В.А.Хлебородов
Выставка NAB2000:аппаратура
видеозаписи для ТВ высокой и
стандартной четкости
(сокращенный
вариант)
На каждой очередной выставке Sony увеличивает объем предоставляемой информации о своей продукции; это можно сказать и о видеомагнитофоне HDW-F500 стандарта HDCAM (рис.1,а), кратко описанному ранее (ТКТ. 2000. № 1). В соответствующем разделе «электронной библиотеки» фирмы (Product Portfolio CD-ROM Ver 3.0) приводится рисунок видеофонограммы HDCAM, показывающий расположение, размеры и структуру наклонных дорожек, записываемых азимутальными головками А и В, и продольных дорожек — временного кода, управляющей и верхней сервисной. Важно отметить, что вид ВФГ совершенно не зависит от частоты кадров записываемого сигнала — чересстрочного или прогрессивного. Достигается это благодаря адекватному изменению скорости ленты и частоты вращения барабана. Хотя каждый кадр рассматривается как неделимое целое, он записывается на 12 дорожках (шаг 21,7 мкм) в виде двух так называемых сегментных кадров (субкадров) согласно стандарту 24PsF (Р— progressive, sF — segmented frames).
MSW2000 стоимостью 32 тыс.
долл. воспроизводит ВФГ Betacam SXvs. MPEG
IMX; MSWA2000 стоимостью 37 тыс. долл.
воспроизводит ВФГ Betacam, Betacam SP, Betacam 5X
и MPEG IMX; MSWM2000 (рис. 1,6) стоимостью 39
тыс. долл. воспроизводит ВФГ Betacam,
Betacam SP, Betacam 5X, Digital Betacam и MPEG IMX.
Монтажный воспроизводящий ВМФ MSWM2100
рассчитан на ВФГ Betacam, Betacam SP, Betacam 5X,
Digital Betacam и MPEG IMX.
Новый монтажный воспроизводящий
ВМФ HDWM2100 (опытный образец), который
конструктивно и функционально схож
с перечисленными выше четырьмя
аппаратами, способен
воспроизводить не только ВФГ HDCAM
(стандарта 1080/601 и 1080/501), но и ВФГ MPEG
IMX, Digital Betacam, Betacam SXw. Betacam SP.
Для видеожурналистов и режиссеров
видеомонтажа созданы компактные
(303х100х393 мм) и легкие (7 кг)
многостандартные офисные
воспроизводящие ВМФ (образцы) J-1 и J-2
(рис.1,в), предназначенные для
индивидуального применения «на
столе». J-1 воспроизводит ВФГ Betacam,
Betacam SP и Betacam 5X , J-2 — Betacam, Betacam SP, Betacam
5X и MPEG IMX. Скорость ленты в режиме
поиска фрагментов при сохранении
«узнаваемости» цветного
изображения — ±32 относительно
номинальной 53,776 мм/с,
продолжительность записи 220 мин
(625/50). Предусмотрены режимы
покадровой записи и перегона ленты.
Создатели портативного ВМФ DVW250
(рис. 1 ,г) стандарта Digital Betacam вложили
в него самые последние достижения
техники цифровой видеозаписи и
технологии конструирования
прецизионных механизмов.
Портативность (317х140х349 мм, 7,7 кг в
рабочей комплектации) и небольшая
потребляемая мощность (26 Вт при
питании 12 +5/-1 В) обеспечивается
облегченным ЛПМ и СБИС частного
применения. Скорость ленты в режиме
поиска фрагментов при сохранении
«узнаваемости» цветного
изображения — ± 2, 5 или 8
относительно номинальной 96,7 мм/с.
Предусмотрен сквозной контроль
записи изображения в цвете и звука
(четыре канала), максимальная
продолжительность записи 124 мин.
Полоса частот сигналов Y и B-Y/R-Y 5,75
(+0,5/-0,7 дБ) и 2,75 (+0,5/ -0,7 дБ)
соответственно. Отношение С-Ш — 60
дБ. Ширина полосы частот звуковых
сигналов 20-20000 Гц (±0,5 дБ). Каталожная
цена видеомагнитофона—33,45 тыс.
