот попытки выйти за пределы
студий на нашем ТВ оказались вообще
мало успешны. Как силовое игрище
«Русский бой», так и натурное
преследование «Перехват» не сумели
обезопасить зрителей и игроков от
неожиданных поворотов событий.
Никто не спорит, преследование —
это довольно зрелищный аттракцион,
однако, подобные забавы следует
выносить за пределы массовых
зрительских площадок и границы
городов.
Анализируя отличительные признаки
игр как жанра, на мой взгляд,
следует выделить три
организационных принципа подобных
программ: принцип формирования
команд, принцип формулирования
игрового задания и принцип
стимулирования состязательного
интереса.
Паритет в подборе команд имеет
смысл в длительных играх с
постепенным усложнением заданий,
фактором мощного сопереживания
аудитории. В практике телеигр
априорный баланс возможностей
игроков собственно и определяет
динамику состязаний — вспомним
процедуру отбора команд, описанную
в фильмах Роберта Редфорда
«Телевикторина» и Ива Буассе «Цена
риска». Организаторы должны точно
ориентироваться на целевую
аудиторию, учитывать определенные
моральные и этические критерии.
Однако помимо подобных
субъективных оценок, можно
привести пример и достаточно
убедительных объективизаций
отбора. Характерный выбор в
организации целого набора радиоигр
продемонстрировала радиостанция
«Эхо Москвы». Взяв за основу
книжную классику — Дюма, Конан
Дойля и Булгакова — они вывели
множество слушателей на улицы
Москвы. И только безусловное знание
города и эпизодов действия романа
«Мастер и Маргарита» позволило
сформировать активных финалистов.
Подобный игровой многодневный
марафон с радиомостами и
состязаниями в ориентации на
местности, да еще и систематическая
проработка книжной классики —
позитивный пример использования
игровых возможностей.
Телевидение охотно приняло сам
принцип состязания в интерактивном
режиме с произвольными игроками —
«Антимония», или с Интернетом — как
в «Что? Где? Когда?». Однако нередко
используется и предварительный
отбор по домашнему заданию: в игре
«Поле чудес», например, для этого
используются кроссворды.
Использование такого чисто
народного увлечения в качестве
барьерного теста для возможного
участия — второе неоспоримое
достоинство этого игрового лидера
нашего экрана.
Другая отличительная особенность
игр — задание, варианты тут
неограничены. Его можно
формировать с участием самих
зрителей, как в «Что? Где? Когда?»
или же в «Проще простого». Можно
закладывать вопрос в игровые
сюжеты, как это было реализовано в
«Колесе истории» и в «Секретах
Фемиды». Можно доставать загадки из
различных справочников и
энциклопедий, как это принято в
играх «О, счастливчик!», «Лучший из
лучших» и «Золотая лихорадка».
Можно просто включить в игровое
задание не слишком известный
фотопортрет персонажа («Лимпопо» и
«Петерс-шоу»).
В качестве игровых заданий
используются и фразы из книг,
фрагменты фильмов и даже мелодий.
Наиболее удачной в этом плане можно
признать игру «Два рояля» с
Минаевым. Вариант импровизации на
заданную тему или ключевое слово
вывел эту игру из разряда
«Угадайки» к эстрадному
капустнику. А вот вариант детской
игры «Монополька» в «Бирже по
субботам» не смог найти достойного
экранного образа.
И, наконец, последним принципом
является само стимулирование игры:
это не просто ключ к зрелищу — это
двигатель самой передачи. Согласно
отечественной ментальности,
«играть, так на миллион» — вот
отчего в большинстве выпусков
«Поля чудес» было принято держать в
кадре автомобили и яхты. И это тоже
отличительная черта этого
экранного шоу. Далеко не зря на
первом плане в «О, счастливчике»
возлежит именно заветный «бумажный
миллион» — символ успеха.
Любопытной формой награждения
школьников-победителей в
познавательной игре «Секреты
Фемиды» стало зачисление на
юридический факультет одного из
столичных университетов (Подобная
инициатива опробовалась и в
киноугадайке, отснятой в свое время
в стенах ВГИКа.) Не менее желанным
призом для игроков-подростков
может быть и вариант «Волшебного
путешествия», разыгрываемого в
рамках матримониальной игры
«Счастливый случай». А вот для
игроков делового класса обычных
сувениров или набора бытовых
приборов просто мало. Программа
«Биржа по субботам» Зорина,
учитывая масштаб игроков — там
были известные биржевики и
финансисты, — заявила в качестве
итогового приза пасхальное яйцо «а
ля Фаберже» работы известного
петербургского ювелира Андрея
Ананова.
Заметим кстати, что в целом ряде
аналогичных западных программ
практикуются вполне успешно не
только поощрения, но и наказания за
проигрыш — процедура вручения
позорной символики, участие в
неожиданной клоунаде и т. д.
Лицом программы по определению
всегда был и будет сам ведущий. На
рассвете игрового телевидения
подобные программы по аналогии со
спортом нередко вели две фигуры —
арбитр и комментатор
(упоминавшиеся уже игры из ГДР).
