Обратно

Уразова С.Л.
Теленовости: критерии качества
(сокращенный вариант)

В России отношение к телевизионным новостям особое — и у зрителей, и у тех, кто их производит. Первые воспринимают обнародованные сообщения как данность. Вторые полагают, что именно новостные выпуски являются основой телевизионной сетки. Информация поступает к потребителю из многих источников, ее объемы день ото дня возрастают в геометрической прогрессии. Российская индустрия электронных СМИ как никогда нуждается в анализе производимой ею продукции, в частности — новостной.
В США проблемой качества аудиовизуальной продукции занимается, в частности, Радио и Телевизионный Фонд Директоров Новостей (Radio&Television News Directors Foundation — RTNDF). В рамках Проекта этики журналистики он уже во второй раз исследует текущее состояние телевизионных новостей Лас-Вегаса. Первый обзор был подготовлен в 1998 г., второй — в 2003. Новые проводились дважды — в январе и феврале, были опрошены 1003 представителя общественности, а также 263 директора местных телевизионных новостей. Проект, как сообщают его организаторы, преследовал две цели. Во-первых, стимулировать внедрение высоких стандартов в сферу электронной журналистики, в частности среди профессионалов служб новостей, во-вторых, обозначить реальную роль новостей в демократическом обществе, привлечь к проблеме внимание общественного мнения. Главная особенность опроса состояла в том, что одни и те же вопросы (без малого 130) задавались как широкой общественности, так и производителям новостного продукта. При сравнении полученных цифр, выявился процент расхождения в ожиданиях производителей новостей и восприятии этого продукта потребителями. Одновременно делались сравнения и по годам — как относились к поставленной задаче представители обеих групп пять лет назад и как относятся в настоящее время. Исследования проводились группой профессора Боба Паппера (Bob Papper), который преподает в штате Индиана в Ball State University и является директором новостей общественного радио.

Использование СМИ. 49,9% американской аудитории считает, что получает новости по местному телевидению:
а – общая аудитория 2003 г.; б – как часто смотрят американцы национальные ТВ-новости; в – как часто смотрят американцы местные ТВ-новости.
(Материалы исследований группы проф. Б. Паппера)

Особый интерес в этом исследовании представляют сами вопросы. Общественность спрашивали, в частности, о сугубо профессиональных аспектах. Например, является ли задачей новостей предоставлять только факты, а не интерпретировать события? С этим согласились 76% опрашиваемых. Или, скажем, исповедуют ли новостные программы либеральную точку зрения? Оказалось, что для 26,9% респондентов такая позиция является серьезной проблемой, хотя почти столько же (27,4%) сочли, что это не совсем так, а еще 39% считают, что это вовсе не проблема. Продвижение консервативных взглядов в телевизионных новостях 13,9% респондентов сочли серьезной проблемой. Задавался и вопрос, почему репортеры не спрашивают политических деятелей о том, что волнует общественность. 34% опрашиваемых сочли это тоже большой проблемой. По мнению общественности, репортеры, как правило, не чувствительны к чувствам жертв насилия или происшествий. Озабоченность этим высказали 26,4% респондентов, правда 33,8% посчитали такой показ несущественным, а 36,8% вообще не увидели проблемы.
В целом данные исследования показали, что большинство людей получает новости в первую очередь благодаря телевизионным новостным программам. Американцы их смотрят в 2003 г. больше, чем в 1998. Они вызывают доверие у широких масс. При этом более 81,4 % аудитории смотрят местные новости по нескольку раз в неделю. Первое место в рейтинге занимают сетевые теленовости (30,8% аудитории), включенные в местные выпуски, их смотрит 24,3% аудитории. Общественность расценивает местное телевидение как главный источник новостей — 49,9%. А вот спрос на газеты упал: если в 1998 г. им принадежало первое место, то в нынешнем — только третье (21,3%).
Еще в 1998 г. серьезной критике подвергались репортажи, показывающие жертвы насилия. Считалось, что репортеры уделяют слишком много внимания сюжетам с явной негативной окраской. Тогда этого мнения придерживалось 69% аудитории. В 2003 г. картина изменилась к лучшему. Местные станции прислушались к оценке телезрителей и попытались скорректировать ракурс подачи информации. Теперь только 46,3% считает, что нужно больше внимания уделять репортажам с положительной окраской. Стоит отметить, что и эта цифра тоже довольно высока.
Отдельно стоял вопрос о роли и функциях местного телевидения во взаимоотношениях с властью. Среди общественности многие согласились с тем, что местное телевидение должно выступать в роли строгого наблюдателя за действиями власти в целом и за местными органами в частности. Однако по сравнению с 1998 г. процент людей, безусловно согласных с этой функцией телевидения, значительно возрос — от 29% до 42,4%. Среди производителей цифра стала еще выше — 76,6%. По остальным позициям мнение общественности осталось на прежнем уровне. Необходимо продолжать информировать население о том, что является жизненно важным для его жизнеспособной деятельности, показывая в новостях в том числе болезненные для восприятия сюжеты.
Трагические события 11 сентября 2001 г. не замедлили сказаться на свободе слова американских тележурналистов. Большая часть производителей новостей (61,7%) считают, что они продолжают стоять на позициях свободы слова. Однако почти 24,2% аудитории с ними не согласны и считают, что местные станции должны транслировать новости свободно, не прибегая к правительственному одобрению. Только 53,4% общественности согласны с тем, что местные станции так и поступают. Однако большинство местных производителей новостей подтвердили, что все-таки при взаимодействии с официальными источниками готовить репортажи стало «несколько тяжелее» (47,5%) или «намного тяжелее» (10%).
Анализировалась проблема сенсационности новостного сюжета. Большая часть аудитории (79,2%) считает, что местные телестанции действительно заботятся о получении новостей, 63,7% с уважением относятся к своей аудитории, хотя и стремятся транслировать сенсационные новости для привлечения зрителей. Многие производители новостей с этим согласны. Однако обе группы опрашиваемых (77,6% населения и 53,2% директоров новостей) не испытывают иллюзий по поводу размещения в эфире сенсационных сюжетов, событийная ценность которых минимальна. Кстати, тот же вопрос задавался и в 1998 г. Тогда на него положительно среагировали 56,0% общественности.
Большая часть населения уверена, что местные телевизионные станции избегают, как правило, скучных сюжетов для визуального восприятия. 41,4% производителей новостей с этим согласны. Но, так или иначе, более половины широкой общественности (55,9%) признались, что стали более скептически относиться к тому, о чем рассказывается в новостных программах.
Разумеется, большинство аудитории (43%) заинтересовано в наиболее полном предоставлении событийной информации, около 31,1% предпочитают получать «оперативные новости», а 10,8% говорят, что удовлетворены теми выпусками, которые есть. Кроме того, большинство высказалось за то, что местные телевизионные станции предоставляют наиболее полные информационные блоки (53% среди населения и 70,9% среди производителей). Однако 29% аудитории высказались за то, чтобы местное телевидение чаще привлекало специалистов поставленной проблематики и предпринимателей. Среди производителей новостей с такой постановкой вопроса согласны только 15,7%. Производители новостей в основном уверены в том, что знают свою аудиторию. 77,8% из них считают, что телезрители переключаются с канала на канал во время трансляции последних известий два или более раз. А 45,5% общественности утверждают, что не изменяют выбранному телеканалу и вообще не переключаются на другую телевизионную станцию во время трансляции последних известий.

Обратно

Hosted by uCoz