Обратно

Новости техники и технологии

Смирнов В.А.
Технологический процесс в лаборатории
цифрового кинематографа
(сокращенный вариант)

В последнее время заметно вырос интерес к «цифровой лаборатории» как альтернативе обычной кинолаборатории. Такая структура является новой, подвергаемой быстрой эволюции, и совершенно необходимой для существования и дальнейшего развития цифрового кинематографа (ЦКМ). Процесс цифровой обработки отснятого материала обладает высокой гибкостью, позволяет получать видеосодержимое самого высокого качества и, по мнению специалистов, в ближайшем будущем заменит многие операции, связанные с лабораторной химической обработкой киновидеоматериалов.

Технологический процесс. На первый взгляд, последовательность выполнения действий в цифровой лаборатории аналогична принятой в лаборатории химико-физической обработки пленки. Однако в деталях имеются существенные различия. Например, можно увидеть сразу результаты любой только что выполненной операции. Кроме того, цифровой тракт обладает большей гибкостью, благодаря чему заметно облегчается работа по мастерингу и переводу аудиовизуальной информации в различные стандарты, в том числе на DVD, кинопленку и многие ТВ-форматы.
Использование цифровой технологии в кинематографии расширяется, от получения эффектных кадров до включения всего процесса работы над фильмом, от съемки до демонстрации на экране. Но следует учитывать, что лишь в последнее время ЦКМ начал получать реальную поддержку. На телевидении стали применять принципиально новые и относительно дешевые видеокамеры для получения видеоматериалов с ТВЧ-качеством; видеокамеры типа Viper продолжают постепенно вытеснять кинопленку и начали завоевание кинематографа в целом. Чтобы поддержать качество отдельных деталей полного изображения, предназначенного для записи на носитель в цифровом виде, компанией director’s friend (df) было разработано специальное оборудование, получившее наименование df-cineFS (рис. 1).

Рис.1. Получение цифровых данных; передача данных от видеокамеры, аудиоданных и временного кода в систему df-cineFS и для записи на кассету с ТВЧ-качеством

Цифровой захват. Применение цифрового захвата способствует оперативности съемки, так как только что отснятое изображение можно вывести на экран монитора и для следующего дубля подрегулировать освещение, изменить постановку сцены и снимаемых планов. Таким образом, по сравнению с традиционной съемкой на кинопленку общий объем работы при цифровой съемке значительно сокращается. Однако запоминание большого количества данных, создаваемых видеокамерой при съемке, а также запись сопутствующих аудио- и метаданных (например, временного кода) должны быть выполнены в реальном времени.
Изображение высокой четкости (для кинематографа — 1920 x 1080 элементов) может быть записано на магнитной ленте (например, в формате HDСАМ) или на дисках (при использовании камеры Viper). По сравнению со скоростью передачи данных, обеспечиваемой ПЗС, скорость передачи данных в системе HDСАМ снижается примерно в 7 раз, и поэтому остальные данные, включая звук, могут записываться на видеомагнитофоне типа Digital Betacam. В оборудовании, применяемом совместно с камерой Viper, используется передача несжатых HD-данных в виде «сырых» RGB-сигналов. Хотя камера снабжена выходами нескольких типов, включая HDTV YCrCb, необработанные RGB-сигналы лучше способствуют выполнению требований ЦКМ к качеству.
Чтобы сохранить весь динамический диапазон яркости изображения, Viper выдает данные в 10-бит разрешении, что дает четкость выше, чем при 13-бит дискретизации. Эти данные располагаются на полной полосе частот в виде RGB-сигналов, или сигналов стандарта 4:4:4, давая скорость потока 1,5 Гбит/с при смене кадров со скоростью 24 кадр/с. Пока не существует устройства записи, которое смогло бы записать такое количество данных в реальном времени. Хотя с помощью дисковых серверов нескольких типов можно записать данные, поступающие со скоростью 1,5 Гбит/с, из-за их дороговизны на месте съемки они обычно не используются. Более практичным решением является небольшой накопитель специального назначения, легко устанавливаемый в любом месте. Для этого фирма director’s friend разработала устройство df-cineFS для записи потоковых киноданных, включающее дисковый накопитель HDreel.