Иногда эти обязанности могли и
совмещаться. Сейчас господствует
два типа телеарбитров: шоумен и
квизмастер. Фигура шоумена (Минаев,
Фадеев, Фоменко, Гуревич...)
обязательно связана с буффонадой и
импровизациями. Однако далеко не
всем подобным специалистам под
силу освоить обаяние Якубовича или
гуттаперчивость Валдиса Пельша. По
этим показателям они действительно
одолели самый высокий стандарт. А
вот для квизмастера ни
гуттаперчивость, ни хеппенинг
просто невозможны. Он высший судья
и чаще всего постоянно находится
вне кадра. Самый хрестоматийный
пример квизмастера — Владимир
Ворошилов.
Впрочем, иногда фигура ведущего не
является гвоздем программы. Так как
это случилось в детской игре
«Команда на Марс», где главный
интерес вызывают не действия
игроков, а толковые и пространные
комментарии жюри — команды с
синими лётными погонами.
Однако как бы не привлекателен был
сам шоумен и неоспоримы были его
достоинства, многие зрелища давно
пора выводить за пределы игровых
павильонов на улицы и даже за
пределы одного города, с эстафетой
по всей России. Именно за такими
транснациональными играми, видимо,
будущее игровых программ. Впрочем,
по этому пути уже следовало ЦТ в 80-е
годы своим конкурсом «А ну-ка
девушки». Конечно, состав
упражнений того конкурса давно
устарел: в зрелище нужно включать
больше техники, процесс съемок
должен быть более динамичным. Давно
пора шире использовать, скажем,
камеры, вмонтированные в шлемы
игроков, как это было опробовано
Фоменко в «ТВ спецназ».
Очевидно и другое — в планировании
игрового участия нужно обязательно
выделять больше времени на
импровизации самим игрокам: во
время ненавязчивого анкетирования
или в ходе ритуала вручения
заветных «гостинцев». Ведь главное
желание любого игрока, особенно
провинциального — «блеснуть»
подольше в эфире самых популярных
телеканалов.
Впрочем, современные технологии,
особенно интерактивные,
предполагают развитие и других
игровых форматов. В связи с этим
хотелось бы вспомнить совершенно
сумасшедший проект «Партизан ТВ»,
который долгое время слонялся по
телередакциям. Это ациклический
телепродукт, явно эпатажного
характера. Было также ясно, что
подобные прыжки в эфире два-три
раза в день, на пять-шесть минут в
рекламных паузах разных циклов
вполне реальны — неясен был
механизм самих прыжков. Не вдаваясь
в возможный формат — это могла быть
и критика, и пародирование, и даже
телетеатр в духе Гиганова, можно
предполагать, что в основе
программы может быть и игровая
идея. Каждый последующий прыжок
выбирается самой аудиторией из
трех-четырех возможных вариантов,
параллельно самому действию.
Компьютер мог регистрировать
телефоны звонивших — а по
результатам, скажем, ста прыжков (т.
е. примерно за месяц) вполне можно
было найти победителя. Да и набрать
аудиторию можно всегда — программа
«Рикошет» радиостанции «Эхо
Москвы» легко собирает до 5000
откликов в пять минут дневного
времени. И подобных новаций можно
найти много.
Ну а пока, анализируя список 50
топ-программ в недель«ном отчете
«Gallop media», приходится
констатировать, что только
лицензионные «Поле чудес» и «О,
счастливчик!» привлекают внимание
широкой аудитории, а «Что? Где?
Когда?» и КВН давно вышли из числа
регулярных программных единиц. А
сам процесс создания современного
игрового зрелища пока непонятен
большинству продюсеров.
В связи с этим хотелось бы
вспомнить одну любопытную догадку,
автором которой был поэт и критик
Давид Бурлюк. Анализируя легкий и
энергичный пушкинский слог, он
предположил, что благодаря
лицейскому образованию Пушкин
мыслил по-французски, а уже потом
переводил всё на русский язык.
Интерпретируя Бурлюка, хочется
пожелать продюсерам мыслить как
угодно, но обязательно переводить
всё на современный телеязык.
С.Л.Уразова.
Запрос на инвестиции или жизнь
взаймы
(Кое-что о лизинге и не только о нем)
Что такое
лизинг
Лучше всего жить по средствам.
Увидел, решил, приобрел,
пользуешься. Но что делать, если
средств катастрофически не
хватает, а жизнь стремительно
развивается, появляются различные
технические и технологические
новшества, которые, хочешь-не
хочешь, надо внедрять, осваивать,
иначе отстанешь. Особенно это
касается производств, где орудия
труда постоянно модернизируются.
Даже писателю, опирающемуся в своей
профессии на собственные
воображение, фантазию, наблюдения
— явно не затратный ресурс,
необходимо сегодня такое
современное орудие труда как
компьютер, а не только чистые листы
бумаги и ручка. Что ж говорить о
телерадиокомпаниях, осуществление
профессиональной деятельности
которых невозможно без
современного оборудования, чья
стоимость исчисляется, в среднем,
начиная с 100000 долл. (радио) до
250000—500000 долл. (телевидение)?
