Обратно

Новости техники и технологии

Ю.А.Василевский.
Электронное кино на основе техники ТВЧ
(сокращенный вариант)

Внедрение в кино цифровой инфраструктуры открывает новые сферы деятельности как для поставщиков содержимого, так и для владельцев кинотеатров. Причем, замена обычных путей доставки кинопродукции телекоммуникационными сетями и службами вещания представляет всего лишь один аспект этого процесса. Новую инфраструктуру можно будет использовать также для передачи событий в прямом эфире, например, спортивных мероприятий и концертов поп-музыки. В дальнейшем возможно и применение в играх на расстоянии, групповых дискуссиях.
Ниже рассматривается платформа для распределения цифровых кинофильмов и событий в прямом эфире с качеством ТВЧ. Обсуждаются вопросы как производства, в частности, необходимой компрессии, так и распределения, а также накопления и воспроизведения фильмов в кинотеатрах.

Требования к цифровой платформе распределения кинофильмов
Основное техническое требование к цифровой платформе распределения состоит в том, чтобы качество цифрового фильма бьло сравнимо с качеством обычного кинофильма на 35-мм пленке. При этом необходимо учитывать ряд параметров. Пространственное разрешение должно быть настолько высоким, чтобы зрителям была незаметна мешающая структура пикселов. Определяющее значение здесь имеет техника проекции. Эксперименты, проводившиеся в рамках проекта CyberCinema97-Demonstrator, а также более поздние исследования фирмы Arnold & Richter показали, что проекторы на основе техники DLP фирмы Texas Instruments при объективно меньшем разрешении оцениваются зрителями как «более хорошие», чем проекторы на основе ЖК-панелей.
Другими важными характеристиками являются световой поток проектора, ширина экрана, а также скорость передачи цифровых скомпрессированных аудио- и видеосигналов и связанные с ней побочные эффекты, которые не должны восприниматься как помехи.
Для того, чтобы цифровая техника в области кино получила признание, большое значение имеет применение аппаратуры, отвечающей соответствующим стандартам. У собственных фирменных решений «End-to-End», которые использовались, например, студией Cinecomm, мало шансов на широкое распространение из-за зависимости от конкретного производителя и, следовательно, от правовладельца.

Технические аспекты внедрения электронного кино
Разрешение и компрессия.
Проекторы с полным ТВЧ-разрешением 1920х1080 пикселов для применения в кино только-только начинают поступать на рынок. Поэтому все известные результаты исследований были получены на проекторах, которые не могли воспроизводить изображения с ТВЧ-качеством и вследствие ошибочной обработки сигнала вызывали наряду с сокращением разрешения даже появление дефектов на изображении.
Фирма Arri сравнила электронную проекцию с обычной и установила, что 17% зрителей оценивали DLP-проекцию, имеющую лишь XGA-разрешение, как сравнимую или даже лучшую, чем проекция кинофильма на 35-мм пленке. Ширина экрана при этом составляла примерно 7,65 м. Но следует также констатировать, что большинство зрителей качество изображения трех испытуемых электронных проекторов оценивало ниже, чем у классических кинопроекторов.

Передача.
Выбор способа передачи информации должен производиться с учетом возможности использования обратного канала (эта возможность поддерживается АТМ), оценки риска пиратства при передаче через спутник, а также ожидаемых расходов.
Проекция. Исследования показали, что для достижения освещенности 70 кд/м2 на диффузно отражающем экране шириной 8 м требуется световой поток примерно в 10000 ANSI-лм. Рынок предлагает проекторы с таким потоком света, но заявленные производителями параметры при измерениях часто должны корректироваться в сторону понижения.
Концепция платформы электронного кинотеатра
Концепция платформы цифрового распределения кинофильмов представлена на рисунке. С помощью основных модулей кинофильм преобразуется в цифровую форму и компрессию потока видеоданных, в архиве накапливаются скомпрессиро-ванные и закодированные фильмовые данные. Эти данные распределяются по конфигурированной системе рассылки с применением различных видов программирования (Push- и Pull-службы). Кроме того, осуществляются прием и запись скомпрессированных и закодированных фильмовых данных в кинотеатрах, ведется авторизованная демонстрация фильмов в кинотеатре.

Упрощенная схема платформы электронного кино

Представление фильма в цифровой форме и компрессия данных. Отсканированные фильмы конвертируются в формат 1920х1080/24/1:1 и записываются на аппарате HD-записи. Так как дополнительная обработка после компрессии не требуется, для компрессии предлагается профиль MPEG-2 Main Profile@High Level. Скорость передачи выходных данных в транспортном потоке декодера, в зависимости от содержания фильма, находится в диапазоне 30—50 Мбит/с. В транспортный поток интегрируется несколько версий языка фильма.
Распределение потоков фильмовых данных. Если планируется вещание, распределение фильмовых данных происходит посредством плей-листа, который может составляться производителем платформы. В передаваемом сигнале содержится DVB-совместимая информация об элементах программы. Это позволяет владельцу кинотеатра получать информацию о предложениях платформы по репертуару посредством EPG (Electronic Program Guide — электронный путеводитель по программам).
Прием потоков фильмовых данных в кинотеатре. Программное обеспечение приемного компьютера в кинотеатре предлагает, наряду с упомянутой функцией EPG, также удобную поверхность для управления как уже записанными фильмами, так и приобретенной лицензией на демонстрацию фильмов.
Авторизованное воспроизведение. Фильмовые данные хранятся в системе накопления кинотеатра в закодированном виде. Для демонстрации кинофильма нужно приобрести на это право — электронную лицензию, которая записывается на твердотельную карту памяти SmartCard. Во время демонстрации SmartCard должна быть вставлена в дешифратор проектора. После демонстрации лицензия стирается со SmartCard.
Стандартизация
Как при SMPTE, так и при MPEG образованы рабочие группы по электронному киьо. При SMPTE над формулировкой требований к платформе работает Комитет технологии D-кино (D-Cinema Technology, Исследовательская группа DC28).

Полный текст - в № 6 журнала "ТКТ" за 2001 г.

Обратно

Hosted by uCoz