Обратно

Новости техники и технологии

Устинов В.А.
SGI на NAB2002: «Создавать, управлять, доставлять»
(сокращенный вариант)

Десять лет назад фирма SGI (Silicon Graphics, Inc.) впервые приняла участие в работе NAB, самой большой всемирной выставки вещательных технологий. За это время мир вещания претерпел значительные изменения. И одну из ключевых ролей в этом сыграла фирма SGI, предлагающая новейшие технологические разработки в области видеографики. Главный девиз SGI на выставке NAB2002 можно кратко сформулировать так: «Создавать, управлять, доставлять». На всех этапах технологических процессов вещания разработки фирмы SGI помогают потребителям повысить эффективность работы. Фирма продолжает разрабатывать видеографические рабочие станции мирового уровня, цифровое мультимедийное оборудование для создания видеосодержимого (контента), а также устройства, обеспечивающие более высокий уровень управления контентом и его доставкой. В области вещания усилия SGI сконцентрированы на выпуске технологического оборудования для централизованного производства и распределения новостей.
В числе оборудования, представленного фирмой SGI на выставке NAB2002, демонстрировались как уже известные модели оборудования, так и новейшие разработки, наиболее заметные из которых кратко описаны ниже.

Новый медиасервер для вещания
В условиях глобального расширения группового вещания (centralcasting) фирма выпустила первую версию вещательного медиасервера SGI Media Server (рис. 1), с помощью которого эффективно упрощается подготовка новостей, повышается надежность их передачи в эфир. При групповом вещании из одной (центральной) аппаратной активизируется работа сразу нескольких вещательных станций. Благодаря передовым цифровым сетевым технологиям и открытым серверным системам новый медиасервер позволяет вещателям одновременно направлять в эфир большое количество новостных сюжетов и быстрее, чем в реальном времени, доставлять эти новости сразу на несколько станций или одновременно размещать в нескольких сетях. Централизованно можно управлять такими видами видеосодержимого, как новости, видеографика, развлекательные передачи и другие материалы.

Рис. 1. Медиасервер SGI Media Server

Основой успеха группового вещания является конвергенция технологий передачи оцифрованных и аналоговых видеоизображений. Медиасервер SGI является основным элементом стратегии доставки данных и передачи видеоматериалов. Так как управление видеофайлами осуществляется как управление данными, то их доставка ведется по цифровым сетям, при этом обеспечиваются высокая надежность и эффективность.
Основные эксплуатационные характеристики SGI Media Server:
• поддержка интерфейсов Fibre Channel, 100Base-TX Ethernet, Gigabit Ethernet и ATM OC3;
• возможность совместного использования с системами просмотра и устройствами управления массивами данных, одновременно вести оперативную доставку видеосодержимого в Интернет или в сеть широкополосного вещания;
• высокая пропускная способность при совместной работе с вещательным оборудованием не влияет на основные рабочие параметры сервера;
• поддержка широко используемых цифровых форматов вещания: MPEG-2, DVCPRO и некомпрессированных форматов;
• поддержка стандартных вещательных операций, например, многоканального воспроизведения при автоматическом контроле с помощью известных протоколов;
• возможность выбора сетевых интерфейсов и протоколов управления;
• возможность длительной поддержки GOP 4:2:0 и 4:2:2;
• поддержка обмена GXF-файлами, возможность воспроизведения MXF-файлов, поддержка аудиосистем Dolby E, АС-3/5.1.

Новый VOD-сервер
В связи с широкой популярностью службы «видео по требованию» (VOD — «video-on-demand») вещательные компании начали проявлять большой интерес к соответствующему оборудованию. Фирма SGI уже с начала 1990-х гг. лидирует в производстве видеосерверов для сети Интранет и интерактивного ТВ. В настоящее время фирма SGI начала выпускать относительно недорогую серверную VOD-платформу различной конфигурации, позволяющую доставлять до 600 потоков видеосодержимого по цене около 255 долл. за один поток.
Основанная на сервере SGI Origin 300 система хранения SGI Total Performance TP900 — модульная платформа формата 4U, имеет самое лучшее сегодня соотношение стоимость VOD/число функций, доступное на открытых системах. Эта серверная платформа может быть сконфигурирована в соответствии с выбранными источниками видеосигналов и применяемым ПО для потоковой передачи видеоданных и управления массивами данных. Один из примеров серверной платформы — Kasenna MediaBase ХМР — представлена на рис. 2.

