Орлов А.М.
Лауреатский
дуэт
(сокращенный
вариант)
Я пришел на студию «Человек и время», хорошо зная по фестивальным показам анимационные фильмы, снятые здесь. Оказалось, я был осведомлен лишь об одной стороне производственной направленности студии. На самом деле средоточием студии, ее «сердцем» являются две ярких личности, два человека, один из которых занимается документалистикой, а другой — анимацией. Это режиссер-документалист Тенгиз Александрович Семенов, сын известного актера немого кино Александра Семенова (впоследствии кинооператора), и Наталья Орлова, художник и режиссер анимации. Он — лауреат Ленинской премии, она — лауреат Государственной премии. Соответственно существуют две оргструктуры: студия «Человек и время», выпускающая документальные фильмы, и студия «Aнимос», выпускающая анимацию. |
Т. А. Семенов: Я совмещаю
должности генерального директора
студий «Человек и время»/«Анимос» и
художественного руководителя
студии «Человек и время». Я родился
в Тбилиси, начинал как
практик-оператор на телевидении в
Тбилиси и в Северной Осетии, потом
поступил во ВГИК на режиссерский
факультет к Роману Кармену. После
ВГИКа начал работать на ЦСДФ.
Кармен пригласил меня на проект
«Неизвестная война» из двадцати
картин. Я сделал два фильма:
«Блокада Ленинграда» и «Величайшее
танковое сражение». Говорят,
«Блокада» получила Эмми, хотя
самого приза я не видел.
Так получилось, что с самого начала
я участвовал во всех переговорах и
контактах с американскими
партнерами. Моя «Блокада» еще в
черновом варианте была отобрана
как пилот. Потом, к несчастью, Роман
Лазаревич умер. Я был назначен
художественным руководителем и
завершал проект.
Без него, конечно, проект бы не
состоялся. Он сумел привлечь в
качестве консультанта первого
помощника Брежнева по
международным делам — Андрея
Михайловича Александрова-Агентова.
— В качестве авторитетной
«крыши»?
Это был удивительный человек,
огромного ума. Он был похож на
Вольтера. Интеллигент до мозга
костей. Он был помощником и
Черненко, и Андропова, и Горбачева.
Горбачев спросил, когда тот уходил
от него: «Ну что, теперь вы писать
будете?». «Нет, — ответил тот, — я
хочу спокойно жить». И ушел. Сколько
прошло лет — и ни разу никто не
написал о нем ничего плохого. В
основном благодаря этим двум людям
и была сделана «Неизвестная война».
После смерти Кармена Ермаш,
председатель Госкино, назначил
меня исполнять обязанности
художественного руководителя.
«Неизвестная война» имела
уникальную судьбу: ни одна наша
картина, включая художественные, не
показывалась в стольких странах,
как эта. Это была первая советская
картина, премьера которой
состоялась в Библиотеке Конгресса
в Вашингтоне.
Студия документального
кино«Человек и время» существует с
1990 г. Она возникла как объединение
на ЦСДФ, а потом мы выделились в
отдельную студию. Было выпущено
около 60 документальных фильмов.
Одни из первых — «ДМБ-91», «Кошкин
дом», «Скамейка Силуана», «Сократ
на дуэли», «Чревовещательница»,
«Отечество» и т.д. Многие фильмы
имеют награды или дипломы
фестивалей. Мы делаем два типа
фильмов: часть снимается на видео, в
том числе цифровом, а часть — на
пленке. Настоящая цифровая камера
стоит от 30–40 тыс. долл. Конечно,
таких камер у нас нет. Слабенькие
цифровые камеры стоят 3–5 тыс. долл.
Приличная камера, с которой можно
работать, стоит около 11 тыс. долл.
Как правило, мы снимаем на Бетакам.
Бетакам для нас лучше, чем та
«цифра», которую мы сейчас можем
использовать, но хуже той, которую
мы не можем использовать (из-за
денег).
Потом мы решили заняться анимацией,
и в 2000 г. появилась студия «Анимос»,
где снимаются только анимационные
фильмы. Каждая студия имеет свою
технику и аппаратуру, работа идет
параллельно. В последнее время было
поветрие: все разбирали съемочные
станки и переходили полностью на
компьютер и видео. Но мы решили
сохранить кинематограф, кино. Наш
долгий опыт работы с англичанами
показал, что у них с компьютерами
дело обстоит намного лучше, однако
они все же снимают анимацию на
Кодаке, а потом переводят на видео.
Мы знаем, что так же делают и в
Голливуде, где снимают на Кодаке
или в «цифре», а потом принимается
решение, печатать ли копии или
выводить их на видео с расчетом на
видеопрокат. Понимая это, мы
совместили обе технологии: снимаем
на пленку, но переводим и на видео. С
пленочного негатива мы получаем
качество намного выше, чем качество
видео.
Н.Орлова: Компьютерное
изображение в анимации все равно не
дает того качества, которое можно
получить на пленке: глубины
пространства, воздуха, среды.
