Обратно

Исследования, проблемы, суждения

Ю.А.Чашков.
Организация видеоконференций в компьютерных сетях
(сокращенный вариант)

Для последнего десятилетия характерно стремительное развитие телекоммуникационных технологий и систем аппаратно-программного обеспечения как локальных, так и крупномасштабных сетей передачи информации.
Современные компьютерные сети и технология передачи данных предоставляют большой спектр возможностей для передачи видеоинформации. Промышленные, научные и образовательные учреждения все больше нуждаются в одновременной передаче видеоинформации многим пользователям. Такая передача информации позволяет решать многие проблемы более наглядным и, как следствие, более понятным для пользователей способом.
Требуемая полоса канала для видеоконференций определяется необходимой разрешающей способностью и частотой кадров.
Здесь необходимо отметить, что качество работы сети более критично для передачи звука. Так, для получения полосы 6 кГц необходима пропускная способность 64 кбит/с, а для уровня, сопоставимого с качеством звучания CD — 1,4 Мбит/с. Применение сжатия информации позволяет снизить эти требования в 4–8 раз [1].
Для видеоконференций стандартизированы следующие скорости обмена данными:
112 кбит/с (64 видео, 48 аудио);
128 кбит/с (64 видео, 64 аудио);
128 кбит/с (96 видео, 32 аудио);
128 кбит/с (112 видео, 16 аудио);
384 кбит/с (320 видео, 64 аудио).
Организовать видеоконференции можно разными путями, из них оптимальными являются:
1. Использование оборудования, каналов и программного обеспечения ISDN. Полоса и качество здесь гарантируются, но оборудование слишком сложное.
2. Применение каналов Интернет, соответствующего программного обеспечения и оборудования общего применения. Данный вариант относительно прост, но он на данный момент не гарантирует качества, т. к. информационный поток при проведении видеоконференции конкурирует с другими потоками информации в сети.
Требование видеоконференции — двусторонняя, непрерывная и одновременная передача видео- и аудиосигналов — заставляет решать трудную задачу выполнения видеоприложений в сети с коммутацией пакетов. Большую проблему при проведении видеоконференции представляет собой протокол передачи данных TCP/IP, широко применяемый в семействе сетей Интернет. Использование этого протокола как средства доставки пакетов при проведении видеоконференций невозможно по нескольким причинам:
• разрешая установление соединения только между двумя конечными точками, он не подходит для многоадресной передачи;
• из-за повторной передачи потерянных сегментов (если в процессе передачи изображения пакеты были повреждены, тогда спустя некоторое время будет проведена их повторная передача, и часть информации, содержавшаяся в пакетах, посланных вместо поврежденных, будет отображена совсем не там, где следует).
Другой широко используемый протокол транспортного уровня — UDP — не имеет части ограничений TCP. Этот протокол был первоначально разработан для обмена короткими сообщениями, когда целостность полученных данных не имеет решающего значения. Именно это является причиной использования протокола UDP для передачи видео- и аудиоинформации при проведении видео- и аудиоконференций. Этот протокол не требует подтверждения приёма и повторной передачи при ошибке доставки, что при использовании канала связи с малыми помехами является вполне приемлемым. Повреждённые пакеты вызывают искажение изображения (или звука) лишь локально.
Кроме этих двух наиболее распространенных протоколов передачи данных общего назначения, существует специальный транспортный протокол реального времени — RTP (Real-Time Transport Protocol), который гарантирует доставку данных одному или более адресатам с задержкой в заданных пределах, т. е. данные могут быть воспроизведены в режиме реального времени. Протокол RTP позволяет с успехом передавать видео- и аудиоинформацию по обычным IP-сетям. Он не поддерживает каких-либо механизмов доставки пакетов, обеспечения достоверности передачи или надежности соединения. Он работает поверх UDP и может поддерживать передачу данных в режиме реального времени между несколькими участниками сеанса. Единственным его недостатком является то, что он предназначен только для IP-сетей, хотя и возможно изменение формата данных в пакете или использование иного комплекта низкоуровневых протоколов для передачи данных из одного участка сети в другой.
Совместно с RTP работает протокол RTCP (Real-Time Transport Control Protocol), основная задача которого состоит в обеспечении управления передачей.