Понятно, что такие траты по плечу не
каждому: не только начинающим
вещателям, но и тем, кто находится в
телерадиовещательном забеге не
один год.
Тем не менее, утверждают
специалисты, реализация
профессиональных возможностей,
экономическое процветание совсем
не связаны с правом собственности
на орудия производства, т. е. на
оборудование. Чтобы получить
финансовую выгоду, достаточно им
пользоваться. А значит, орудие
производства можно взять у
собственника в аренду. Эту модель
предпринимательства, кстати,
прекрасно осознавали наши предки и
умело ею пользовались. Еще
Аристотель утверждал, что
«богатство состоит в пользовании, а
не в праве собственности», лишний
раз тем подтверждая, что для
арендатора важны, прежде всего, его
знания и умение, предприимчивость,
сметка, а не владение самим
имуществом. Взяв имущество в аренду
и приложив собственный труд, можно
превратиться в обеспеченного
человека. Собственник орудия труда
тоже не остается внакладе, получая
за свой вклад в дело деньги.
Еще в Древнем Вавилоне — 2000 лет до
нашей эры — использовались на
практике арендные отношения,
ставшие по свидетельству
специалистов провозвестником
лизинговых операций, применяемых
сегодня на рынке. А первое
документальное свидетельство о
лизинговой сделке относится к 1066
году, когда Вильгельм Завоеватель
арендовал у нормандских
судовладельцев корабли, приплыл на
них к Британским островам и
завоевал их. Спустя два века, в 1248
году, состоялась первая официально
зарегистрированная лизинговая
сделка — при подготовке к
очередному походу крестоносцы
получили таким образом амуницию. В
Венеции морские купцы тоже брали в
аренду у предприимчивых жителей
дорогостоящие чугунные якори перед
отправкой в далекие странствия. Все
это говорит о том, сколь важно
грамотно и законно распорядиться
наличествующим имуществом, пустить
его в оборот, чтобы сэкономить
собственные средства.
В современной практике арендные
отношения и уже упоминавшийся
«лизинг» не суть едины, хотя сам по
себе «лизинг» и является
разновидностью аренды. Термин
«лизинг» произошел от английского
слова «to lease», что в переводе
означает «арендовать», «брать в
аренду». В экономической практике
этот термин закрепился после того,
как телефонная компания «Белл»
решила в 1877 году не продавать свои
телефонные аппараты, а сдавать их в
аренду. Но несмотря на то, что
понятие «лизинг» постоянно
совершенствовалось, свой
фундаментальный базис оно получило
лишь в 1952 году, когда в США
появилась компания «United States Leasing
Corp.», чьей деятельностью стали
лизинговые операции. К слову
сказать, в СССР в условиях
командно-административной системы
лизинговые операции не
проводились, хотя во время 2-й
Мировой войны США поставляли на
основе лизинга своим союзникам по
блоку оружие, продовольствие,
автомобильную технику, медикаменты
и пр. Только с приходом рыночных
отношений в 90-х годах Россия
обратилась к лизингу как
эффективному механизму
инвестиционной деятельности.
Сегодня лизинговая деятельность в
России регулируется на основании
положений Гражданского Кодекса РФ
и Федерального Закона «О лизинге»
от 29 октября 1998 г. В Законе
определены основополагающие нормы,
которые не регулируются ГК РФ,
такие, как субъекты лизинга,
лизинговые отношения,
экономические основы лизинга,
государственная поддержка
лизинговой деятельности. Есть
также ряд нормативных актов,
которые функционировали еще до
принятия Закона «О лизинге», но их
положения действуют в части, не
противоречащей Закону. Это Указ
Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №
1929 «О развитии финансового лизинга
в инвестиционной деятельности»,
Постановление Правительства РФ от
29 июня 1995 г. № 633 «Временное
положение о лизинге»,
Постановление Правительства РФ от
29 июня 1995 г. «О развитии финансового
лизинга в инвестиционной
деятельности» и другие.
В наши дни понятие «лизинг» столь
емко и глубоко, что, по мнению
специалистов, любое определение
лизинга является ограниченным и не
может учесть всех форм проявления
этого кредитного инструмента.
Например, во «Временном положении о
лизинге», утвержденном
постановлением Правительства РФ от
29 июня 1995 г. № 633 говорится, что
лизинг — это вид
предпринимательской деятельности,
направленной на инвестирование
временно свободных или
привлеченных финансовых средств,
когда по договору финансовой
аренды (лизинга) арендодатель
(лизингодатель) обязуется
приобрести в собственность
обусловленное договором имущество
у определенного продавца и
предоставить это имущество
арендатору (лизингополучателю) за
плату во временное пользование для
предпринимательских целей.
