Обратно

Радиодом

Ю.А.Петровский.
Каким будет «другое радио»?
(сокращенный вариант)

В.И.ЩербинаСейчас становится все более очевидным, что не за горами то время, когда общество будет иметь другое радиовещание. Какое именно — едва ли кто предскажет в деталях, однако ясно, что не такое, как в недавнем прошлом и теперь. Кардинально меняется среда бытования этого СМИ: достаточно упомянуть об Интернете. Само радиовещание как средство массовых коммуникаций претерпевает глубокие технологические, структурные, творческие изменения, прежде всего из-за внедрения цифровых технологий. Эти факторы, безусловно, требуют теоретического осмысления. Однако перемены уже идут — ежедневно и ежечасно, подспудно либо более или менее явно (возьмем, к примеру, медленное умирание проводной сети), они не могут не влиять на существующее состояние дел и не побуждать к ответной реакции, принятию конкретных решений и вполне реальным адекватным действиям — немедленно, без вылеживания в долгом ящике.
Вот почему сегодня в «Радиодом» в качестве эксперта приглашен Владимир Ильич ЩЕРБИНА — кандидат технических наук, изучающий различные аспекты вещания, и в то же время, как технический директор компании «БИС Инжиниринг», он занимается повседневной практической работой на этом поприще. Беседу ведет обозреватель «ТКТ» Ю.А. ПЕТРОВСКИЙ.

— Вопреки разговорам о нехватке средств, истощении рекламонесущего поля и т.п., число и государственных, и негосударственных радиостанций продолжает расти. Сохранится ли, по вашему мнению, количественное и качественное соотношение различных категорий вещателей в ближайшее время?
— Думаю, что да. Как известно, у нас существует радиовещание государственное, коммерческое и общественное. За рубежом еще имеется муниципальное. Это классификация с точки зрения формы собственности и источника финансирования.

— Мне известно, что даже крупные радиостанции, федерального масштаба, всерьез собираются отказаться от вещания на длинных и средних волнах в пользу УКВ и FM в крупных городах. И пусть половина населения области или края останется без этой программы; мы, дескать, не виноваты, что жизнь заставляет экономить на всем...
— Проблема есть. Но такова реальность. В подобных тяжелых условиях еще до нас оказались африканские страны. Радиовещание там стало в основном спутниковым.
— Что-то вроде непосредственного телевизионного спутникового вещания — сигнал «ловится» сразу бытовым приемником?
— Нет, сигнал со спутника спускается вниз, а дальше его можно распространять из куста другими средствами: допустим, по кабельным сетям или в эфире, скажем, в диапазонах от десятков МГц до 40 ГГц.

— С вашей точки зрения, непосредственное спутниковое радиовещание не может быть аналоговым?
— Это бессмысленно, потому что при этом спектр недоиспользуется минимум в 6—8 раз.

— Во многих местах существуют телевизионные кабельные сети. Могут ли по ним передаваться радиопрограммы?
— Могут, однако далеко не всегда игра стоит свеч. Кабельные сети бывают разные. То кабельное телевидение, которое имеется, в частности, в Москве, напрямую для целей радиовещания не годится. В такого рода сетях предусмотрены каналы передачи только телевизионного формата. Там имеется некий преобразователь, который мультиплексирует сигналы, поступающие с разными телепрограммами. В этом оборудовании для передачи радиовещательного сигнала отдельный модулятор не предусмотрен. Однако если дополнить комплект оборудования чисто звуковым модулятором, то можно будет передавать по кабельной сети и множество радиопрограмм. Но тогда на выходе канала в квартирах местных жителей, кроме телевизора, нужен будет еще специальный радиоприемник — ЧМ, многоканальный. Едва ли жильцам придется по вкусу подобная перспектива.

— Уже теперь, без «цифрового» увеличения числа радиостанций, на довольно высоком уровне высказывалось мнение, что в стране как бы переизбыток телерадиокомпаний: у общества, мол, не хватает средств на содержание все новых вещателей — у государства нет лишних денег, а рекламные ресурсы практически полностью использованы"> следовательно, многие электронные СМИ обречены на зависимость от финансовых воротил и наделенных властью покровителей.
— Возможно, это чисто чиновничий подход: дескать, я лучше всех знаю, что хорошо и что плохо, что народу нужно. На самом же деле любому непредвзятому наблюдателю ясно — и это убедительно подтверждает мировая практика, — что чем больше разнообразных радио- и телепрограмм, тем лучше и для общества, и для каждого гражданина. Тем эффективнее обеспечивается свобода слова, свобода получения информации, свобода выбора.

— Есть ли в России готовая производственная база для создания программ ЦРВ?
— Такая база планировалась еще лет 5 назад в ВГТРК на 5-й улице Ямского поля. Туда было завезено оборудование фирмы «Сименс», разработку средств автоматизации осуществила отечественная фирма «Дигитон», однако на том дело и застопорилось. Боюсь, что на сегодняшний день этот комплекс уже морально устарел.

— А как быть с аудиторией? Кого в принципе можно отнести к потенциальным потребителям ЦРВ?
— Прежде всего людей с достатком. Все-таки, чтобы принимать передачи ЦРВ, нужен компьютер (если речь идет о проводной либо кабельной доставке сигнала) или специальный приемник (когда вещание осуществляется в эфире), которые, к сожалению, в нашей стране общедоступными не назовешь. Есть категория граждан, которая уже владеет устройствами для приема ЦРВ, быть может, даже не подозревая об этом. Я имею в виду владельцев автомобилей иностранного производства последних лет — в иномарки теперь встраивается цифровой радиоприемник, «блюдца» его многолучевой антенны спрятаны в разных местах под корпусом машины.

— Есть ли в России успешный опыт создания станции ЦРВ, организации регулярных цифровых радиопередач?
— К сожалению, нет.
— В чем вам видится основное препятствие? Что необходимо предпринять, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки?
— Главная и неотложная задача в этой области сейчас, по моему убеждению, заключается в создании правового и инвестиционного климата, благоприятного для реализации и развития ЦРВ в России. У государства нет ни сил, ни средств, чтобы поддерживать цифровое радиовещание. Но оно в состоянии принять такие законодательные акты, правовые нормы, которые бы, с одной стороны, гарантируя свободу предпринимательской и информационной инициативы, регулировали отношения между вещателем, государством и гражданами, а с другой стороны — ограждали нарождающееся цифровое радио от произвола чиновников, административного давления.

Обратно

Полный текст - в № 7 журнала "ТКТ" за 2000 год

Hosted by uCoz