Обратно

Экономика, право, производство

Уразова С.Л.
Компетентный, молодой, амбициозный

Спрос на работников с такой триадой характеристик на рынке велик. Включая и сферу телерадиовещания, которая также подвержена законам развития бизнеса. Но нередко оказывается, что сотрудник, обладающий, казалось бы, всеми необходимыми качествами, на новом месте не состоялся. И причину надо искать в системе управления компанией. Организационные процессы плохо структурированы, планирование не соответствует реалиям рынка. С мотивацией персонала дело обстоит совсем худо: работу поручили, но полномочий не предоставили; о поощрении, словесном ли, материальном, нет и речи. Да и координация между отделами не отлажена. Атмосфера в коллективе отнюдь не способствует тому, чтобы вывести компанию на конкурентоспособные позиции на рынке. Интерес к работе пропадает, и «компетентный, молодой, амбициозный», так себя и не реализовавший, начинает подумывать о поиске нового места.

Причина конфликта нередко заключается в несовпадении иерархии ценностей отдельно взятой личности и системы управления организации. Иерархия ценностей персонала — по сути, ступени подчинения мотивов, побуждающих работника к эффективной деятельности. Если работа интересная и личность осознает полезность своего вклада в развитие компании, а руководитель объективно оценивает труд и потенциал сотрудника, способствует его развитию, то последний не ощущает себя «винтиком» в большом производственном процессе и стремится усовершенствовать свои профессиональные качества. Особенно когда ему делегируются полномочия, необходимые для решения поставленной задачи на конкретном участке. А если к тому же у него есть возможность принимать участие в решении производственных вопросов, и он ощущает, что его положение в компании стабильно, есть перспективы служебного роста, и оплата труда адекватна ценностям, которые он производит, то такой сотрудник вряд ли будет подумывать о смене работы. Даже в кризисный для компании период он останется преданным ей.
Современный рынок неслучайно предъявляет особые требования к персоналу компании. Это ее интеллектуальный капитал, включенный в реальную стоимость. Чем выше качественные характеристики трудового коллектива, тем больше ее стоимость. И здесь управление персоналом как синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организации их исполнения играет исключительную роль. Прерогатива в этом процессе отдана руководителям всех уровней — низшего, среднего, высшего. Они обязаны владеть различными методами управления: психологическими, правовыми, экономическими, — чтобы коэффициент полезного действия отдельного работника соотносился с установками компании, ее устремлениями. Ведь неэффективно работающий персонал — это материальные издержки, которые несет организация и от которых ей необходимо избавляться, чтобы выстоять в рыночной конкуренции.
Личность руководителя не менее важна. Расхожая прежде фраза «ты — начальник, я — дурак» в рыночных реалиях перестает быть ликвидной. Уважение к боссу, особенно со стороны «компетентного, молодого, амбициозного», в свою очередь, дающего оценку профессиональным и человеческим качествам своего начальника, не может быть формальным. Уважение — одна из основных категорий, на которых строятся трудовые отношения. И чтобы сохранить перспективного работника, руководителю необходимо не только к нему предъявлять требования, но и самому соответствовать тем современным критериям, которые соотносятся с его должностным статусом.
Не меньшее значение придается системе мотиваций в управлении персоналом, в рамках которой применяются различные методы, приемы, способы, нацеливающие персонал на оптимальный результат. Их набор сводится к экономическим, психологическим, дисциплинарным методам, методу партисипативности (активного вовлечения работников в эффективное развитие компании), расширению рабочего процесса, устранению отрицательных стимулов, целевому методу.
Есть ряд теорий мотивации, идентифицирующих потребности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В частности, известную теорию А. Маслоу можно представить в виде пирамиды, где в основании находятся «физиологические потребности» человека, а затем (снизу вверх) «безопасность», «социальные потребности», «уважение», «самовыражение». Подразделяется система мотивации на материальные и нематериальные мотиваторы. Поэтому не стоит удивляться, если «компетентный, молодой, амбициозный» в силу имеющихся у него профессиональных качеств претендует на уважение и самовыражение.