Рис. 2. Серверная платформа Kasenna MediaBase ХМР

Оборудование DМediaPro DМ5 для монтажа и компоновки видеографики в реальном времени
На NAB2002 было объявлено о начале производства следующего поколения нового семейства оборудования фирмы SGI — DMediaPro DM5, предназначенного для совместной работы с визуальной рабочей станцией Octane2. и обеспечивающего четкий и аккуратный предварительный просмотр изображений высокой четкости (не требуя рендеринга) для вещательного или видеовыхода. Широкополосный тракт для графики и видеоизображений, обеспечиваемый с помощью устройства DMediaPro DM5, является весомым дополнением для профессионалов вещательных служб и видеохудожников, с его помощью осуществляются монтаж, компоновка и передача в эфир графических изображений в реальном времени.
• просмотр в реальном времени и преобразование цветового пространства;
• возможность извлечения какой-либо части графического изображения и передача ее на выход;
• просмотр и выход в реальном времени анимационных изображений, подвергнутых рендерингу при обычном HD-разрешении;
• 48-бит дискретизация цветов RGBА (красный, зеленый, голубой, альфа) (12 бит на каждый цвет), позволяющая сохранять высокое качество изображения после многократных преобразований изображений;
• наличие интерфейса между выходом оцифрованной графики и стандартными соединительными элементами типа BNC через последовательные цифровые интерфейсы для HD- и SD-видеовыходов;
• поддержка всех основных форматов вещания, видеоизображения и постпроизводства, включая HD-форматы 1080р, 1080i и 720р, а также NTSC и PAL для изображений стандартной четкости;
• 8- или 10-бит дискретизация 4:4:4 RGB каждого элемента, обеспечивающая наилучшее качество изображения для компоновки;
• поддержка OpenML (медиабиблиотек с открытыми источниками), обеспечивающая легкую интеграцию видеоизображений и графики в используемое оборудование.

Рис. 3. Оборудование SGIDMediaPro для монтажа
и компоновки видеографики в реальном времени

Рис. 4. Плоский монитор SGI F22

Плоский монитор F220
Плоский монитор F220 размером 56 см (22") (рис. 4) предназначен для рабочих станций марки Silicon Graphics и поддерживает изображения высокой четкости (1600 x 1024). Новый монитор предназначен для использования в работе с HD-видеоизображениями в вещательной отрасли, для моделирования различных процессов, анимации графических изображений, в медицине и т. д.
Цветные изображения с 24-бит дискретизацией могут рассматриваться на мониторе под малыми углами (полный угол обзора составляет 130°); двойная система вывода изображений (как аналоговых, так и цифровых) позволяет осуществлять простое переключение (с помощью кнопки или ПДУ) между двумя системами визуализации изображений (VGA и DVI-D).

Рабочая станция Fuel
Рабочая станция Fuel следующего поколения, впервые представленная на выставке NAB2002, примерно в три раза улучшает соотношение стоимость/эксплуатационные характеристики для рабочих станций, широко используемых в промышленности, науке, обороне, энергетике и средствах массовой информации. По сравнению с предыдущей версией рабочей станции аналогичной конфигурации, выпущенной фирмой SGI, стоимость станции Fuel на 35% ниже предыдущего аналога и составляет 11495 долл., но ее работоспособность значительно выше (рис. 5).

Рис. 5. Общий вид рабочей станции Fuel

Характеристики визуальной рабочей станции Fuel:
• один 500-МГц процессор типа MIPS R14000A с кэш-памятью L2 на 2 Мбайт или 600-МГц с кэш-памятью L2 на 4 Мбайт; фронтальная шина 200 МГц;
• графическая карта VРro V10 или V12 с памятью 128 Мбайт для графики, 104 Мбайт для структуры; 48-бит RGBА (12 бит на один цветовой компонент) с возможностью буферизации Z 16-бит;
• самая большая в настоящее время полоса частот для памяти (3,2 Гбайт/с) и графики (1,6 Гбайт/с) на рабочем столе;
• возможность двухканального отображения на сдвоенных экранах с помощью одной графической панели, при разрешении до 1920і1200 (72 Гц) на каждом экране;
• широкий выбор подключаемых периферийных устройств, включая внутренний CD-ROM и четыре интегрированных PCI-слота.

Полный текст - в № 9 журнала "ТКТ" за 2002 г.


Бугаев А.В.
Системы распространения запахов в кино: прошлое и настоящее
(сокращенный вариант)

Нью-Йорк, 2 декабря 1959. На экране кинотеатра Mayfair состоялся первый показ документального фильма «За Великой стеной» (Behind the Great Wall).
Этот фильм, как и показанный через месяц в Чикаго фильм Майка Тодда «Запах тайны» (Scent of Mystery), навсегда останется в истории. И не только в истории кино, но и всей развлекательной индустрии. Нет, не прекрасная режиссерская работа сделала эти фильмы всемирно известными, не игра актеров. Было открыто новое измерение в восприятии кино. Наконец-то появилась уникальная возможность ощутить запах фильма...