Федеральный закон РФ от 29 октября
1998 г. «О лизинге» (ст. 2) трактует эту
рыночную операцию как «вид
инвестиционной деятельности по
приобретению имущества и передаче
его на основании договора лизинга
физическим или юридическим лицам
за определенную плату, на
определенный срок и на
определенных условиях,
обусловленных договором, с правом
выкупа имущества
лизингополучателем». Правда, в ст. 3
Закона поясняется, что предметом
лизинговых отношений могут быть
любые непотребляемые вещи, в том
числе предприятия и другие
имущественные комплексы, здания,
сооружения, оборудование,
транспортные средства и другое
движимое и недвижимое имущество,
которое может использоваться для
предпринимательской деятельности.
В Гражданском Кодексе РФ лизингу
посвящен целый отдельный параграф
— часть II, Ст. 665–670. Здесь лизинг
трактуется как финансовая аренда
имущества, т. е. любые
непотребляемые вещи, используемые
для предпринимательской
деятельности, кроме земельных
участков и других природных
объектов. Там же прописаны права и
обязанности всех участников
лизинговой сделки.
Но основная суть лизинга состоит в
следующем. Лизинговая компания
финансирует приобретение
необходимого оборудования и
передает его в пользование
лизингополучателю. Последний, не
являясь собственником имущества,
пользуется им и платит лизинговые
платежи лизингодателю, а после
оплаты всей стоимости оборудования
и затрат, связанных с передачей его
в лизинг, находящееся в обороте
оборудование переходит в
собственность лизингополучателя.
При этом следует учитывать, что
именно лизингополучатель еще до
обращения в лизинговую компанию
определяет, какое оборудование
(предмет лизинга) ему нужно для
деятельности, а также у какого
поставщика это оборудование будет
приобретаться и на каких условиях
осуществляться его поставка.
Важно здесь и другое. Главное
преимущество этого рыночного
механизма состоит в том, что
лизинговые операции
сопровождаются, как правило,
немалыми налоговыми льготами, в
результате которых формируется
благоприятный инвестиционный
климат в конкретном
производственном секторе
экономики. Очевидно, что при
наличии налоговых льгот приобрести
дорогостоящее оборудование в
лизинг всегда выгоднее и
рентабельнее для производства, чем
приобретать его сразу. Все это,
конечно, происходит в том случае,
если государство заинтересовано в
интенсивном росте производства
посредством развития лизинговых
операций. Как это было в 70-х годах в
Южной Корее, когда после разработки
и внедрения лизингового
законодательства произошло
увеличение объема частных
инвестиций в экономику в три раза, а
рост производства составил до 20% в
год.
Есть еще одно определение лизинга,
которое дает Европейская федерация
национальных ассоциаций по лизингу
оборудования (Leaseurope): «Лизинг — это
договор аренды завода,
промышленных товаров,
оборудования, недвижимости для
использования их в
производственных целях
арендатором, в то время как товары
покупаются арендодателем и он
сохраняет за собой право
собственности». Однако не все так
просто. Например, в Международном
институте по унификации
международного частного права
(UNIDROIT) почти 15 лет разрабатывались
унифицированные нормы по
международному лизингу, поскольку
в течение последних двух-трех
десятилетий лизинговые операции
стали широко применяться в Европе и
Америке, что потребовало
сформулировать единую систему
понятий о лизинге на международном
уровне. В результате была
разработана и принята Конвенция о
международном финансовом лизинге,
где сделка рассматривается как
тройственный комплекс
имущественных отношений, т.е. в ней
участвуют три стороны. Это
лизингодатель,
лизингопользователь и поставщик.
На самом деле, лизинговых
модификаций на рынке множество, и
по числу сторон-участников, к
примеру, различается двусторонний,
трехсторонний и многосторонний
лизинг. Экономисты насчитывают до 30
видов лизинга, а теория
классифицирует лизинг в общем виде
почти по десяти основаниям. При
этом основные виды лизинга
закреплены, как правило, в
нормативных актах. Вот и попробуем
в этом разобраться.
Виды лизинга и
его субъекты
Обычно различается несколько видов
лизинга: внутренний, международный,
финансовый, возвратный,
оперативный, долгосрочный,
среднесрочный и краткосрочный.
Понятно, что внутренний лизинг
отличается от международного тем,
что в первом случае все основные
стороны-участники — лизингодатель,
лизингополучатель и продавец
(поставщик) являются резидентами
Российской Федерации и
регулирование этого вида
лизинговых отношений
осуществляется Законом и
законодательством РФ. При
международном лизинге
лизингодатель или
лизингополучатель являются
нерезидентами РФ. Здесь тоже есть
ряд юридических тонкостей и
нюансов в зависимости от того, в
чьей собственности находится
предмет лизинга, и тогда
определяются законодательные
нормативы регулирования договора о
лизинге. Этот вид лизинговой
деятельности подразделяется на
подвиды — экспортный, когда
производитель оборудования и
лизингодатель находятся в одном
государстве, а лизингополучатель —
в другом; импортный, когда
лизингодатель и лизингополучатель
находятся в одном государстве, а
продавец оборудования в другом;
транзитный, когда все стороны
находятся в разных государствах.
