Ю.А.Василевский.
Электронное кино на основе техники
ТВЧ
(сокращенный
вариант)
Внедрение в кино цифровой
инфраструктуры открывает новые
сферы деятельности как для
поставщиков содержимого, так и для
владельцев кинотеатров. Причем,
замена обычных путей доставки
кинопродукции
телекоммуникационными сетями и
службами вещания представляет
всего лишь один аспект этого
процесса. Новую инфраструктуру
можно будет использовать также для
передачи событий в прямом эфире,
например, спортивных мероприятий и
концертов поп-музыки. В дальнейшем
возможно и применение в играх на
расстоянии, групповых дискуссиях.
Ниже рассматривается платформа для
распределения цифровых
кинофильмов и событий в прямом
эфире с качеством ТВЧ. Обсуждаются
вопросы как производства, в
частности, необходимой компрессии,
так и распределения, а также
накопления и воспроизведения
фильмов в кинотеатрах.
Требования к цифровой
платформе распределения
кинофильмов
Основное техническое требование к
цифровой платформе распределения
состоит в том, чтобы качество
цифрового фильма бьло сравнимо с
качеством обычного кинофильма на
35-мм пленке. При этом необходимо
учитывать ряд параметров.
Пространственное разрешение
должно быть настолько высоким,
чтобы зрителям была незаметна
мешающая структура пикселов.
Определяющее значение здесь имеет
техника проекции. Эксперименты,
проводившиеся в рамках проекта
CyberCinema97-Demonstrator, а также более
поздние исследования фирмы Arnold &
Richter показали, что проекторы на
основе техники DLP фирмы Texas Instruments
при объективно меньшем разрешении
оцениваются зрителями как «более
хорошие», чем проекторы на основе
ЖК-панелей.
Другими важными характеристиками
являются световой поток проектора,
ширина экрана, а также скорость
передачи цифровых
скомпрессированных аудио- и
видеосигналов и связанные с ней
побочные эффекты, которые не должны
восприниматься как помехи.
Для того, чтобы цифровая техника в
области кино получила признание,
большое значение имеет применение
аппаратуры, отвечающей
соответствующим стандартам. У
собственных фирменных решений
«End-to-End», которые использовались,
например, студией Cinecomm, мало шансов
на широкое распространение из-за
зависимости от конкретного
производителя и, следовательно, от
правовладельца.
Технические аспекты внедрения
электронного кино
Разрешение и компрессия.
Проекторы с полным ТВЧ-разрешением
1920х1080 пикселов для применения в
кино только-только начинают
поступать на рынок. Поэтому все
известные результаты исследований
были получены на проекторах,
которые не могли воспроизводить
изображения с ТВЧ-качеством и
вследствие ошибочной обработки
сигнала вызывали наряду с
сокращением разрешения даже
появление дефектов на изображении.
Фирма Arri сравнила электронную
проекцию с обычной и установила,
что 17% зрителей оценивали
DLP-проекцию, имеющую лишь
XGA-разрешение, как сравнимую или
даже лучшую, чем проекция
кинофильма на 35-мм пленке. Ширина
экрана при этом составляла
примерно 7,65 м. Но следует также
констатировать, что большинство
зрителей качество изображения трех
испытуемых электронных проекторов
оценивало ниже, чем у классических
кинопроекторов.
Передача.
Выбор способа передачи информации
должен производиться с учетом
возможности использования
обратного канала (эта возможность
поддерживается АТМ), оценки риска
пиратства при передаче через
спутник, а также ожидаемых
расходов.
Проекция. Исследования
показали, что для достижения
освещенности 70 кд/м2 на диффузно
отражающем экране шириной 8 м
требуется световой поток примерно
в 10000 ANSI-лм. Рынок предлагает
проекторы с таким потоком света, но
заявленные производителями
параметры при измерениях часто
должны корректироваться в сторону
понижения.
Концепция платформы
электронного кинотеатра
Концепция платформы цифрового
распределения кинофильмов
представлена на рисунке. С помощью
основных модулей кинофильм
преобразуется в цифровую форму и
компрессию потока видеоданных, в
архиве накапливаются
скомпрессиро-ванные и
закодированные фильмовые данные.
Эти данные распределяются по
конфигурированной системе
рассылки с применением различных
видов программирования (Push- и
Pull-службы). Кроме того,
осуществляются прием и запись
скомпрессированных и
закодированных фильмовых данных в
кинотеатрах, ведется
авторизованная демонстрация
фильмов в кинотеатре.
Упрощенная схема платформы электронного кино
Представление фильма в
цифровой форме и компрессия данных.
Отсканированные фильмы
конвертируются в формат 1920х1080/24/1:1 и
записываются на аппарате HD-записи.
Так как дополнительная обработка
после компрессии не требуется, для
компрессии предлагается профиль
MPEG-2 Main Profile@High Level. Скорость передачи
выходных данных в транспортном
потоке декодера, в зависимости от
содержания фильма, находится в
диапазоне 30—50 Мбит/с. В
транспортный поток интегрируется
несколько версий языка фильма.
Распределение потоков
фильмовых данных. Если
планируется вещание, распределение
фильмовых данных происходит
посредством плей-листа, который
может составляться производителем
платформы. В передаваемом сигнале
содержится DVB-совместимая
информация об элементах программы.
Это позволяет владельцу кинотеатра
получать информацию о предложениях
платформы по репертуару
посредством EPG (Electronic Program Guide —
электронный путеводитель по
программам).
Прием потоков фильмовых данных
в кинотеатре. Программное
обеспечение приемного компьютера в
кинотеатре предлагает, наряду с
упомянутой функцией EPG, также
удобную поверхность для управления
как уже записанными фильмами, так и
приобретенной лицензией на
демонстрацию фильмов.
Авторизованное
воспроизведение. Фильмовые
данные хранятся в системе
накопления кинотеатра в
закодированном виде. Для
демонстрации кинофильма нужно
приобрести на это право —
электронную лицензию, которая
записывается на твердотельную
карту памяти SmartCard. Во время
демонстрации SmartCard должна быть
вставлена в дешифратор проектора.
После демонстрации лицензия
стирается со SmartCard.
Стандартизация
Как при SMPTE, так и при MPEG образованы
рабочие группы по электронному
киьо. При SMPTE над формулировкой
требований к платформе работает
Комитет технологии D-кино (D-Cinema
Technology, Исследовательская группа
DC28).
Полный текст - в № 6 журнала "ТКТ" за 2001 г.