Обратно

Кинцис Ю.О.
VI Международный конгресс HAT
«Прогресс технологий телерадиовещания»
(сокращенный вариант)

Незаметно прошел год, и снова мы на пороге очередной, уже шестой Международной выставки профессионального телерадиовещательного оборудования Tele-Radio Broadcast Expo, организуемой компанией ITE Group Plc. и Национальной ассоциацией телерадиовещателей России (НАТ), проводимой под эгидой МПТР и как всегда сопровождающего ее Международного конгресса «Прогресс технологий телерадиовещания», организуемого НАТ. Сразу следует отметить, что статус этих мероприятий в нынешнем году существенно изменился. Дело в том, что в соответствии с достигнутым недавно соглашением между НАТ, ITE и NAB (Национальной ассоциацией вещателей США), TRBE теперь является эксклюзивным международным партнером NAB Show в Восточной Европе. Это должно привести к более широкому сотрудничеству между этими организациями, в частности, к более широкому представительству зарубежных компаний на выставке, а ученых и специалистов — на конгрессе.

Говоря о конгрессе НАТ, следует также отметить, что в этом году он задуман как более широкая, чем прежде, площадка для встреч специалистов и обсуждения вопросов научно-технического развития отрасли, проблем законодательства и финансов, исследования аудитории, рекламы и многих других вопросов.
В программе конгресса появились новые секции, намечается проведение широких дискуссий, мастер-классов и круглых столов.
О программе двух новых секций конгресса: «Российские технологии: от концепции к промышленному производству» и «Новые технологии — новые профессионалы», а также о работе одной из наиболее популярных секций прошлогодней сессии конгресса «Конвергенция вещания, телекоммуникаций и Интернет. Интерактивное вещание» рассказали их руководители Калью Иванович Кукк, Манана Альбертовна Асламазян и Геннадий Ефимович Иткис.

К.И. Кукк: Приятно, что даже в самом названии новой секции конгресса поддержана идеология нашей работы.
— А в чем заключается эта идеология? Неужели свершилось и речь идет о возрождении отечественной промышленности средств связи?
— Пожалуй, можно сказать и так. Несколько лет назад АО «ТЕЛЕКОМ» и его партнеры начали с бумаги, издалека, не помышляя о большой раскрутке. Однако первый системный проект в этом направлении мы выполнили на полгода раньше срока. Мы рассматривали его лишь как первую версию, но вместо второй версии, поскольку первая прошла, на наш взгляд, вполне успешно, мы решили вплотную заняться разработкой самой аппаратуры.
В результате к концу прошлого года наша отрасль уже имела 27 типономиналов оборудования, находящегося на разных уровнях разработок (макеты, опытные образцы, промышленные образцы и так далее). Сегодня половина из них уже имеет российский сертификат и решается вопрос их промышленного освоения.
На секции запланировано приблизительно семь — девять докладов. Вводный доклад будет посвящен основным научно-техническим и производственным целям и задачам российских предприятий в области освоения цифрового телерадиовещания. Мы будем стремиться представить слушателям максимально информативные работы из тех, которые пока еще очень мало освещены в печати, а некоторые и вовсе не освещены. Это главным образом описание разработок, законченных в конце прошлого года. Среди них, например, полный комплект студийного оборудования в формате MPEG. Мы провели его испытания в системе студия, линия связи, передающий центр (где идет компоновка программ), эфир, кабельные сети. Главная «изюминка» данной работы — цифровая студия, цифровой микшер, целый ряд интерфейсов с различными преобразованиями кодов и так далее. Этот комплект оборудования разработан, и о нем обязательно будет доложено на секции. Примерное название доклада — «Разработка и внедрение в производство цифрового студийного оборудования».

Цифровой аппаратно-студийный комплекс

В этом году продолжаются работы и идут испытания головной станции цифрового телевидения в Санкт-Петербурге, и этому также будет посвящен один из докладов на секции. Далее будет доложено о лабораторных испытаниях нового отечественного гибридного телевизора для приема как аналоговых, так и цифровых телевизионных программ. Запланирован доклад о репортажной ПТС с новыми системами связи, разработанной в Санкт-Петербурге с участием ВГТРК, и о планах развития этого вида оборудования и оснащения им широкого круга российских вещателей.
— А как обстоит дело с отечественной элементной базой? Ведь при организации сколько-нибудь массового производства аппаратуры это превратится в проблему номер один.
— В этом году после долгого перерыва началась разработка отечественной элементной базы. В первую очередь нам хотелось бы избавиться от иностранной зависимости по трем пунктам. Это, во-первых, тюнер, его входная часть, затем чип демодулятора и чип декодера. Работа только началась и продлится, по нашим предположениям, в течение по крайней мере двух лет.
Особую сложность здесь представит работа с демодулятором, где количество вентилей на кристалле превысит несколько миллионов, и возможность его реализации на предприятиях МЭП будет весьма проблематична. Обо всем этом пойдет речь в специальном докладе на секции.