По степени срока заключения
договора лизинг подразделяется на
долгосрочный, осуществляемый в
течение 3-х и более лет;
среднесрочный, осуществляемый в
течение от полутора до 3-х лет;
краткосрочный, реализуемый в
течение менее полутора лет. Но есть
еще градация лизинга по степени
окупаемости, а в этом случае лизинг
бывает финансовым, возвратным,
оперативным и револьверным.
Наиболее распространен, в том числе
и в России, финансовый лизинг или
финансовая аренда, фактически
классифицируемая как форма
долгосрочного кредитования
покупки. Приобретение оборудования
происходит при посредничестве
финансовой (лизинговой) компании,
которая покупает его в свою
собственность за свои и
привлеченные средства, а потом
сдает в пользование (в аренду)
предприятию (лизингополучателю) на
конкретный срок. При этом
лизинговая компания обязана
приобрести то оборудование и у тех
поставщиков, которые указал
лизингополучатель. Последний сам
несет ответственность за свой
выбор. В договоре, однако, говорится
о доверии подобного выбора
лизинговой компании, тогда вся мера
ответственности за выбор
оборудования будет лежать на ней.
После того, как оборудование
поступает арендатору, он вправе
предъявлять претензии поставщику в
отношении качества, комплектности
и сроков поставки, хотя договор
купли-продажи заключен между
поставщиком и лизинговой компаний.
Обычно в рамках финансового
лизинга по истечении срока
договора арендатор выкупает
оборудование (за ничтожную сумму),
причем условия договора на
протяжении всего срока не меняются.
Специалисты считают, что
обращаться к финансовому лизингу
целесообразно в связи с налоговыми
льготами, предоставляемыми
участникам лизинговых отношений. В
большинстве стран эти льготы
сводятся к праву арендодателя
начислять ускоренную амортизацию
на имущество, сдаваемое в лизинг, и
праву арендатора вычитать арендную
плату из налогооблагаемой прибыли.
Россия находится в начале пути
развития лизинговых отношений,
однако и нам, прежде чем обратиться
к лизингу, следует познакомиться с
инструкцией Госналогслужбы «О
порядке исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость» от 11
ноября 1995 г. № 39. Другой аспект,
свидетельствующий в пользу
финансового лизинга, связан с
отсутствием у предприятия,
нуждающегося в оборудовании,
возможностей для получения кредита
на закупку оборудования. Обычно
банк отказывает такого рода
предприятиям. Но риск работы с
подобными предприятиями берет на
себя лизинговая компания, в чем и
состоит отчасти специфика
лизингового бизнеса. Не надо,
кстати, забывать, что лизинговая
компания или
гражданин-предприниматель, в
России в том числе, должны иметь
соответствующую лицензию на право
ведения лизинговой деятельности.
Возвратный лизинг характеризуется
тем, что продавец (поставщик)
предмета лизинга выступает
одновременно и как
лизингополучатель. Такой вид
лизинга интересен, в основном,
предприятиям, остро нуждающимся в
финансовых ресурсах. Подобным
компаниям выгодно продать
собственное имущество лизинговой
компании, заключив с ней
одновременно лизинговый договор,
чтобы продолжать пользоваться этим
имуществом. В такого рода
лизинговых отношениях два
участника: арендатор
имущества(бывший владелец) и
лизинговая компания (новый
владелец). Полученные от продажи
оборудования средства можно
использовать для новых
капиталовложений. Кроме того, смена
собственника имущества в
результате операции возвратного
лизинга уменьшают баланс
предприятия.
Конкуренция на рынке лизинговых
услуг привела к том, что стали
появляться разные схемы выплат
лизинговых платежей с учетом
наличия средств у арендатора. В
результате стал развиваться так
называемый оперативный лизинг, или
оперативная аренда. Если при
финансовом лизинге срок действия
лизингового договора почти
соизмерим со сроком полной
амортизации предмета лизинга, т. е.
оборудования, то в оперативном
лизинге дело обстоит иначе. Здесь
подразумевается передача в
пользование имущества
многоразового использования на
срок по времени более короткий, чем
экономический срок его службы.
Контракт при оперативной аренде
непродолжителен — до 3–5 лет с
неполной амортизацией
оборудования за время аренды. Срок,
на который имущество или
оборудование передается в лизинг,
оговаривается в договоре. Кроме
того, по его окончании и при условии
выплаты лизингополучателем полной
суммы, предусмотренной договором
лизинга, предмет лизинга
возвращается лизингодателю. При
этом лизингополучатель не имеет
права требовать перехода права
собственности на предмет лизинга.
Стоит отметить, что при оперативном
лизинге имущество может
передаваться неоднократно в
течение полного срока амортизации
предмета лизинга. Этот вид лизинга
распространяется обычно на
различную строительную технику,
транспорт, ЭВМ и прочее.
Револьверный лизинг предполагает,
что лизинговая фирма в течение
контракта периодически заменяет
устаревшее оборудование (предмет
договора) для лизингополучателя.