Пленка все это передает. В
компьютере среда получается
слишком холодная. Компьютер мы
используем как инструмент для
спецэффектов. Наша первая
анимационная работа — «Моби Дик»
(2000 г.). Это один из фильмов
совместного проекта с
Великобританией по классическим
произведениям народов мира. Далее
за два года были сняты «Три сестры,
которые упали в гору», «Корона и
скипетр», «Тимун и нарвал»,
«Черепаха, которая завоевала
уважение», «Желтухин», «Белый
домик», сейчас в производстве
«Каштанка», «Девочка Люся и дедушка
Крылов» по Саше Черному и «Про муху
и сверчка». Вы сами понимаете, какие
фильмы идут у нас по ТВ. Поэтому мы
задумали серию «Русские классики —
детям». В конце 1990-х опыт нашей
работы с англичанами над проектом
«Сказки народов мира», где
участвовали 26 стран, включая даже
африканские, показал, что наша
страна исключает себя из общего
процесса. К сожалению, мы фильмы
этой серии показывать не можем. У
нас нет прав, потому что мы не
вкладывали деньги. хотя англичане
предлагали предельно льготные
условия сотрудничества:
пост-продакшн у них, композитор и
сценарий — их. У нас только
производство. Если бы мы сделали
одну картину за наш счет, мы
получили бы возможность на прокат
всех фильмов этой серии. Но в то
время нигде денег на это не нашлось.
«Тимун и нарвал», кадр из фильма
«Черепаха, которая завоевала уважение», кадры из фильма
Тогда мы решили сами сделать
серию «Русские классики — детям».
Идею сериала подал Владимир
Голованов, сценарист. Он внес очень
большой вклад в это дело. Сейчас нам
очень помогает и поддерживает
Комитет кино в Министерстве
культуры.
Компьютер сейчас в анимации
обычно используется для экономии
времени и средств. В этом смысле у
вас студия достаточно
«некоммерческая» для того, чтобы
позволить себе не внедрять широко
компьютерную анимацию?
Н.О.: Если ставить перед
собой художественные задачи, то на
компьютере их воплощение занимает
гораздо больше времени, чем
традиционными средствами. И
компьютерное воплощение зачастую
сложнее.
Т.С.: За столетие
использования пленки было
накоплено столько опыта, что
режиссеры научились делать просто
невозможное. Наверное, на
компьютере это также возможно, но
опыт накоплен пока явно
недостаточный. Когда мы работаем с
компьютерщиками, главная сложность
на сегодня — это разное мышление. В
кинематографе в любой профессии
можно найти человека, который
понимает ее так же, как вы. В области
компьютерной анимации это крайне
сложно.
Мы используем компьютер, но иначе.
Например, для съемок кукол на
съемочную камеру крепится еще и
цифровой фотоаппарат, с которого на
экран монитора снимается текущий
кадр, одновременно накладывая его
на один-два-три-четыре предыдущих
кадра. Это очень удобно: аниматор
получает возможность
контролировать смещение своего
персонажа.
«Корона и скипетр», кукольные персонажи
«Желтухин», кукольные персонажи
— У вас в студии в штате всего
семь человек?
Т.С.: Больше людей —
больше беспорядка. Поэтому
происходит отбор людей, которые
могут совмещать многие функции,
необходимые для производства
фильма.
— Вы связаны со ВГИКом?
Т.С.: Да, я — председатель
государственной экзаменационной
комиссии ВГИК на режиссерском
факультете мастерской
документального кино. Я вел
мастерскую во ВГИКе. Л. Уланова,
А. Коган, Г. Гатаулина, С. Князев —
мои ученики. В прошлом и в этом году
меня тоже приглашали вести
мастерскую, но я отказался — на все
не хватает времени.
Новшество, введенное
на студии для освещения кукольного
макета:
мозаичное зеркало, создающее
эффект живого рассеянного дневного
света с полутенями
В этом году мы с моим другом
Рубеном Геворкяном заканчиваем по
заказу Армении пять серий об
истории Армении, о нынешней
ситуации и ее корнях, о том, почему
армяне разлетелись по всему миру.
Работа очень серьезная, мы снимали
в Армении и Карабахе, в России и
Америке. Рубен уже давно
возглавляет Документальную студию
Армении. Он был близким другом
Сергея Параджанова и снял о нем
фильм «Параджанов — последний
коллаж»совместно с французами.
Параджанов мечтал жить в Ереване, и
ему построили дом с мастерской,
который после его смерти стал
музеем. Когда Путин был в этом
музее, он написал в гостевую книгу с
серпом и молотом на обложке
восторженный отзыв о Параджанове.
Лукашенко поверх нее размашистым
почерком поставил резолюцию:
«Согласен».
— Какими вы видите перспективы
вашей работы?
Т.С.: Наше кредо —
соединение традиционного и нового.
Я смотрю вперед с надеждой, что в
России все будет нормально, Россия
поймет, что ей нужно думать о себе,
своем народе, о своей культуре,
своем кино — в этом и заключается
перспектива для всех нас.
Я вижу важную задачу нашей студии
еще и в том, чтобы сохранить
преемственность профессии. Я был бы
рад, если к нам будет приходить
больше людей, больше молодых
режиссеров со своими проектами,
которые в процессе работы в едином
коллективе учатся друг у друга.
Полный текст - в № 11 журнала "ТКТ" за 2002 г.