Обратно

Гуманитарные технологии

С.Л.Уразова.
Настали великие времена, или «Рыбаки рыбу не едят»

(сокращенный вариант)

В.Г.МаковеевВ телевизионном мире Владимира Григорьевича Маковеева знают многие. И не только технические специалисты, хотя вся его профессиональная деятельность была ориенти-рована именно на совершенствование технологической базы отечественного телерадиовещания. Послужной список Владимира Григорьевича, испещренный множеством ответ-ственных должностей, говорит о том, что он принадлежит к той плеяде людей, которые как раз и создавали у нас в стране вещательную индустрию. Кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник связи РФ, он немало лет проработал главным инженером Общесоюзного телецентра, был директором ВНИИТРа, занимал должности заместителя председателя Госкино СССР и Гостелерадио СССР, телерадиокомпании «Останкино». Это было в те, советские, как теперь кажется — далекие времена. А в нынешние, рыночные, работал первым заместителем руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. До той поры, пока эта главная служба отрасли телерадиовещания не была реформирована, став одним из подразделений МПТР России. Но и теперь этот за-служенный человек, чьи профессиональные знания и умения не могут быть не востребо-ванными, продолжает служить советником в этом самом ведомстве, а значит — участвовать в реформировании отрасли. На протяжении многих лет он автор и член редкол-легии «ТКТ». Кстати, именно Владимиру Григорьевичу Маковееву принадлежит термин «гуманитарные технологии», ставший ныне рубрикой в журнале. Вскользь брошенная им фраза во время последнего Конгресса НАТ «Прогресс технологий телерадиовещания», ежегодно проходящего в Москве в рамках экспозиции TRBE, выявила целый пласт проблем, связанных с этим направлением.

— Владимир Григорьевич, многие годы ваши служебные обязанности связаны с развитием российского телерадиовещания. А каково ваше личное отношение к этим видам информации? Как, к примеру, вы смотрите телевизор — по долгу службы или как обычный зритель?
— Признаюсь, что телезритель из меня никакой, хотя дома даже несколько телевизоров. Может быть, это объясняется тем, что большую часть жизни я должен был смотреть на экран по служебной необходимости, а, как гласит известная поговорка, рыбаки рыбу не едят. Почти 12 лет мне приходилось отвечать за техническое качество телевизионного вещания, транслирующегося из Москвы. И каждый раз, когда я смотрел на экран, можно сказать, дергался вместе с картинкой. В те далекие времена, в 60-е годы, качество технического обес-печения сигнала оставляло желать лучшего — телевидение только завоевывало информационное простран-ство. Но техническим проблемам вещания придавалось большое значение. Тогда даже существовали Правила технической эксплуатации, теперь уже позабытые, которые вызубривались «технарями» до запятой, почти как военные уставы. В свою очередь, «творцы», готовившие программы к эфиру, относились к ПТЭ как к про-искам «нечистой силы», ограничивающей их творческие дерзания. Надо сказать, что, еще будучи главным инженером Общесоюзного телецентра в Останкине, я получал сводку брака и технических остановок вещания по всем программам за прошедшие сутки. На эти показатели тоже существовали нормы, утвержденные колле-гией Гостелерадио СССР. Согласно этим нормам было предусмотрено всего несколько минут брака на 100 часов вещания. Это очень жесткий показатель при существовавшей в те годы ламповой аппаратуре и больших объемах прямой трансляции. Превышение же норм означало лишение премий, призовых мест в разных сорев-нованиях. Затем следовали поиски виновных и тому подобное. Так было у нас в стране. А вот мой тогдашний коллега из Би-Би-Си получал уже в те годы сводку рейтингов передач своей компании, где приводился сравнительный анализ с показателями независимой сети Ай-Ти-Ви. И эти документы были для него важнее всего!

— В развитии цифровых технологий Россия пока еще отстает от многих западных стран. Какие процессы, с технической точки зрения, вы считаете самыми актуальными для нашей отрасли телерадиовещания?
— Самым главным достижением реформ последних лет в нашей отрасли является, на мой взгляд, ликви-дация государственной монополии на телевещание. Причем не только по форме, но и по существу.Сошлюсь на емкое высказывание руководителя Союза журналистов Всеволода Богданова: «Телевидения стало больше». И это правда. Почти в 600 городах и крупных населенных пунктах теперь есть собственное телевидение. А до 1990 года местное телевидение было даже не во всех областных центрах. Более чем в 40 городах в эфире транслируется 10—15 телепрограмм, причем только две из них государственные. Это говорит о многом, и прежде всего — о приумножении российского информационного пространства. Дальнейшее развитие негосу-дарственного ТВ сдерживается фактической монополией государства на передачу телепрограмм в эфир. Ведь 95% ТВ-передатчиков и антенных опор по-прежнему принадлежит государству, а по суммарной мощности это более 99%. В мировой практике коммерческая телекомпания, не имеющая собственных передатчиков, т.е. не обладающая прямым доступом к аудитории, даже не является объектом рыночной экономики. Она не может быть оценена, продана, заложена и тому подобное. Кстати, это прекрасно усвоили уже и российские инвесторы.

— Владимир Григорьевич, близится ли к завершению процесс становления индустрии телерадиовещания в России и в какой мере, на Ваш взгляд, ему содействуют TRBE и Конгресс НАТ?
— Телевизионное вещание в России — процветающая отрасль экономики. За 10 лет реформ количество телепрограмм в эфире российских городов возросло многократно. Не сократилось и количество рабочих мест. Не сократились денежные обороты общего порядка, а также финансовые средства на реновацию. Более того, спрос на лицензии на право вещания непрерывно растет. А среди почти 1500 негосударственных телекомпа-ний уже появились гиганты, способные поспорить с государственным ТВ. По-видимому, именно рост могу-щества негосударственного телевидения ускорил процесс консолидации государственных компаний, которые объединились в единый комплекс от Камчатки до Балтики – в «Большую ВГТРК». На мой взгляд, это еще более радикальный шаг, нежели возврат к старому Гостелерадио.

Обратно

Полный текст - в № 7 журнала "ТКТ" за 2000 год

Hosted by uCoz