Одной из статей лизингового
договора предусматривается
сохранность арендуемого имущества.
В этой связи по объему обслуживания
имущества, сдаваемого в аренду,
лизинг подразделяется на несколько
видов: чистый, когда все
обслуживание и расходы по нему
берет на себя лизингополучатель;
полный или мокрый, когда
арендодатель берет на себя
техническое обслуживание и другие
расходы, связанные с
использованием объекта сделки; в
дополнение есть еще сервис-лизинг,
который отличается тем, что предмет
договора сдается «под ключ». Все
эти положения особенно важны во
время проведения лизинговых
операций на поставляемое
оборудование.
Кто же может выступать в качестве
субъектов лизинга? По числу
сторон-участников различается
двусторонний, трехсторонний и
многосторонний лизинг. Вот
характеристики каждого из
потенциальных участников.
Лизингодатель —
обязательный участник лизинговой
операции. Им может выступать
физическое или юридическое лицо,
которое за счет привлеченных или
собственных денежных средств
приобретает в ходе реализации
лизинговой сделки в собственность
имущество и предоставляет его в
качестве предмета лизинга
лизингополучателю за определенную
плату, на определенный срок и на
определенных условиях во временное
владение и в пользование с
переходом или без перехода к
лизингополучателю права
собственности на предмет лизинга.
Лизингополучатель —
также непременный участник этого
рыночного процесса. Им выступает
физическое или юридическое лицо,
которое в соответствии с договором
обязано принять предмет лизинга за
определенную плату, на
определенный срок и на
определенных условиях во временное
владение и в пользование в
соответствии с договором лизинга.
Продавец (поставщик) — это
физическое или юридическое лицо,
которое в соответствии с договором
купли-продажи с лизингодателем
продает лизингодателю в
обусловленный срок производимое
(закупаемое) им имущество,
являющееся предметом лизинга.
Продавец (поставщик) обязан
передать предмет лизинга
лизингодателю или
лизингополучателю в соответствии с
условиями договора купли-продажи.
Двусторонний лизинг
предусматривает участие 2-х
представителей, один из которых —
производитель товара или
лизингополучатель, другой —
лизинговая фирма. В трехстороннем
лизинге участвуют три стороны:
производитель оборудования
(поставщик, продавец),
лизингополучатель и лизингодатель
(покупатель оборудования).
Многосторонний лизинг
предусматривает также помимо
участников трехстороннего лизинга
еще и кредиторов лизинговой фирмы
или их поверенных, которые
реализуют механизм действия
контракта. Есть также поверенный
лизингополучателя. Такая форма
появилась в связи с тем, что нередко
у лизинговой компании не хватает
средств для осуществления
лизинговых операций, и она имеет
право их привлекать. Известно, что
более 85% всех лизинговых сделок
проводится с дополнительным
привлечением средств. В результате
арендодатель берет долгосрочную
ссуду у одного или нескольких
кредиторов на сумму до 60–80%
стоимости сдаваемых в аренду
активов (без права регресса на
арендатора), причем арендные
платежи и оборудование служат
обеспечением ссуды.
Случается и так, что лизинг
осуществляется не напрямую, а через
посредника. Тогда основной
арендодатель получает
преимущественное право на
получение арендных платежей, а в
договоре оговаривается, что в
случае банкротства третьего звена
(посредника) арендная плата будет
поступать основному арендодателю
непосредственно. Сделки такого
рода получили название
«сублизинг». Такая схема работы
особенно удобна в отношении
входящих в холдинг или концерн
предприятий, которые подлежат
техническому перевооружению.
Нередко головное предприятие не
заинтересовано в прямом
кредитовании для покупки
оборудования своих дочерних фирм.
Тогда оно создает лизинговую
компанию, которая по заявкам
предприятий закупает требуемое
оборудование и поставляет его
заказчикам. А затем скрупулезно
следит за поступлениями лизинговых
платежей, аккумулирует их и
перечисляет основному
лизингодателю, а также
осуществляет надзор за
использованием оборудования и в
случае оговоренного в лизинговом
соглашении положения осуществляет
техническое обслуживание. Как
считают специалисты, эта схема
удобна и тогда, когда основной
лизингодатель и лизингополучатель
находятся в разных регионах и
услуги по исполнению лизингового
договора возлагаются на местную
лизинговую компанию.
По свидетельству экспертов,
отслеживающих тенденции развития
лизинговых отношений на рынке,
стала интенсивно распространяться
практика заключения соглашения
между производителями
оборудования и лизинговыми
компаниями. На основании таких
соглашений производитель от лица
лизинговой компании предлагает
клиентам финансирование поставок
своей продукции с помощью лизинга.
В результате лизинговая компания
использует торговую сеть
поставщика, а поставщик расширяет
границы сбыта продукции, не говоря
уж о предприятиях, получающих в
лизинг необходимое им
оборудование. Сделки такого рода
получили название «помощь в
продаже» (sales-aid).