Видеомикшер АТ 49

М.А. Асламазян: Что сегодня важнее — новые технологии и новое оборудование или разумный подход к управлению?
— Манана Альбертовна, чему все-таки будет посвящена секция «Новые технологии — новые профессионалы», как будет строиться ее работа?
— Мы пока в раздумье, чему отдать приоритет в работе секции. Мы, безусловно, убеждены, что секция не должна быть посвящена только тому, какие семинары и сколько проведет «Интерньюс» в ближайшее время. Очень хотелось бы привести на секцию толковых гостей, скорее всего зарубежных, которые сделали бы обзорные доклады о том, например, что диктует в области управления, менеджмента и творчества приход новых технологий вещания. Мы попробуем сделать эту секцию такой, чтобы на ней удалось проанализировать все, что у нас сейчас существует, посмотреть вперед, что нас всех ожидает в будущем, чтобы максимально избежать ошибок в развитии регионального телевидения. НАТ в этом году значительно сблизилась с NAB. Формальные отношения между ними превращаются в дружеские, и мы надеемся, воспользовавшись этим, пригласить на секцию одного — двух специалистов, которые представили бы нашим слушателям концепцию развития мирового телевидения и радио, причем не столько в техническом аспекте, сколько с позиции широкого взгляда на перспективы развития технологии, который, безусловно, влечет за собой изменения контента и, соответственно, изменение условий вещания.
— Несколько лет назад имела место ситуация, когда творцы не принимали, не умели и не хотели использовать новую компьютерную технику. А теперь, похоже, отстают технические специалисты.
— Да это и понятно. Раньше творцы не верили в эту технику, но теперь, кажется, впали в другую крайность, полагая, что техника может все, и требуют от технического персонала быть на ее уровне.
Но здесь есть еще одна проблема. Дело в том, что многие наши устоявшиеся сегодня представления через несколько лет устареют и окажутся никому не нужными. Поэтому (и это чрезвычайно важно), говоря о новых технологиях и новом персонале, мы должны учитывать не только железо, не только компьютеры, на которых создаются программы (трудно себе представить, что будет еще через некоторое время делать компьютер), не только технические службы, мне кажется, в первую очередь надо думать об управлении, о менеджменте. Это важно не только потому, что при переходе компании на новые технологии необходимо по-другому планировать организацию работы персонала, его состав и количество, расходы на приобретение материалов и оборудования, но еще и потому, что нужно учитывать другой контент, другое взаимоотношение с коллегами и конкурентами. Тут образуется целая цепочка, где одно тянет за собой другое, и трудно сказать, что здесь важнее: чтобы руководители понимали, что можно достичь с помощью новой техники и новых технологий, или чтобы творцы сумели освоить ее в полном объеме. Кроме того все это вместе должно быть тщательно проанализировано и просчитано на предмет целесообразности использования нового и дорогого оборудования в условиях конкретной компании, на конкретном рынке, для реализации потребностей своей, вполне конкретной аудитории. Целесообразность — это чрезвычайно важно, стоит ли средства тратить именно на это, а не на что-то другое. Роль руководителей здесь очень велика.