Защита цифровых негативов. Так как отснятый материал обладает большой ценностью, его необходимо защитить. Одной меры защиты может оказаться совершенно недостаточно, и поэтому несколько мер, принятых одновременно, уменьшают возможность потери видеосодержимого.
Основным способом защиты отснятого материала является копирование, которое легко осуществляется с помощью соответствующего оборудования. Обычно количество данных очень велико. 30 мин несжатых 10-бит RGB-сигналов, полученных камерой Viper при скорости 24 кадр/с, занимают около 338 Гбайт (с четырьмя стереозвуковыми каналами). Устройство HDreel с объемом памяти 576 Гбайт может обеспечить хранение 44 или 50 мин видеосодержимого (соответственно со звуком и без звука). С точки зрения рентабельности устройство HDreel является малоэффективным, если предназначается для длительного хранения данных; его эффективность заметно повышается при многократном использовании.
С точки зрения объема хранения и скорости передачи данных более практичными являются быстродействующие устройства записи. Это означает, что большинство наиболее часто применяемых носителей информации и соответствующего оборудования не подходят для выполнения поставленной цели. В качестве примера можно предложить устройство DTF-2 на магнитной ленте (скорость записи 24 Мбайт/с), функционирующее в 8 раз медленнее, чем осуществляется передача данных 24 кадр/с в реальном времени.
Хотя сообщается, что среднее время наработки на отказ (MTBF) современных высокоэффективных дисковых накопителей около 1 млн ч (приблизительно 114 лет), эта цифра является среднестатистической, а реальный срок службы не превышает пяти лет. Если на диске появляется механический дефект, то записанные на нем данные утрачиваются. Чтобы обеспечить необходимую емкость и скорость передачи данных при записи в реальном времени, в ТВ-вещании и ЦКМ обычно объединяют несколько дисковых приводов в RAID-накопители. Существуют RAID-накопители нескольких уровней, направленных на выполнение различных требований: например, RAID-0 предлагает высокую скорость передачи данных и большую емкость; RAID-3 обладает дополнительной защитой, при выходе из строя одного диска сохраняется возможность восстановить все данные, введенные в данный накопитель.

Внутри лаборатории. Если оборудование оснащено HD-SDI или более быстрым IT-соединением, то передачу по волоконнооптическому каналу (Fibre Channel) со скоростью 2 Гбит/с и последующее копирование можно выполнить непосредственно в цифровой лаборатории. С помощью интерфейса HD-SDI цифровые видеоизображения отображаются в стандарте SMPTE 292М. IT-интерфейс использует передачу файлов и работает лишь в том случае, если распознается формат файла устройства HDreel. Блок оборудования HDStationRGB фирмы DVS, составляющий основу цифровой лаборатории, может оказать пользу в том случае, если он принимает HDreel-данные в реальном времени. Это оборудование конвертирует HD-видеоданные в любой известный стандарт, например, DРХ, широко применяющийся в системе ЦКМ (см. рис. 2).

Рис.2. Структура типовой цифровой лаборатории с входами и выходами

Один метод — оснащение цифровой лаборатории оборудованием HDreel. Оборудование занимает мало места, имеет усиленную конструкцию, риск порчи дисков значительно уменьшается благодаря автоматической блокировке, предотвращающей попадание кусков разрушенной головки записи/воспроизведения на поверхность диска. Устройства HDreel с большим объемом пространства записи используются для хранения большого количества отснятого материала.
Если для передачи аудиовидеоинформации от HDreel к компьютерам HD-SDI-соединения не применяются, для прямого использования материала необходимо иметь преобразователь файлов. ReelReader — это ПО, обеспечивающее возможность преобразования аудио- и видеоданных из устройства HDreel в обычные компьютерные файлы, включая форматы DPX, Cineon и другие. Затем доступ к данным возможен через интерфейсы Ethernet, USB, FC или SCSI.

