Ю.А.Петровский.
Каким
будет «другое радио»?
(сокращенный
вариант)
Сейчас
становится все более очевидным, что
не за горами то время, когда
общество будет иметь другое
радиовещание. Какое именно — едва
ли кто предскажет в деталях, однако
ясно, что не такое, как в недавнем
прошлом и теперь. Кардинально
меняется среда бытования этого СМИ:
достаточно упомянуть об Интернете.
Само радиовещание как средство
массовых коммуникаций
претерпевает глубокие
технологические, структурные,
творческие изменения, прежде всего
из-за внедрения цифровых
технологий. Эти факторы,
безусловно, требуют теоретического
осмысления. Однако перемены уже
идут — ежедневно и ежечасно,
подспудно либо более или менее явно
(возьмем, к примеру, медленное
умирание проводной сети), они не
могут не влиять на существующее
состояние дел и не побуждать к
ответной реакции, принятию
конкретных решений и вполне
реальным адекватным действиям —
немедленно, без вылеживания в
долгом ящике.
Вот почему сегодня в «Радиодом» в
качестве эксперта приглашен
Владимир Ильич ЩЕРБИНА — кандидат
технических наук, изучающий
различные аспекты вещания, и в то же
время, как технический директор
компании «БИС Инжиниринг», он
занимается повседневной
практической работой на этом
поприще. Беседу ведет обозреватель
«ТКТ» Ю.А. ПЕТРОВСКИЙ.
— Вопреки разговорам о
нехватке средств, истощении
рекламонесущего поля и т.п., число и
государственных, и
негосударственных радиостанций
продолжает расти. Сохранится ли, по
вашему мнению, количественное и
качественное соотношение
различных категорий вещателей в
ближайшее время?
— Думаю, что да. Как известно, у
нас существует радиовещание
государственное, коммерческое и
общественное. За рубежом еще
имеется муниципальное. Это
классификация с точки зрения формы
собственности и источника
финансирования.
— Мне известно, что даже
крупные радиостанции, федерального
масштаба, всерьез собираются
отказаться от вещания на длинных и
средних волнах в пользу УКВ и FM в
крупных городах. И пусть половина
населения области или края
останется без этой программы; мы,
дескать, не виноваты, что жизнь
заставляет экономить на всем...
— Проблема есть. Но такова
реальность. В подобных тяжелых
условиях еще до нас оказались
африканские страны. Радиовещание
там стало в основном спутниковым.
— Что-то вроде непосредственного
телевизионного спутникового
вещания — сигнал «ловится» сразу
бытовым приемником?
— Нет, сигнал со спутника
спускается вниз, а дальше его можно
распространять из куста другими
средствами: допустим, по кабельным
сетям или в эфире, скажем, в
диапазонах от десятков МГц до 40 ГГц.
— С вашей точки зрения,
непосредственное спутниковое
радиовещание не может быть
аналоговым?
— Это бессмысленно, потому что при
этом спектр недоиспользуется
минимум в 6—8 раз.
— Во многих местах существуют
телевизионные кабельные сети.
Могут ли по ним передаваться
радиопрограммы?
— Могут, однако далеко не всегда
игра стоит свеч. Кабельные сети
бывают разные. То кабельное
телевидение, которое имеется, в
частности, в Москве, напрямую для
целей радиовещания не годится. В
такого рода сетях предусмотрены
каналы передачи только
телевизионного формата. Там
имеется некий преобразователь,
который мультиплексирует сигналы,
поступающие с разными
телепрограммами. В этом
оборудовании для передачи
радиовещательного сигнала
отдельный модулятор не
предусмотрен. Однако если
дополнить комплект оборудования
чисто звуковым модулятором, то
можно будет передавать по
кабельной сети и множество
радиопрограмм. Но тогда на выходе
канала в квартирах местных жителей,
кроме телевизора, нужен будет еще
специальный радиоприемник — ЧМ,
многоканальный. Едва ли жильцам
придется по вкусу подобная
перспектива.
— Уже теперь, без «цифрового»
увеличения числа радиостанций, на
довольно высоком уровне
высказывалось мнение, что в стране
как бы переизбыток
телерадиокомпаний: у общества, мол,
не хватает средств на содержание
все новых вещателей — у
государства нет лишних денег, а
рекламные ресурсы практически
полностью использованы">
следовательно, многие электронные
СМИ обречены на зависимость от
финансовых воротил и наделенных
властью покровителей.
— Возможно, это чисто чиновничий
подход: дескать, я лучше всех знаю,
что хорошо и что плохо, что народу
нужно. На самом же деле любому
непредвзятому наблюдателю ясно — и
это убедительно подтверждает
мировая практика, — что чем больше
разнообразных радио- и
телепрограмм, тем лучше и для
общества, и для каждого гражданина.
Тем эффективнее обеспечивается
свобода слова, свобода получения
информации, свобода выбора.
— Есть ли в России готовая
производственная база для создания
программ ЦРВ?
— Такая база планировалась еще лет
5 назад в ВГТРК на 5-й улице Ямского
поля. Туда было завезено
оборудование фирмы «Сименс»,
разработку средств автоматизации
осуществила отечественная фирма
«Дигитон», однако на том дело и
застопорилось. Боюсь, что на
сегодняшний день этот комплекс уже
морально устарел.
— А как быть с аудиторией? Кого
в принципе можно отнести к
потенциальным потребителям ЦРВ?
— Прежде всего людей с достатком.
Все-таки, чтобы принимать передачи
ЦРВ, нужен компьютер (если речь идет
о проводной либо кабельной
доставке сигнала) или специальный
приемник (когда вещание
осуществляется в эфире), которые, к
сожалению, в нашей стране
общедоступными не назовешь. Есть
категория граждан, которая уже
владеет устройствами для приема
ЦРВ, быть может, даже не подозревая
об этом. Я имею в виду владельцев
автомобилей иностранного
производства последних лет — в
иномарки теперь встраивается
цифровой радиоприемник, «блюдца»
его многолучевой антенны спрятаны
в разных местах под корпусом
машины.
— Есть ли в России успешный
опыт создания станции ЦРВ,
организации регулярных цифровых
радиопередач?
— К сожалению, нет.
— В чем вам видится основное
препятствие? Что необходимо
предпринять, чтобы сдвинуть дело с
мертвой точки?
— Главная и неотложная задача в
этой области сейчас, по моему
убеждению, заключается в создании
правового и инвестиционного
климата, благоприятного для
реализации и развития ЦРВ в России.
У государства нет ни сил, ни
средств, чтобы поддерживать
цифровое радиовещание. Но оно в
состоянии принять такие
законодательные акты, правовые
нормы, которые бы, с одной стороны,
гарантируя свободу
предпринимательской и
информационной инициативы,
регулировали отношения между
вещателем, государством и
гражданами, а с другой стороны —
ограждали нарождающееся цифровое
радио от произвола чиновников,
административного давления.
Полный текст - в № 7 журнала "ТКТ" за 2000 год