Преимущества
и недостатки
При оптимальном развитии
лизинговых операций и
существовании соответствующего
законодательства, а также
нормативных актов преимуществ у
лизинга явно больше, чем
недостатков. К последним следует
отнести, в первую очередь, то, что
если оборудование взято в
финансовый лизинг и оно устарело до
окончания срока действия договора,
лизингополучатель продолжает
платить арендные платежи до конца
контракта. При оперативном лизинге
риск устаревшего оборудования
ложится на арендодателя,
вынужденного брать с
лизингополучателя немалую плату.
Кроме того, в случае выхода
оборудования из строя, платежи
продолжают производиться
независимо от состояния
оборудования. И конечно, когда речь
идет о крупном и уникальном
объекте, являющемся предметом
лизинга, то требуется немало
времени, чтобы выявить наиболее
оптимальные для сторон-участников
условия арендной сделки.
Преимущественные позиции в лизинге
более основательны. Прежде всего,
это 100% кредитование, которое не
требует немедленного начала
платежей, тогда как при обычном
кредите на приобретение имущества
необходимо иметь собственные
средства (около 15% стоимости
покупки). Контракт по лизингу
заключается на полную стоимость
имущества, а арендные платежи
начинаются после поставки
имущества арендатору или даже
позже. Кроме того, получить
контракт по лизингу проще, чем
ссуду. Особенно мелким и средним
предприятиям. Некоторые лизинговые
компании даже не требуют от
арендатора дополнительных
гарантий, для них обеспечением
сделки служит само оборудование.
Если арендатор не выполняет своих
обязательств, лизинговая компания
сразу забирает свое имущество.
Обычно ссуда, которую берет
предприятие, предполагает
ограниченные сроки и размеры
погашения. При лизинге арендатор
может рассчитать поступление своих
доходов и даже выработать с
арендодателем удобную для него
схему финансирования, т. е. платить
ему ежемесячно, ежеквартально и
т. д., а суммы платежей могут
отличаться друг от друга. Погашение
платежей может осуществляться и
после получения выручки от
реализации товаров, произведенных
на оборудовании, взятом в лизинг.
При этом ставка может быть
фиксированной и плавающей. В связи
с тем, что риск устаревания
оборудования ложится на
арендодателя, он имеет возможность
постоянного обновления своего
парка. Важно и то, что при
использовании лизинговых
отношений у арендатора возникают
более широкие возможности по
применению производственных
мощностей, чем при покупке
оборудования. Освободившиеся
средства он может направлять на
другие цели. Если государственная
политика направлена на расширение
лизинговых операций, то лизинг
превращается в эффективный
механизм привлечения в отрасль
инвестиций. Есть немало
преимуществ и по учету арендуемого
имущества. Основными принципами
Евролиза (Leaseurope — ассоциация
европейских лизинговых компаний)
по учету лизинговых операций
является опубликование
арендатором своих финансовых
обязательств, вытекающих из
лизинговых соглашений.
И последнее. Несмотря на то, что
Россия находится в начале пути
освоения лизинговых отношений, у
нас уже появилось немало компаний,
специализирующихся на этом виде
предпринимательской деятельности.
А в Интернете на сервере «Dogovor.Desk.Ru»
представлены типовые договоры,
необходимые для осуществления
лизинговых операций.
Ю.А.Петровский.
НТВ: «Чаша разбита...»
(сокращенный
вариант)
Прежнего НТВ больше нет. Правда,
формально существует компания с
тем же названием. Но она другая — у
нее другие хозяева, другой
коллектив (от прежнего осталась
лишь часть) и, судя по всему, другие
приоритеты и задачи. «Новое» НТВ,
как ни пытается подчеркнуть свое
«тождество» со «старым»
(сохранение логотипа, многих рубрик
и т.д. и т. п.), просто не может не быть
другим.
Нет смысла воспроизводить
драматические перипетии,
приключившиеся вокруг и внутри
погибавшего телеканала: они
многократно в разных ракурсах
освещались в прессе. В качестве
резюме тех событий — лишь один
штрих. После того, как глава
«Газпром-Медиа» Альфред Кох и новый
генеральный директор НТВ Борис
Йордан в ночь со Страстной Пятницы
на Великую Субботу в сопровождении
«центурионов» из
«Инвест-секьюрити» явились в
Останкино и управление НТВ было
передано от «Медиа-МОСТа» в руки
«Газпром-Медиа»; после того, как
группа ведущих журналистов
телеканала и другие солидарные с
ними сотрудники демонстративно
покинули еще недавно родные стены,
— крупнейший актер и режиссер
Сергей Юрский заметил: «Чаша
разбита... Нас уверяют, что ее можно
склеить, что для этого есть
чудесный клей, и даже трещинки не
будет заметно. Но я не верю.» Не
ручаюсь за дословную точность
фразы, но в ней метко определена
суть дела.