долл.
Особенностью массовых ленточных
накопителей Sony является наличие в
них интерфейсов для видео- и
звуко-данных, формируемых в ТВ.
Видеоархивная система PetaSite™ DMS8400
стоимостью 126 тыс. долл. рассчитана
на максимальную емкость до 29 Пбайт
(со сжатием) или 11,2 Пбайт (базовая).
Модульный принцип конструирования
позволяет широко варьировать
емкость, занимаемую площадь и
стоимость системы в зависимости от
требований заказчика. Применение
ИК-системы управления позволило
исключить ненадежную проводную
связь. Новый роботизированный
загрузчик кассет, снабженных
штрих-кодом, отличается повышенной
надежностью.
Стали известными текущие
каталожные цены в США уже известных
аппаратов Sony: HDW500 — 49,5 тыс. долл., DNW65
— 16, 5 тыс. долл., DNW75 — 21 тыс.долл.,
DNWA28 — 18 тыс. долл., DNWA75 — 27 тыс. долл.,
DVWA500 — 45 тыс. долл., MAV555/8 - 56,7 тыс.
долл., MAV555/ 18 — 78,888 тыс. долл., VSR2000 —
16,8 тыс.долл.
Три новинки Panasonic Broadcast &">
Television Systems Company (США)
заслуживают внимания.
Универсальный ВМФ AJ-HD3700 (образец)
стандарта D-5 HD (рис. 2, а)
ориентирован на изготовление
программных
видеофонограмм-оригиналов
наивысшего качества для ТВЧ,
электронного кинематографа,
рекламного бизнеса, видеографики и
цифрового видеопроизводства.
Аппарат способен записывать
сигналы ТВЧ стандартов 1080/24Р, 1080/25Р,
1080/601, 1035/601 и 720/бОР, атакже несжатые
10-бит видеосигналы стандарта 480/60Р;
AJ-HD3700 обеспечивает полнополосную
запись 10-бит сигналов Y (частота
дискретизации 74,25 МГц) и РЬ/Рг
(частота дискретизации 37,125 МГц),
причем запись метаданных является
стандартной функцией.
Продолжительность записи — 124 мин
(1080/601, 720/ 60Р и 480/59,94), 149 мин (1080/501 и
1080/25Р) или 155 мин (1080/24Р). Применение
системы микрослежения
(ав-тотрекинга) позволяет изменять
ско-ростьленты в пределах -1 — +2 от
номинала. В аппарате предусмотрены
входной и выходной
последовательные интерфейсы HD-SDI
(поток 1,5 Гбит/с)для сигналов 1080/24Р и
1080/24PsF.
Фирма настолько влюбилась в свое
новое дитя — студийный монтажный
ВМФА1-0960 (рис.2,б) стандарта DVCPR050, что
написала в своем проспекте
буквально следующее: «Наконец-то
появился студийный ВМФ [AJ-D960],
настолько богатый функциями и
настолько быстрый, что Digital Betacam вас
уже не будет устраивать» . Но этот
недорогой аппарат (каталожная цена
в США 31 тыс. долл.) действительно
хороший.
Чтобы избежать «морального старения» вещательного видеосервера AJ-HDR150 (рис.3) в будущем, разработчики предусмотрели его совместимость не только с применяемыми сейчас стандартами DVCPRO (25 Мбит/с), DVCPR050 и DVCPR050 Progressive (50 Мбит/с), но и с перспективным стандартом DVCPRO HD(\00 Мбит/с). Максимальная продолжительность записи сигналов DVCPRO — 20 ч, сигналов DVCPRO HD — 5 ч. Для защиты записанных данных применена конфигурация RAID 3 и зеркальное отражение данных (mirroring). Предусмотрены два входа/выхода сигналов ТВЧ или четыре входа/выхода сигналов ТСЧ, причем в последнем случае один вход можно сделать скоростным (SDT1) для переноса новостных данных с учетверенной скоростью. Три аппарата можно объединить в сеть с каналами FibreChannel; при этом количество входов/выходов утраивается.