Некоторые дополнительные возможности контроля уровня загруженности каналов связи предоставляет протокол SNMP, входящий в семейство протоколов TCP/IP. С его помощью можно отследить, как взаимодействуют между собой различные части сети.
Если учесть тот факт, что управление сетью ЭВМ ведется в условиях недостатка информации, еще более актуально встает вопрос о разработке специализированных интеллектуальных систем управления вычислительными сетями. Появление таких программных комплексов, позволяющих эффективно управлять сетью в условиях недостатка информации и реализующих принципы поддержки принятия решений, должно позитивным образом повлиять на качество предоставляемых услуг в сетях обмена данными и соответственно на развитие видеоконференций

Полный текст - в № 6 журнала "ТКТ" за 2001 г.


А.М.Орлов.
Электронные СМИ и менталитет россиян
Заложники случайной или злой воли
(сокращенный вариант)

Я намеренно вынес в подзаголовок заключительную фразу статьи В.А. Севастьянова «Электронные СМИ, психоэкология и выживание» (ТКТ, 2001, № 4), чтобы тем самым подчеркнуть преемственность данного материала по отношению к ней и заявить его как продолжение начатого обсуждения. Это дает возможность, оттолкнувшись от уже изложенного и не начиная вновь с нуля, развить далее предложенные этим очень содержательным материалом темы и идеи, проработать отдельные аспекты, которые были лишь намечены, и, наконец, рассмотреть новые аспекты той же темы.
Мне представляется, что нет особого смысла в педалировании того факта, что электронные СМИ ныне часто оказываются своеобразным оружием массового поражения. Гораздо важнее понять, что надо сделать, чтобы они перестали использоваться в этом качестве, поскольку очевидно, что запретить, отменить, «исправить», отфильтровать или «отдетектировать» их вряд ли удастся; подобного рода предложения — явно из области социальных утопий и вряд ли могут восприниматься всерьёз. Попробуем хотя бы на шаг приблизиться к пониманию истоков возникшей перед нами «оружейной» проблемы. Зададимся вопросом: возможна ли ситуация, при которой СМИ не будут использоваться в качестве оружия?
Электронный Сатана. Вред, или урон, наносимый потребителям со стороны СМИ, логично будет назвать «злом» или — в религиозных терминах — «Сатаной». Уточню, что далее буду понимать под этими терминами вовсе не сам компьютер, Интернет, электронную почту или, скажем, лазерный диск с видеоигрой (сам по себе диск или компьютер — вещь нравственно нейтральная), а ту психопатологическую направленность информационных продуктов (например, вирусов, описанных В.А.Севастьяновым, телепрограмм или видеоигр), которая вольно или невольно заложена в них их создателями и приводит к деградации психики. Теперь мы можем экологическую политику в сфере электронных СМИ смело трактовать как «борьбу со злом». А зачем нам это, спросите вы меня. К чему заниматься чисто формальным переобозначением того, что и так вроде бы достаточно понятно?
Всё очень просто. Вместе с этой формулировкой мы получаем возможность рассмотреть достаточно специфичную и узкую область конкретных информационных технологий с позиций хорошо разработанной в разных мировоззренческих системах проблематики отношений добра и зла, их регуляции и гармонизации. «Дьявол двигает вещи вперед», — сказал мне однажды один эстонский режиссер. В традициях прибалтийских и скандинавских народов добро и зло — это взаимодополняющие силы, продолжающие и поддерживающие друг друга, наподобие инь и ян в дальневосточной философии.
С такой позиции «зло», которое несут электронные СМИ, воспринимается не как угроза пользователю, с которой необходимо бороться до полного искоренения обнаруженного зла, а как продолжение достоинств СМИ либо как естественное следствие их развития. В любом случае появление «зла» предполагается продуктивным, ибо провоцирует систему к дальнейшему развитию. Это воспринимается как совершенно нормальный и естественный процесс и не вызывает никаких трагических или драматических жестов.