Системообразующая структура
С приходом рыночных отношений в Россию основным мотиватором, доминирующим в компаниях, оказался материальный. В силу социально-экономических причин это было закономерным явлением. Однако, преодолев этот первый барьер, работник начинает нуждаться в нематериальных мотиваторах, предъявлять требования корпоративной культуры к организации. Он осознает, что его труд — это товар, который можно реализовать более выгодно. Причем не только с точки зрения материальной, но и в плане среды обитания, в которой ему приходится находиться большую часть времени. Понятно, что новые экономические условия диктуют и новый тип отношений в трудовом коллективе, который не возникает сразу. С начала функционирования компаний рыночного типа прошло слишком мало времени, чтобы зародились традиции, устоялись нормы, превращающие компанию в уникальную системообразующую структуру.
Часто приходится слышать о том, как важен маркетинг для продуктивного развития компании. Но это понятие употребляется, как правило, в отношении методик увеличения продаж производимой предприятием продукции. О маркетинге персонала говорится меньше. А это вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребностей в персонале, в широком смысле — это целая философия и стратегия управления человеческими ресурсами, где персонал рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы. Так или иначе, но служба по персоналу в компании играет особую роль: здесь, кроме разработки требований к персоналу, производится расчет затрат на его содержание и его оценка.
Как свидетельствуют эксперты, большинство существующих сегодня на российском рынке фирм, включая и крупный бизнес, зачастую не имеют четко организованной, выстроенной и эффективно работающей системы управления персоналом. Стоит ли говорить о таких «продвинутых» вещах, как миссия компании, формирование корпоративной культуры или разработка концепции нематериального стимулирования сотрудников. Эти пункты, если и присутствуют в модели управления, зачастую остаются лишь на бумаге. Чтобы сделать свою компанию реально конкурентоспособной, необходимо обратить внимание на ряд важных факторов в системе управления, стимулировать персонал на достижение результата. Но это целая наука, скрупулезный и систематический труд.

