Александер М.
Нельзя «Ленфильму» не снимать
(сокращенный
вариант)
Интервью с генеральным директором киностудии «Ленфильм» А.Б. Зерцаловым
— Уважаемый
Андрей Борисович, обрисуйте,
пожалуйста, сегодняшнюю ситуацию
на «Ленфильме». Что представляет
собой киностудия, из каких частей
состоит, как строит свои
взаимоотношения с другими
студиями?
— Каким был «Ленфильм», таким и
остался. Сейчас идет работа по
линии Министерства культуры,
связанная с тем, что мы должны
разделиться на два федеральных
госпредприятия: фильмофонд
киностудии «Ленфильм» и
творческо-производственное
объединение «Киностудия
«Ленфильм».
— И все же «Ленфильм» больше не
является монолитной структурой.
Каковы теперь функции директора?
— Мои функции как директора
остаются прежними. Киностудия
включает в себя те же структуры что
и раньше. Кроме фильмофонда. Что
касается нашей монолитности, то,
действительно, в 89–90 гг. творческие
объединения отошли и стали
самостоятельными. Такой же процесс
прошел в свое время в Голливуде:
вокруг нескольких крупных
киностудий сформировалось
огромное количество так называемых
film-productions. Наши объединения
соответствуют этим небольшим
студиям. Работать таким образом
намного удобнее: большой структуре
сложнее искать сценарий,
приглашать режиссера, формировать
съемочную группу. Небольшой студии,
со штатом не более пяти человек,
делать это проще. Она находит
подходящий сценарий, оперативно
собирает группу, запускает в работу
картину. В результате техническая
база «Ленфильма» получает большую
загрузку.
— Сколько объединений сегодня
действует на территории
«Ленфильма»?
— Первоначально было очень много.
Едва ли не каждый режиссер хотел
создать свою film-production. Таких
микро-студий было 12-14. Сейчас
остались: «Голос» (бывшее «1-е
творческое объединение»,
«Бармалей» Снежкина, «СТВ»
Сельянова. Объединения «Троицкий
мост» и «Петрополь» сейчас в
основном заняты производством
видеопродукции. «Нева», «АКВ»
практически бездействуют.
— «Ленфильм» продолжает
запускать в производство картины?
Сколько их запланировано на этот
год? С кем из известных режиссеров
собираетесь работать?
— В этом году снимаем 3
полнометражные картины, готовим
серию из 10 видеофильмов, в 4
картинах участвуем со студией
«Бармалей». Работаем практически
со всеми известными питерскими
режиссерами. Например,
предоставляли услуги по
технической базе Герману,
участвовали в съемках фильма «Отец
и сын» Сокурова; сотрудничаем с
режиссерами сериалов:
Святозаровым, Сорокиным,
Бутурлиным и другими. На следующий
год запланирована съемка 10
полнометражных картин, подано,
соответственно, 10 проектов. Пока
точно неизвестно, какие из них
получат государственное
финансирование, пройдя конкурсное
жюри.
— За счет каких средств в целом
существует «Ленфильм»?
— За счет своих доходов.
— Проявляют ли интерес к
«Ленфильму» зарубежные киностудии?
Вообще насколько широки
международные связи студии? Есть ли
совместные проекты, или съемки в
России уже не являются такими
дешевыми, как раньше?
— В 1992–1993 гг. был резкий скачок цен.
Выросли все издержки: проживание в
гостинице, транспорт, питание.
Безопасность людей была не на
высоте. И тогда для иностранцев
стало дешевле и проще снимать
фильмы, например, в Праге. После 1993
г. было несколько фильмов, которые
мы обслуживали. Теперь к нам
приезжают фирмы, которым нужны
видовые фильмы о Петербурге. Делают
ошибку те, кто обращается не на
прямую к нам, а действует через
другие киностудии. Последние
забирают свой процент, являясь
просто промежуточным звеном, а
услуги предоставляем мы. Ведь
только у нас есть такой выбор
костюмов, реквизит, спецтранспорт.
И это потому что мы —
государственная компания. С нами
просто боятся иметь дело.
А у нас, действительно, собрана
уникальная коллекция реквизита и
костюмов. И все предметы находятся
в хорошем «игровом» состоянии.
Несмотря на все наши трудности в
период с 1992 по 1997 год, мы ничего не
тронули из этих собраний.
— С момента создания «Ленфильм»
является одной из крупнейших
студий Европы, художественный
уровень картин был и остается очень
высоким. Соответствует ли нынешняя
техническая база студии
европейскому уровню? Хватает ли
средств для модернизации имеющейся
техники, оборудования, павильонов?
— По какой шкале измерять
технический уровень?
— Давайте оценим по 10-бальной.
— Тогда я бы оценил наше
техническое вооружение на 6 баллов.
Что касается модернизации, то она,
конечно, нужна. Все зависит от того,
будут ли нам помогать, будет ли у
нас инвестор, сколько заработаем мы
сами.
— «Ленфильм» располагается в
центре города, занимает довольно
большую площадь. Наверное,
находится немало претендентов,
желающих застроить этот район?
— Да, есть желающие нас отсюда
выселить, занять эту территорию и
построить кондоминимумы. Студия
имеет четыре въезда, отличное
местоположение. И нам часто звонят
из КУГИ, спрашивают, как мы
используем территорию; предлагают
отдать часть наших площадей. Я уже
давал интервью и говорил, что мы
отсюда никуда не уйдем и традиции
«Ленфильма» не нарушим. Вообще же
удивляет и огорчает позиция наших
чиновников. Глава района ни разу не
был у нас на студии. А ведь у нас
есть на что посмотреть. Стоят
прекрасные декорации фильмов
«Бедный, бедный Павел» Мельникова,
«Трудно быть богом» Германа. Таких
специалистов по декорациям нигде
больше в стране нет.
— Продолжается ли
своеобразное противостояние между
ленинградской и московской
киношколами?
— Соцсоревнований, как в былые
времена, между крупнейшими
студиями страны — «Мосфильмом»,
«Ленфильмом» и студией им. Горького
— теперь нет. Но подсчет призов мы
ведем. И тут мы на высоте. Наши
режиссеры принимают участие в
самых престижных фестивалях мира.
Сначала «Хрусталев, машину!»
Германа, затем «Молох», «Телец» и
«Русский ковчег» Сокурова
участвовали в Каннском фестивале.
Тут случай уникальный: три года
подряд Сокурова приглашали принять
участие в этом знаменитом
кинофоруме, на который со всего
мира отбирается всего 24 картины.
Непосредственно сам «Мосфильм» за
последнее время снял лишь одну
картину — «Звезда». Остальные
фильмы снимают объединения. Мы же
выпускаем каждый год минимум 3–4
фильма. Но «Мосфильм» зарабатывает
значительно больше, так как
располагает лучшей технической
базой.
— Какие задачи ставите перед
собой на последующий после юбилея
период?
— Наши задачи — привлечь как можно
больше работы на студию, а также
продолжать снимать картины. Ведь
нельзя «Ленфильму» не снимать.
Полный текст - в № 7 журнала "ТКТ" за 2003 год