Г.Е. Иткис: Логистика медиаданных — актуальная научная и практическая задача для информационного века.
— Геннадий Ефимович, термин «логистика» в вещательной среде не совсем обычен. Что вы под ним подразумеваете? Почему, по вашему мнению, это имеет отношение к секции конгресса «Конвергенция вещания, телекоммуникаций и Интернет. Интерактивное вещание» ?
— Прежде, чем ответить на этот вопрос, хотелось бы ненадолго вернуться к прошлогодней работе нашей секции. Ее без преувеличения можно назвать этапной. В отличие от существенно урезанной предстоящей сессии, в прошлом году для нашей работы был выделен целый день. Она была разбита на четыре подсекции, отражавшие основные темы докладов:
а) использование современных информационных технологий в производственном цикле вещания;
б) Интернет — современная среда вещания;
в) технологические основы интерактивности (спутниковые и кабельные телевизионные системы и широкополосный Интернет);
г) интерактивное вещание: стратегия, политика, экономика, коммерция, экология, социологические аспекты.
Основные доклады, сделанные на секции в прошлом году, не утратили актуальности и сегодня. В этом году, несмотря на сужение временных рамок секции, мы ожидаем появления нескольких новых интересных докладчиков. По отношению к перечисленным выше четырем темам с учетом пятилетнего опыта работы секции и всего конгресса НАТ я попытался сформулировать основную тему нынешней сессии следующим образом: это будет мой доклад на тему «Логистика медиаданных — актуальная научная и практическая задача для информационного века».
— До сих пор логистика ассоциировалась у меня с обработкой больших объемов товаров на складах, их движением и так далее.
— Совершенно верно. В первом приближении логистика — это научная дисциплина, направленная на оптимизацию движения, выборки и хранения больших объемов товаров, изделий. Прежде всего это необходимо для снижения общих затрат и лучшего удовлетворения запросов конечных потребителей и партнеров по производству. Очевидно, что в отношении информации, вещательных продуктов, то есть медиаданных, задачи оптимизации и снижения затрат не менее актуальны, чем для изделий металлургической или пищевой промышленности. Естественно, здесь есть своя специфика, и в технологическом плане, и с точки зрения бизнес-процессов. Но при этом, конечно, очень много общего с любым массовым товарным производством. Удивительно, что такое очевидное понятие как «логистика медиаданных» до сих пор не использовалось специалистами информационных технологий, в том числе вещателями, хотя реально в этом направлении проводится огромная работа. Сюда, в это понятие можно уложить большинство представляемых на конгрессе проектов, почти любой доклад или сообщение по секции «конвергенция вещания».
— Какие конкретные проблемы и проекты предполагается обсудить на предстоящей сессии?
— Интересно, что из года в год на секции продолжается конструктивная полемика по основным направлениям. Мне хотелось бы придать этой полемике новое звучание, обратив внимание участников на возможности нового комплексного подхода к логистике медиаданных.
Среди полученных на секции работ следует упомянуть доклад компании «Интерньюс» о разработке системы обмена медиаданными между телекомпаниями. Далее, будет доклад представителей ВГТРК по теме развития Интернет-вещания в масштабах крупной государственной телерадиокомпании, а также по обмену видеоматериалами с удаленными корреспондентскими пунктами с использованием современных, в том числе Интернет-технологий.
Компания Cisco Systems представит доклад «Архитектура AVVID — платформа для конвергенции видео, голоса и данных». Он посвящен конвергенции технологий, а также использованию IP-вещания в корпорациях и сетях современных Интернет-провайдеров. В докладе компании Tivionica Broadcast Systems «Новые возможности медиасистемы Dalet-ANN» пойдет речь о новых разработках известной французской фирмы Dalet.
— В прошлые годы много внимания уделялось вещанию в Интернете. А какова сегодня реальная ситуация с Интернет-вещанием с позиции пользователя?
— Мне кажется, ажиотаж в этой области потихоньку стихает, все входит в правильное русло. Здесь все было четко расставлено по своим местам на круглом столе прошлогодней сессии, который назывался «Интерактивное вещание: цифровое телевидение и Интернет. Конкуренты или партнеры?». На нем четко прозвучало, что хотя эти современные технологии вещания сближаются и имеет место их взаимное проникновение друг в друга, тем не менее каждая из них сегодня имеет четко обозначенную собственную нишу. Там, где идет речь о массовом вещании, в том числе интерактивном, о массовых мероприятиях, разумеется, имеет приоритет цифровое вещание, а в индивидуальном обслуживании потребителя вперед выходит Интернет.
Приятно отметить, что в этом году мы ожидаем участие в работе нашей секции представителей компании Microsoft. Запланирован доклад о том, как построить домашнюю студию Интернет-вещания. Компания предлагает полный набор программных средств, чтобы каждый желающий мог организовать вещание. Кроме всего прочего это серьезная философская проблема. В сущности, может быть переворот в вещании в том смысле, что любой человек, сидя у себя в квартире, сможет вещать на Интернет-аудиторию практически так же, как, скажем, CNN. Понятно, что здесь уже не осталось серьезных технических проблем, зато встали во весь рост другие проблемы: этические, политические, юридические. Это всех беспокоит, но, к сожалению, выходит за рамки нашей секции.
Еще на секции ожидается интересный доклад, посвященный теме, как с позиции логистики следует подходить к процессам оптимизации и перераспределения ресурсов при теле- и кинопроизводстве. Современные монтажные комплексы — удовольствие не для бедных. Но при этом в большинстве компаний они, как правило, недоиспользуются, а то и вовсе простаивают. В докладе обсуждается новый подход к организации телепроизводства, основанный на формализации основных операций. Предлагается с помощью современных технологий разделить творческий и технологический процессы монтажа. То есть построить их таким образом, чтобы несколько творцов, находясь в разных комнатах или даже в разных компаниях, имея доступ к современному архивному комплексу, могли параллельно и независимо друг от друга реализовывать творческие планы на одном монтажном оборудовании. Речь идет об искусстве управления на основе новых технологий, об оптимизации процессов и повышении эффективности использования оборудования, материальных и людских ресурсов.

Полный текст - в № 9 журнала "ТКТ" за 2002 год

Обратно

Hosted by uCoz