Специфика функционирования СМИ. Итак, из статьи В.А. Севастьянова следует, что нас «зомбируют», «кодируют» и «программируют» (в кавычках, поскольку лично мне эти термины кажутся некорректными, а стоящие за ними процессы представляются совершенно в ином свете, чем их обычно трактуют) вовсе не информационные каналы, не излучения электронных трубок и не компьютерные программы скрытого воздействия. За технологией всегда стоит конкретный человек, определяющий — сознательно или бессознательно — характер ее воздействия.
На самом деле не ад и рай (это всего лишь метафоры крайних состояний псхиики), а сознание человека становится всё более прозрачным, всё более доступным для других.
Естественно, что эта невиданная доселе ранее проницаемость захватывает также и носителей неразвитого, например, инфантильного, а кроме того, также и нездорового, болезненного сознания. Именно эти формы сознания, в силу своей неразвитости, омрачают информационную среду, пытаются сделать ее менее прозрачной, повредить и даже разрушить (сам термин «вирусы» это подчеркивает).
При этом важно понимать, что речь не идет о каких-то намеренно спланированных «военных действиях» или атаках. Наблюдаемые феномены, хотя внешне и напоминают войну, на самом деле являются просто-напросто типичными, «повседневными» формами поведения и самопроявления, характерными для носителей данного типа сознания. Ребенок или подросток, разрушая кем-то построенного снеговика, стоящего в парке, ни с кем не воюет. Он просто ломает его. Он делает это по собственному недомыслию, недовоспитанности, незрелости. Ему пока еще просто не хватает запаса культуры для «цивилизованного» поведения.
Понятно, что при этом страдает и сама информационная (точнее, жизненная) среда, и непосредственно включенный в нее «пользователь», всегда являющийся ее частью. Судя по всему, для носителей инфантильного типа сознания такое поведение столь же закономерно, как бездумное разрушение ребенком песчаных замков на берегу моря, построенных кем-то другим. В этом нет никакой драмы или трагедии. Мы же не видим трагедии в том, что в обществе существуют дети, и они далеко не столь разумны, как взрослые.
Выводы. Всё, изложенное выше, можно рассматривать просто как гипотезу. Она содержит множество кажущихся столь же очевидными, сколь и бездоказательных утверждений. И тем не менее сам ход рассмотрения материала заставляет нас сделать некоторые выводы:
1) Тенденция искать угрозу в окружающих явлениях жизни (например, в электронных СМИ) сама по себе является первопричиной использования этих явлений в качестве оружия. Отсюда вывод: прежде всего следует победить собственную агрессивность, уйти от критицизма, выработать в себе умение воспринимать позитивные аспекты любого явления, а затем уже становиться владельцем, менеджером, любым участником или создателем продуктов для тех или иных СМИ, или заниматься описанием их реального воздействия.
2) Причина использования электронных СМИ как «оружия массового поражения», похоже, не имеет никакого отношения к новым информационным технологиям и целиком определяется явной или скрытой, сознательной или бессознательной агрессивностью менталитета конкретных лиц, ответственных за направленность передаваемой информации и, в частности, за появление в СМИ вирусов, кодированных фонов, продуктов со скрытым воздействием и т.п.
3) Необходимо перенести акцент с технологических исследований электронных СМИ на изучение менталитета всех тех, кто так или иначе отвечает за содержание и направленность пересылаемой информации и распространяемых.
4) Сама постановка проблемы угрозы, исходящей от электронных СМИ, может быть поставлена под сомнение. Изменив ориентацию сознания, можно уйти от восприятия фактов, излагаемых в статье В.А. Севастьянова, как драматичных и проблематичных.
5) Уход от подчеркнутого драматизма ситуации к нейтральному ее восприятию имеет свои позитивные стороны, поскольку позволяет воспринимать конкретные факты и трактовать их в более смягченном, щадящем для психики виде, избегая тем самым нервных срывов, психических травм и т. п. Это доказано существующей сотни лет практикой психотренинга, принятой у буддистов и суфиев, а также аналогичными особенностями мировосприятия у некоторых народов Прибалтики и Скандинавии, что способствует их повышенной психической уравновешенности и внутренней гармоничности.

Полный текст - в № 6 журнала "ТКТ" за 2001 г.

Обратно

Hosted by uCoz