«Human Resourсe» или «Human Capital»
Довольно длительное время наука управления персоналом тоже заблуждалась, преувеличивая значение материальных стимулов. На этот счет проводилось немало исследований. В результате было установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями труда (зарплата, премии, льготы) далеко не всегда приводит к повышению производительности труда. Практика показывает, что наиболее эффективным стимулирующим фактором является баланс между выполняемой человеком работой и признанием его как личности, способной к самовыражению. Это, однако, не означает, что материальной мотивацией нужно пренебрегать. Но она должна не доминировать в системе управления персоналом, а быть одной из ее составляющих. Вот как ранжирует типы мотивации представитель консалтинговой фирмы, объясняя, почему работник устраивается именно в ту или иную компанию и когда можно считать, что он работает эффективно.
Оксана Гаврилица, старший консультант Группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт»:
«Для успешной и стабильной работы компании важно мотивировать сотрудников быть лояльными и хорошо работать. Но мало кто из руководителей задумывается над тем, что речь идет о двух разных типах трудовой мотивации: мотивации принадлежности (присоединения) к компании и собственно мотивации к работе.
Мотивация принадлежности к компании (назовем ее мотивацией типа А) отвечает на вопрос, почему человек устраивается на работу именно в эту организацию, вступает с работодателем в отношения купли-продажи на рынке труда и почему продолжает работать в этой организации, а не меняет ее на другую.
Мотивация к работе, к реальному производственному поведению (назовем ее мотивацией типа Б) объясняет, почему человек работает с той или иной эффективностью. Это факторы и механизмы, которые заставляют сотрудника эффективно работать, а не отбывать свое рабочее время. Есть существенная разница между тем, как люди могут работать, и тем, как они хотят работать. Главная составляющая этой разницы — и есть мотивация второго типа.
Мотивация типа А ответственна за лояльность сотрудника, мотивация типа Б — за производительность его работы, степень реализации потенциала. Всем известно, что в обычной (некризисной) ситуации человек использует только 40–60% своих возможностей, так как он не мотивирован работать на все 100%. Оставшиеся 60–40% — это и есть внутренний резерв повышения эффективности работы компании.
Если для руководителя актуальной является проблема повышения привлекательности своей компании для перспективных кандидатов и удержания ключевых сотрудников, то в первую очередь стоит обратить внимание на следующие аспекты: каковы репутация компании в отрасли, корпоративная культура, преобладающий стиль управления; есть ли формализованная система оплаты труда; конкурентны ли зарплаты (соответствие уровня оплаты внутри компании рынку труда); из чего состоит пакет компенсаций; есть ли система развития персонала (регулярное системное обучение, ротация). Кроме этого, надо учитывать, что мотивация ухода сотрудника из компании «по собственному желанию» циклически меняется в зависимости от срока его работы в компании.
Если решается задача повышения эффективности работы сотрудников, то здесь приоритетны другие зоны внимания: «вознаграждение» (в широком понимании этого слова), «развитие» и «возможности, предоставляемые организацией»».
В современных условиях развития рынка для каждого из его участников с особой остротой встает вопрос о конкурентоспобности. И ниша, в которой эта тенденция может возрастать, кроется во внутренней среде компании, в потенциале ее трудового коллектива. Понимание этого принципиально меняет отношение к персоналу, превращая его из наемной рабочей силы в «новую ценностную категорию». Поскольку, как подчеркивают эксперты, «именно человек обеспечивает прирост стоимости капитала». Основные признаки обладателя этого интеллектуального капитала состоят в его «креативности и потенциале», что не всегда оценивается компаниями в полной мере. При этом в периоды кризиса ценность потенциала «человека творческого» лишь возрастает. И потому основная задача современных компаний состоит в том, чтобы взглянуть на свой персонал не с точки зрения «человеческого ресурса», а с точки зрения «человеческого капитала», способного привести организацию к поставленным целям, сделать ее эффективной и конкурентоспособной».
Это мнение разделяет и другой представитель той же консалтинговой фирмы, разъясняя суть проблем при раскрытии потенциала «компетентного, молодого, амбициозного» сотрудника.
Елена Ксенофонтова, старший консультант Группы компаний «Топ-Менеджмент Консалт»:
«Конкурентоспособность компании все больше и больше начинает зависеть от потенциала ее штатного персонала. Если взглянуть на трудности, с которыми приходится сталкиваться сегодня компаниям, то в этом списке следует выделить целый перечень основных проблем, когда потенциал сотрудника реализуется не полностью — как по объективным причинам, так и по субъективным.
Каков же перечень объективных причин? Рассмотрим некоторые из них.
• Компания не доверяет сотруднику задач, соответствующих его уровню творческих и профессиональных возможностей. Или попросту использует его «не по назначению», так как не знает, на что он способен, а он, в свою очередь, не знает, что компании нужно именно то, что он мог бы и хотел осуществлять.
• Компания ставит перед сотрудником важные задачи, но из-за недостатка необходимой информации или полномочий по отношению к другим сотрудникам потенциал специалиста (особенно руководителя) используется не полностью.
• При принятии решений руководители редко используют «коллективный разум» «нижестоящих». Нередко считается, что чем ниже социальный статус, тем ниже интеллект и ответственность сотрудников. Но так ли это?
• Потенциально ценных для компании работников знают, ноѕ направляют на обучение реже, чем «других». Почему? Потому что ценный работник ежедневно приносит компании больше пользы, чем те «другие» и мысль о том, чтобы отлучить его от рабочего процесса даже на короткий срок, у руководства не возникает. В результате потенциально перспективный сотрудник не пополняет, а исчерпывает свой немалый потенциал, в то время как «другие», менее перспективные, расширяют и совершенствуют свои небольшие возможности.
Субъективные же причины, не позволяющие работнику реализовать свой потенциал полностью, другого свойства. Какие?
• Если руководство только контролирует сотрудника, следит за тем, как он выполняет переданные ему функции, а о задачах более высокого уровня речь не идет («не положено»), то вполне очевидно, что даже при высокой оплате труда потенциал специалиста используется «в минимальной степени».
• Если сотрудник ощущает неуважительное отношение компании к себе как к личности, то это его демотивирует. В таких условиях его потенциал практически не раскрывается. Признаками такого «неуважения» может быть не только размер зарплаты, но и условия труда, перспектива, связанная с профессиональным ростом работника, его статусом на предприятии, отношение руководства всех уровней и многое другое.
• Если сотрудник — один из топ-менеджеров компании, не причастный к совладению компанией, но получающий вполне весомые бонусы по результатам года. На что он использует свой потенциал? На то, чтобы выжать из компании максимальный результат в ближайшей перспективе, до тех пор, пока его судьба связана с судьбой компанией. Заботиться же о долгосрочных перспективах развития компании ему невыгодно. Он может стараться думать не только о личных интересах и, действительно, обеспечивать долгосрочные перспективы компании. Но рассчитывать на это нельзя.
В современных реалиях рыночная стоимость компании включает уже не только ее производственные мощности, финансовые ресурсы, но и нематериальные активы — ее интеллектуальный капитал. Этот капитал не равен суммарному профессионализму отдельно взятых людей. Он становится реальным капиталом только в случае высокой мотивации и сработанности коллектива компании как единого целого. О чем говорит рыночная стоимость компании, если ее не собираются продавать? Именно о ее сегодняшней и завтрашней конкурентоспособности. А также о том, чем является для компании персонал — Human Capital или только Human Resource».