Официальная и вполне
правдоподобная версия печального
для НТВ исхода — тяжба двух
хозяйствующих субъектов. Как
известно, «Медиа-МОСТ» в этой тяжбе
потерпел поражение. Но обратимся к
событиям двухлетней давности. В 1999
году разгорелась настоящая
информационная война. «Медиа-МОСТ»
Гусинского занял в информационной
кампании перед выборами в Госдуму
позицию, не совпадавшую с
интересами Кремля. Можно было бы
ожидать, что отечественная элита,
взращенная на советских дрожжах,
предпримет против НТВ какие-то
административные меры. Однако
первый президент России этому
«пустяку» внимания уделять не стал.
В.В. Путин также дистанцировался от
нынешнего конфликта, ясно дав
понять, что главе государства
негоже участвовать в заурядном
хозяйственном споре: «Есть только
один способ решения этой проблемы
— правовой, то есть судебный». Зато
министр печати энергично взялся за
дело и в конце концов прямо в
«узилище», где находился Гусинский,
завизировал соглашение между двумя
хозяйствующими субъектами, из-за
чего и разгорелся известный
скандал, в который пришлось
вмешаться главе правительства.
Неугомонный Евгений Киселев
продолжает кипятиться: дескать, это
дело политическое. Но он и тогда,
два года назад, горячился: «Дело не
в Березовском, а в политике,
проводимой в Кремле. Сейчас, к
сожалению, есть очень узкая
группировка высокопоставленных
чиновников, которая в своих
корпоративных целях оседлала
государственную машину. И
некоторые из них понимают роль СМИ
по-горьковски, по-большевистки —
если враг не сдается, его
уничтожают. От нас хотят добиться
журналистики, которая будет угодна
главе президентской администрации
Александру Волошину и компании».
Что же получается? Человек своими
руками губит собственное дело,
подвергает риску не только свое
предприятие, но и, как минимум,
личное благополучие? Однако
журналистcкая логика особая.
Согласно ей, пресса (за исключением
официозной) не обязана и не может
следовать в фарватере власти —
таково элементарное условие ее,
прессы, выживания: раскупаемости и
конкурентоспособности,
востребованности читателем,
зрителем, слушателем, а также
рекламодателем. СМИ в здоровом
обществе должны быть конструктивно
оппозиционны, выступать в качестве
очистителя власти — от лести
власть глохнет.
Вообще, история НТВ — это во многом
история взаимоотношений самой
телекомпании, холдинга
«Медиа-МОСТ» и Гусинского с
властью. Подобно Афродите, выйдя из
пены демократической волны начала
90-х (если мне не изменяет память, НТВ
стартовало на питерском канале в
рамках «Пятого колеса» Бэллы
Курковой), руководство компании
довольно быстро нашло
взаимопонимание по ключевым для
любого вещателя вопросам с
окружением президента и, судя по
всему, с самим Ельциным. Всякий раз
расширение эфира НТВ совпадало с
какими-то значимыми событиями в
жизни страны — будь то потрясения
1993 года или избрание главы
государства в 1996-м, когда канал стал
полноформатным, окончательно,
после победы Ельцина, вытеснив
бедные (в прямом и переносном
смысле) «Российские университеты».
Но и «зажиточность» «Медиа-МОСТа»,
как теперь выясняется, зиждилась (в
какой степени — решающей или нет? —
не берусь судить) на
государственной поддержке и
кредитах. В частности, по версии
Олега Попцова, высказанной в
радиоэфире, Ельцин давил на
Черномырдина, тот давил на
«Газпром», и монополист выделял
деньги Гусинскому, не слишком
рассчитывая на их возврат. Взамен,
по всей видимости, холдинг брал на
себя некие политические
обязательства. Хотя, еще раз
подчеркиваю, всё это лишь
предположения — подобные
соглашения, естественно,
документально не оформляются.
Сегодня идет мощный процесс
интеграции политических сил. На
обочине этого процесса оказались
олигархи со своими телеканалами.
НТВ перешло в другие руки. Судьба
остальных электронных СМИ из
холдинга «Медиа-МОСТ» под вопросом.
Часть его печатных изданий тоже
стала преимущественно
собственностью «Газпром-Медиа» или
же прекратила свое существование.
Подконтрольное Березовскому «ТВ-6»
переживает не лучшие времена: после
прихода команды Е. Киселева там
вспыхнула внутренняя распря.
Означает ли это конец
олигархического ТВ? Во всяком
случае, налицо его изрядное
ослабление. Основные
общероссийские телеканалы
перестали быть явными или
закамуфлированными выразителями
политической воли отдельных
финансово-промышленных групп и
«денежных мешков». Думается, эта
тенденция будет набирать силу.
Но одно можно сказать с
уверенностью: если раньше
государственные и
полугосударственные СМИ, да порой и
сами органы власти использовались
различными группами для реализации
собственных целей в ущерб
общероссийским, то теперь подобной
практике положен предел. Всё
большее число частных, акционерных
и иных средств массовой информации
осознает и принимает
общегосударственные задачи в
качестве приоритетных, поскольку
от этого зависит успех их
деятельности.
Полный текст - в № 6 журнала "ТКТ" за 2001 г.