С самого начала возникновения кинематографа люди пытаются превратить «великую иллюзию» в реальность, мало отличающуюся от окружающего мира. Что для этого надо сделать? Заставить работать все органы чувств зрителей. Так появилось стереоскопическое кино: при помощи различных технических средств изображение становилось трехмерным. Вторым шагом стало рождение в 20-е годы прошлого века звукового кино. Потом появился цветной кинематограф. И вот, наконец, наступила очередь обоняния.
Как не вспомнить фильм «Парфюмер» Патрика Зюскинда (P. Suskind, Das Parfum), где главный герой не только воспринимает мир при помощи своего чудо-носа, но и управляет людьми, подбирая нужные запахи. Следующий фильм был снят только через 21 год, в 1981-м на экраны вышел фильм Джона Вотерса «Полиэстер» (Polyester). И снова про «пахнущие фильмы» надолго забыли. Что же послужило причиной такого фиаско?
Подвела техническая реализация. Фильм «За великой стеной» демонстрировался с использованием системы Aromarama: нужные запахи поступали в зрительный зал через общую вентиляцию. У такой системы есть существенные недостатки. Во-первых, значительная инерционность, т. е. слишком большое время распространения запахов на весь объем кинотеатра. А так как вентиляция обычно находится под потолком, то только при заполнении всего объема кинозала зрители могут ощущать соответствующий аромат. Этот недостаток особенно заметен в больших кинотеатрах.
Во-вторых, обычная вентиляция не успевает полностью удалять один запах до момента использования следующего. Таким образом, происходит смешивание ароматов, и к концу сеанса, по словам зрителей, ощущалось только «изрядное зловоние». Обе эти проблемы пытались решить с помощью дополнительных более мощных вентиляционных систем. Но тогда уровень шума в зале оказывался слишком высоким, что, естественно, мешало нормальному просмотру фильма.
В-третьих, запахи легко впитываются в материю, из которой сделаны кресла, в стены и т. д. Удалить их практически невозможно. Уже после нескольких сеансов, еще до показа фильма, зрители ощущали в зале настоящий «коктейль» из запахов.
Система Smell-O-Vision, примененная в фильме «Запах тайны», была реализована по-иному: запахи подавались по специальным трубкам, проложенным между рядами, и распрыскивались через сопла. Но этот способ имел те же недостатки, кроме, пожалуй, первого — аромат достигал носа зрителя практически мгновенно.

Новый интерес к технологиям, использующим запахи, пришелся на последние годы 20 века и не остыл до сих пор. Особенно заинтересовались подобными разработками крупные компании, решившие использовать запахи в рекламных целях. В первую очередь это относится к фирмам, занимающимся парфюмерией. Не отстают от них компании пищевой промышленности. Так, в 2000 г. в Лондоне состоялась демонстрация рекламного фильма фирмы «Гордонс», известного производителя джина. Через общую вентиляцию подавался запах ягод можжевельника, обязательного атрибута джина. Очевидно, использовалась система, подобная Aromarama и без каких-либо усовершенствований. Ее недостатки компенсировались использованием всего одного запаха и тем, что фильм показывался лишь один раз.
Но настоящий прорыв произошел только в 2001 г., когда за дело взялись производители компьютерного оборудования. Фирма DigiScent представила свою новую разработку — устройство iSmell. В его основе лежит принцип синтезирования из базового набора 128 «первичных» запахов. Таким образом, практически любой аромат, например роз, стало возможным описать как некоторую комбинацию простейших запахов. ISmell позволяет воссоздать более 10  тыс. таких комбинаций — значительно больше, чем может распознать человеческий нос. Была даже создана специальная база данных оцифрованных запахов, которую мог пополнить любой пользователь.
А в Германии в том же году состоялась премьера фильма «Однодневная диета» (One day diet). В нем рассказывалась история человека, принимавшего участие в конкурсе поедания тортов. «Обонятельное» сопровождение проводилось при помощи аппарата Sniffman. По размерам он сравним с кассетным плейером и вешается на шею каждому зрителю. Все управляющие сигналы передаются по радио.
За последние несколько лет подобные системы появились во Франции, в Японии и других странах. В России тоже разрабатывается система распространения запахов. Как ее воспримут зрители в России, мы узнаем очень скоро: первый показ «пахнущего» фильма планируется уже осенью этого года.

Полный текст - в № 9 журнала "ТКТ" за 2002 г.

Обратно

Hosted by uCoz