Олефиренко П.П.
Охрана труда — нерешенная проблема телерадиовещания

Телерадиопроизводство насыщено разнообразной аппаратурой, машинами и механизмами, сложными конструкциями декораций и представляет немалую опасность для здоровья и жизни работников. Из многих опасных производственных факторов можно выделить несколько: осветительные приборы, в том числе лазерные; движущиеся части телескопических подвесов, операторских кранов и декораций; загроможденность помещений и проходов элементами декораций, кабелем и другим сценическим оборудованием; падение предметов с высоты; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности пола; оптическое и электромагнитное излучение компьютерных и телевизионных мониторов; сценические устройства и машины.
Наряду с производственным травматизмом многие работники телерадиокомпаний жалуются на плохое самочувствие при работе в аппаратных, передвижных телевизионных станциях, с видеомониторами, компьютерами. Это значит, что вопрос об охране труда в отрасли телерадиовещания весьма актуальный и острый. Много ли делается в компаниях в этом направлении? Очень мало. Причина этого не в отсутствии средств, а в недостаточном внимании к этим проблемам.
То, что телерадиовещание сопряжено с вредными условиями работы, известно давно. В 1974 г. Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС было принято Постановление №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». В этот список вошло и телевидение в том виде, каким оно тогда было.
За истекший период многое изменилось. Исчезли одни профессии и появились другие, например «режиссер монтажа». В соответствии с квалификационными требованиями работник этой профессии должен заниматься просмотром, прослушиванием видеоматериалов; он долго работает на компьютере, но компенсационные льготы за вредные условия труда ему не предусмотрены. А радио- или тележурналисты на рабочих местах журналиста на основе компьютера?..
Со времени принятия этого постановления многие министерства и ведомства сделали к нему существенные дополнения, чтобы учесть имеющиеся изменения. В телевидении и радиовещании многое, с точки зрения условий труда, изменилось в худшую сторону. Появились новые опасные факторы: световые приборы нового типа, компьютерные системы, новые жанры передач с участием большого числа людей и с применением разнообразных технических устройств и т.д. Но в плане учета этого всего в охране труда ничего не делалось и не делается. А ведь крайне назрел пересмотр и разработка соответствующей документации.
Какими ведомственными документами регулируются вопросы охраны труда в отрасли? В основном это документы Гостелерадио СССР за период 1981–1986 гг.
Мировая практика показывает, что человеческий фактор является причиной 96% несчастных случаев на производстве. Поэтому одним из самых эффективных мероприятий по уменьшению вредного влияния производственных условий на работника является обучение и проверка знаний по охране труда работниками компании.
В Российской Федерации существует достаточно четкая система охраны труда. Она базируется прежде всего на двух документах: Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовом кодексе Российской Федерации. В соответствии с этими документами все работники любой организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда. При лицензировании отдельных видов деятельности должна проводиться государственная экспертиза условий труда в организации.
Какие основные требования по охране труда предъявляются к организации? Прежде всего, все обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Поскольку для реализации мероприятий по охране труда требуются определенные затраты, компания должна планировать финансирование на эти нужды в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
Непосредственно охраной труда в компании должна заниматься служба охраны труда. В организации с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда. Государственные инспекторы труда наделены большими полномочиями, в том числе они могут предъявлять обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране труда, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников.
В телерадиовещании нет нормативной документации по охране труда, отражающей реальное положение дел. Если технические проблемы телевидения можно считать решенными, то охрана труда, действительно, осталась без внимания. Однако надо понимать, что в современных условиях это не просто система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Это еще и важная составляющая для успешного ведения бизнеса. Современные модели развития бизнеса предусматривают социальную ориентацию любой компании. Национальные и международные стандарты устанавливают большую ответственность за такие условия труда, при которых на высоком уровне должна обеспечиваться охрана труда. Это забота не столько о работниках, сколько о стабильности ведения бизнеса. Несоблюдение требований по охране труда ведет к значительным санкциям или значительным материальным потерям на ликвидацию последствий производственного травматизма. Из-за неудовлетворительных условий труда теряется до 10% прибыли. Поэтому у компании с большой вероятностью нарушений требований по охране труда высок риск нестабильности деятельности, другими словами, это ненадежный партнер.

Обратно

Hosted by uCoz