Philips Digital Networks
(Нидерланды) показала опытный
образец студийного ВМФ высшей
категории DCR 1500N (рис.4) стандарта DVCPRO
HD, способного также воспроизводить
ВФГ DVCPRO 50, DVCPRO P, DVCPRO и DV/Mini-DV (с
адаптером). Нанаклонныхдорожках
записывается сигнал ТВЧ стандарта
10801/10351 (60 или 59,94 Гц), восемь звуковых
сигналов (20—20000 Гц, ±1 дБ) и
временной код (в зонах подкода);
на двух продольных дорожках записы
ваются сигнал управления и
сервисный сигнал (300—6000 Гц).
Факультативный модуль AJ-VNC150P
позволяет записы вать
дополнительные данные: метадан ные
или кодированные (скрытые) титры.
При коэффициенте внутрикадрово- го
ДКП-сжатия 6,7 формируется запи
сываемый поток 100 Мбит/с. Макси
мальная продолжительность записи
— 46 мин.
QuVIS, Inc. (США) создала уникальный видеодискофон (disk recorder) QuBIT™ (рис.5), отличающийся необыкновенной гибкостью в выборе формата и качества записываемого изображения. Как показывает рис.6, пользователь имеет возможность выбрать размеры (четкость) изображения, начиная с 176х144 отсчетов (цветное изображение стандарта QuarterCIF в Интернете) и кончая 4000х4000 отсчетами (монохромное изображения специального стандарта). Изображения стандарта D-1 (720х576 или 720х480 отсчетов) и менее четкие записываются без цифрового сжатия, а более четкие — с применением высокоэффективных алгоритмов сжатия. Также свободно выбирается разрядность квантования изображения — 8, 10 или 12 бит, причем возможна одновременная запись видеоклипов, квантованных с различным числом уровней.
Sierra Design Labs
(США) представила изделие нового
типа — так называемый
киновидеодискофон FDDR (Film Data Dick Recorder)
.-разработанный на основе ее
популярного ВДФ HD 1.5Plus. КВДФ
записывает и воспроизводит в
реальном времени цифровые копии
кинофильмов с использованием
сигналов RGB стандарта 720Р,
подвергнутых логарифмированию и
10-бит квантованию. При кадровой
частоте 24 Гц продолжительность
записи превышает 2 ч. Предусмотрена
возможность применения частоты
кадров 25 и 30 Гц при чересстрочной
или прогрессивной развертке.
EVS Broadcast Equipment (США)
экспонировала сервер D-Cinema Server,
предназначенный для записи и
распространения цифровых
кинофильмов, киноанонсов и
рекламных материалов стандарта
ATSC/DVB в цифровом кинематографе.
Максимальная емкость внутреннего
накопителя — 216 Гбайт
(факультативная конфигурация RAID 0+1),
а внешнего — 1 Тбайт
(факультативная конфигурация RAID 5).
Максимальное число ASI-входов — 3,
ASI-выходов — 6, причем получаемые и
распространяемые потоки могут
достигать значения 72 Мбит/ с.
Киносервер, рассчитанный на
суммарный поток до 400 Мбит/с, может
обслуживать одновременно
несколько видеопроекторов,
установленных в залах и фойе одного
видеотеатра или в нескольких
видеотеатрах сети видеопроката.
Общая продолжительность цифровых
копий полнометражных кинофильмов
составляет 50 ч. Мощное программное
обеспечение позволяет реализовать
условный доступ к программам,
ввести многоязычное звуковое
сопровождение, дополнять программы
субтитрами и логотипами,
обеспечить охрану авторских прав и
пр. Управление осуществляется с
местного компьютера или
дистанционно по
локальной/глобальной сети или
через Интернет.
Бесперебойное функционирование
сервера D-Cinema Server осуществляется
благодаря многопроцессорной
архитектуре, резервным источникам
питания и систем охлаждения,
снабженным сигнализацией тревоги.
Это достаточно малогабаритное
устройство высотой 311 мм и массой 40
кг предназначено для установки в
стойку шириной 483 мм.
Полный текст - в № 8 журнала "ТКТ" за 2000 год