Практические решения. В цифровой лаборатории работа с различными мультимедийными форматами проводится по многим направлениям: видеомонтаж, цветокоррекция, создание специальных видеоэффектов, архивирование и мастеринг. Система работает как узел там, где требуется получение материала высокого качества, включая различные решения по обеспечению высокоскоростного соединения и быстрого доступа к информации накопителя. Эти условия выполняются при использовании цифрового узла лаборатории — устройства HDStationRGB, а также высокоскоростного накопителя большой емкости. Фирма DVS создала такое оборудование, обладающее высокой производительностью и рентабельностью (рис. 3).

Рис.3. Местоположение цифровой лаборатории

RAID-накопитель высокой производительности обычно собирается из дисководов с интерфейсами SCSI или Fibre Channel. Такие дисководы высокоскоростные, но стоят относительно дорого. Более широко применяются IDE-приводы, имеющие более низкую стоимость хранения единицы информации. RAID-контроллер Fibre Channel-to-IDE обеспечивает требуемую эффективность хранения информации и высокие эксплуатационные характеристики. HDStationRGB функционирует в реальном времени, имеет двойной тракт и работает с несжатыми HD-данными, в любое время предоставляя материал высокого качества для просмотра. Используя проектор типа D-cinema, на экране можно видеть программу (или фрагмент), как ее увидит аудитория в кинозале. Например, результат выполненной цветокоррекции кадра можно сравнить с соседними кадрами. Такая «неконтекстная» работа, выполняемая в зависимости от ситуации, совместно с гибкостью внесения изменений в стоп-кадр является веским доводом в пользу цифровой лаборатории.

Обеспечение сохранности качества. Электронная доставка или выход сканирующего устройства дают возможность получить изображение в цифровом виде. Для показа широкой аудитории очень важно сохранить всю информацию, составляющую данное изображение; этот фактор приобретает еще большее значение, если материал проектируется для демонстрации на большом экране. Современное оборудование постпроизводства может выполнять работу с абсолютно «сырыми» данными, полученными с помощью датчиков изображения, но в некоторых случаях оцифрованный материал поступает в сжатом виде или с ограниченным объемом данных. Это может не оказать никакого влияния на производственный процесс, однако чем выше требования, предъявляемые к постпроизводству, тем большее значение придается полноте поступающей информации.
Из-за параметров, которые имеют видеомагнитофоны на магнитной ленте, трудно использовать все преимущества цветовой RGB-модели при ТВ-постпроизводстве; в лучшем случае, изображение дискретизируется по стандарту 4:2:2 (по яркости) и снабжается цветоразностными элементами (Y, Cr, Cb). Для обычного телевидения этого оказывается достаточно, но при переходе к ТВЧ и особенно при переводе изображений на кинопленку требования к качеству изображения заметно повышаются. Разумеется, пространственная цветопередача в стандарте 4:2:2 имеет меньшее разрешение, чем в стандарте 4:4:4, и поэтому качество изображения в первом случае будет значительно ниже, что сразу увидят зрители при демонстрации фильма на большом экране. Кроме того, такие технологические этапы постпроизводства, как рирпроекция, компоновка программ и цветокоррекция в наших глазах «выглядят» как информационные данные об изображении. Различие между относительно узкими уровнями яркости может привести к тому, что дефекты станут невидимыми.
Использование сигналов 4:4:4 облегчают работу с приложениями сигналов рирпроекции благодаря улучшенному пространственному разрешению в каналах цветности. Логарифмическое кодирование дает более высокую степень разрешения по яркости, чем линейное кодирование с одинаковой степенью дискретизации.
Эффективность и высокое качество цифровой производственной системы доказаны. Сочетание расходов на кинопленку, лабораторную обработку и многочисленные фазы промежуточного копирования уже поддаются сопоставлению с цифровым способом обработки, который не вносит потерь при последовательном копировании. По существу, копирование киноизображения на пленку не может быть столь точным или эффективным, как копирование оцифрованных изображений одновременно в нескольких экземплярах. В настоящее время создание цифровых архивов также становится рентабельным делом. Кроме того, другие направления, такие как подготовка различных версий фильма для разных стран и шифрование с целью предупреждения пиратского использования, становятся более эффективными и легко выполнимыми в цифровом виде.

Полный текст - в № 9 журнала "ТКТ" за 2003 г.

Обратно

Hosted by uCoz